Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Галич — Россия Март 2012

Часть 2

Часть 3

Цель поездки — Галич.

Дата поездки — 13–15 марта 2012.

Бюджет поездки — примерно 5500 руб. (на двоих, совместно с посещением города Буя).

Кто-то тяготеет к теплым или не очень заграничным странам, кого-то манят топовые места Золотого кольца. А нас опять потянуло на «окраины Вселенной», в неизведанные и небанальные веси.

Галич — второй город нашего трехдневного путешествия, в который мы отправляемся после знакомства с Буем (часть 1, часть 2, часть 3).

. Городок небольшой, на его осмотр достаточно и одного дня. Мы же, дабы не торопиться, и подстраиваясь под расписание поездов, приезжаем в Галич вечером, ночуем в гостинице, гуляем целый день и вновь возвращаемся в Буй. Вот такой план, а о его реализации (удачной, конечно же, а как иначе) я с удовольствием поведаю вам.

Для справки. Транспорт: поезд Буй-Галич (№ 6318, направление на Николо-Поломну, отправление в 15.22, прибытие в 16.27, стоимость 60 руб.); поезд Галич-Буй (№ 6317, отправление в 18.19, прибытие в 19.25, стоимость 60 руб.). Сайты: www.galich44.ru (неофициальный сайт города Галича), www.admgalich.ru (сайт администрации), www.culttourism.ru, www.myrusland.ru, www.okrussia.ru, www.sobory.ru (информация о храмах). Книга (найденная в электронном виде на просторах Интернета) «На земле древнего Галича», автор А. А. Тиц (1971 г.).

ГОРОД НА ВАЛАХ

Галич — старинный русский город на берегу красивого Галичского озера, районный центр Костромской области. Его окружают крутые горы да старинные оборонительные валы, а по центру протекает речка с забавным названием Кешма — воспоминание о мерянском племени.

Издавна эти благодатные земли были заселены. Так, если верить археологическим раскопкам, на берегу Галичского озера устраивали свои стоянки люди, жившие в эпоху неолита. Позднее здесь, на высокой горе возникло мерянское городище Балчуг. Возможно, с тех незапамятных времен прочно закрепилось за городком название Галич Мерьский.

До сих пор сохранилось предание о священном мерянском капище с деревянными идолами на бывшей Поклонной горе, где по традиции праздновался один из главных древнерусских праздников — Яриловка. Интересно, что «даже в первые годы Советской власти весной на зеленых склонах водили хороводы и продавали на столиках сласти и пенящийся квас». Романтично, не правда ли? Может, и современные галичане сохранили добрый обычай устраивать народные гуляния на вершинах древних холмов.

Галич: на окраинах мерьского княжества (13-15 марта 2012). Часть 1

Затерялись в прошлом финно-угорские племена. И вот впервые в летописных источниках в 1237 году встречается нам название Галич Мерьский. Впрочем, подлинный год возникновения города не известен. Некоторые историки приписывают его основание Юрию Долгорукому в 1158 — 1159 годах в связи с укреплением границы Ростово-Суздальской земли.

В 1246 году при разделе вотчин Галич получает сын великого князя Ярослава Всеволодовича — Константин. Дела у центра Галицко-Дмитровского княжества идут более чем хорошо, и в XIII веке городок «считается крупнее и богаче Москвы».

Беспокойные времена переживал Галич: сражения с татарами, литовцами и немецкими рыцарями, пожары, моры. Не обошли город и многочисленные княжеские междоусобицы. Не случайно в вихре времен и смут сохранились три земляных вала XII — XV веков. Да и гора Балчуг когда-то носила название Шемякинской в память о галичском князе-оппозиционере Дмитрии Шемяке. Противостояние Шемяки и великого князя Василия II Темного закончилось предсказуемо: Галич был таки присоединен к Москве.

А потом в свободолюбивые северные земли пришла Смута. Предполагается, что именно из Галича происходил Лжедмитрий, смутьян Григорий Отрепьев. Якобы недалеко от Железно-Боровского монастыря находилось родовое имение его отца. Так это было или нет, а в 1609 году городок был жестоко сожжен паном Лисовским. Тогда же Галич потерял и Кремль, его деревянные стены более не восстанавливались.

Попеременно Галич входил в состав Архангельской, Костромской и даже родной Ярославской губерний. В XVI веке через город проходил «торговый путь из Москвы в Вятку и на север в Архангельск», процветали ремесла и торговля, славилась далеко, а пределами округи знаменитая Рыбная слобода.

