Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Пошехонье — Россия Май 2012

Часть 1

«А МЫ С ТОБОЙ ИДЕМ ПО БЕРЕГУ РЕКИ…»

Пошехонье — истинно речная сторона. Как тут вновь не вспомнить о радушном хозяине этих мест — Водяном. Куда ни глянь: то речка, то мостик. Так и гуляем мы по улочкам городка, словно герои той песенки одной почти забытой панк-группы «По берегу реки».Современное Пошехонье расположено на левом берегу реки Согожи при ее впадении в Рыбинское водохранилище. Пошехонье называют «городом пяти рек и семи мостов». Городские речки носят красивые и загадочные названия, словно дошедшие из былинных финно-угорских времен и похожие на имена русалок: Согожа, Сога, Пертомка, Шельша, Шексна, а в компании с ними бежит по Пошехонью Троицкий ручей. Мостов, как утверждают, действительно семь, вот где раздолье свадебным кортежам: по традиции жениху с невестой надо непременно проехаться под арками да пролетами. Мы то, конечно, понимаем, что семейное счастье не зависит от примет, а вот что нужно делать влюбленным на мостах (ну, или под ними), представляем прекрасно:).

Пошехонье: в подводном царстве Водяного (8 – 9 мая 2012). Часть 2

Городок, точнее, местных жителей с присущей ему сатирой припечатал М.Салтыков-Щедрин в своем произведении «Пошехонская старина». Дескать, местные прославились различными чудачествами: то «на елку лазили, чтобы Москву посмотреть», то «лукошком солнце ловили», то «плели лапоть размером с лодку», то «ночью путались в собственных ногах». Более современная история о том, что пошехонские чиновники дабы пополнить бюджет вздумали продать гранитного Ильича и два арочных моста. Дело закончилось ничем, да и была ли эта сделка реальностью — сказать не берусь.

Еще турфирмы решили для красного словца именовать Пошехонье «Ярославской Венецией». Сходства, конечно, ноль, а звучит до безобразия пафосно. Хоть бы с Питером, что ли, для начала сравнили, в северной столице тоже немало речек и каналов. Все ближе, чем призрачные Европы. Вот и снова пошехонцы всех позабавили:). В майский предпраздничный день Пошехонье предстало перед нами в образе тихой и милой провинции. Это действительно крошечный городок, и расстояния здесь лилипутские. Радиальная планировка сводит все улицы-стрелы к центральной площади с главной городской доминантой — колокольней Троицкого собора. Кажется, ее видно со всех уголков Пошехонья, так что можно смело ориентироваться по ней.

Пройти городок вдоль и поперек не составит труда (что, в общем то, мы и сделали, навернув не один кружок по славным пошехонским улочкам), правда, для ленивых курсирует маршрутка-пазик. Дома деревянные и каменные, 1-2-этажные. Кружевные наличники, могучие бревна, причудливые узоры деревянной резьбы гармонируют с нарядными купеческими особнячками в пастельных тонах, то лаконичными, то богато украшенными. Конечно, на многих штукатурка выглядит слегка облезло, но, как ни странно, это придает домам какой-то благородный и умудренный вид, дескать, сколько мы на своем веку повидали, сколько поколений смотрело сквозь наши окна. Вообще, я бы назвала Пошехонье городом под открытым небом. Это чудо, что старинная застройка сохранилась, что не добрались в таком количестве ушлые предприниматели, готовые обезобразить аристократические стены пошлыми вывесками своих банальных лабазов. Нет, вывески, конечно, есть, но дошли они, видимо, еще с советских времен, потому немного наивно читать «Дом культуры», «Кафе «Лакомка», «Кооператор». Городок зеленый, свежий, неспешная гладь воды, ветерок гуляет в кронах высоких деревьев, бегают собаки, птички поют. Благодать!

