Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Пошехонье — Россия Май 2012

Цель поездки — Пошехонье, Ярославская область.

Дата поездки — 8 — 9 мая 2012.

Бюджет поездки — примерно 3250 руб. (на двоих).

Вот и пришла долгожданная весна с зелеными листочками, штормовыми ветрами, неожиданными ливнями, затяжными холодами и несмело проглядывающим солнцем. В ожидании хорошей погоды мы, как водится, пропустили первые майские праздники. Ну, ничего, входит в добрую традицию отправляться в очередную поездку именно на 8 мая. В прошлом году в это же время мы побывали в Любиме, в позапрошлом — в Рыбинске. Благо, перед Днем Победы заметно потеплело, на высоком небосклоне наконец-то засияло майское солнышко, а, значит, пора собирать рюкзаки, шерстить Интернет и в путь!

Пошехонье: в подводном царстве Водяного (8 – 9 мая 2012). Часть 1

Уже ни для кого не секрет, что путешествовать мы предпочитаем по, так сказать, «окраинам Вселенной» (впрочем, один мой коллега использует выражение покрепче xD)). Были мы на окраинах Рыбинки (Брейтово) и мерьского княжества (Галич). Да и на карте нашей Ярославской области остались еще неизученные районные центры. Так выбор пал на Пошехонье, мы давно к этому городку присматривались. Все-таки, весна, тянет на природу, а меня, как водяного знака, еще и к воде. Уж чего-чего, а рек в Пошехонье достаточно: Шексна и Шельша, Сога и Согожа, а еще Пертомка. Вдвойне привлекательно для меня Пошехонье еще и тем, что обосновался здесь еще один мифологический персонаж, коими богата наша область, — сам Водяной! Вы ведь знаете, как я люблю всякие сказки, страшилки и славянскую мифологию. Итак, в путь, в гости к Водовику Водяниковичу, в подводное Пошехонское царство!

ПО ДОРОГЕ С ОБЛАКАМИ

Спланировать поездку в Пошехонье оказалось делом простым. Но при условии, что на нее мы потратим два дня. В общем то, с осмотром достопримечательностей можно уложиться всего-то в пару-тройку часов, но только если вы на машине или же совмещаете Пошехонье с Рыбинском (между ними сообщение вроде как почаще). Мы же едем из Ярославля и очень хотим добраться туда обратно без пересадок. Вот и получается ситуация как с Брейтово: днем прибываем в городок, а домой отправляемся лишь через сутки. Ну да ладно, у меня в последнее время входит в привычку лениться, а именно, никуда не спешить, не бегать суматошно по достопримечательностям, постоянно поглядывая на часы, а просто спокойно бродить по тихим улочкам, неторопливо осматривать архитектуру, дышать свежим воздухом, одним словом, отдыхать. Думаю, я с моей сумасшедшей работой этого заслуживаю. Так что, едем на Пошехонские окраины релаксировать.

Пошехонье: в подводном царстве Водяного (8 – 9 мая 2012). Часть 1

Автобусы из Ярославля до Пошехонья ходят от Автовокзала (Московский проспект, д.80а, тел. (4852) 44-18-37, расписание на сайте www.yarbus.ru) раза 3 в день, через Данилов и Рыбинск (через последний отправляется на час раньше, идет настолько же дольше).

