Турист Бендер Родригес (Robo)
Бендер Родригес
был 18 февраля 2011 14:41

Фантьет, Ханой, Нячанг — Вьетнам Декабрь 2009

Мы с мужем 2 месяца — с 19.11.09 по 19.01.10 путешествовали по ЮВ Азии. Проехали Вьетнам с севера на юг, посетили Камбоджу — реликтовый Ангкор, Таиланд, и на о. Лангкави, в Малайзии, встречали Новый год. Опишу свои субъективные впечатления отдельно по странам.

Во-первых, для меня развеян миф о миниатюрности восточного народа. Я там себя совсем не чувствовала большой среди местного населения, при моём росте 168 и весе 65кг.

Во-вторых, я поняла, что сайты для путешественников часто используют в рекламных целях. Я ничего не имею против рекламы, как таковой, но неприятно, если она основана на обмане. Это меня осенило в первый же день в Ханое, когда, ориентируясь на отзыв, мы приехали в отель, описанный очень заманчиво, на деле оказавшийся самым убогим, в сравнении с остальными. Реальный опыт.

В-третьих! Просто клиника наших русских любителей — путешественников. Многие копят на поездку какое-то время, потом обращаются в тур-фирму, которая отправляет их, как правило, в достаточно дорогой отель на попечение местной турфирмы. Которая, в свою очередь, дерёт за копеечные экскурсии немалые деньги. И это мы наблюдали во всех странах. Когда иностранцы, в массе своей, путешествуют как мы, самоходом. А наши тихо сидят по отелям, как привязанные, разочарованные, за свои деньги.

Это называется — организованный туризм. Хотя во всех этих странах туризм развит достаточно высоко, а цены низкие и нет проблем организовать свой отдых самому. Конечно, у каждого человека свои приоритеты и кто-то предпочитает именно такой вид отдыха. Но мы часто встречали очень энергичных, самостоятельных людей, которые просто созданы для независимого путешествия, но не решаются сделать первый шаг. В основном из-за незнания языка. Поверьте, это не такая уж проблема.

Для тех, кто боится преодолеть этот психологический барьер, советую сначала ехать с питерской турфирмой «Время приключений». За несколько дней они достаточно бюджетно провезут по оптимальному маршруту и покажут, и расскажут всё самое интересное, а потом уже, имея какое-то представление о стране и местах, остаться жить самостоятельно. И вообще, для меня до сих пор остаётся лучшим такой вариант поездки.

Сразу общие советы: Обязательно перед путешествием купите путеводитель страны, в которую собираетесь. И ещё: в таможенной декларации есть графа «где остановитесь», так вот — перед прохождением границы, даже если вы ещё не знаете, где будете жить, найдите в путеводителе любое название отеля страны, потом его и впишете туда, чтобы не было лишней задержки на таможне. Проверять никто не проверяет, но внимание обращают, не будет лишних вопросов и проволочек.

Насчёт отелей. Как искать. Поройтесь заранее в Интернете, желательно выйти на сайты страны. Если поездка получилась стихийная, как у нас, то приехав в город, бдительно наблюдайте за иностранцами, ехавшими с вами, куда они направляются. Как правило, они выведут вас на улицу, где много недорогих отелей. Есть ещё вариант — садитесь в такси и просите новый, дешёвый (нью-чип) отель. Отели советую выбирать новые, недавно отстроенные.

Вьетнам.

Вьетнам, конечно, впечатляет. Там мы провели в сумме больше месяца. Поэтому, может, и понравилась эта страна больше всего. Вьетнамцы очень энергичные — ложатся поздно, встают рано. На улице делают зарядку. Каждый в своём режиме. Сверхработоспособные. Энергия в них бурлит, в пространстве аж звенит. Сначала я была в шоке — хотелось то релакса, но потом прониклась. Сама у них этой энергии набралась.

