Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Буй — Россия Март 2012

Часть 1

Часть 3

МОРОЗ И СОЛНЦЕ СЕВЕРНОГО МАРТА

Ну вот, историю мы изучили, где переночевать и покушать тоже выяснили. Теперь впору ознакомиться с достопримечательностями славного маленького Буя, коих хоть и немного, но находятся они в отличном состоянии. Напомню, по городу мы гуляли 2 дня: в первый день путешествия и в последний, третий. Времени хватило сполна, по большей части мы просто слонялись по улицам, заходили в магазины, в центре, естественно, побывали аж дважды. Итак, я, приглашая вас на прогулку по Бую, постараюсь нарисовать картину провинциального городка и рассказать о его интересных местах.

Как ни странно, с погодой в Буе нам в оба дня несказанно повезло. Это притом, что практически все время, что мы были в Галиче (среднем звене поездки), шел мокрый снег. В Буе же вовсю сияло солнце, весенней лазурью разливалось небо, ярко блестел снег, а щеки и нос щипал утренний морозец. Такая вот северная сестренка-весна сопровождала нас по славным улочкам Буя.

Буй: вариант для мартовской поездки (13-15 марта 2012). Часть 2

Знакомство с городом, как можно догадаться, началось с железнодорожного вокзала (Привокзальная пл., д. 1). А мы-то помним, что Буй — это крупный узел «стальной северянки». Вокзал очарователен, недаром он является памятником архитектуры. Построен в 1905 году. Такой пузатенький, белый, с зелеными вставочками, жаль, немного обшарпанный. А посередине Привокзальной площади есть заснеженный скверик с не слишком ожидаемым Ильичем посередине — все-таки мы привыкли видеть статую вождя светлого коммунизма где-то поближе к центральным площадям. Впрочем, вид у Ленина вполне «привокзальный», стоит на высоком белом постаменте маленький мужичонка с хитрым прищуром, одна рука за спиной, а другая в попытке блатной распальцовки. Короче, веселый такой Ильич, как понимаем, главарь буйской гопоты. Недаром повернут оборотной стороной плаща к вокзалу, так-то встречает старик прибывающих. Щелкаю Ленина на фоне вокзала, добавляя в свою импровизированную коллекцию провинциальных памятников Ильичу.

Ориентируясь по карте, вышли на улицу Октябрьской Революции, не совру, если скажу, что она в Буе — центральная. Буй — городок небольшой, но с первых же шагов, несмотря на хитрюгу-Ленина, производит приятное впечатление. Мы идем пока еще привокзальным районом кирпичных пятиэтажек. Правда, время от времени встречаются и кирпичные каменные особняки: зеленые, желтые, розовые, голубые, все-такие довольно отштукатуренные и посему милые. Деревянная застройка интересна резными ажурными наличниками, обрамляющими большие, зачастую пластиковые, окна. Такого сочетания времени мы, вроде бы еще нигде не наблюдали.

Буй: вариант для мартовской поездки (13-15 марта 2012). Часть 2

На центральной улице множество всевозможных магазинов: продукты, ювелирка, одежда, обувь, есть кафе. За время путешествия дважды встречалась вывеска детского магазина «Лукоморье», которую я, безбожно испорченная «этими вашими интернетами», естественно оба раза прочитала неправильно, в результате чего вышло название небезызвестно-скандального сайта, что само по себе как бы уже намекает xD:).

И еще, что самое главное, практически на каждом шагу встречаются вывески «Вариант» и «Вариант-С» — это центральная буйская торговая компания, которая, видимо, и держит весь город. И магазины, и кафе, и гостиница — все в различных «вариантах». У нас с мужем после первых пяти вывесок вошло в привычку это равнозначное любимой «альтернативе» слово. А, что, буйские монополисты, возможно, отличный вариант для возрождения провинциальной экономики:).

Как-то вышли на улицу Островского. Здесь все напоминало еще не разросшуюся окраину родного города: узкие дворики, типовые стены кирпичных домов. На одной из пятиэтажек я отметила ярко-красную надпись «Punk not dead», что, безусловно, вызвало на моей мордахе довольную улыбку. Нда, не гопотой единой населен славный Буй, живут в нем и нормальные люди. Правда, неформалов любого вида мы так и не встретили, может, как обычно, не там ходили. Но надпись на стене дала шанс думать, что «Буй — наш город» xD:).