Берем билеты Ярославль — Пошехонье(через Данилов) на 10.40, в пути — 3.35, стоимость — 217,50 руб./чел., есть льготы. За билетами ездили к открытию касс, в 6 утра, места достались одни из первых. Автобус оказался маленьким трясущимся пазиком вместимостью 25 человек. На вокзале-то народу подсело немного, зато пока ехали по городу, жаркий транспорт до отказа набился соскучившимися по земле дачниками. Теперь понятно, почему дорога занимает так много времени: люди то входили, то выходили на частых остановках. Погода за бортом нашего шустрого пазика почти летняя, ясно, солнечно, жарко, хотя ветерок подувает холодный. Едем быстро, весело, играет приятная музыка, а мы любуемся видами за окошком. Пусть не картинка из глянцевых журналов, не увидишь здесь древних пирамид и помпезных замков, а так милы сердцу эти просыпающиеся после долгой зимы родные просторы! По голубому небу стелются пушистые полосы — следы самолетов, по обочинам стоят деревца в легкой дымке нежнейшей зелени, кажется, что это такое прозрачное облачко окутывает перелески. Ветерок треплет травку на лугах, по свежевспаханным полям бродят важные грачи. Все такое зеленое, позитивное, свежее, будто только что проснувшееся, умытое недавно сошедшим талым снегом. Мелькают домишки, деревеньки — в них уже проснулась жизнь, вовсю кипят огородные работы. Я, как обычно, с удовольствием смакую встречающиеся на указателях названия: речки Соньга и хорошо знакомая нам Тоймина, Касть. Правда, на небе начали появляться пока еще робкие облачка, к Данилову переквалифицировавшиеся в тучки. А все-таки весна прочно вступила в свои права. И мы на нашем пазике едем-мчимся по дороге с облаками, нам с весною по пути!

К обеду въехали в Данилов. Кто это там из ярославцев жалуется на плохие дороги в городе? Да вы, господа, видимо, не бывали в Данилове! Пока ехали до автостанции городскими окраинами, протрясло не хуже, чем на джиппинге по горам Кавказа xD). А дальше и вообще случилось что-то новенькое: оказалось, из Данилова до Пошехонья пойдет другой автобус. Прямо позапрошлый век какой то: почтовая станция со сменой коней xD). Выгнали всех с вещами. Побродили по привокзальной площади, палатки на местном рыночке уже сворачивались под пиликающий шансончик, на автостанции тусовалось население соседних деревень полубомжатского вида (я все пялилась на колоритную тройку: пьянющий парень-хам, потрепанная молоденькая девушка и старик в лохмотьях, ох, знала бы, что эти «экземпляры» поедут с нами в одном автобусе, начала бы бояться заранее).

Пошехонье: в подводном царстве Водяного (8 – 9 мая 2012). Часть 1

Наконец, подали очередную лошадку, пардон, пазик, к дверям которого тут же подлетела толпа с баулами. К счастью, кондуктор впускала сначала тех, кто уже ехал ранее, и мы смогли занять свои места. Многие ехали стоя. Галдели бабки с торбами, орал на весь автобус гопник, периодически после глотка дешевого пива впадая в короткий анабиоз, дед источал миазмы, из люка дул сквозняк, автобус так подбрасывало на кочках и колдобинах, что казалось, внутренности пассажиров сейчас окажутся на полу или соседском плече. Вот вам романтика провинциальных окраин и дух (хм, в прямом смысле, кстати) загородных путешествий. Тут и погода начала стремительно портиться, даниловские земли как бы намекали, что они все-таки северные, рано радоваться весне. Хмурые тучи заволокли небо, грозно опустившееся над голыми серыми полями, по окнам автобуса забарабанили частые капли дождя. Порадовало лишь то, что ужасная троица вышла, а я записала в блокнот еще два мерянских названия речек — Пеленга и Ушломка.

Пересекаем границу районов. Серый и дождливый май завладел лесным краем. Проезжаем мимо села Дмитриевского с большой белой церковью под серебристым пятиглавием и Адриановой слободы со старинным монастырем. Адрианов Успенский монастырь был основан в 1540 году преподобным Адрианом Пошехонским и старцем Леонидом. Вроде бы интересное местечко, намоленное, старинное, недалеко от Пошехонья, у меня даже были задумки его посетить (правда, не знаю, какие рейсы идут туда). Видела фотографии в Интернете, не впечатлило: разруха, обшарпанная штукатурка, реставрационные работы еле теплятся. Вид из окна подтвердил, что за последние года два в монастыре ничего не изменилось. Лучше наведаемся в обитель, когда она будет иметь более привлекательный вид. Меж тем вдоль дороги пошли густые пошехонские леса с могучими елями да редким подлеском, дождик перестал, словно Водяной, проверив нас на прочность, радушно пригласил гостей в свои владения. На автостанции обнаружили билетные кассы, что-то типа магазина-кафе, пару ларьков с косметикой-бижютерией-магнитиками и неопрятных нахмуренных местных жителей. И все же с нескрываемым облегчением вдохнули дождливый свежий воздух «окраин Вселенной». Здравствуй, Пошехонье!