Пошехонье: в подводном царстве Водяного (8 – 9 мая 2012). Часть 2

Дороги, конечно, грязноваты, частенько ездят машины, бегают дети, встречаются местные, в том числе гопнического вида. Вообще, люд во владениях Водяного простой, без лишних церемоний, но не агрессивный. На меня с фотоаппаратом смотрели с нескрываемым любопытством, мол, что эта странная девица с красными волосами, торчащими на макушке, так настойчиво щелкает наши обычные дома? В Пошехонье есть 3 интересных музея. Жаль, конечно, что ни в одном из них побывать не удалось. Посему расскажу, основываясь на выуженных данных из всемирной паутины. Вдруг кому-то повезет больше?

Музей «Топтыгин дом» (г. Пошехонье, ул. Советская, д.4, часы работы: с 10.00 до 16.00, перерыв: с 13.00 до 14.00, выходные дни: воскресенье, понедельник). Интересно, что музей расположен в маленьком старинном домике 1784 года постройки. К сожалению, в музей мы не попали, видимо, в праздничные дни экспозиция не работала. Но, уверена, там интересно. Охотнее верится в то, что Пошехонье — медвежья сторона. Недаром, на гербе города красуется медведь с секирой — признак принадлежности к Ярославской области. Да и в самой Пошехонской стороне косолапых хватает. В непроходимых дремучих лесах в изобилии обитают топтыгины, о встречах с которыми азартно могли бы поведать местные охотники. Вот и музей тематический создали, чем не туристический бренд?

Музей «Резиденция Водяного» (г. Пошехонье, ул. Советская, д.2). Его мы не нашли. То есть не нашли даже дома, где могла бы располагаться экспозиция. Вроде бы резиденция должна находиться в центральной библиотеке. Вот вывеску про библиотеку видели, правда, на улице Преображенского. А вот музей, как сквозь воду, пардон, землю провалился. В продолжение «медвежьей» темы как тут не вспомнить об еще одном молодом туристическом бренде — Водяном. Его придумали сотрудники центральной библиотеки Пошехонья, поселили у себя, найдя местечко водному царству среди книг, и даже выдали паспорт на имя «Водовика Водяниковича Водяного». Вообще-то хозяин рек — старик строгий и даже опасный. Впрочем, последнее — только для непослушных детишек и нерадивых взрослых: нечего под градусом в воду лезть да браконьерить. Пошехонский Водяной учит любить и беречь природу, а попутно развлекает стар и млад местным фольклором. Правда, по безобидной и прибыльной идее, как и в ситуации с кукобойской Бабой-Ягой, прошлась РПЦ. При всем уважении к религии, мне не понятно архаичное желание искоренить славянский фольклор, усмотрев в сказочном персонаже очередное «ведьмачество». А меж тем сказки — это накопленный многими поколениями опыт, в них скрыта древняя мудрость. Водяной — это олицетворение природы, водной стихии, к которой надо относиться с должным уважением и почитанием. Наши предки-славяне (не люблю пошлое слово «язычники») отлично это понимали. Заботиться о душе, конечно, важно. А вот кто в наш жестокий техногенный век позаботится о матушке-природе?! Можете обвинить меня в неоязычестве, но мне очень нравится повсеместная увлеченность древнеславянской мифологией. К тому же, в современной интерпретации даже, на первый взгляд, злые герои становятся положительными.