Впрочем, в 1778 году Галич стал типичным уездным городом, годом позже Екатерина II даровала ему герб. В 1906 году через Галич прошла железнодорожная ветка Вологда-Вятка. Миновали революции, Великая Отечественная война, годы Советской власти, оставившие следы если не на улицах города, то в памяти людей и музейных экспозициях. Современный Галич хранит свое очарование, и мы с удовольствием познакомимся с ним поближе.

Галич: на окраинах мерьского княжества (13-15 марта 2012). Часть 1

Герб Галича: «В червленом поле золотой трофей в виде лат, надетых на завершенное крестом древко развевающейся влево малой хоругви, из-за которых косвенно возникают десять знамен, по пять с каждой стороны, и над ними справа — золотая секира острием влево; поверх всего — серебряная оконечность, обремененная наклоненными врозь двумя золотыми литаврами над опрокинутыми врозь рукоятями барабанными палочками того же металла и между двумя золотыми же барабанами, наклоненными подобно литаврам».

ГОСТИНИЦА У ВОКЗАЛА

Адрес: 157201, Костромская область, г. Галич, ул. Касаткиной, д. 1б, телефоны: 8 920 393 05 99, 8 901 196 22 67, 8 (49437) 7-22-67.

При выборе данной гостиницы главенствующую роль сыграло ее крайне выгодное расположение — всего в двух минутах от железнодорожного вокзала. Номер мы бронировали заранее, позвонив дня за 2 в гостиницу, посему нас ждали. Обслуживание довольно вежливое. Расчетный час — по суткам, нам, впрочем, разрешили даже остаться на час подольше.

Стоимость стандартного номера (удобства на этаже) на двоих — 1400 руб./сутки.

Галич: на окраинах мерьского княжества (13-15 марта 2012). Часть 1

Как я поняла, гостиница достаточно новая, двухэтажный домик аккуратно обшит желто-зеленым сайдингом, вставлены пластиковые окна. На первом этаже есть продуктовый магазин, в самой гостинице можно заказать сауну.

Расположенный на втором этаже номер оказался приятным, хотя и небольшим. Хочется отметить, что в комнате было очень тепло, подогреваемые собственной котельной батареи работали, что надо, и это оказалось весьма кстати, когда мы вечером вернулись замерзшие и промокшие после восхождения на гору Балчуг. Современный ремонт, обшитые нейтральными бежевыми панелями стены, окно за синими занавесками, через которое мне так понравилось смотреть на бесконечный галичский снегопад. Обстановка лаконична, она лишена некой изредка встречающейся домашности, здесь сразу понимаешь, что это — гостиница, временное жилище. Но почему-то это импонировало, с этой комнатой нас ничто не связывало, здесь не блуждали тени старых воспоминаний, мы осознавали, что завтра, подхватив рюкзаки, перешагнем порог гостеприимного отеля, и уже кто-то другой будет смотреть на серые крыши домишек в молочно-белой пелене метели.

Понравилась новая орехового оттенка мебель: 2 кровати с розовым и синим постельным бельем (невольно улыбнулись, прямо как в пионерлагере — для девочек и мальчиков раздельно:)), 2 тумбочки, вешалка, в углу — стол с двумя табуретами — это то, чего зачастую не хватает в других номерах. Над «обеденным уголком» — маленький ЖК-телевизор. Что порадовало — так это наличие электрочайника. Честно скажу, впервые в гостиницах встречаем сей необходимый в путевом хозяйстве предмет (а то приходилось довольствоваться кипятильником и пол-литровой баночкой:)). Ну, и всякого рода стаканчики, тарелки, ложки стали приятным дополнением.

Галич: на окраинах мерьского княжества (13-15 марта 2012). Часть 1

Санузел для нашего номера-стандарта оказался на этаже, что, в общем то, не сильно напрягало. За первой дверью скрывалась душевая кабинка, за второй — собственно WC. Новая сантехника, все чисто, опрятно и опять же очень-очень тепло. На этаже же, в конце длинного, обшитого деревянными панелями коридора стоял холодильник.