Пошехонье: в подводном царстве Водяного (8 – 9 мая 2012). Часть 1

Обратная дорога:автобус Пошехонье — Ярославль (через Данилов), на 15.35, стоимость — 217,50 руб./чел. Автобус оказался экспрессом, правда, этот рейс ходил только по выходным (9 мая). Вполне комфортабельный «Икарус», без пересадки в Данилове, домчали часа за два.Информация по Пошехонью:книга Н. С. Борисова и Л. М. Марасиновой «Малые города Заволжья: Рыбинск-Мышкин-Пошехонье», сайты: www.poshehonje.ru, www.culttourism.ru, www.myrusland.ru, www.autotravel.ru, www.russian-goldenring.ru.

ПО ТЕЧЕНИЮ ВРЕМЕНИ

Как всегда небольшой экскурс в историю городка. Отдадимся вольному течению времени, пусть быстрые реки истории Пошехонья несут нашу лодочку, пардон, автобус, по своим не всегда спокойным волнам. Не удивительно, что все началось именно с реки. Местность, занимаемая современным Пошехоньем, получила свое название от притока матушки-Волги, Шексы, русло которой сейчас покоится под водами рукотворного Рыбинского моря. Первоначально имя реки звучало как Шехонь. Отсюда и Пошехонье — местечко на берегу реки Шехони, по ходу ее течения, «по-Шехони».

Пошехонье: в подводном царстве Водяного (8 – 9 мая 2012). Часть 1

Сначала речную местность заселяли уже знакомые нам финно-угоры, потом славяне, до 1341 года она входила в состав Ярославского княжества. Пошехонский уезд существовал еще в XVII веке. Так, в 1680 году административным центром уезда стало монастырское село Пертома. Как не трудно догадаться, имя ему дала еще одна протекающая по этой местности речка Пертомка, впадающая в Согожу. Так что еще исстари места эти были под покровительством хозяина рек — Водяного. В селе том были даже двор воеводы с канцелярией. Правда, водную столицу не пощадил огонь, село Пертома полностью сгорело в 1747 году, но вскоре отстроилось заново. Однако быть ему селом все равно оставалось недолго. Но не стоит пугаться. Лучше вспомним из школьного курса истории знаменитую реформу Екатерины II, по которой многие населенные пункты, в том числе и будущей Ярославской области, получили гордый статус города. Вот и село Пертома в 1777 году было преобразовано в город Пошехонье. Тогда же получил городок свой герб, а чуть менее десяти лет спустя — регулярный план. В городке существовали присутственные места и государственные учреждения, правда, дома были почти все деревянные. Лишь две организации находились в каменных «палатках» — «уездное казначейство с кладовою» и «винный магазин», что, впрочем, вполне ожидаемо и совсем не удивительно для российской глубинки.

А удивительно то, что с XVIII века начал развиваться золотобойный промысел. Умельцы-пошехонцы производили сусальное золото — это «особая тонкая золотая пленка», которую использовали для декорирования бытовых предметов и церковной утвари, а также для обработки церковных куполов и скульптур. Причем городские мастера считались одними из лучших в России. К середине XIX века в Пошехонье насчитывалось три золото- и серебряносусальных завода. Развивались также иные ремесла: кузнечные, столярные, сапожные, портняжные, работали мельница и хлебопекарни. Перед революцией крестьяне начали осваивать сыродельное и маслодельное производство, «голландский» и «швейцарский» сыры, а также «парижское» и «голштинское» масло пользовались заслуженной популярностью далеко за пределами уездного городка. «Красный октябрь» принес в жизнь пошехонцев ожидаемые изменения. Как водится, в память о свержении монархии к названию города добавили фамилию революционного деятеля В.Володарского. Пошехонье-Володарск носил двойное имя долго, аж до 1992 года. Перестройка вернула многим городам первоначальные имена, вот и будущая «резиденция Водяного» снова стала Пошехоньем.