Историко-краеведческий музей (г. Пошехонье, ул. Любимская, д.20, (48546) 2-18-51, часы работы: с 10.00 до 16.00, кроме понедельника). Побывать в нем мне очень даже хотелось, но, опять-таки не удалось. Это только в раскрученных туристических местечках выходные и праздничные дни — самые посещаемые. Пошехонские же сотрудники отрасли «Культура» предпочли отдыхать. К музею мы честно подходили трижды, в оба дня на дверях висел неприступный засов с большим замком. Музей, кстати, располагается в деревянном доме зеленого цвета, раньше его занимала Земская больница. От охотничьих баек и народных сказок перейдем к былям. Об истории Пошехонья я уже рассказывала. А вот увидеть ее наглядно можно было бы в местном краеведческом музее. Экспозиции расскажут об основных исторических вехах, промыслах и богатом наследии края: «Природа Пошехонского края: растительный и животный мир. Охрана природы», «История города Пошехонья. Быт горожан, их занятия», «История Пошехонского уезда. Административное деление. Культура», «Ремесла и промыслы Пошехонского уезда: кузнечный, бондарный, кожевенный, гончарный», «Крестьянский процесс обработки льна. Изделия изо льна. Портновский промысел», «Организация Советской власти, первые комитеты, пошехонцы-участники Великой Отечественной войны», «Культура и хозяйство Пошехонского района. Выставки».

Пошехонье: в подводном царстве Водяного (8 – 9 мая 2012). Часть 2

А что же остальные достопримечательности? Да, их немного, откровенно мало (о гражданской застройке расскажу отдельно), но не откажем себе в удовольствии пройтись по пошехонским улочкам и ознакомиться с ними.

Успенская церковь (1822 г., ул. Войнова, тел. (48546) 2-30-34). Храм находится на местном кладбище, сразу за автовокзалом. Странно, что какой-либо информации, исключая год постройки, найти не удалось. А церковь хорошая, предположу, что даже в советские времена она, как и многие обители при погостах, не закрывалась. Ее мы увидели сразу, едва завернув за неказистое зданьице местного вокзала. Наверное, можно было отыскать более комфортную дорогу, я же не нашла ничего лучшего, как поковылять к Успенской церкви прямо по грязи, перепрыгивая появившиеся после недавнего дождя лужи и в душе оплакивая белые носы своих кед. Впрочем, мое настойчивое желание приобщиться к святыне было вознаграждено. Я прошла через ворота и оказалась в зеленой тишине сельского кладбища, в густых ветвях щебетали птахи, воздух был наполнен свежестью и запахом дождя, как бывает только ранней весной. Успенская церковь показалась мне красивой и очень нежной, напомнила храм Параскевы Пятницы в Большом селе. Обитель небольшая, нарядная в своем бело-розовом убранстве, основной объем украшен симпатичным портиком с колоннами, венчает его компактная серебристая главка и еще четыре боковых барабана с плоскими луковками, интересны высокие полукруглые окна, декорированные каменной резьбой. Двухъярусная колокольня над входом с острым шпилем в лесах, видимо ведутся реставрационные работы. Обидно, что, как гласило объявление, Успенский храм работал лишь до 14 часов, естественно, он оказался закрытым.

Пошехонье: в подводном царстве Водяного (8 – 9 мая 2012). Часть 2

Попали мы туда лишь на следующий день, когда ходили покупать билеты до Ярославля. Внутри она оказалась побеленной, без росписей, на потолке виднелась кирпичная кладка. Икон немного, все больше старинные, хотя есть и современные образа, например, Матроны Московской, иконостас тоже новый, высокий. В церковной лавочке купила свечку, поставила к иконе Богородицы в тяжелом окладе, так сказать, на добрую дорожку. Хороший храм, светлый, мне понравился.

За вокзалом и церковью нашли тенистый сквер с памятником Неизвестному солдату. Стоит белый гипсовый воин с волевым лицом на высоком постаменте, сжимая винтовку и каску, а за его спиной темно-зеленые ели да тоненькие деревца — как символ мирной жизни. Прочла табличку «Вечная память героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины! 1941 — 1945 гг.». Примечательно, что в Пошехонье есть еще один мемориал Славы, в центре. Молодцы, пошехонцы, чтят память своих отцов и дедов!

Пошехонье: в подводном царстве Водяного (8 – 9 мая 2012). Часть 2

По улице Преображенского, которая играет роль главной магистрали, соединяя район автовокзала с центром, направились в сердце городка. Центральная площадь Пошехонья ожидаемо носит название Свободы. Она достаточно просторная для такого маленького городка, посередине разбит зеленый скверик, вокруг старинные здания, а прямо перед глазами располагается жемчужина Пошехонья — комплекс торговых рядов и величественного Троицкого собора.

