Турист Liubov Tukalo (LiubovTukalo)
Liubov Tukalo
была 5 марта 2022 14:40

Кутаиси — Грузия Июнь 2013

Кутаиси. Составляя, на бегу, план покорения Грузии, я непременно хотела посетить этот город. Причин на то было много. Волшебное звучание слова «Колхида», следы доисторических динозавров, старинные монастыри и храм Баграти… Ну и что с того, что от Тбилиси все эти чудеса находятся на расстоянии220 км, а дорога занимает 3,5 часа в одну сторону. Раз не успела спланировать последовательный маршрут, значит нужно смириться с двойной тратой времени на дорогу. При таком положении дел общественный транспорт отпадал автоматически. Хотя есть возможность доехать до Кутаиси и на маршрутке, и на поезде, очень трудно хоть что-то успеть за один день. На этот раз договорились с водителем, который «дежурил» возле отеля. Поездка обошлась дешевле, чем с гидом в Казбеги- 120 долларов, хотя была более продолжительной по времени и расстоянию. План был такой (я подсмотрела его в рекламе нашего гида) — монастырь Гелати, монастырь Моцамета, пробежка по центру Кутаиси, храм Баграти и парк Сатаплиа. В пещеру Прометея, к сожалению, мы не успевали.

Выехали в восемь утра. Погода выдалась солнечная. После наших приключений в Бодбийском монастыре, дождь больше не докучал нам своей слезливостью, а солнце стало нашим постоянным спутником. Настроение было бодрым в ожидании встречи с чем-то новым, и наверняка хорошим.

Время в дороге пронеслось незаметно. Мне кажется, бесконечно можно смотреть на грузинские пейзажи. Горы, покрытые пышными лесами, реки, извивающиеся в ущельях и долинах — это настолько разнообразная, каждую секунду меняющаяся картина, что устать любоваться ей просто невозможно, разве что глазам может понадобиться отдых) В одной из многочисленных деревушек, каждая из которых славится особым ремеслом (где-то плетут гамаки, в какой-то особенно удачно выходит глиняная посуда), мы купили сладкий хлеб- назуки. Очень простое и в то же время необыкновенно вкусное тесто, в которое вмешаны корица и изюм. Деревенька находится недалеко от города Хашури- не проезжайте мимо, обязательно попробуйте!

Кутаиси. Радость, разочарование и утешение
Этот сладкий хлеб с корицей и изюмом пекут в небольшой деревне недалеко от Хашури. Достаточно большой- 30 см в длину. Мы с Ростиком утоляли им голод в поездках еще в течение трех дней )

После посещения Гелати

и Моцамета,

водитель забросил нас в город и оставил там на час- у него в Кутаиси были какие-то дела. За это время мы успели пройтись по центру

и вкусно пообедать.

Кутаиси. Радость, разочарование и утешение
К этому блюду прилагалась ложка. Видимо для того, чтобы поливать ребра аджикой. Мне она понадобилась для обратной процедуры :))) Очень острые, но очень вкусные.

Провожая нас в рекомендованное им кафе,

Кутаиси. Радость, разочарование и утешение

Георгий успел произнести осуждающую речь по поводу фонтана на площади, суть которой состояла в том, что гордость горожан, по его мнению, это самое безвкусное сооружение которое он только видел.

Я же рассмотрела в нем знакомых лошадок, которыми мы любовались на древних золотых изделиях в музее Тбилиси, и так и не решила, согласна я с водителем или нет. После обеда нас ждал храм Баграта, о чем Георгию пришлось напомнить. Причину заметного его неудовольствия по поводу этого пункта нашей программы я поняла позже, когда мы приехали туда.

Вид на Кутаиси с холма, на котором стоит Баграти

Собор Баграта (собор Успения Богородицы) возведен в 1003 году во время правления Баграта ІІІ, основоположника рода князей Багратиони. В 11 веке здесь был коронован царь Давид Строитель и с этого момента собор стал еще и символом объединенной Грузии. Это колоссальное, монументальное сооружение, ставшее культурным и религиозным центром Западной Грузии, было ограблено и взорвано турками в 1692 году, в результате чего обрушился купол, своды и верхние части стен. В таком плачевном состоянии собор дожил до наших дней. В 1994 году храм Баграта был внесён ЮНЕСКО в число объектов Всемирного наследия. На его руинах, выглядевших весьма печально, изредка проводились богослужения. Сегодня собор восстановлен. То, что предстало перед нашими глазами, описать очень сложно. Нахлынувшие чувства носили совершенно противоположный характер. С одной стороны созерцание величественного старинного храма, возвышающегося на высоком холме над городом, приводит в восторг.