Пошехонье: в подводном царстве Водяного (8 – 9 мая 2012). Часть 1

1941 год обозначен для пошехонцев сразу двумя бедами. Как и многие по России, семьи пошехонцев не досчитались своих кормильцев, жизни которых были унесены Великой Отечественной войной. А до этого по весне рукотворное Рыбинское море изменило городской ландшафт, часть территории оказалась затопленной. Взамен город получил новый способ транспортной связи — водный.

Впрочем, советские времена были, в общем то, благодатны для Пошехонья. Здесь даже действовал свой аэродром. А в 1973 году в продолжение дореволюционных традиций был построен сырзавод, изготавливающий знаменитый некогда «Пошехонский» сыр отменного качества. Примечательно, что по всей большой стране таких производств существовало всего три: на юге, в Краснодаре и Ростове-на-Дону, и здесь, на окраине почти северной Ярославской области, в Пошехонье. А потом в период перестройки заводик перепродавали целых семь раз, а теперь он вообще не действует. Спросите, а как же «Пошехонский» сыр, который и по сей день можно встретить на прилавках продмагов? Его, к сожалению, делают где угодно, только не в Пошехонье. Хоть и по лицензии готовят продукт, да вкус и качество давно уж не те.

Пошехонье: в подводном царстве Водяного (8 – 9 мая 2012). Часть 1

Местный рыбозавод тоже переживает не самые лучшие времена: производство нуждается в модернизации и расширении. А уж рыбных благ в Пошехонье хоть отбавляй, тому способствуют пять рек, протекающих по территории города, и близость к Рыбинскому водохранилищу. Так что, есть, где развернуться и местным рыбакам, удящим плотву, чухонь, судака, окуня, сомов, налимов, и частным предпринимателям. Говорят, пошехонскую рыбку поставляют в соседние Ярославль с Череповцом и даже в Питер. А вот в самом Пошехонье, как оказалось, купить местную рыбку довольно проблематично. Куда не заглядывали — везде привозной ассортимент. Положение спас неказистый зеленый магазинчик близ вокзала с многообещающей вывеской «Рыбная лавка». В нем среди «импорта» смогли купить свежемороженые тушки судака по 70 руб. за кг. Пытаемся верить, что это действительно пошехонский улов.

И все же современное Пошехонье пусть и не процветает, но изо всех сил держится на плаву. Места-то здесь просто загляденье: леса, реки, свежий воздух. Словно споря с негласной столицей Рыбинского моря Брейтово, пошехонцы открывают рыболовные базы и гостевые дома, а сам городок уже включен в экскурсионные маршруты. А что, развитие туризма в районе — прекрасное подспорье местному производству. В этом отношении у славного маленького Пошехонья явно есть потенциал.Герб Пошехонья: «представляет собой изображение щита — золотистого поля, перекрещенного по диагонали зубчатыми полосами зеленого цвета; в середине, в серебряном щите, Герб Ярославской губернии — изображение медведя с секирой».

Пошехонье: в подводном царстве Водяного (8 – 9 мая 2012). Часть 1

ГОСТИНИЦА «СОГА»Адрес: г. Пошехонье, набережная реки Пертомки, д.12, тел. (48546) 2-12-02, e-mail: gostinitsa.soga@yandex.ru, сайт: www.gostinitsa-soga.narod2.ru. Цена номера на двоих с санузлом — 550 руб./чел. (1100 руб. номер).

Гостиница «Сога» расположена очень удобно, стоит лишь перейти от центральной площади через мостик. Трехэтажный розовый домик стоит прямо на берегу живописной речки Пертомки, всего в минуте от центра, рядом есть магазин «Продукты» (правда, выбор съестного там никакой). Зато, какой красивый вид открывается на речную гладь и отражающуюся в тихих водах свечку-колокольню. На двух первых этажах здания располагаются различные офисы от конторы нотариуса до представительства косметической фирмы, на третьем — собственно 8 номеров различной ценовой категории (350 — 550 руб./чел.), вместимости (2 — 5 человек) и комфортности (для самых дешевых предусмотрен санузел на этаже).