Торговые ряды (1830-е гг., пл. Свободы) в Пошехонье сохранились замечательно. Впрочем, они давно стали «визитной карточкой» большинства маленьких провинциальных городков, оттого я едва ли не в первую очередь ищу их, приехав в центр. Пошехонские меня вполне впечатлили. Два одинаковых корпуса поставлены параллельно друг другу, словно своими четкими геометрическими формами оформляя перспективу главного городского собора. Архитектура торговых рядов классическая — длинные галереи с арочными проемами, некогда белоснежные, теперь — местами откровенно обшарпанные, нуждающиеся в реставрации. Внутри каждый корпус состоял из секций-лавок, а чем торговали в них пошехонские купцы, ясно из названий: «Красные ряды» (галантерейная продукция) и «Овощные ряды» (дары сельхозработ). Некогда на площади стоял и третий корпус, деревянный. Сегодня ряды несут все ту же функцию, их занимают многочисленные магазинчики. И торгуют в них все тем же: продуктами, бытовыми товарами, одеждой. Вот такое погружение в давно минувшую эпоху. А еще под сводами рядов любят собираться местная молодежь и просто обыватели, попить пивка, посудачить, наверное, и встречи здесь назначают. Я поснимала торговые ряды во всех ракурсах, вволю погуляла по каменным галереям, зашли мы и в магазинчики, а на следующий день неоднократно прятались от зарядившего дождя.

Пошехонье: в подводном царстве Водяного (8 – 9 мая 2012). Часть 2

Троицкий собор (1717 г., пл. Свободы, тел. (48546) 2-15-13) — главная жемчужина Пошехонья и украшение центральной площади города, его сердце и душа. А еще это древнейшее каменное здание Пошехонья. Да что там, церковь существовала до присвоения Пошехонью статуса города.

Собор был выстроен на средства богатого крестьянина П. Т. Беловина. Храм сравнительно небольшой, четырехстолпный, основной объем — кубический четверик, увенчанный пятиглавием. Троицкий собор выглядит белоснежным, хорошо отреставрированным, на высоких тонких шейках-барабанах аккуратные зеленые купола-луковки. Храм, на первый взгляд, простой, без изысков, лаконичный, декорированный лишь полукруглыми кокошниками и тонкой каменной резьбой, такой классический вариант для провинциального городка. Но вместе с тем Троицкий собор оставляет радостное и светлое впечатление, такой красавец, нам он очень понравился, и я, конечно, снимала его пока не села батарейка.

Пошехонье: в подводном царстве Водяного (8 – 9 мая 2012). Часть 2

Интересно, что внутренние росписи относятся к середине XVIII века, правда, как я читала, сохранились лишь редкие фрагменты. Впрочем, и их, зайдя на следующий день в храм, я не обнаружила. А внутри собор оказался на удивление просторным, с высокими сводами и белыми отштукатуренными стенами. Старинных икон было немного, все больше новые, перед ними теплились свечи. Поразил огромный современный иконостас, яркий, структурный.

Колокольня Троицкого собора выстроена позднее, во второй половине XIX века в характерном для тех времен «тоновском» стиле. Она отдельно стоящая, четырехъярусная, даже не смотря на потрепанный временем вид, выглядит торжественно и интересно. На трех массивных кубических объемах высится изящная ротонда, увенчанная серой полусферой купола с маленькой луковкой. Колокольня украшена кокошниками и гранеными полуколоннами. Кстати, 75-метровая звонница является не только основной доминантой Пошехонья (куда ни глянь — везде виден пронзающий северное небо тонкий крест), но и одной из самых высоких колоколен в области.