Буй: вариант для мартовской поездки (13-15 марта 2012). Часть 2

Кстати, у местного рынка, ужасно неинтересного и немногочисленного, мы обнаружили целую стену, изрисованными потрясающими граффити. Дальше продолжили путь, шли долго, пока муж не увидел купола храма. Так мы поняли, что центр уже близко.

Центральная площадь, которая ныне носит провокационное название Революционной (в нее-то и упирается та самая главная улица Октябрьской Революции). А раньше она называлась Сенной, смею предположить, по расхожему наименованию находящегося здесь рынка. Вспомним, в Ярославле тоже на месте сквера на улице Андропова, где фонтан и часовня Александра Невского, когда-то шумел Сенной рынок. Торговля на площади замечена не была, как, впрочем, не впечатлил и находящийся близ нее так называемый «Универмаг», а точнее, банальный магазин с более чем примитивным ассортиментом. Зато окружающая площадь Революции историческая застройка из нарядных особняков, безусловно, надолго привлекла наше внимание.

Буй: вариант для мартовской поездки (13-15 марта 2012). Часть 2

Вы только представьте — достаточно широкая для провинциального городка площадь, а вокруг нее хоровод изящных особнячков. Посмотрите: здание земской управы (пл. Революции, д. 1/1), Народный дом (пл. Революции, д. 2/16, бывший жилой дом В. Н. Синягина, ныне — детская художественная школа), здание Присутственных мест (пл. Революции, д. 6, первая треть XIX века) и Земская больница (пл. Революции, д. 8, конец XIX — начало XX веков), бывший дом Дворянского собрания (пл. Революции, д. 14/11, начало XX века). Все эти чудесно сохранившиеся или бережно отреставрированные особнячки радуют взгляд насыщенно-красными оттенками кирпичных стен, сочно-охряными, нежно-персиковыми, солнечно-лимонными, обязательно украшенными белоснежной окантовкой.

Особенно понравилось розоватое здание местного клуба с сияющим названием «Луч», больше похожее на утонченный господский домик, чем на типичное ДК. Такой воздушный, нежный, с пышной белой отделкой и лаконичными колоннами, этот домик настолько органично смотрелся на фоне сиреневатых весенних снегов, что я не могла перестать его фотографировать, с тайной мыслью ожидая, что вот подъедут нарядные кареты с богатыми гостями, и окна засияют тысячами свечей. Вот надо же, терпеть не могу пафос, а внезапно нахлынувшее в обманчивой мартовской дымке видение оставило такие теплые воспоминания.

Буй: вариант для мартовской поездки (13-15 марта 2012). Часть 2

Видимо, украшающих площадь зданий было недостаточно, и буйские власти решили добавить местного колорита. Так, перед зданием техникума искусств появились замечательные деревянные фигурки персонажей народных преданий, такие медово-сочные, теплые, даже в заснеженном варианте. Впрочем, деревянные творения буйских мастеров встречались нам повсеместно, все-таки, севера богаты лесами и умельцами, умудряющимися вдохнуть жизнь в, казалось бы, бесчувственное полено. А вот на другой стороне площади им в противовес прятались в глубоких сугробах каменные изваяния — такие грубоватые девицы-матрешки или кто-то там еще, по снегу было весьма затруднительно подойти к сероватым изваяниям. Примиряли дерево и камень ледяные скульптуры, в изобилии расставленные на широкой площади. Здесь вам и парадные ворота, и носастый локомотив с бравой звездой, и ледяная печка. Все-таки, буевляне — отличные скульпторы, любой материал оживает в их талантливых руках.