Думаю, полезно нашим согражданам ездить во Вьетнам — там легко проснуться от зимней спячки и проститься с общероссийской апатичностью. Вьетнамцы курят и пьют. С ними очень легко изъясняться, т. к. они не обращают внимания на твой плохой английский. В целом, у меня постоянно было ощущение, что я у себя дома, а это вьетнамцы к нам в гости приехали.

В городах очень красиво. В парках скульптуры, кустарники подстрижены, клумбы кругом. Мы были перед Новым Годом. Везде украшают улицы, ёлки наряжены кругом. Красотища!

Отели во Вьетнаме и дешевые и дорогие, на любой вкус и кошелёк. От 5 до 300 долл и выше за ночь. Мы всё время жили за 12–20 долл номер с кондёром, везде горячая вода, телик, холодильник. В номерах каждый день кладут разовые зубные щётки, мыло, шампунь, расчёску. В каждом отеле, по всей стране, бесплатный Интернет (в Камбодже тоже). Организовано обслуживание, как в кино. Что хочешь, всё на ресепшен сделают. Вплоть до визы. Билеты принесут.

Во Вьетнаме, от Ханоя до Сайгона, действует система перевозки туристов «открытый автобусный билет» (опен бас тикет). Вам его оформят или на ресепшен, или в любом тур-офисе. Дадут книжечку с отрывными билетами по городам, в которых хотите побывать. Билеты с открытой датой. Доезжаете до города, живёте, сколько надо. Перед отъездом, за день, резервируете место, опять же на ресепшен это сделают. Мы выбрали маршрут Ханой — Хуэ — Хойан — Ньячанг — Фантьет (Муйне) — Сайгон. Нам он обошёлся 55 долл/чел.

Но, советую поспрашивать цену в разных местах. Мы брали на ресепшн. А встретили в Ханое ребят из Владивостока, те взяли билет за 40 долл. в тур офисе. Правда я не знаю, какой у них был маршрут. Мы их потом встречали в Ньячанге. Переезды ночные, в спальных автобусах. В автобусе сиденья-кровати в 3 ряда и 2 этажа, обувь при входе снимаешь, раздают бесплатно бутылки с водой. Есть биотуалет, правда, в большем количестве автобусов, он не работает, тогда каждые 2 часа пути — остановка.

А вообще, советую обосноваться в одном городе, по нашему мнению — это Ньячанг, и оттуда можно съездить в любой конец Вьетнама, на любую экскурсию. Устаёшь от режима — носиться по городам, с вещами и остановкой на 3–5 дней. Собирать- разбирать вещи. Искать гостиницу. Чего стоят эти ночные переезды в автобусах. Такой стиль отдыха на любителя. Во всём Вьетнаме организация туризма просто на высоте.

Очень много тур-офисов, просто на каждом шагу. Про экскурсии достаточно на ресепшен спросить и они вам дадут все рекламки и организуют всё сами. Вас и заберут из отеля и привезут обратно. Экскурсии дешёвые 8–10 долл. На экскурсиях кормят хорошо, это входит в стоимость. Только в центральном Вьетнаме мы ещё дополнительно оплачивали вход в храмы, но там и цена экскурсий 5–8 долл.

Насчёт питания в стране — разнообразие меню просто поражает. Устриц, мидий и других морепродуктов сортов немеряно! Можно попробовать даже мясо крокодила. Кафушки и итальянские, и русские и пр. В местных ресторанах очень вкусно и всё свежее. Начиная от Ньячанга и южнее, во многих кафе меню с русским переводом, но лучше читать ещё и английский вариант, т. к. бывает перевод искажён. И лучше брать вьетнамскую кухню, а то могут быть казусы. Как-то мы заказали итальянские равиоли во вьетнамском кафе, а нам принесли кусочки теста в томатном соусе, посыпанные фаршем.