Пошехонье: в подводном царстве Водяного (8 – 9 мая 2012). Часть 1

Мне показалось, что дом, приютивший гостиницу, если и не памятник архитектуры, то все равно не слишком современный. Дощатые полы, полукруглые арки, узкие коридоры и стены, хотя снаружи выглядит ничем не примечательной трехэтажкой. Номера чистенькие, хорошие, с новым ремонтом. В общем, отличный бюджетный вариант для не слишком пафосных туристов. Впрочем, последним придется по душе гостинично-развлекательный центр «Пошехонье-тур» (адрес: г. Пошехонье, ул. Любимская, д.18, тел. (48546) 2-32-70, 2-31-62). Номера там подороже, здание — памятник архитектуры и тоже находится недалеко от центра. С администрацией гостиницы «Сога» списались по электронной почте, где-то за неделю забронировали нужный номер. Предоплату за бронь не взяли, коварного понятия «расчетный час», как и во многих маленьких городках, не существует. Впрочем, у нас вышли практически полные сутки. Гостиницу нашли быстро, сверившись с картой. На здании есть табличка с надписью «Гостиница «Сога». На вахте сначала никого не оказалось, побродили по полутемным коридорам, поднялись по лестнице, тут на наши шаги вышла администратор. Нас ждали, оформили быстро, предложили электрический чайник и посуду на выбор, что весьма кстати. Холл третьего этажа встретил уютной мягкой мебелью, обилием зелени и огромной картиной в синих тонах. На этаже есть общий санузел, место для курения и кухня с холодильником, электроплиткой и кое-какими припасами, оставшимися от постояльцев. На мой взгляд, это очень удобно, хотя лично нам пользоваться кухней не пришлось. Кстати, душ — единственный на всю гостиницу, находится на первом этаже, полагаю, ключи от него надо спрашивать у дежурной.

Наш номер 16 — двухместный, на удивление достаточно просторный, с широким подоконником (вечером первого дня я, сидя на нем, любовалась потрясающим пошехонским закатом). Приятные бежевые тона, удобный шкаф-прихожая с большим зеркалом, 2 кровати — полноценные полуторки, есть бра и маленький телевизор. Что порадовало — стол с банкеткой и диванчиком, такой кухонный гарнитур есть у нас дома, графин со стаканчиками. Санузел с современной сантехникой, здесь тоже есть зеркало. Единственное — горячая вода плоховато нагревалась. В номере были полотенца и мыло, ну, а ожидать одноразовых шампуней-гелей от номера без душа было бы наивно.

Пошехонье: в подводном царстве Водяного (8 – 9 мая 2012). Часть 1

Обслуживание — приятное, вежливое, предусмотрительное. Вообще, в гостинице «Сога» все просто, уютно, по-домашнему. Честно, просто не могла найти, к чему придраться, все очень понравилось. Посему эту пошехонскую гостиницу смело рекомендую.РЕСТОРАН «СОГОЖА»Адрес: ул. Преображенского, д.24, тел. (48546) 2-29-68. Работает до 22 час. Так уж вышло, что по общепитам, особенно ресторанам, мы ходим исключительно во время наших поездок. Может, поэтому я так люблю эти уютные провинциальные ресторанчики, куда можно прийти даже в походном прикиде, а отношение будет искренне внимательным. Ресторан с забавным названием «Согожа» оправдал мои ожидания. В него мы забежали вечером, окончательно замерзнув после длительных прогулок по пошехонским улочкам. Кстати, мне-то хотелось посидеть именно вечером, после захода солнца, дескать, так романтичнее. Но дальновидный муж настоял на немедленном утолении голода, иначе мы рисковали бы остаться без красивого ужина, непривычно, но ресторан работал лишь до 22 часов вечера.

