Турист Ксения (Ksenia15)
Ксения
была 17 марта 2021 8:33

Марсель — Франция Март 2013

В целом о поездке. Давно, давно я мечтала съездить во Францию, где когда-то училась, с моим мужем… И вот мечта сбылась. Причем увидел Douce France (нежную Францию, по словам известной песни) не только мой муж, но и сын — в свои неполные три года.

Марсель: один очень ветреный день

Планы поездки сложились как-то сами собой. Сначала по наводке друзей были куплены билеты Airfrance Москва-Марсель на середину марта (выгодно — меньше 8 тыс. на человека в оба конца, сейчас этих цен уже нет). Замышлялось романтическое путешествие вдвоем: денек в Марселе, потом три дня в Ницце, где живет моя очень хорошая подруга с мужем и сыном, рестораны, прогулки … Однако потом было решено взять в поездку нашего сына, которому срочно был докуплен билет. Это несколько изменило концепцию поездки. И, тем не менее, все прошло великолепно, даже учитывая многочисленные переезды и местами не очень хорошую — если не сказать плохую — погоду.

Конечно, не лишним оказалось знание языка и французской жизни вообще — даже на Лазурном берегу по-английски говорят далеко не на каждом шагу, да и решение бытовых проблем идет быстрее на французском. В Ницце же вообще у нас была не жизнь, а масленица: все три дня там мы провели с подругой и ее семьей, что помогло нам открыть для себя уголки Лазурного берега, которые мы сами вряд ли бы посетили. Впрочем, выяснилось, что многое для англоязычных туристов во Франции теперь стало проще. К примеру, заказать железнодорожные билеты можно через англоязычные сайты, в том числе www.tgv-europe.com и др. Мы воспользовались этим сайтом, чтобы купить билеты Марсель-Ницца и обратно (100 евро на троих за все, ребенок бесплатно).

Марсель: портовый город, культурная столица и прибежище средиземноморских гостей. Для начала хочется рассказать о впечатлениях от Марселя, где мы были всего-навсего один день. Марсель — второй по величине город Франции и крупнейший средиземноморский порт. К тому же, он еще считается и самым древним городом страны: дата основания — 600 лет до н. э. В 2013 г. Марсель объявлен культурной столицей Европы — что придает поездке туда особый смысл.

Марсель: один очень ветреный день

Тем не менее, мы зря надеялись, что к 2013 году основные проекты в рамках «года культуры» будут завершены и мы будет наслаждаться обустроенной инфраструктурой и новыми музеями. Стройка в Марселе еще в полном разгаре: даже самый быстрый в мире морской паром, идущий из одной части порта в Марселя в другой за 4 минуты, до сих пор находится в ремонте!

Нелишним будет знать, что во Франции Марсель ассоциируется не только с культурным наследием, но и высоким уровнем преступности и весьма многочисленным некоренным (преимущественно арабским) населением, сконцентрированным в северных кварталах. Впрочем, после нескольких лет, проведенных в Париже, Марсель не кажется таким уж устрашающим «городом иммигрантов». В центральных районах, где мы были, обстановка достаточно приятная. «Коренные» местные, то есть собственно французы не в первом поколении, кстати говоря, произвели хорошее впечатление: вежливые, лица свежие и загорелые, одеты более ярко, чем в Париже: южный колорит чувствуется.

Марсель: один очень ветреный день

А благодаря иммигрантам Марсель славится еще и колоритными ресторанами, где можно попробовать вкуснейший кускус, а также роскошными базарами. Кускус попробовали в ресторане L’Eau Vive (см. ниже). А на арабский базар набрели уже по пути на вокзал — сколько там всего: свежие фрукты, овощи, рыба! И по французским меркам очень умеренные цены. Жаль, не было времени что-нибудь купить и приготовить.