Буй: вариант для мартовской поездки (13-15 марта 2012). Часть 2

Кстати, для интересующихся исторической застройкой, можно порекомендовать прогуляться в частности по улице, носящей весьма прозаическое название Карла Маркса. Здесь можно осмотреть так называемые новые торговые ряды (ул. К.Маркса, д. ¼, конец XIX века, бывшее жилище купца В. С. Галанина, где сейчас располагается Буйский областной техникум искусств). Впрочем, то ли от перестроек, то ли от времени, в этом здании сложно узнать знакомые нам по Суздалю, Костроме, Рыбинску и Любиму классические торговые ряды с двухэтажными лавками, полукруглыми переходами и изящными колоннами гостиных дворов. Впрочем, может, на то они и «новые». Согласитесь, в современных торговых галереях вам вряд ли придет в голову ассоциация с белокаменными приземистыми сводами, а пойди ж ты, функцию-то выполняют одну — торговую. Пройдясь по той же улице, оцените архитектуру особняков Милославских и Белеховых (ул. К.Маркса, д. 12), а еще лучше — посетите находящиеся в них экспозиции местного краеведческого музея. Спросите, что там смотреть? Я расскажу об этом чуть позже, хотя уверена, что вы не сдержите своего любопытства и обязательно загляните внутрь гостеприимного крылечка. Ну, и осмотрите жилой дом купца Капралова (ул. К.Маркса, д. 16) постройки конца XIX — начала XX века. Впрочем, побродите просто так по улочкам, отходящим лучами от площади Революции, и обязательно найдете для себя что-нибудь интересное.

Ну, а мы свернули к Благовещенскому собору (пл. Революции, д. 9, 1810 г.), купола которого были для нас путеводной звездой в кажущемся длинным пути к центру Буя. Центральный собор города был построен в начале XIX века на средства прихожан в элегантном стиле классицизма. Вверху помещался холодный Благовещенский храм, а внизу — теплый Смоленский с приделами мученицы. Параскевы и святителя Николая Чудотворца. В советские времена в стенах святыни был хлебозавод, некогда величественное здание лишилось куполов. К счастью обитель вполне успешно восстановили, и уже ничего не напоминает о временах лихолетья и бесчинства.

Буй: вариант для мартовской поездки (13-15 марта 2012). Часть 2

Благовещенский собор по праву называют украшением Буя. Он, не смотря на кажущуюся лаконичность, очень красивый и торжественный. Двухэтажный, белоснежный, одноглавый, увенчанный округлой золотистой маковкой. Праздничность собору добавляет стройная четырёхъярусная колокольня с длинным шпилем. За новой краснокирпичной оградой с ажурными решетками Благовещенский собор смотрится новогодней игрушкой на фоне белых снегов. Вход, над которым высится колокольня, обрамляют три арки парадного крыльца с интересными пузатыми колоннами. Весь облик храма так легок и воздушен, что кажется, это белое чудо вот-вот взлетит ввысь.

Благовещенский собор оказался открыт, и мы пошли внутрь. Служба уже закончилась, лишь две служительницы убирали храм. Мы в гулкой тишине побродили по просторному светлому собору с высокими белоснежными сводами. Отметили, что храм не расписан, скорей всего, фрески пострадали в бытность святыни пекарней. Но тем торжественней и ярче смотрелись на их фоне большие иконы в позолоченных окладах и симпатичный нежно-бежевый иконостас со светлыми образами в небесно-голубых тонах. Благовещенский собор замечательный, нам он очень понравился!

Буй: вариант для мартовской поездки (13-15 марта 2012). Часть 2

Старое городище на Стрелке — напоминание о военном прошлом Буя. Возвышающийся мыс омывают встречающиеся воды двух красавиц-рек Костромы и Вексы. Сейчас на Стрелке разбит симпатичный парк с лавочками и заснеженными дорожками, по которому так приятно прогуляться солнечным деньком. Мыс венчает очень изящная беседка-ротонда со стройными колоннами. Мне показалось, что она органично дополняет архитектуру Благовещенского собора. С этого места открываются потрясающие виды на речную панораму. Конечно, сейчас обе реки выглядят, словно застланными белоснежными пушистыми покрывалами. На противоположном берегу высятся стройные рядки березовой рощицы, желтеют обнажившейся травой крутые обрывы, выглядывают серые бока покосившихся мостков, можно разглядеть цепочки следов, видимо, в Буе в почете зимняя рыбалка. От созерцания простора и ослепительной белизны перехватывает дыхание. И над всей этой ослепительной безмятежной красотой раскинулось удивительно-голубое небо, по-весеннему глубокое, в жемчужной пенке перистых облаков. А на противоположном берегу реки Костромы виднеется еще одна церковь — Воскресенская, с окружающими ее невысокими домишками под снежными шапками. Кажется, что там уж и не город вовсе, а прибрежная деревенька.

Буй: вариант для мартовской поездки (13-15 марта 2012). Часть 2

А мы продолжаем гулять по Стрелке. Ничто уже не напоминает здесь о прошлом Буя. Даже восстановленные ряды частокола со смотровыми вышками — хоть и интересные, но абсолютно новые, сияют медовыми срубами на весеннем солнышке. Впрочем, смотрится хоть и наивно, но очень мило, нам понравилось. Еще в парке есть деревянная беседка, а поодаль я определила кафе, правда, как мне показалось, оно было закрыто. Видимо, еще не сезон. Я сравнила буйскую Стрелку с нашей, по всем параметрам выигрывала первая. Ярославская тоже когда-то была красивой, с тенистыми деревьями, песчаными берегами и каскадом фонтанов, родной моей Стрелкой. То, что сделали при помощи «Газпрома», бесспорно, нравится туристам, а у меня не вызывает никаких положительных эмоций. Слишком пафосно, причесано, окультурено. Стрелка потеряла свое естественное очарование. А вот в Буе историческое местечко сохранило первозданную простоту. Очень приятный парк!

Часовня Параскевы мученицы (сквер рядом с пл. Революции, 2000 г.). Вот к чему, а к этой милой святыне совсем не подходит пошлое слово «новодел», хотя современное строение было возведено в нынешнем катастрофическом веке. Это ощущение возникло сразу. А ведь и правда, на этом месте некогда стояла разрушенная часовня. Нынешнюю бережно восстановили по старым фотографиям, архитектор — Васильев. Примечательно, что открытие возрожденной часовни состоялось в великий праздник — 4 ноября 2000 года, накануне дня святой Параскевы, который отмечается 10 ноября. Думаю, а что это меня так неосознанно к ней тянуло? Так на самую Казанскую же открыли, ее я считаю своей покровительницей, так как мой день рождение случился лишь днем ранее.

Буй: вариант для мартовской поездки (13-15 марта 2012). Часть 2

Часовенка славная, беленькая, небольшая. Она похожа на фонарик-ротонду с яркими лазоревыми фресками с изображением святых, увенчана лаконичной главкой с золотистым крестом. Мы поднялись по обрамленному крепенькими колоннами крылечку. Внутри — современные иконы, узнаваемые образы Николая Чудотворца, Матроны Московской и Пантелеймона Целителя. Последнему святому я поставила свечку, ибо на перемену погоды и в результате еще непривычной нагрузки мои нижние конечности нещадно болели еще с Ярославля. Можете потешаться, но я не заметила сама, как тем же вечером в Галиче спокойно скакала по улочкам, более того отважно взобралась на высоченную гору Балчуг, ни разу не вспомнив о порванных некогда связках. Значит, не зря поставили здесь эту белоснежную сказку, намоленное место тут, хорошее.

Вволю нагулявшись по центру, мы направились ближе к вокзалу. Благо, путь теперь был уже знакомым и казался кукольно-близким. Заходили в магазины. Ассортимент маркетов вполне напоминал наши аналоги, те же «Магниты», что-то еще похожее, только с другими названиями. Наше внимание привлекла вывеска «Магазин нестандартной обуви «Пятница». Почему лабаз назвали столь экзотическим образом, мы так и не поняли, то ли завозы здесь были исключительно по последним рабочим дням недели, то ли хозяин фанател произведением Д. Дэфо. Впрочем, не увидели мы и «нестандартность» (просто с моим кукольным размером ноги подобрать нужную обувь можно либо в «Детском мире», либо в специализированных магазинах). Я уж было совсем разочаровалась, разглядывая вполне банальный по фасонам и размерам ассортимент, покуда не увидела… Да, это была мечта каждой «нефорствующей несовершеннолетней девчонки в стиле «я люблю котят и панк-рок», как я часто люблю себя позиционировать. Они стояли и выжидающе смотрели на меня. Такие бежевые. С черепами и розами. С надписью «Rock-music». И главное — абсолютно моего размера!!! Это были кеды моей мечты! Я, торжественно совершая вокруг них шаманский круг почета, клятвенно обещала вернуться через день и увести в родной Ярославль. Короче, с кедами расстались мы как родные, адрес и сам магазин был тщательно запомнен, и все последующее время поездки я то и дело мысленно возвращалась к нижней полке буйского магазинчика с более чем невнятным названием.

Буй: вариант для мартовской поездки (13-15 марта 2012). Часть 2

Аллея Славы находится недалеко от вокзала. По дороге в центр мы уже видели эти темные силуэты заснеженных елей. А вот теперь решили зайти. Первое ощущение — огромное пространство, синеватые тени на снегу, тонкие ветви деревьев, по периметру покрашенные позолоченной краской бюсты героев на невысоких постаментах. Я попыталась по сугробам пройти к одному из них, чтобы прочитать имя, но табличка оказалась стертой. А вокруг высились типовые безликие пятиэтажки, равнодушные и уж конечно более современные, чем замершие маски людей, отдавших жизнь за свободу их теперешних обитателей. Прошла к заснеженной площадке с возвышающимся монументом. Вроде бы ничего обычного: цветочницы, угадывающееся под снегом место для вечного огня, постамент с кровавыми датами «1941 — 1945». Только вместо привычного брутального солдата с автоматом на гранитном кубе возвышается фигура женщины в длинных одеждах, держащей за тоненькие ручки девочку. Вот так мирно представляется буевлянам закончившаяся война. Долой оружие, прочь насилие, пусть будет лишь жизнь и любовь, стремление к солнцу, к радости. Не просто необычно. Очень трогательно. Наверное, вот он — настоящий символ закончившейся войны, символ мира, и пусть солдаты-мужчины, повсеместно стоящие во многих подобных аллеях славы, сделают все возможное, чтобы были счастливы их жены и дочери.

Церковь Николая Чудотворца (Свято-Никольская) при железнодорожном вокзале (Привокзальная пл., д. 1, 1913 г.). Этот симпатичный храм достаточно современный, но именно он встречает всех прибывших в Буй путешественников. Никольская церковь очень органично дополняет архитектурный облик вокзала, она и была возведена специально для того, чтобы путники смогли помолиться о легкой дороге или же поставить свечку за удачное завершение вояжа. Неспроста и дано храму название, ведь Николай Чудотворец считается покровителем путешественников. Кстати, сейчас повсеместно возрождается эта замечательная традиция: в зданиях вокзалов открывают церковные лавки, вблизи вокзалов возводят часовенки. Что касается церкви Николая Чудотворца, то она недолго охраняла странников, была закрыта в 1928 — 1929 годах, до начала 90-х здесь в стенах обители располагались вокзальные помещения. Храм восстановили, а с 2001 года начались службы на радость верующим и путешествующим.

Церковь Николая Чудотворца нам очень понравилась. Правда, в нее мы заглянули перед самым отъездом из Буя. Архитектура парадная, крепенькая белоснежная церковь в пышных кокошниках с высоким крылечком и серебристыми маковками выглядит похожей на фонарик. На фасаде, обращенном к городу, подновленные фрески. По ступенькам поднялись в храм. В полумраке разглядели сероватые своды, от стенописей не осталось и следа: время забвения стерло все напоминания о ритуальном назначении помещения, может быть, здесь были кассы, служебные помещения или зал ожидания. Оттого и остался налет некой казенности. А вот богатый иконостас и внутреннее убранство храма в зелено-золотых тонах радует, иконы в тяжелых окладах старинные, свечки горят. Очень приятная церковь!

Ну, а мы, купив на вокзале билеты до Галича и непременный магнитик с видом города, оставшееся время тратим на обследование привокзальных окрестностей. Вообще-то мы ищем заявленный памятник паровозу. Но натыкаемся лишь на невысокую скульптуру стоящего на задворках перрона Ильича. Что-то Ленин облюбовал железнодорожные территории: то на площади высится, то вот здесь. Правда, нахождение памятника в таком необычном месте слегка удивляет. Кому придет в голову шариться по задворкам, чтобы возложить гвоздички в некогда отмечаемый «красный день календаря»? Впрочем, крашеный серебрянкой Ленин не выглядит слишком удачным, вождя можно узнать лишь по вытянутой вперед руке, фигура изрядно потрепанная. Должно быть, отдать статую в переплавку не поднялась рука, а выставлять это на обозрение не позволила совесть. Вот и стоит позабытый Ильич на перроне, то ли приветственно машет народу, то ли указывает светлый путь уносящимся вдаль поездам. Мы тоже машем Ильичу, обещая непременно вернуться, ведь кое-что в Буе осталось не осмотренным.

Буй: вариант для мартовской поездки (13-15 марта 2012). Часть 2

Например, церковь Воскресения Христова (ул. Пушкина, д. 27, 1838 г.). Ее мы и оставили на последний день нашей поездки. Этот храм находится на противоположном берегу реки Костромы, стоит лишь перейти автомобильный мост. Да и симпатичные купола видно из центра города, со Стрелки. Воскресенская церковь была построена прихожанами посередине кладбища. Примечательно, что даже в советские времена храм не закрывался.

Церковка действительно очень милая, хорошо сохранившаяся, беленькая. Основной объем — одноглавый четверик с маленькой серой главкой, пристроенной трапезной. Вход обрамляет стройная интересная колокольня, третий ярус которой выполнен в виде изящной ротонды. На снежно-белой штукатурке стен нарядно смотрятся большие яркие иконы. Воскресенская церковь выглядит нежно и романтично на фоне солнечного весеннего неба и искристого снега, чуть прикрытая четкими линиями ветвей высоких берез. Жаль, что внутрь не удалось попасть, по какой-то причине этим утром церковь оказалась закрытой, так что мы просто походили вокруг, полюбовались на открывающийся вид Старого городища: Стрелку с беседкой, реконструкцию крепостной стены, Благовещенский собор, заснувшую под белым покрывалось Кострому. А потом, снова перейдя мост, отправились гулять по улочкам городка, благо погода была хоть и морозная, но по-весеннему ясная и солнечная.

Буй: вариант для мартовской поездки (13-15 марта 2012). Часть 2

Памятник паровозу Л-2218. Его описание я нашла во время поисков информации о Буе в запутанной паутине всемирной сети. Что сказать, указание, что он находится якобы «рядом с вокзалом», не помогло нам отыскать славный локомотив в первый день пребывания в Буе, хотя в ожидании поезда мы добросовестно облазили все окрестности. Не скажу, что его посещение было обязательным, просто муж в силу некогда полученного и неиспользованного образования очень близок к тематике железной дороги. Посему мы, не слишком надеясь увидеть знаменитый локомотив, чудесным образом вышли-таки к нему! Как шли? Уф, попробую описать как можно подробнее, ибо по выражению мужа, «вдруг да найдутся такие же сумасшедшие как ты, которым непременно потребуется найти этот паровоз». По улице 10 годовщины Октября (открывайте карту) мы вышли к магазину с чудесным названием «В березках» (дом под чародейским номером 13, кстати). Надо пройти мимо, легко преодолевая желание зайти в неинтересный хозяйственный лабаз, смело перейти через рельсы и замереть перед искомым экспонатом. Признаться, первоначально я сама подумала, что памятник — живой, то есть это вполне действующий паровоз. Но муж профессионально отметил значительный слой снега на его корпусе и проложенные лишь под колесами рельсы. Памятник паровозу располагается действительно на территории депо, вход свободный. Это настоящий, некогда действующий паровоз, большой, подновленный, черный и блестящий, с красными колесами и алой звездой на мордахе. Замечательный экспонат, все-таки здорово, что мы его нашли!