Крест из виноградной лозы

Но «с одной стороны»- это не только образное выражение. Дело в том, что на собор без боли в сердце можно смотреть действительно только с одной стороны, и, к сожалению, этот ракурс доступен только после лицезрения того ужаса, который сотворили реставраторы с Баграти.

Кутаиси. Радость, разочарование и утешение

Кому в голову могла прийти чудовищная мысль пристроить к старинному храму лифт из металла, стекла и пластика, я не знаю.

Этот инородный имплант проникает и внутрь- на уровне второго этажа устроены своеобразные хоры для нынешних представителей высшего общества. Все те же черные металл и пластик уродуют храм и изнутри. Выходит, что ЮНЕСКО бессильна против произвола властьимущих. Уходя, я постаралась запомнить Баграти таким,

Кутаиси. Радость, разочарование и утешение

скрывающим своей мощной фигурой позор, который сотворили с ним люди. В Сатаплиа ехали молча- Георгий испытывал искреннее чувство стыда перед нами за своих соотечественников. Это было первое и единственное разочарование в Грузии.

Государственный заповедник Сатаплиа представляет собой комплекс геологических, палеонтологических, спелеологических и ботанических достопримечательностей.

Кутаиси. Радость, разочарование и утешение

Ничего особенного от этого парка я не ожидала- горы и лес есть не только здесь, пещеры- тоже не такая уж большая редкость. Но с первых шагов лес показался необычным. Очень тенистый, почти дремучий, он придает загадочность этому месту.

Кутаиси. Радость, разочарование и утешение

Уже по приезду я прочитала, что он действительно уникальный. Это особая разновидность лиственных лесов — колхидский лес с реликтовыми и эндемичными (свойственными только для этой местности) растениями.

Пещеры тоже имеют свою изюминку — в тридцатых годах прошлого века здесь были найдены следы динозавров. По мнению ученых, им от 65 до 165 миллионов лет. Правда, они оказались очень маленькими, размером примерно с мою ладонь, но все равно, было интересно пофантазировать на тему доисторических микро-динозавриков- может это были чьи-то домашние животные?

Следы травоядного динозавра )
А эти следы оставлены плотоядными динозаврами
Кутаиси. Радость, разочарование и утешение

Кроме того пещера очень красиво подсвечена и в ней есть сталактит в форме сердца (биологической, а не стилизованной формы), на нем находят даже линии, похожие на настоящие артерии, но в этом я не большой специалист)

Кутаиси. Радость, разочарование и утешение

Стоимость посещения парка- 6 лари и войти можно только с группой, которую сопровождает экскурсовод, хотя после пещер можно продолжить прогулку самостоятельно.

Кутаиси. Радость, разочарование и утешение

Рассказ гида был на грузинском, но вычислив нас в толпе своих соотечественников, он любезно сказал и нам пару слов на русском, а когда узнал, что мы из Украины, очень удивился, что мы ответили ему «спасибо», а не «дякуємо».))

День подошел к своему завершению. С багажом полярных, но большей частью положительных чувств, а также с сожалением, что приходится покидать этот прекрасный край, возвращаемся назад. По дороге Георгий предложил нам заехать еще в одно место- Убисский монастырь.

Кутаиси. Радость, разочарование и утешение

До поездки я ничего не знала о нем, хотя возраст церкви находящейся здесь, весьма почтительный- она на два века старше Баграти. Но, думаю, ценность его совсем не в возрасте. Надо сказать, что ирония моей жизни такова, что я крайне редко хожу в церковь в родном городе, но, уезжая в путешествие, вдалеке от дома, не пропускаю практически ни одного храма. Так и живу с накопленной положительной энергией от путешествия до путешествия. Убисская церковь «напитала» меня сполна! Очень часто, попадая в какое-нибудь необыкновенное место, я говорю: «Как хочется здесь остаться!», но никогда в своей жизни я не говорила такого в монастыре. Здесь же всепроникающее ощущение покоя уговаривает если не остаться навсегда, то хотя бы задержаться подольше. Не в самом монастыре, конечно, тем более, что он, кажется, мужской) Но где-нибудь поблизости, чтобы иметь возможность в любое время прийти сюда, чтобы полюбоваться старинными фресками, сохранившимися еще с тех далеких времен, и поразмышлять о собственной жизни. Знаю, что осуществить такое желание можно было бы на самом деле. Просто взять, и изменить свою жизнь, повинуясь спонтанному чувству. Но какая-то другая, знакомая и неумолимая сила, возвращает меня на землю, и мы едем назад, в Тбилиси.