Тем не менее, неудобства для гостей Марселя в связи с криминогенной обстановкой иногда возникают. Так, за день до нашего приезда все транспортники города бастовали в знак протеста против того, что шофер автобуса был атакован малолетним преступником с ножом.

Транспорт. Общественный транспорт в Марселе нам очень понравился. Есть развитая трамвайная сеть, составы очень удобные и ходят каждые несколько минут. Проехались и в метро, и в автобусе: тоже вполне сносно. Можно купить билеты на 1 день на все виды транспорта: 5 евро на человека, ребенок — бесплатно. Сыну особенно понравилось кататься по Марселю: столько поездок за один день!

Марсель: один очень ветреный день

А много ездили мы не случайно — на дворе бушевал мистраль. Едва покинув утром гостиницу Newhotel Vieuxport, которая нам, кстати говоря, очень понравилась (см. фото ниже), мы поняли, что походить пешком в свое удовольствие не получится. Из окна-то кажется, что погода прекрасная: солнышко, небо голубое. А на улице — ураган! Ветер несет по земле пыль, газеты и прочий мусор, прохожие кутаются в шарфы, спеша скорее где-нибудь укрыться ….Поэтому оделись потеплее (шарфы, шапки, перчатки — почти как в Москве, откуда уезжали в мороз). Краем глаза взглянув на порт, который был в двух шагах, спешно направились на трамвайную остановку.

Notre-Dame-de-la-Garde. Главным достижением дня стало прибытие на перекладных (трамвай — метро Estrangini Préfecture- автобус 60) к Notre-Dame-de-la-Garde (Базилика Богоматери Хранительницы). Кстати говоря, пешком туда даже в хорошую погоду не очень-то заберешься: автобус ехал по весьма крутым склонам. Впрочем, к Notre- Dame-de- la- Garde можно проехать и на туристическом мини-паровозике, идущем из Старого порта. Район вокруг базилики считается одним из самых престижных в Марселе, мне чем-то напомнил османновскую архитектуру Парижа.

Марсель: один очень ветреный день

Базилика, первое здание которой было построено в 1214 г. на холме «La Garde» и потом заменено на гораздо более монументальное, по праву считается символом Марселя. Этот величественный храм, приветствующий с высоты своего холма прибывающие суда, посвящен морякам и рыбакам.

Уникальность Нотр-Дам-де-ля-Гард прежде всего в его необычном стиле, который называет «романо-византийским»: и внешнее, и внутреннее убранство сочетает элементы романской и византийской архитектуры. В 1871 г. на колокольню собора установили монументальную позолоченную статую Девы Марии высотой более 11 метров. Сама колокольня — более 40 метро в высоту.

Марсель: один очень ветреный день

Из-за мистраля зайти в собор через главный вход (то есть по лестнице, а затем по подъемному мосту) нам не удалось. Сделав фото потрясающей панорамы города и едва удерживаясь на ногах от ветра, прошли в базилику через нижнюю церковь (Crypte). Византийская мозаика внутри поражает воображение! Эффектно смотрятся и макеты кораблей, напоминающие о символическом значении этого величественного сооружения.

Ресторан в Notre-Dame-de-la-Garde. Нижняя церковь, оборудованная самым современным образом, является еще и «административной» частью базилики. Там расположены информационный пункт, магазин сувениров, а также ресторан L’Eau Vive. Последний — настоящая находка, о которой упоминают лишь самые продвинутые путеводители. Помимо прекрасного меню и вполне сносных цен (есть даже комплексный обед за 12 евро), ресторан может похвастаться еще и живописным видом на город. Официантками в ресторане работают монашки-миссионерки ордена Travailleuses Missionnaires de l’Immaculée, что придает этому заведению особый шарм. В общем, смело рекомендуем всем любителям поесть со «вкусом, толком, с расстановкой».