А какой там вьетнамский кофе! Такого просто нигде в мире нет. Пахнет шоколадом. Вкусен и горячий, и со льдом. Способ заваривания интересный. Сверху, на стакан ставят специальное двойное ситечко, в него насыпают молотый кофе и наливают кипяток. Так и подают. Сидишь, ждёшь, когда накапает. Ситечки продаются повсеместно, а в больших супермаркетах даже идут, как подарок- приложение к кофе. Кстати, чаевые во Вьетнаме не приняты, но мы давали сами.
Вьетнамцы — язычники. На полнолуние празднуют и совершают обряды на достаток и благополучие. Палочки где только не жгут. На деревьях даже, напротив кафе, гостиниц пучки палочек можно увидеть. Кругом алтарики, как и во всех этих странах. Хотя у них социализм и пионеры бегают по улицам, а экономика уже совсем капиталистическая. Один раз наблюдали в Сайгоне, как таксист в 6 утра, после зарядки, навтыкал палочек на машину — духов призывал…

Храмов, именно старинных, очень много, особенно на Севере. Видимо на Юге американцы всё разбомбили. И отношение к чужакам в действующих храмах более лояльное, чем даже в Шри Ланке. Помнится, в храме Зуба Будды, в Канди, на Цейлоне, одна бабуся на меня шикнула, когда я стала лилии нюхать, мол нельзя, ведь это для Будды. А в пригороде Ханоя, мы как-то в одном нетуристическом храме, пристроились к процессу молитвы.

Увидели, что монахиня собирается молиться, прихожане подтягиваются — циновки стелют. Мы на их циновки присели — ноги крестиком, а потом дошло, когда фото выставили — это поминки и отпевание. Мы, конечно тихонько ретировались. Но, даже косо ни разу никто не взглянул. Отпевали парня, почему-то только женщины

И ещё очень поющие и музыкальные все. Это очень в глаза бросается. Музыку услышат и подпевают вслух, а дети начинают и пританцовывать. Водители в автобусе поют. Забавно. Вьетнамские певицы меня просто впечатлили тембром голоса. Голоса неземные.

Ещё хочу отметить — с воровством нигде ни разу не столкнулись. Более того, можно оставлять вещи под присмотр и на ресепшн, и в турофисах бесплатно. Мы на 2 дня как-то оставляли в Ханое, когда ездили на экскурсию в бухту Халонг. Про достопримечательности писать не буду, т. к. о них можно найти информацию в любом путеводителе. Опишу кратко города, в основном, практическая информация.

Ханой

На улицах Ханоя

В Ханое в это время года прохладно. Все одеты в куртки. Я тоже ходила в куртке. Солнца не видно не только из-за погоды, но и из-за смога. Стоит выехать в пригород — и вот оно солнышко. Там трудно найти русскоязычного гида. Мы жили в районе культового озера Хоанкием. Это район старого города с ремесленными кварталами и большим рынком. Как вариант: отель «Youth hotel» (33 Luong Van Can street). 15 долл. Кафе в холле. Довольно уютно, хорошо и недорого кормят.

Приятно прогуляться вечерком вдоль набережной. Красиво, много скамеечек. Кругом молодёжь стайками. Влюблённые парочки почти на каждой скамейке.

В первый же вечер пошли гулять. Зашли в какой-то прибрежный ресторанчик. Саше показались смешными цены и он решил заказать блюдо подороже. Нашли знакомое слово «порк», что значит «свинья». Ждали, ждали. Я уже сьела свой заказ: салат и роллы, и наелась. Саня выпил пару бутылочек пива, съел блюдо кальмаров. Наконец принесли: газовую плиту, на ней здоровенная, кипящая кастрюля супа со свиными ушами и к этому — огромное блюдо со свежими листьями базилика.

Их надо сыпать с суп непосредственно перед употреблением, так нам объяснила официантка. Каждому отдельную тарелочку под суп и палочки (чопстик). Блюдо на хорошую, большую компанию. Саня героически выловил все уши. Персонал, видимо, подумал: ну и жрут эти туристы! Было смешно. Отдали за всё 20 долл. Оказалось в дальнейшем — недешёвый ресторан.

Традиционное вьетнамское блюдо — роллы, есть в каждом кафе. Жареные похожи на маленькие голубцы, свежие — зелень с креветками или мясом, завёрнутые в рисовую бумагу. Мне больше нравились жареные.

