Турист Бендер Родригес (Robo)
Бендер Родригес
был 18 февраля 2011 14:41

Камбоджа Декабрь 2009

Мы с мужем 2 месяца — с 19.11.09 по 19.01.10 путешествовали по ЮВ Азии. Проехали Вьетнам с севера на юг, посетили Камбоджу — реликтовый Ангкор, Таиланд, и на о. Лангкави, в Малайзии, встречали Новый год. Описываю свои субъективные впечатления отдельно по странам.

Как я уже писала в рассказе о Вьетнаме, в Сайгоне мы взяли «опен бас тикет»- автобусный билет с открытой датой, по маршруту Сайгон — Пномпень — Сием Реап. За 20 долл с человека. Сайгон — Пномпень — 10 долл. И Пномпень — Сием Реап — 10 долл. На границе нас высадили и границу мы переходили пешком, тот же автобус ждал нас уже по другую сторону. Визу оформили тут же, на границе, в специальном пункте, за 20 долл. с человека. Оформляют очень быстро. Анкета стандартная, заполнять её проще даже, чем таможенную декларацию. Визу дают на месяц. Для визы нужна фотография. Мы взяли фотки ещё из дома, на всякий случай.

В Камбодже много пространства, мало людей. Во всей стране всего 14 млн. Дышится легко. Резко на ощущениях сказывается переход границы. Сразу впечатляют тишина и просторы, как у нас в России. Сказать, что Камбоджа такая уж совсем нищая, с первого взгляда не могу. У нас в стране тоже полно контрастов. Но, думаю, что с экологией у них всё в порядке. Страна, в основном сельскохозяйственная. Труд повсеместно исключительно ручной. Пространство чистое.

Люди очень схожи с щриланкийцами по отношению к жизни, поведению и даже внешне. Спокойные, доброжелательные и неагрессивные. Но негативного опыта, после Полпота у них больше, поэтому, в отличие от тех — в чудо не верят и сказочных принцев не ждут. И совершенно нигде нет назойливости (в Тае тоже не столкнулись). Только в Ангкоре торговцы сувениров приставали. И однажды в Пномпене — беженцы.

Пном Пень

Ворота во дворец.

До Пномпеня ехали недолго, вместе с переходом границы, и остановкой в очереди на паром, где-то часов 6. Пномпень встретил потрясающе красивыми дворцами. Нас привезли до пункта остановки автобусов, недалеко от центра города. Саша пробежался по окрестностям, но в ближайших отелях не было мест. И мы сдались на милость тук-туковца. «Тук-тук» — это местное такси, в виде мотоцикла и прикреплённой к нему кареты.

Он повозил нас немножко по отелям. В результате мы тормознулись в «Her Royal Highness» (№ 35–37, street 172 Sangkat Chey Chumneas), за 13 долл/номер. Отель старый, огромный, расположен практически в центре. Чувствуется былая роскошь. Видимо когда-то был довольно дорогим, но сейчас практически пустой. Нас поселили во второй корпус, так там даже на ресепшен никого не было, это даже настораживало.

И за 2 дня видели в нём только ещё одного постояльца-иностранца. Можно было поселиться на самой центральной площади, в новом отеле, за 25 долл. И напротив нашего отеля мы потом обнаружили уютненький семейный отель, за 15 долл/номер. Но мы не планировали долго быть в Пномпене, а всего лишь пару дней, и решили сэкономить.

И в первый же день мы прокололись. Тук-туковец стал предлагать нам экскурию в какой-то знаменательный «темпл», за небольшие деньги. По былому опыту «темпл» мы перевели, как «храм». Было обеденное время — ещё полдня впереди. И мы решили время не терять и согласились. Он нас долго-долго вёз-вёз. Вывез далеко за город и привёз… в музей-мемориал Пол-потовских событий.

Там были массовые захоронения жертв Пол-пота. Тот, за время своего режима умудрился сократить население с 15 млн. до 5 млн. Там отстроена стеклянная башня, высотой с 5 этажный дом, вся заполненная черепами жертв. Впечатление, конечно, производит тягостное. Даже сейчас пишу и содрогаюсь. По своей воле, даже ради интереса, мы такие места не любим посещать. В общем, пока вернулись, уже стало темно. От дальнейших услуг таксиста мы отказались.