Ресторан «Согожа» располагается в розовом одноэтажном здании, кажется, даже старинном. А вот большая синяя вывеска с названием новая. Понравилось, что без претензии на пафос, обычный такой провинциальный ресторан, с легким советским налетом, антураж напоминает приличное кафе среднего уровня, но все достаточно приятно. Продолговатый зал в приглушенно-розовых тонах, два ряда столиков под клетчатыми скатертями, барная стойка с алкогольным ассортиментом, из огромных окон мягко падает свет майского вечера, на одной из стен нарисованы весьма милые пейзажи города. Кроме нас в ресторане никого не было. Лишь под конец ужина пришли две блондинистые цацы местного (или не очень) разлива, на вид по-провинциальному пафосные, по одежде — с претензией на дешевый гламур. Поинтересовались, могут ли они заказать бутылку шампанского, и до какого часа посидеть. По возрасту (определила чисто внешне) спиртное я бы им не продала, а официантка «оптимистично» заверила, что ресторан работает аж до 22 часов! Девицы как-то стушевались и быстро ушли.

Из довольно скудного меню (в речном-то месте всего одно блюдо из рыбы, да и то дорогущее!) выбрали традиционное жаркое в горшочках (160 руб./250 гр.). Вполне вкусно, сытно, порции немаленькие, мясо мягкое, прожаренное, овощи аппетитные, правда, заказ пришлось подождать. Добавили для веселья по 0,5 пива «Балтика-3» (по 45 руб.). И тут не удержались, спросили, есть ли в наличии местный бренд — таинственная «Душепарка»? Оказывается, есть. Ну, и заказали, конечно. Уж сколько я начиталась об этом чисто пошехонском напитке! Грех не попробовать! Хотя, дорогая, зараза, 55 руб. за 100 гр., но, поверьте, того стоит! Фирменный напиток, изготовленный по секретным рецептам, настоянный на меду да клюкве, с добавлением пряных трав подается исключительно горячим, в фарфоровом чайничке. Аккуратно разлили по рюмочкам — восхитительно, тягучая темно-бордовая жидкость оказалась ароматной и горячей, волна тепла приятно окатила наши уставшие и промерзшие организмы, на языке остался привкус трав. Подумалось, что, наверное, похоже на глинтвейн, правда, последний ни разу не пила. Впрочем, уверена, пошехонская «Душепарочка» намного вкуснее! Жаль, что отведать эту прелесть можно лишь в ресторане, пошехонцы хранят секреты ее изготовления, в магазине, понятно дело, не купишь, ее же горячей следует пить.

Пошехонье: в подводном царстве Водяного (8 – 9 мая 2012). Часть 1

В общем, сидели, наслаждались едой и напитками, разговаривали. Музыка, конечно, не по моему вкусу, но вполне соответствует антуражу и назначению общепита — такая развеселая попса вперемежку с неким подобием шансона, преимущественно ресторанной тематики. Обслуживание, кстати, очень положительное: вежливо, ненавязчиво, внимательно, приняли тепло, как дорогих гостей, как говорится, уважили. Конечно, дороговато для провинции, но ресторан вполне хороший, заценили.

КАФЕ «ШАРМ»Находится на ул. Преображенского, почти в самом ее начале, недалеко от центральной площади. В старинном розовом здании синяя дверь и наивная цветастая вывеска «кафе «Шарм». Внутри — лаконичная современная обстановка, барная стойка, несколько столиков, накрытых скатертями, розовато-бежевые тона, картины — цветочные абстракции на стенах. Кстати, кафе безалкогольное. То есть совсем. Вот такая приятная редкость! Зато (читала где-то) славится неплохими молочными коктейлями. Оттого и соответствующий контингент: веселая стайка щебечущих школьников, думаю, кафе пользуется популярностью у приличных подростков.

В кафе мы решили пообедать перед отъездом домой. Заказали фирменное блюдо — «судак по-пошехонски» (рыба, картофель, морковь, перец, 130 руб./280 гр.). Подали достаточно быстро, официантка честно предупредила, что блюдо уже готово, надо лишь разогреть. Обслуживание вежливое и внимательное, официантка приятна во всех отношениях, молодая, симпатичная. Заказ подают в забавных глиняных горшочках в форме рыбы. Очень вкусно, сытно, рыба аж во рту тает, правда, масла многовато, оттого чуток приторно. Но в целом в кафе «Шарм» нам очень даже понравилось, рекомендуем.