В том же районе есть хороший ресторан «Ngoc Diep» (62 Hang Bo Str.) Правда тоже дороговато для Вьетнама. Кушали за 20 долл вдвоём, когда вдвоём, в других местах и за 10 долл можно наесться от пуза. Очень хороший массаж прямо напротив этого ресторана в доме № 67, за 6–7 долл/час.

В каждом городе мы сразу брали ознакомительную экскурсию по городу. С нами в группе были французы. И тут мы в первый раз столкнулись с тягой иностранцев к рынкам. Логично, конечно, покупать сувениры с местным гидом. Так гораздо дешевле, чем самому. Но когда гид предлагает осмотр музея, а французы настойчиво просят везти их на рынок. А ты, всё понимаешь, но сказать ничего не можешь, кроме «ОК». В такие минуты возникает огромное желание лучше учить английский язык.

В программу, кроме разных музеев и храмов, также входит посещение мавзолея Хо Ши Мина. Проходит всё довольно быстро и не напряжно. Но с рынка мы сбежали, не дожидаясь окончания экскурсии, тем более он находится рядом с озером Хоанкием. Домой решили поехать на рикшах. Рекомендую тем, кому не хватает адреналина. Поездка на рикшах получилась незабываемой.

Движение на дорогах в Ханое и Сайгоне аховое, полно мотоциклов (там их называют «мотобайки»), которые едут, как хотят. Светофоров мало. Перейти дорогу невозможно. Потом уже мы научились. Спокойно, без паники, не дёргаясь переходишь, а они тебя сами объезжают. Вьетнамцы, кажется, рождаются за рулём мотобайка. А девушки вообще ездят в туфлях на шпильках. И практически все, в тряпочных масках, видимо — защита от выхлопов газа.

Нам понравились экскурсии: на ароматную пагоду (парфюм пагода) и в бухту Халонг (Халонгбай), за 40 долл, на 2 дня, с ночёвкой на корабле. Стоит съездить. Кстати, в Халонге лучше покупать самый разный и дешёвый жемчуг, если он вам нужен.

Когда уезжали из Ханоя в Хуэ, произошёл эпизод, который убедил меня, что знание английского языка далеко не панацея от разных неожиданностей в пути. Дело было так. В назначенное время нас забрали из отеля и привезли на мотобайках к тур-офису. Туда же свозили других туристов. В результате образовалась компания из 4 малазийцев, нас и 2 канадцев. Затем подъехал микроавтобус, они его называют «пикап». Нас туда быстренько погрузили. Парень- вьетнамец собрал все билеты и оторвал корешки до Хуэ, но, почему то сам с нами не поехал.

Всё происходило в напряжённом ритме, во время которого я бдительно следила, чтобы книжечки с билетами остались у меня на руках. Потом нас долго везли по Ханою — к другому офису, в пункт остановки атобусов (слиппинг-басов). Представьте — ночь, и мы где-то на окраине Ханоя. Я радовалась, что с нами ребята, говорящие на ангийском, помогут сориентироваться. Когда же подошёл автобус, оказалось, что билетов, как таковых, у нас уже нет. Я контроллёру «сказала», как смогла, на своём английском, что билеты у нас уже забрали.

Мы устроились в автобусе и стали ждать отправления. Ждали-ждали. Смотрю в окно, а вся остальная компания на улице — их даже в автобус не пустили. Пошла разбираться. Хорошо, что водитель знал русский язык. Описала ситуацию, сказала, что мы все вместе едем. После всех пустили и мы поехали. Вот вам и англоговорящие туристы. Не могли решить вопрос на одном языке. Потом канадцы спасибо говорили, они вообще оказались без билетов на руках. Это, в общем то, не страшно, т. к. во Вьетнаме очень развита компьютерная сеть и всё там зафиксировано. Разобраться можно без проблем. Но тогда-то мы ещё об этом не знали.