Пошехонье: в подводном царстве Водяного (8 – 9 мая 2012). Часть 2

На улице дождь и зверский холод. Немного отогревшись в храме и заметив пессимистический настрой мужа (делать нечего, не погулять толком), дергаю его за рукав и шепчу:«Хочешь подняться на колокольню? Классно будет!». Служба уже закончилась, одинокая служительница, заметив наше бесцельное хождение по обители, спросила, что мы хотели. Я с присущей мне наглостью вкупе с невинными широко распахнутыми глазами щебечу, что мы хотели забраться на соборную колокольню и полюбоваться Пошехоньем с высоты птичьего полета (я читала, что это возможно). Оказалось, правда, возможно, нужно лишь по 10 руб. с человека в качестве пожертвования оставить, на ремонт колокольни.

Нас направили к маленькой дверке, предупредив, что на звоннице сейчас находится священник с группой ребят, лестницы там узкие, темно, двум компаниям не разойтись, посему надо подождать. Впрочем, мы наивно предприняли попытку подняться на пару пролетов, подсвечивая путь экраном мобильника, но тут сверху послышались шаги. Группа подростков, кажется, была крайне удивлена не то моему колоритному виду, не то тому, что вообще кто-то в такую погоду рискнул забраться на звонницу. Однако мальчишки передали по эстафете нам галогенные фонарики (честно скажу, без них подняться просто не реально!), а священник — ключи от колокольни. Вот так все просто, на доверии. Какие искренние люди живут в Пошехонье!

Пошехонье: в подводном царстве Водяного (8 – 9 мая 2012). Часть 2

А мы по деревянным ступенькам, держась за отполированный многими ладонями столбик-поручень и шершавые стены, начали свое восхождение в небеса. Еще в начале подъема подумалось, что в прежнее время звонари ежедневно поднимались на такую высоту, тут надо обладать еще какой физической подготовкой! Такая величественная снаружи колокольня внутри показалась узким тоннелем, пальцы касались отслоившейся штукатурки и паутины, неясный свет фонарика выхватывал фрагменты кирпичной кладки, щербатые ступеньки. Крутая винтовая лестница уводила нас наверх, кеды неверно ступали по старым доскам (служительница предупредила, что ступеньки ненадежны, на их ремонт и собирались пожертвования), от виражей, темноты и тесноты кружилась голова. Мы не видим друг друга, лишь слышим мягкие шаги. Только вперед, только наверх, пусть сбивается дыхание, короткий луч фонарика на мгновение скользит по стене, по ступеням и вновь меркнет за поворотом, на страх не остается времени, хочется быстрее выбраться из кажущегося бесконечным колодца. И лишь когда над головой мелькает рассеянный свет пасмурного дня, я позволяю себе немного замедлить шаг. Наверное, это необходимо, проделать такой нелегкий путь, чтобы прочувствовать всю мощь старинной постройки, поразиться таланту архитектора и умению строителей, чтобы задохнуться от открывающейся красоты и хоть на мгновение ощутить святость места.

Оказывается, мы преодолели лишь один ярус — не так уж и высоко, хотя защитного заграждения нет, посему подходить к краю все-таки боязно. Но все равно впечатляет. Любуемся панорамой города, рассматриваем четкие прямоугольники торговых рядов и залитую дождем центральную площадь, тенистый детский парк с почти игрушечными карусельками и серую ленту Согожи. Троицкий собор, будто совсем рядом — перед глазами зеленеют ставшие огромными купола.

Пошехонье: в подводном царстве Водяного (8 – 9 мая 2012). Часть 2

Мы поднимаемся выше, уже не так жутко, кеды привычно скачут по дощечкам, я выключаю фонарик, едва начинаю различать антураж колодца, уже зная, что скоро появится дневной свет. Пальцы цепляются за перила, я стремительно выскакиваю на смотровую площадку и на мгновение замираю. Дыхание перехватывает теперь не от быстрого подъема, а от открывшегося вида. По счастью, здесь есть ограждение. А ведь уже намного выше, ощутимо выше! Город лежит буквально у ног. Видно четкую планировку улиц, дороги, бело-розово-желтые дома, мосты и водную гладь пошехонских рек, свинцовую, прекрасную в своей северной суровости. Купола Троицкого собора уже внизу. Мелкая изморось хлещет в лицо, пальцы моментально леденеют и перестают сгибаться, сильные порывы ветра треплют волосы, сбивают с ног. А я не могу надышаться этим сырым воздухом, захлебываясь в нем, не могу отвести взгляда от открывающихся просторов, не могу насладиться ощущением полета. И бесшабашно подставляю лицо стихии, словно кутаясь в низкое серое небо, в пронизанный миллиардами брызг воздух, в по-осеннему ледяной дождь.А где-то далеко внизу вновь вижу площадь Свободы. И именно здесь, замерзшая, промокшая, вдруг осознаю, что такое — Свобода…

На этом ярусе, собственно, звонница. Колоколов немного, они небольшие. Муж поднимается по деревянной лестнице еще выше, там стихия бушует вовсю. Я скромно прячусь под кирпичными сводами. Пора возвращаться назад, что, естественно, намного легче и привычнее. Впрочем, я все еще под впечатлением. Какая красота, опасная, угрожающая, величественная! Пожалуй, подъем на колокольню Троицкого собора мы оба назвали бы ярчайшим впечатлением этой поездки. Это реально потрясающе! Кстати, комплекс центральной площади, как и многие в провинциальных городках, включает несколько эпох и памятников, которые, на первый взгляд, не особо вяжутся друг с другом. И если Троицкий собор с колокольней и торговые ряды гармонично дополняют друг друга, то рядышком разбитые аллеи и парки переносят в не такую уж далекую советскую эпоху.

Пошехонье: в подводном царстве Водяного (8 – 9 мая 2012). Часть 2

Так, в центре площади Свободы, словно взывая к ее патриотическому названию, разбит милый маленький зеленый скверик, где на фоне темных елей и чахлых кустиков, торговых рядов и высокой колокольни на постаменте возвышается ожидаемый памятник Ленину. Среди своих сородичей из моей импровизированной коллекции провинциальных вождей он выделяется своей историей. Монумент воздвигнут практически недавно, в конце 80-х годов прошлого века, когда Ильичей повсеместно снимали с пьедесталов. Но тут постаралась наша землячка Валентина Владимировна Терешкова, не без участия которой и был воздвигнут монумент. А еще памятник выполнен… из розового гранита! Вот такой пригламуренный вождь Красной революции получился. Кстати, схожесть я отметила, как и то, что рука Ильича по привычке засунута в карман, а лицо повернуто в другую от собора сторону. Что-то в этом намекающее показалось. Сквозь мощеные дорожки пробивается прошлогодняя трава, одиноко лежит у ног вождя потрепанный венок, давно забыли дорогу пионеры к монументу. А вот желтые пушистые ивовые почки нахально распустились назло дождливой погоде, весело и вольготно им посередине площади в Ленинском скверике.

А вот чуть в отдалении разбита очень душевная Аллея Славы. Она открыта в 1977 году. Среди высоких белоствольных берез в легкой дымке первой майской зелени два ряда обелисков с именами и скульптурными портретами павших бойцов и камень с табличкой, на которой выбиты фамилии пошехонцев, не вернувшихся с полей сражений в Афганскую и Чеченскую кампании. Вот и снова скорбь и память примирила три пусть не эпохи, но войны. В глубине аллеи на фоне реки и деревьев осматриваю большой красивый мемориал — скульптурное изображение уходящих в бой воинов и ожидающей женщины. У его подножия под пятиконечной звездой веет на майском свежем ветру Вечный огонь. Очень сильная композиция, мне понравилась. А вот еще один камень, на нем цифры «1945 — 2012», не к месту, но улыбнуло, что, пошехонцы ежегодно последнюю дату обновляют:)?