В общем, нам все очень понравилось. Но, чтобы не казалось уж так приторно сладко, отмечу отсутствие в номере зеркала. Кому, конечно как, но девушке, как ни странно, по утрам приходится макияжиться и укладываться, так вот, делать это в общей душевой не очень-то удобно, прежде всего, для других, томящихся в долгом ожидании постояльцев:). Да и складывать вещи было бы удобней в шкаф, нежели развешивать на всеобщее обозрение у входа. Еще можно попенять на отсутствие уже ставшего стандартным набора в виде мыла-шампуней-гелей и бра над кроватями, но это, впрочем, если уж сильно придираться.

Как ни странно, гостиница в провинциальном Галиче не пустовала. На этаже было занято несколько комнат. Судя по вопросу при заселении: «Написать в графе цель прибытия — командировка?», в гостинице предпочитали останавливаться приехавшие решать рабочие вопросы граждане.

В целом, гостиница очень хорошая, в ней я бы непременно посоветовала остановиться.

РЕСТОРАН «ГАЛИЧ»

Находится в самом центре города, на площади Революции (угол с ул. Луначарского, д.2).

Не скажу, что в Галиче с общепитами все в порядке. О том, что пообедать можно разве что в центре, стало понятно сразу после прогулки по городу. Но и здесь выбор был настолько мал, что мы рискнули зайти в ресторан «Галич», место, по местным меркам, видимо, пафосное и недешевое. Впрочем, люблю я эти провинциальные кафе, такого трогательного советского типа, с претензией на гордое звание ресторана. В них совершенно спокойно можно прийти в джинсах, свитере и с рюкзаком, с растрепанными волосами и разрумяненным лицом, на котором от косметики остались одни воспоминания (ладно, скажем, что мы «за естественную красоту» :)), и при этом получить вполне качественную еду и милое обслуживание. Впрочем, в подобные поездки мне никогда бы не пришло в голову взять шелковое платье и полвечера «рисовать картины» на лице. Я вообще не люблю слишком шикарные места, как-то не идут они к моим лохматым прядям бордового колера в сочетании с зелеными ногтями:).

Галич: на окраинах мерьского княжества (13-15 марта 2012). Часть 1

Ресторан расположен в старинном двухэтажном особняке, белом, торжественном, украшенным лепниной. Витиеватые буквы и указали нам, что это не просто «Галич», а еще и ресторан. Поначалу даже стеснительно прошли мимо, но, не найдя ничего подходящего, поднялись по крутой лестнице на второй этаж. Как и ожидалось, заведение такого уровня пустовало. Ну, если не считать компании из четырех человек (я почему-то определила их как туристов) и колоритной пары двух дамочек вида типично номенклатурного, с замашками сотрудниц местной администрации, которые к своим спелым «-цати» годам бодро прошлись по партийной линии. Тетушки громко беседовали под водочку и были не прочь пообщаться с нами, правда, не слишком навязчиво.

Для общего представления и антуража, пожалуй, дам вам подробную картинку сего заведения, дабы проникнуться его милой, ностальгической атмосферой. Зал достаточно просторный, в нейтральных бежевых тонах, барная стойка с алкогольным ассортиментом в стиле «из какого советского прошлого вы выискали эти ценники?», небольшая сцена, плотно заставленная тяжелыми горшками с цветами (видимо, музыканты давно здесь не выступают, а подвыпившим клиентами лезть в джунгли будет не повадно). Резкий контраст — вполне современная плазма, по которой крутили попсу, опять же, не слишком навязчиво. Главное украшение — огромная разноцветная мозаика во всю стену с изображением сцен из счастливого коммунистического теперь уже прошлого, знаете, такие юноши и девушки с волевыми лицами, самозабвенно предающиеся труду и отдыху. На фоне многочисленных больших окон, занавешенных тюлем в цветочек столики под заметно не новыми синими и красными скатертями, стулья с гнутыми спинками. Наверное, кому-то стало уже страшно, а мне удивительно комфортно в подобных ресторанах, душевно здесь как то, по доброму.

Галич: на окраинах мерьского княжества (13-15 марта 2012). Часть 1

Как и следовало ожидать, отношение просто замечательное. Обслуживала одна единственная девочка-официантка, молоденькая, симпатичная, вежливая, внимательная. Нда, попробовали бы мы запороться в какой-нибудь ярославский ресторан, боюсь, нас и на порог бы не пустили. Тут — едва ли не счастье было написано на приветливом личике девчушки, а, может, все люди в чудесном северном Галиче такие гостеприимные. Что еще более ожидаемое — отсутствие обозначенных в меню блюд почти наполовину. Курица закончилась, а кальмаров еще не завезли. Ну, ладно, мы не привередливые, давайте, что есть. А было то, что уже сготовлено, посему еду принесли молниеносно, горячую. Это хорошо, не очень люблю тупо сидеть в ожидании блюда.