Очень большое значение имеет местный акцент. Первые 2–3 дня твой английский понимают с трудом. Даже банальные и правильные фразы. Потом что-то в тебе перестраивается, и дальше общение идёт без проблем. Но, когда приезжаешь в новый пункт — ситуация повторяется. Это надо учитывать, и не паниковать, если тебя сначала не понимают. Мы держали при себе разговорник и, по необходимости, просто показывали нужные фразы на английском собеседнику.

Хуэ

Цитадель

Чуть южнее Хуэ проходит метеорологический раздел между субтропиками Севера и тропиками Юга Вьетнама. Тут уже значительно теплее, чем в Ханое. В Хуэ нам очень понравилось. И город, с его красивой набережной, и семейный отель «Phu An Hotel» (42 Nguyen Tri Phuong str). За 12 долл. Номер был большой, с 2 кроватями. Кафе в фойе. Очень понравился персонал, девочки на ресепшн и кухня.

Кормили очень дёшево и очень вкусно. Рекомендуем. За углом направо на улочке магазин «Blue Exchange», это сеть магазинов по всем городам страны. Советую летнюю одежду покупать не на рынке, а в магазинах этой фирмы. Можно купить футболки, шорты, майки, блузки и пр. Качество очень хорошее и цены низкие. Футболка стоит примерно 100 руб.

Предлагали нам отель за 8–10 долл, «Pacibic Hotel» (15 Le Quy Don str). Не были там, но, как вариант более дешёвого записала адрес.

Экскурсии там самые насыщенные и интересные. Стоят на прядок дешевле, чем в Ханое. Вообще, по наличию культовых мест и старинных храмов, во Вьетнаме на первом месте — это Ханой и Хуэ. И если вы не побываете на Севере Вьетнама, вы не познаете весь Вьетнам.

Хойан

Изделия из мрамора

Это центр изделий из шёлка. Иностранцы шьют там себе костюмы. Обилие ателье поражает. Город своеобразен и красив. Главная достопримечательность — в центре сохранён старый город, он под защитой Юнеско. Больше такого национального колорита нигде не увидите. Очень много туристов. На каждом шагу можно купить галстуки из натур шёлка за 3 долл, ручной работы и отличного качества.

Шёлковые, недорогие простыни. Женские туники за 10 долл и платья. Причём, готовое подгонят по фигуре, а могут сшить новое. Вьетнамский шёлк можно стирать, а не сдавать в химчистку. Я покупала платья в ателье по адресу 2/6 Le Loi str. Там шьют очень хорошо, рекомендую. И в ателье «Bi Chau» (06 Tran Quy Cap str.). В обоих удалось очень дёшево сторговаться по 20 долл платье и ниже. Платья везде, от 50 долл цена. Подгонка по размеру — бесплатно.

Самые недорогие сувениры стоит купить там. Там я купила туеса из коричной коры для хранения чая и кофе. Там стоит попробовать самый вкусный засахарённый имбирь и кокос во Вьетнаме. И там во многих кафе можно покушать национальное блюдо «Бань Бао». Это что-то вроде наших пельмешек. Более мне нигде не довелось их отведать.

В общем, основной экскурс — это «олд таун». Можно гулять целый день. Экскурсия в развалины Мисона непримечательна, не стоит времени и денег. Особенно, если планируете заехать в Ангкор. Единственное — по окончании завозят в кварталы мастеров по дереву, вышивке и пр. Очень интересно. Мраморный карьер поражает обилием и мастерством изготовления изделий из камня, но, если не побываете — много не потеряете.

Отелей много. Мы жили в «Vin Huy», 29 Le Hong Phong. Номер за 14 долл. Отель неплохой, но район нетуристический. Номер был самый красивый за всю дорогу, но без кафе. Хотя завтрак нам там готовили. В Хойане мы встретили второй раз русских туристов из Москвы. На Севере Вьетнама встреча соотечественников — событие знаменательное. Они выбрали отель по инету и приехали там отдыхать. Но, моё мнение — может в рекламах всё и замечательно, но это не то место, где стоит тормозить надолго.