Пошехонье: в подводном царстве Водяного (8 – 9 мая 2012). Часть 2

Тихо иду по мокрой брусчатке, над головой в сизой пелене дождливого неба маячат птичьи гнезда. Весна. Она всегда весна, в мирное или в военное время. И всегда будут возвращаться из теплых краев перелетные птицы, вить гнезда, растить птенцов. Жизнь идет своим чередом. И скоро эта тенистая аллея наполнится щебетом птах, поющих свою нескончаемую песню жизни в память о тех, кто отвоевал эту самую жизнь, нашу свободу…

С другой стороны площадь обрамляет еще один зеленый сквер, приспособленный под детский парк. Качели-карусели, думаю, еще помнят времена бравой пионерии, а те, кто кружился на них, наверняка катают по дорожкам парка своих внуков. Отметила разноцветные, изъеденные ржавчиной зонтики висячих качелей, аттракцион-паровозик с грустной физиономией и люльки карусели — «солнышко». Почему-то стало грустно, парк напомнил о давно минувшем детстве, в котором навсегда остались такие же недействующие качели. А меж тем место здесь симпатичное: берег речки Согожи, пушистые темно-зеленые ели с длинными иглами, которыми засыпана дорожка, березки.

Пошехонье: в подводном царстве Водяного (8 – 9 мая 2012). Часть 2

А мы, повернув назад, вышли к набережной реки Согожи. Ну, по большому счету полноправной набережной назвать ее будет трудновато, но табличка на одном из домов, гласила, что это именно так. Идем по узенькой асфальтовой дорожке, сильный ветер с реки треплет волосы и ветви берез. Вниз к берегу сбегает зеленый пригорок, покрытый коротенькой, словно прядки на моей макушке, только проклевывающейся травкой. А Согожа — широкая, строгая, стального цвета, несет гордо свои волны, наверное, из самого Рыбинского моря. Пока гуляли, основательно замерзли. Хорошее место, романтичное, даже красивое в своей запущенности. Но в другую погоду. А еще видели мосты. И где-то здесь, предполагаю, должен быть пляж, но для нас актуальнее было вернуться в защищенное домами тепло города.

Ближе к вечеру начали появляться стайки молоденьких девушек, с виду вполне приличных, правда, ярковато раскрашенных. Плохо другое — все юные создания были весьма под градусом, громко смеялись, пели, орали, слушали на трещащих мобилках дешевенькую попсу и размахивали пивными бутылками или стаканчиками. Заметьте, не взрослые мужики, не парни, а именно девушки. Впервые видим такой откровенно бухающий матриархат в подростковом периоде, вы уж простите. Кстати, с наступлением сумерек взрослых вообще не было видно. Еще бегали стайки школьников, опять же, в основном, девочек. Подрастающая смена? Аж мурашки по спине. Впрочем, ближе к закату в компании развеселых девиц стали попадаться молодые люди (гопота по виду, как ни крути) в таком же состоянии, видимо, под покровом темноты осмелели. Знаю, оцениваю с наскока и, наверное, несправедлива, но от увиденной картины пробивала жуть. Снова подивили пошехонцы таким положением дел, только не до смеха тут, плакать впору. Неужели нет у них никакой альтернативы?!