Вечером, гуляя по нашей улице, набрели на массажный салон. Я решила сделать там массаж за 5 долл/час. Хозяева вызвали массажиста. Мне дали униформу — холщовые брюки и рубаху. Оказалось, парень-массажист — слепой. Такого своеобразного и зверского массажа мне никто ни раньше, ни потом нигде не делал. Он находил у меня на теле самые болевые точки, а затем давил на них так, что в мозгу звенело и глаза вылезали из орбит от боли. Причём, я старалась и виду не показывать, что там больно, уже зная, что за этим последует.

Но он, каким-то своим наитием, наощупь, их распознавал. В какой-то момент я думала, что больше не выдержу этой экзекуции, даже хотела отказаться от массажа. Но далее происходило чудо — в момент апогея, боль вдруг резко исчезала, и наступало расслабление. Я выдержала до конца. Очень интересно. В итоге в теле появилась необыкновенная легкость, и я осталась довольна. На радостях дала ему чаевые. Такой бы массаж курсом пройти.

На следующий день, с утра позавтракав в гостинице, мы пошли в национальный музей, он расположен совсем рядом. Насмотрелись на вывезенные из Ангкора артефакты. Побродили по городу, посидели в кафе. Зашли на территорию монастыря, она большая, с жилыми домами и храмами, как город в городе. За высоким забором, но со сквозными проходами. Там на улочке Саня пообщался с местным монахом, а служительница любезно открыла нам храм для осмотра.

Правительственный дворец открывался в 14–00 дня, и мы в него не попали, т. к. в это время уже ехали в Сием Реап.

Сием Реап

Танцовщицы — апсары

Ориентируясь на карте по расстоянию, мы думали, что приедем в Сием Реап довольно быстро. Но оказались там достаточно поздно. Часов в 9 вечера. Так что выезжать из Пномпеня лучше рано утром, а не в 13–30, как мы. Учитывая, что темнеет уже в 6–7 вечера, а с освещением там не очень — мы приехали, чуть ли не глубокой ночью. Автостанция находится в 4 км от города.

И опять мы отдались на милость тук-туковца. Тот привёз нас в вполне хорошую гостиницу «Tropical Breeze» (№ 0293, Group12, Wat Damnak Village, Salalkomreuk Commune), где мы сняли номер за 16 долл. Как и во Вьетнаме, в фойе стоят компьютеры, с бесплатным, для гостей Интернетом.

Тут Саня сразу же развил кипучую деятельность, и, несмотря на мой совет — отдохнуть, а потом наметить план действий, нанял русскоязычного гида с транспортом на 3 дня, за 100 долл в день. Можно было и не тратить эти деньги, т. к. гид, по существу, ничего такого нам не рассказал, чего мы не могли прочесть про Ангкор. Напротив, рассказал много стандартных легенд, противоречащих официальной информации. Ну да ладно. Время нас поджимало. Мы хотели встретить Новый Год на волшебном о. Лангкави, проехав ещё и по Таиланду. А было уже 14 декабря.

Ангкор

Ангкор-Ват

Ангкор, конечно, потрясает. Подробно храмы описывать не буду, т. к. уже много про него написано. Скажу только что храмы очень высокие, а ступеньки тоже очень высокие, к тому же мелкие и крутые, так что нужна хорошая физическая форма, лазить по ним целыми днями в жару. Спускаться ещё труднее. Считается, что они олицетворяют дорогу в рай, к небесам, а она не может быть лёгкой.

Особенно мне понравился храм Байон, с его волшебной энергетикой. В Ангкоре мы посмотрели закат, забравшись на гору на слоне. Поднялись на воздушном шаре и посмотрели на храм Ангкор-Ват сверху. Попробовали пальмовый сок. И посмотрели, как выпаривают пальмовый сахар из этого сока. Кстати сахар там и белый и коричневый, в магазине по одной цене. Примерно 60 центов за кг.

Река тысячи лингамов

Река 1000 лингамов

Все 3 дня мы провели в насыщенном экскурсе. Кроме Ангкора побывали на священной реке 1000 лингамов. Это меня впечатлило даже больше, чем многочисленные храмы. Представьте реку, по дну которой расположены вытачанные из камня письмена и скульптуры лингамов, которым уже 1000 лет. И вода их не разрушила. Просто невероятно. Мы побродили по реке, потрогали каменные лингамы и совершили очищающее — оздоровительное омовение.