Ньячанг

Фуникулёр в Винпёрл

Этот город ближе к югу Вьетнама, вот там можно и пару недель пожить. В Ньячанге много русскоязычных гидов. Дам координаты, вдруг кому-то пригодятся.

Борис тел.+84- (0)982161290, okean2003@yahoo.com. Борис нас водил в ресторан для местных (44 Nguyen Binh Khiem str.) Сам подобрал меню и сам нам там жарил шашлычки на углях. Там мы ели шашлык из креветок, свиные рёбрышки, мурену, всё национальное, очень вкусно и совсем за копейки. Стоит посетить. Ресторан этот очень популярен среди местного населения и там практически не бывает свободных мест, надо заказывать заранее.

Хань, он же Илья тел. 0983817770, тур. фирма «Синее море Ньячанга». Очень обаятельный и простой парень.

Таня тел.0905172697, buithuy62@yahoo.com. Таня — бывшая учительница русского языка, училась в России. Она нам сказала, что у гидов договорённость с отелями и она может поселить в центре города за 7–10 долл. Можно к ней обращаться.

А мы жили очень дорого в отеле «Sea Viev» (4B Biet Thy str.), за 20 долл. Номер был очень хороший, с 2 большими кроватями и 2 туалетами. И персонал нам очень нравился.

В Ньячанге уже полно наших русских туристов. В основном с Дальнего Востока.

Пляж в городе не ахти, расположен вдоль набережной. Хотя считается одним из лучших в стране, но мы то всегда сравниваем с другими местами. И хотя на улицах стоит жара — на пляже в это время года постоянный ветер — замерзаешь. Особенно усиливается он к вечеру, после 3 часов дня. Шезлонги продают по 50 р/день. Волна по всему побережью Вьетнама постоянная. И медузы попадаются. На островах хорошие чистые, тихие пляжи, без волны, но туда не наездишься. Мы загорали иногда на балконе отеля.

В Ньячанге мы разведали китайский мед центр «Traditional medicine center» (17/41 Hoang Dieu str.) не для туристов, и ходили на акупунктуру за 80 центов сеанс. Центр вроде монастыря, даже местным девочкам-ресепшн потом адрес дали, т. к. не все его знают. Врачи там, конечно от бога. Сразу видят все твои внутренние проблемы. Иголки вгоняют без крови и следов. Всё там серьёзно, осмотр глав врача, карту заводят.

Лечение назначили нам по 10 сеансов, но мы смогли только по 7 пройти до отъезда. Понасмотрелись на больных вьетнамцев, что порой я чувствовала себя симулянткой. Центр то реабилитационный. Есть даже кабинеты с тренажёрами. Там же можно купить тигровый бальзам и бальзам «звёздочка» очень дёшево, просто за копейки.

Ещё на массаж слепых ходили (34 Hoa Lu str.), тоже не для туристов, за 2 долл. час. Тоже чудо. Работают только слепые. Вроде массаж делают простенький, но тело так расслабляется, и состояние светлое после него. Салон простенький, для своих, а классику включают, Бетховена, Поля Моруа… Про них все местные знают. Нам таксист их без адреса нашёл.

Из развлечений в Ньячанге — местный минеральный источник Тьен Ша, SPA-центр «Тхап Ба», там за грязевые ванны платишь, а остальное всё бесплатно — полотенце, бассейны с природной горячей и холодной минералкой и для взрослых, и для детей, джакузи, душ-шарко, шезлонгов полно. Можно грязевые ванны не покупать, а просто приехать и отдыхать целый день. Представьте ощущение — плаваешь в минералке! Правда, в бассейны всё же добавляют хлор, для дезинфекции. Есть кафе, для питания.

Обслуживание опять же — всё тебе прямо к шезлонгу принесут и меню, и кофе, и еду. Кабинки есть — вещи хранить. За замочек даёшь небольшой залог, в размере10000 донгов (50 центов), потом тебе его возвращают. Можно взять полотенце напрокат. Красотища кругом — всё в цветах. Мы там релаксировали после бессонных ночей. Туда по часам возит автобус, за 2 долл. в один конец, достаточно на ресепшен спросить.