Наш заказ: по салатику «Каприз» (32 руб.) и жареной картошке (20 руб.), мужу — бефстроганов (83 руб.), мне — тефтели (52 руб.). Ни с того ни с сего вдруг решили вместо привычного пива вспомнить вкус молодости, то есть вина «Монастырская изба» по цене, действительно вернувшейся из моей непутевой юности (страшно озвучить — 100 руб., заметьте, не на розлив в богатом виноградниками Краснодарском крае, а в ресторане северного городка). Сервировка не богатая, но все чистенько. Еда — очень даже вкусная, сытная. Вот ведь парадокс по цене столовой получили более чем приемлемое качество блюд, порции большие. Вино, конечно, оказалось теплым, но это был единственный минус. Итого, счет на двоих — 350 руб. В общем, все понравилось, если не гонитесь за пафосом, рекомендую.

Галич: на окраинах мерьского княжества (13-15 марта 2012). Часть 1

Это был очаровательный вечер. Мы сидели, неспешно потягивали вино, приятная сытость и тепло отливали румянцем на щеках, усталость после долгого дня слегка наваливалась на плечи. О чем-то говорили. А за окном, в темноте сырого мартовского вечера жил своей обычной жизнью маленький северный Галич. Сквозь хоровод снежинок мелькали яркие вспышки фар проезжающих по площади машин. Люди спешили домой, все-таки будний день. Наверное, они с некоторой завистью смотрели на световые прямоугольники окон особняка, а, может, им вовсе не было дела до силуэтов сидящих за столиками людей. Я подумала, что в прежние времена, вероятно, в этом красивом доме проводились званые вечера, кружились в вальсе пары, искрилось в бокалах шампанское, подавались более изысканные, но такие же аппетитные блюда. А после собирались номенклатурные банкеты с затянутыми в бархат начальницами отделов и увешанными медалями обрюзгшими партийными руководителями. Ну, а теперь сидим мы. Я поднесла бокал к губам и зажмурилась. Это, наверное, смешно и глупо, но мне было просто хорошо. И спокойно. Я так и запомнила этот необыкновенный вечер: полупустой ресторан, тепло и размазанные блики снежинок и фар в темном окне.

ЗАКУСОЧНАЯ «РУССКИЙ ЧАЙ»

Также находится в центре Галича, вход с ул. Луначарского, д.2. Это тот же угловой старинный дом, где находится и ресторан «Галич». Только соответственно вывеска другая, такие далеко приметные синие буковки «Русский чай» — не пройдете мимо.

За дверью оказывается длинный светлый зал с витринами, несколькими аскетичными пластиковыми столиками и обязательной плазмой с попсой в углу. Ассортимент: готовые салаты, пирожки, пирожные, чай, кофе, соки, алкоголь. Чисто, опрятно.

Галич: на окраинах мерьского княжества (13-15 марта 2012). Часть 1

Народу — немало, контингент — женщины более чем среднего возраста с котомками (видимо, приезжали «в центр» на рынок за продуктами») и классического вида гопники. Наличие последних я бы отнесла к существенному минусу заведения. Ну, вы представляете, такие в спортках, кепочках на бритых затылках или держащихся на макушке шапочках, развалившиеся на тонконогих стульях, потягивающие пивко, тупо пялящие необремененные каким-либо оттенком умственной деятельности глаза на экран, изъясняющиеся на ядерной смеси нецензурщины и фени. Видимо, это офигенно круто тусить в середине рабочего (учебного) дня в закусочной и изображать из себя реальных пацанов и местную братву. Но, будем справедливыми, данный вид нам не докучал.

Взяли 2 пирожка с луком и мясом, булочку-пиццу, чай, всего на 65 рублей на двоих. Как ни странно, выпечка оказалась очень вкусной, свежей, даже сладкий чай с лимоном (муж забыл предупредить, что рафинад мне не надо) приятно согрел мой замерзший на мартовском ветерке организм. В общем, хотя сначала на заведение мы посматривали несколько настороженно, в итоге оказалось вполне сносно для перекуса.