Но пошехонский вечер преподнес нам поистине королевский подарок, заставивший забыть все мелкие неприглядности обычной российской глубинки. Мы возвращались из ресторана в районе десяти часов вечера, когда увидели просто потрясающую картину. Доводилось ли вам видеть закат на большой полноводной реке? Правда, красивое зрелище? А на море? Наверняка, у каждого хранятся пачки фотографий с вечерними пейзажами. А ожидали ли вы увидеть такой великолепный закат в маленьком Пошехонье? Лично я — нет. Более того, кажется, я еще ни разу в жизни не наблюдала ничего подобного. За какие-то мгновения пасмурное небо окрасилось в прозрачно-синий цвет, на котором словно жемчужно-розовой акварелью прорисовывались клубы перистых облачков. Ближе к реке небо становилось алым, затем оранжевым и у самой воды принимало цвет расплавленного золота. Утопающее в Согоже солнце окрашивало воды другой речки, Пертомки, в причудливые сиренево-лиловые разводы, по которым широкой розоватой полосой простиралась рябь волн. Казалось, за рекой бушует пожар, его зарево погружало в фантастические оттенки красного берега, дома, мосты. Словно факелы сияли кроны вековых деревьев в едва раскрывшихся и посему незаметных листиках, зловеще-черными силуэтами высились мрачные ели. Золото, огонь и кровь боролись с ледяной синевой воды и неба. Картина была завораживающая, жуткая и вместе с тем потрясающе прекрасная!

Пошехонье: в подводном царстве Водяного (8 – 9 мая 2012). Часть 2

Мы долго стояли на берегу, все ждали, когда исчезнет солнце, и над Пошехоньем сгустится тьма. Но закат словно позволял нам любоваться собой, хозяин городка Водяной снова удивлял своих нежданных гостей. От воды веяло холодом, дул ветер. Я сделала последние кадры. Огненные блики нашли отражение в моих растрепанных малиновых волосах. Я вся была словно в закате. Мы решили, что «виновник» этого чарующего действа — Рыбинское море. В Пошехонье обилие рек, близость водохранилища — все это дает такой эффект. Муж прозаически добавил: «Такие яркие закаты к плохой погоде». Окончания представления мы не дождались, замерзли. Зато я долго сидела в номере на подоконнике и наблюдала, как густая синева ночи отвоевывает золотые и красные блики дня. Солнце уснуло. Пошехонье погрузилось в короткий майский сон.

А наутро сбылись все печальные прогнозы. Шикарный закат, подарив нам чудесные мгновения, измучил весеннюю ночь и принес дождливый и пасмурный день. Подумать только, еще вчера выезжали из Ярославля при хорошей погоде! Сегодня на улице было холодно и сыро, зонт, как водится, благополучно был выложен за 2 минуты перед выходом из городской квартиры. Мы отважно попробовали погулять. Народ с зонтиками праздновал День Победы, на центральной площади звучала музыка, в Аллее Славы проходил митинг, закончившийся оружейными залпами. Несколько женщин, собравшись в кружок, пели песни военных лет, промчался фургончик полевой кухни, девочки, прячась под сводами торговых рядов, раздавали георгиевские ленточки.

На середину площади приехала машина с кавказцами, которые разложили лоток с пивом и разожгли мангал. Впрочем, шашлычков пожарили скорей всего только для себя, народ даже не повернулся в их сторону, и вскоре «кашевары» свернули свой бизнес. Мы накручивали километры в поисках зонта. То есть короткими перебежками передвигались от магазина к магазину с одной целью: приобрести защиту от непогоды. Спас нас дом № 6 по улице Советской с табличкой «Промтовары». На мой с порога заданный вопрос: «У вас есть зонты?!!» продавщица не вытаращила в удивлении глаза, а спокойно стала раскладывать свой ассортимент на прилавке. Правда, меня несколько смутил ее вопрос, не нужен ли мне детский зонтик. Нет, мне нужен был вот этот, за 360 рублей, бело-черный, с каемочкой, такой прямо готичный:). Ну, вот, что не делается — к лучшему. Мой-то городской совсем сломался, буду ходить с новым, пошехонским! Настроение улучшилось, и мы даже догуляли по улочкам города в поисках недосмотренной гражданской архитектуры. А еще купили на автовокзале билет до Ярославля, там же — традиционный магнитик с видами города. Кстати, на улице Преображенской тоже есть магазин «Цветы и сувениры», выбор там побольше, подарки попафосней, ну, и подороже, конечно.