Другие экскурсии

Девочка в лодочке

Также мы побывали в скальном храме, с 8-метровым лежачим Буддой. Храм этот ещё древнее, чем Ангкор. Будда там почему-то лежит на левом боку. Тоже до того дня такого не видела, обычно он везде лежит на правом боку. Вопрос для меня остаётся открытым… Я немножко заблудилась в окрестностях, за храмом. Бродила по джунглям. За храмом в лесу, торговцы украдкой продают всякие языческие штучки, вроде куриных лапок, пёрышек, костей и черепов животных. По невидимому сигналу всё это быстро прячут. Купила у них брусочек смолы сандала за доллар. От злых духов.

Ещё нас возили в стандартный тур на озеро. Всех туристов туда возят, показать удручающую камбоджийскую нищету. Гид-Саша сказал, что на воде у них живут и занимаются рыбалкой беженцы-вьетнамцы. Мы так и не поняли, почему те из вьетнама уехали? Может нарушившие закон?

Заранее, в Сайгоне, мы купили камбоджийским детям конфет. И старательно, все 3 дня, их раздавали. Конфеты всё не кончались, то ли детей встречали мало, то ли конфет купили много.

Дам координаты нашего гида. Русское имя его — Саша. Mr. Nem Samnang, тел. 012286270. Вдруг кому-то понадобятся его услуги.

Мне понравился англоговорящий гид Phay Sokin, psktrancom@yahoo.com, тел. (855) 12 822283, (855) 11611010. Он тоже с нами ездил все 3 дня, в качестве водителя.

Если будете отдыхать во Вьетнаме, то нет проблем взять оттуда тур в Ангкор и обратно. Причём существует много вариантов пути, на разное количество дней. 3 дня в Ангкоре — достаточно, чтобы всё посмотреть. Можно поехать и наземным и водным транспортом. Уж очень хорошо вьетнамцы всё организовывают. И недорого. Думаю, экскурс из Вьетнама обойдётся вам гораздо дешевле, чем нам наш импровизированный заезд.

Свободное от экскурсий время

Ресторан Sophea

По вечерам мы обычно посещали ресторан «Sophea Angkor Rich restaurant» (National Road № 6). Там ежедневно, с 7–30 до 8–30 вечера, проходит костюмированное представление национальных танцев. Устроен он по принципу шведского стола. Ешь, пьешь, что и сколько душе угодно, а на выходе платишь 12 долл. с носа.

Разнообразие меню — фантастическое. От горячих блюд до десерта и фруктов. Из напитков — чай, кофе, соки. Даже суши есть и мороженое. Всё очень вкусно. Правда всё мы так и не попробовали. Зато, ради интереса, попробовали разные, странного вида, национальные десерты. Дополнительно оплачиваешь дринк по меню-карте, если закажешь.

Ходили гулять на ночной рынок, там очень дешёвая ювелирка, хотя качество, как и в Шри Ланке, не европейское, но немножко получше. Конечно, покупать ювелирку на любом рынке — это определённый риск. Но я всё же купила себе набор звёздных рубинов, за 45 баксов — серьги, кольцо и кулон в серебре. Начальная цена была 80 долл., но мой муж проявил свою замечательную способность торговаться.

Не знаю, какое в наборе серебро, но именно эти камни подделать невозможно. На них при освещении появляется звезда. Мне ещё на ШЛ их захотелось, но там это очень дорогой камень. Тут почитала про него, оказывается — называется «астерикс», достаточно редкий, считается магическим, и даже царь Соломон постоянно носил с таким камнем перстень.

Прощай, Камбоджа.

Ангкор

Через гида Сашу мы купили билет на автобус до Бангкока. Наутро, он отвёз нас на автостанцию и 18 декабря мы отправились пересекать очередной кордон.

Не познала я Камбоджу в полной мере, так, как бы мне хотелось, и чтобы написать больше интересных и правдивых впечатлений. 6 дней, включая переезды, — это конечно очень мало, для изучения любой страны. Мы встречали туристов в пути, которые ведут счёт на страны — 34 страны объездили, но не знают, что такое имбирь. Не хочется записываться в их ряды. У меня ещё больше окрепло мнение, что в каждой стране надо прожить не меньше месяца, чтобы проникнуться её духом и культурой.

© Светлана Попова. Материал размещен с разрешения автора.