Ещё в Ньячанге отстроили на острове Диснейленд VINPERL. Платишь только за фуникулёр 15 баксов с человека. А там всё бесплатно. Павильон с игровыми автоматами и кинотеатрами 4D, Водный мир с рыбками и движущейся внутри аквариума дорожкой. На улице аттракционы — от каруселей до американских горок. Пляж и водные горки с 5-этажный дом. Кафешки, магазины разные. Кушаешь, конечно, за деньги. Фуникулёр над морем — достаточно экстремальный вид транспорта, особенно в пасмурную погоду, тогда кабины раскачивает от ветра. Но туда можно добраться и на катере.

Купила я в Ньячанге классное французское бельё, по нашим ценам недорогое. У них сеть магазинов «Anamai» по всей стране. В Ньячанге адрес: 5А Tran Quang Khat str. Юг Вьетнама — бывшая французская колония.

Замечательные ювелирные изделия из серебра, белого и жёлтого золота с камнями в магазинах «Алмаз» (65 (6G) Hung Vuong str.) и «Сапфир» (81 Nguen Thien Thuat str.). Качество европейское, а цены гораздо ниже, чем в России. Хозяйки Таня и Нина — сёстры, говорят на русском.

Там же можно купить много вещичек из крокодиловой, змеиной и страусовой кожи: ремни, кошельки, сумочки, и себе, и на презенты. Мазь «кобратекс» с ядом кобры, для лечения суставов. Всё дешевле, чем везде.

Экскурсии — банальный туристический набор. Поездки по разным островам, кормление обезьян, оленей, страусов. Впечатляет только то, что можно прокатиться на страусе за 1,5 долл. Вес наездника не должен превышать 65 кг. Определяют твой вес на глаз. На острове орхидей мы познакомились с дрессировщиком слонов Ломом, он уже 6 мес., как учит самостоятельно русский язык. Побывали у него дома в гостях, попробовали рисовой самогонки. Кто его встретит — передавайте от нас привет. Он там единственный дрессировщик слонов.

Рекомендую недорогой дайвинг-центр, 35 долл. выезд. Обычная цена везде — от 40 и выше. Там инструктор русский парень Андрей (6/0 Quan Hung Vuong str.).

Ещё там есть отель и кафе «Русский дом» (15 Hung Vuong str.) Хозяйка Наталья, тел. 0988 867 293. Рекомендуем тем, у кого тоска по русской кухне. Мы ходили туда есть борщ, оливье, котлеты и пельмени. Всё очень вкусно и недорого. У неё же можно поселиться. Номера от 20 долл., и выше. Зато всё по-домашнему. Наталья и экскурсии проводит сама.

Вечерком можно погулять по городу. Чем-то напоминает Сочи. Обилие разнообразных мест, где можно посидеть и покушать. Очень красивая и длинная набережная.

Муйне

Кайтсёрферы

Это пригород Фантьета, курорт южнее Сайгона. Мы были там 4 дня. Сам курорт, конечно на высоте! Чистенько. Очень красиво. Кафешки кругом. Цены дешёвые и в шопах, и в кафе, что атипично для курортов вообще в декабре. Но скучновато. Недельку можно там позагорать, и будет достаточно. Пляж, конечно, оставляет желать лучшего. Шезлонгов почти нигде нет.

Мы вышли из положения, попросив у хозяев циновки. Волна бьёт возле берега. Песок сразу в волосах и других местах. Песок там крупный. Глубина тоже сразу. И никаких спасателей на берегу не видела. А после 3 часов дня кругом одни кайтсёрферы. Опасно среди них в воду лезть. Даже пожалели, что не поселились в отеле с бассейном.

Жили мы в семейном отеле на первой линии, название не помню, адрес — 70 Nguyen Dinh Chieu str., за 17 долл. номер с кондёром. Можно смело брать за 12 — без кондёра, т. к. у моря достаточно свежо. Но можно устроиться на второй линии в бунгало «Mellow Thei qian», (117 °C Nguyen Dinh Chieu str.), за 6-10-15 долл. Напротив бунгало, в доме № 76 очень хороший массажный салон. Делают также горячими камнями.

Сайгон

Перед рождеством

Или Хошимин. Мегаполис, и этим всё сказано. Чтобы поселиться, езжайте сразу на улицу Pham Ngu Lao. Мы жили в отеле, в доме № 267–269. В переулочках очень много дешёвых отелей. Там мы опять взяли сити-тур. С нами были малазийцы, человек 6, шведка и немцы. И как обычно, малазийцы просили рынки. Мы к этому уже так привыли, что Саня с юмором комментировал всю поездку на русском: «А теперь, господа, мы посетим очередной рынок…».

К концу экскурсии, когда гид уже повёз всех к отелю, а они просились на очередной рынок, мы уже так развеселились, что все начали на нас коситься и, наверное, думать, не курим ли мы травку под видом обычных сигарет. Ещё я заметила, что иностранцы предпочитают 2 крайности — это дикую природу и большие мегаполисы. И если бы у нас в России туризм был бы развит в Сибири, на Севере, и других подобных местах, с дикой и красивой природой, то страна бы заработала на этом большие деньги.

В Ку Чи, на места боевых действий, мы ездили сами, на такси. Там к нам прикрепили гида, он входит в стоимость билета, правда англоязычный. К концу любой экскурсии на английском, устаёшь напрягать мозги для понимания. Ловушки впечатляют. Полазили по лабиринту. Есть полигон — можно пострелять из разного вида оружия. Японская группа молодёжи была в радостном возбуждении от этого развлечения.

Нас там накормили отварной тапиокой с перцем. По вкусу похожа на наш картофель, но в ней совсем нет калорий. Просто пузо набиваешь и сыт. Клубни тоже растут в земле. Они с тапиокой всю войну пережили. Мне очень понравился такой заменитель картошки. Я не любительница такого рода экскурсий, но эта мне понравилась. Таксист нас ждал у входа.

Ещё мы брали однодневную экскурсию в дельту реки Меконг. Иностранцы от неё в восторге. Курсовка есть на 2 и 3 дня, с ночёвками. Саня, наслушавшись восторженных откликов, хотел тоже взять на 2 дня. Еле отговорила. И, слава богу. По-моему, те из нашей группы, кто взял на 2–3 дня, с радостью бы вернулись вместе с нами в Сайгон в первый же день. Покатали нас на лодочках, показали фабрику по производству конфет, показали удава, с которым каждый желающий сфотался. К тому времени мы были уже искушены такого рода экскурсиями.

Ещё во Вьетнаме я заметила такой парадокс, там, в экскурсионных туристических местах, цены на сувениры гораздо дешевле, чем в городских сувенирных лавках. Кто будет в Мисоне, Ку Чи, на реке Меконг и в Муйне, смело покупайте, не ждите, что встретите дешевле.

В Сайгоне мы взяли «опен бас тикет» по маршруту Сайгон- Пномпень- СиемРеап. За 20 долл с человека. Границу переходили пешком, тот же автобус ждал нас уже по другую сторону. Визу оформили тут же, на границе в специальном пункте, за 20 долл. с человека. Оформляют очень быстро. Анкета стандартная, проще даже, чем таможенная декларация. Визу дают на месяц. Кстати, для визы нужна фотография. Мы взяли фотки ещё из дома, на всякий случай. Про Камбоджу напишу в следующем рассказе.

Вьетнам нас поразил и понравился. Я представляла что-то неразвитое и допотопное. Единственное, чего мне не хватило — это моря и пляжа. Однозначно — лучший пляжный отдых — на Цейлоне. И ещё мы не посетили самый юг Вьетнама. Но, думаю, мы ещё там побываем в будущем.

Кто любит дарить подарки — везите вьетнамцам наш русский горький шоколад и селёдку. Это они знают и любят. Ещё любят наш коньяк и копчёную колбасу.

Задавайте вопросы, отвечу всем.

© Светлана Попова. Материал размещен с разрешения автора.