Вокруг la Major. Второй крупнейший собор Марселя — Notre Dame de la Major — посмотреть тоже удалось. Интерес представляет и старинный квартал Le Panier, находящий несколько в стороне от la Major. Именно в этом месте греки когда-то основали поселение Massalia, давшее название городу. Когда-то этот район считался «бедным», жили там преимущественно иммигранты. Теперь это место облюбовали галереи и всякие магазинчики и оно пользуется заслуженной популярностью у туристов: узкие улочки теплых средиземноморских цветов очень хороши.

Старый порт.

Как мне рассказали друзья, еще пару лет назад Старый порт находился в весьма запущенном состоянии и был не очень удобен для туристов. Однако решено было полностью перестроить сам порт и окружающие улицы, чтобы сделать его самой большой площадью Марселя, своеобразной «агорой». Работы частично продолжаются, то теперь это действительно огромная, хорошо обустроенная площадка, где можно и просто погулять, и полюбоваться на яхты, и посмотреть на знаменитый рыбный рынок, и посидеть в кафе. Да и многие музеи (Mузей античной верфи, Музей Старого Марселя, Музей Кантини и др.) от порта недалеко. Оттуда же отходят паромы на острова Фриуль (Frioul), в том числе на знаменитый остров Иф — очень хотели туда съездить, чтобы посмотреть на город с моря, но увы, ветер не дал планам осуществиться (ниже фото острова Иф с обзорной площадки у Нотр-дам-де-ля-Гард).

Музей естественной истории.

В этот музей мы не попали — он по-прежнему закрыт на ремонт. Однако само здание, которое мы увидели из окна трамвая, нас так впечатлило, что мы специально поехали туда еще раз сделать фото. Вокруг музея на холме разбит небольшой, но симпатичный парк, откуда открываются зрелищные виды города.

Марсель: один очень ветреный день

La Bouillabaisse. Конечно же, побывать в Марселе и не попробовать знаменитый рыбный суп — большое упущение. Предлагают это знаменитое блюдо почти на каждом шагу. Самое модное и раскрученное место — ресторан Miromar, находящийся прямо в порту, в двух шагах от метро Vieux Port. Мы к вечеру изрядно подустали, поэтому предпочли менее притязательную крохотную рыбную харчевню, тоже в Старом порту. Выяснилось, что буйабесса предлагается сразу несколько видов: традиционный, средиземноморский и т. п. и т. д. Готовится все тут же, практически на виду у посетителей. Порции — такие большие, что одной вполне можно насытиться втроем, если не вчетвером. Поэтому выбрали «усеченный» вариант буйабесса — Marmite du pecheur (16 евро). Очень сытный супчик с рыбным филе (в классическом варианте буйабесса рыба, как правило, с костями). Помимо буйабесса, большой популярностью пользуются разные виды рыбы, особенно морской язык в соусе (sole meunière), а также креветки, мидии и прочие морепродукты.

Вокруг Марселя. Конечно же, один день в Марселе — это очень и очень мало. И в самом городе, и вокруг еще много интересного. Можно, например, съездить в город Кассис (Cassis), недалеко от которого распложены знаменитые каланки (calanques) — живописные скалы, уходящие прямо в море. Особой популярность пользуются морские прогулки: можно выбрать поездки и на острова Frioul, и в Кассис, и еще массу маршрутов. Из Марселя, кстати говоря, ходят паромы на Корсику. Но если нет вкуса к морским путешествиям, можно поехать куда-нибудь по железной дороге или на машине. Совсем недалеко от Марселя такие интересные города, как Экс-ан-Прованс (Aix-en-Provence), Авиньон, чуть подальше — Лион. Марсель — хорошая отправная точка для осмотра Прованса, одного из красивейших регионов Франции. Можно, конечно, посмотреть и достопримечательности собственно Лазурного берега: Канны, Ниццу, Антиб, Монако. Наш путь как раз лежал в Ниццу, откуда мы за три неполных дня успели съездить на Мыс Ферра, в деревушку Эз, в Монако и Ментону. Об этом — в следующих отзывах.

Теги: Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм