Турист Карина Ремезова (Remezova)
Карина Ремезова — была 26 января 14:19
Очень стараюсь хотя бы читать и оценивать. Пока получается не очень :(

В поисках идеального снега - 2. Шамони.

Шамони — Франция, Курмайор — Италия, Вербье — Швейцария, Германия, Польша Февраль 2013
24 22

Начало, Новый Год: https://www.tourister.ru/responses/id_5352

Ключ — на старт!

Живя в Зеленограде, мы слишком хорошо знаем, что начинается на Ленинградке и МКАДе часов с семи утра. Поэтому, несмотря на суматошные сборы и отход ко сну после двух (сколько дурацких дел всегда наваливается перед отъездом!), в пять были уже на ногах и в шесть Средство Передвижения тронулось с места…

Немного об организации

На первую неделю мы обосновались в небольшой деревне Сен-Жерве Ле Бен

1 из 17

у подножия Монблана, где сняли апартаменты в настоящем деревенском доме у милейших французских пенсионеров мсье и мадам Геддон.

3
В поисках идеального снега - 2. Шамони.

Варианты искали на сайте мэрии поселка. Сен-Жерве был выбран по нескольким соображениям, главное из которых — экономическое. Именно там предлагались самые дешевые во всем «Большом Шамони» варианты жилья. Кроме того, пару раз пожив «в деревне», селиться на оживленных «лыжных станциях» теперь как-то совсем не хочется.

Вторую неделю мы провели в любимом Ля Граве, где, как оказалось, снять жилье в высокий сезон совсем не просто, уж очень эта деревня маленькая.

Дорога «туда» была разбита на три приблизительно равных отрезка около 1000 км каждый, ночевали в отеле Громада в Белостоке и в Комфорт Отеле в Лейпциге. Дорога «обратно» из-за недостатка времени и огромного желания посмотреть хоть что-то была разбита на три не совсем равных отрезка (573, 1260 и 1270 км), с ночевками в отеле Виктория Гарни в Линдау и Бест Вестерн Отель Феликс в Варшаве. Планировалась также ночевка где-нибудь в районе границы России и Беларуси, но состояние водителей, смены по полтора часа и пустая дорога позволили нам доехать до дома без остановок.

Суббота. Европа едет отдыхать…

…Однако, как говорится, природу не обманешь, и все то, от чего мы позавчера «убежали» на МКАДе, нагнало нас в Германии… Настали выходные, и европейские трудящиеся массово двинулись в горы. В итоге уже к границе Швейцарии мы имели плюс два с половиной часа, потерянные в пробках на немецких автобанах. Но как оказалось, в Германии мы всего лишь понюхали цветочков. А вот ягодки начались в Швейцарии. Движение начало замедляться сразу за Базелем, и возле небольшого городка Золотурн, на развязке дорог 1 и 5, все встало окончательно. Пришлось слегка напрячь лингвистические способности, позвонить (не говорящим по-английски) хозяевам и объяснить, что мы приедем очень поздно. В районе Берна дорога как-то вдруг разгрузилась, дальше доехали без особых приключений, даже не попытавшись поездить кругами в районе Женевского аэропорта. Естественно, добравшись до места, сразу рухнули спать.

Утром разобрали сумки и осмотрели свои «владения».

3
В поисках идеального снега - 2. Шамони.

В нашем распоряжении оказался первый (цокольный) этаж трехэтажного дома — комната, кухня и ванная. Деревенский дом — деревенский стиль: темная, явно старинная деревянная мебель, лоскутные покрывала, диванчики с подушечками… Тихий жилой район

3
В поисках идеального снега - 2. Шамони.

— хотя до центра медленным шагом доходили за неполных пять минут. Лес, начинающийся чуть выше и вид на горы. А еще почти у нас в огороде ездил трамвай.

5
В поисках идеального снега - 2. Шамони.

День первый. Аржантьер.

Знакомство со склонами Шамони мы решили начать с зоны катания Гран-Монте.

7
В поисках идеального снега - 2. Шамони.

Зона катания Гран-Монте (Domaine des Grands Montets) находится над небольшой деревней Аржантьер (Argentiere), расположенной в 8 км от центра Шамони, в верхней части долины. Крутые склоны, огромное количество ущелий, сложных скальных участков и кулуаров, ледники, а также обилие снега в период с декабря по май сделали эту зону одним из лучших мест для внетрассового катания в Европе. Высшая точка зоны катания — гора Гран-Монте (Grands Montets, 3275 м), откуда начинаются сложные черные трассы и внетрассовые спуски (многие лыжники, поднимаясь туда ради великолепного вида, спускаются обратно на канатной дороге). Склоны обслуживаются двумя очередями канатной дороги (1252–1972 и 1972–3275 м), 1 гондольной дорогой и 6 кресельными подъемниками. «Синих» трасс здесь всего 3. «Красных» тоже 3, причем одна из них (Bochard) уклоном больше смахивает на «черную».

В тот день мы допустили массу стратегических ошибок, главная из которых заключалась в том, что ехать в небольшую зону катания с маленьким количеством канаток в выходной уж точно не стоило. А еще мы несколько переоценили свою высотную акклиматизацию, уже на 2800 поимев жуткий приступ горной болезни (открою секретный способ борьбы, которому в свое время меня научили «канатчики» на Чегете. Увидев мою зеленую физиономию, один из них покачал головой и изрек: «Бросай лыжи, иди в кафе и ешь большой кусок мяса!» Бросила, пошла, съела. И знаете, полегчало! С тех пор пользуюсь регулярно. Еще один действенный способ, от друзей-альпинистов — чай с лимоном в больших количествах). Пока «лечились» в кафешке антрекотами — «сэньян» (с кровью, то есть) — погода начала портиться. В итоге — на Гран-Монте мы так и не поднялись, ограничившись доступными с гондолы «черными» трассами и тем, что находилось рядом.

Мысли вслух: об этой зоне катания французы пишут «pour bon skieurs», и тут я с ними совершенно согласна. Действительно, начинающим это место будет интересно разве что красивыми видами…

10
В поисках идеального снега - 2. Шамони.

3
В поисках идеального снега - 2. Шамони.

День второй. Курмайор.

На следующее утро, выглянув в окно, мы обнаружили полное отсутствие видимости и сугроб сантиметров в тридцать на крыше Средства Передвижения при продолжающемся снегопаде. Такая погода совсем не способствовала перенесенному со вчерашнего дня покорению Гран-Монте. «А вдруг там, за горами, будет солнце?» — подумали мы и решили поехать в Курмайор через тоннель Монблан. Однако и на той стороне было то же самое.

Курмайор — город на севере Италии, в области Валле-д’Аоста, расположенный у подножия Монблана. Две зоны катания, более известна обширная «трассовая» Checrouit — Val Veny с высшей точкой 2755 м, около 100 км подготовленных трасс, в основном «красных» и выделенным районом для внетрассового катания.

Проезд по Тоннелю Монблан трансформировал сознание Водителя Горного настолько, что на подъездах к подъемнику Val Veny мы немного заблудились. Но заблудились очень удачно!

1 из 4

3
В поисках идеального снега - 2. Шамони.

Поскольку ко внетрассовому катанию видимость не располагала совершенно (да и итальянцы оказались не менее мудрыми, чем французы в Парадиски — верхние подъемники, ведущие во внетрассовую зону, были выключены), немного покатались по мягким разрытым трассам и в компании тренеров и учеников местных спортивных школ раскатали все, до чего смогли дотянуться рядом с ними.

3
В поисках идеального снега - 2. Шамони.
2
В поисках идеального снега - 2. Шамони.

После чего с чувством выполненного долга отправились есть пиццу.

«Pour allier ski, convivialité et gastronomie» (совместить катание на лыжах, доброжелательность и вкусную еду) — так было написано в рекламном слогане. Ну разве не заманчиво? И между прочим, это чистая правда! Какой вкусной была пицца из дровяной печи и настоящий тирамису под кофе латте! Разочарование было только одно — Монблан (который по словам бывавших здесь смотрится с итальянской стороны гораздо эффектнее, чем с французской) вместе с остальным пейзажем весь день скрывался в тумане…

Мысли вслух: исходя из схемы трасс, привязанной к тому, что удалось рассмотреть сквозь туман и снегопад, склоны Курмайора — отличное место для семейного катания. Про подготовку трасс, правда, сказать ничего не могу, так как толстый слой свежевыпавшего снега напрочь скрыл все ее следы.

Да, еще одна тонкость, о которой мы не знали. Если вы едете из Шамони в Курмайор на автомобиле, имея скипасс «MtBlanc Unlimited Pass», для вас будет действовать специальный тариф для проезда в тоннеле под Монбланом. Билет по нему стоит 26 евро в обе стороны для легковых автомобилей. Правда, приобрести этот билет «на месте» нельзя, для этого придется заехать в кассы Compagnie du Mont-Blanc, взяв скипасс с собой.

День третий. Вербье.

Третий день в плане погоды ничем не отличался от второго. Поэтому, немного подумав, мы направились в Вербье через два перевала. И с первого из них (Монте) мы увидели солнце на швейцарской стороне!

4
Перевал Монте, 1460 м
Перевал Монте, 1460 м

Очень понравился серпантин на спуске в Мартиньи. А виноградники в том же Мартиньи — поразили!

7
В поисках идеального снега - 2. Шамони.

Использован каждый квадратный метр довольно крутого склона! Терраски, подпорные стены и лозы, лозы, лозы…

5
В поисках идеального снега - 2. Шамони.

А вот катание в Вербье по некоторым причинам в голове совсем не отложилось. Хоть и провели там весь день. И по трассам прошлись, и по внетрассе «официальной»,

5
Официальная внетрассовая зона Tortin
"Официальная" внетрассовая зона Tortin

и в «неофициальную» залезли слегка. Покатались и под солнышком, и в густом тумане. И поднялись на высшую точку курорта — вершину Мон-Форт (Mont Fort, 3330 м).

7
Панорама с горы Mont Fort
Панорама с горы Mont Fort
6
Канатная дорога на вершину Mont Fort
Канатная дорога на вершину Mont Fort

Поскольку «картинка» этого курорта в голове так и не сложилась, вот немного сухой статистики из схемы трасс:

Вербье расположен в южной Швейцарии, в 10 км восточнее Мартиньи. Собственная зона катания — 200 км трасс, в основном «красных», при перепаде высот 1523 м (1500–3023 м.). Вербье является «столицей» швейцарских «Четырех Долин». Общая протяженность трасс региона — 412 км, перепад высот 1930 м (1400–3330 м), ориентация склонов — в основном юго-западная. Также регион представляет большие возможности для фристайла, внетрассового катания, беговых лыж и ски-альпинизма. Высшая точка региона — г. Монт-Форт (Mont-Fort), 3330 м.

От себя ничего не добавлю. Кроме того, что торжественно обещаю в дальнейшем не кататься в больших горах без шлема!

День четвертый. Лез Уш.

Время шло, а погода все не менялась. Конечно, свежий снег каждый день — это здорово, но что от него толку, если все интересные зоны катания закрыты… Почесав в затылках, мы решили реализовать последний из имевшихся в наличии запасных планов и отправились на расположенную в двухстах метрах от нашего дома станцию Tramvay Du Mont-Blanc, поднимающего своих пассажиров на Col de Voza, в зону катания Les Houches.

2
В поисках идеального снега - 2. Шамони.

Лез-Уш (Les Houches) — зона катания с разнообразными трассами, интересная для лыжников любого возраста и любого уровня подготовки, кроме того, здесь проложены трассы для любителей беговых лыж, ски-тура и ходьбы на снегоступах.

7
В поисках идеального снега - 2. Шамони.

6
В поисках идеального снега - 2. Шамони.

Со склонов открываются замечательные виды на ледники Монблана и долину Шамони. Попасть на трассы Лез-Уша можно на подъемниках из одноименного поселка и на Трамвае Монблан — из Ле Файе или Сен-Жерве. Здесь находится легендарная трасса скоростного спуска Kandahar. Проходившим здесь этапам Кубка Мира и их героям посвящен мини-музей, расположенный на нижней станции канатной дороги Télépherique de Bellevue.

Все остальное время великолепно отратраченный Kandahar предоставлен в распоряжение туристов и тренирующихся спортсменов. Как ни странно, эти категории катальщиков мирно уживаются друг с другом. Впрочем, для Альп это, наверное, нормально.

7
В поисках идеального снега - 2. Шамони.
8
Вид на Лез Уш с трассы Kandahar
Вид на Лез Уш с трассы Kandahar

…В какой-то момент в тумане появился просвет… потом еще один… и вот уже вовсю светит солнце! Но перед Монбланом все равно висит вредное облако, которое, кажется, совершенно не собирается никуда уплывать!

6
Ну покажите нам Монблан!!!
Ну покажите нам Монблан!!!

Время от времени в нем начинается какое-то шевеление, открывается то одна часть картинки, то другая, но понемногу и ненадолго. Так что желание увидеть Монблан вблизи опять не сбылось…

Кроме Кандагара, очень понравились совершенно безлюдные лесные «красные» Fontaines и Plancerts. Еще случайно заехали на склон, где тренируются юные спортсмены — от созерцания процесса получили море позитива.

Вот они - будущие Килли...
Вот они - будущие Килли...

К вечеру все опять затянуло туманом. Да таким густым, что спускаться на Col de Voza к трамваю пришлось буквально наощупь.

3
В поисках идеального снега - 2. Шамони.

Мысли вслух: в отношении этой зоны катания я также полностью согласна с французами! Катание здесь будет интересно всем. Не говоря уж о том, что склоны Лез-Уш — это очень красивое место.

День пятый. Белая Долина.

И вдруг мы увидели Горы! А над ними — Небо и Солнце!!! Сборы, как на пожар — и мы несемся к нижней станции Télépherique de l’Aiguille Du Midi! С ходу влетаем на стоянку, переобуваемся, хватаем лыжи… и упираемся в хвост гигантской очереди широколыжно-длиннодосочных товарищей с таким же азартным блеском в глазах. Впрочем, очередь движется быстро, и вот уже мы выходим из верхнего вагончика самой высокой (высота верхней станции 3842 м) в Европе канатной дороги с самым длинным (2867 м) в Европе безопорным пролетом.

7
В поисках идеального снега - 2. Шамони.

Наверху, на гребне, тоже наблюдается немаленькая очередь — очередь на спуск в Белую Долину!

5
В поисках идеального снега - 2. Шамони.
3
В поисках идеального снега - 2. Шамони.

На тематических лыжных и окололыжных сайтах существует два мифа о Белой Долине. Первый: Белая Долина — это нечто мега-сложное, страшное и ужасное, длинное и долгое, простому смертному недоступное. Это неправда. Пройти Белую Долину по «классическому» маршруту (его протяженность 23 км) может каждый более-менее уверенно катающийся лыжник. Второй: Белая долина — это сплошной «развод» для доверчивых туристов, начиная со спуска по гребню в связке с гидом и заканчивая самим проездом, который запросто можно сделать по следам, которых в Долине накатано великое множество. Это тоже неправда. Начиная со спуска в связке — клиенты, они ведь бывают хорошие и разные, парень (кажется, англичанин), спускавшийся следом за мной, постоянно падал, никак не мог понять, как это — «зарубиться» ботинком в снег, дважды уезжал за перила, и гиду приходилось его постоянно ловить и держать за веревку! Надо сказать, падение с этого самого гребня чревато весьма неприятными последствиями, поэтому страховка — дело совсем не лишнее. И заканчивая следами, которых в Долине накатано действительно много. Но не все, ой, не все они ведут на доступный «классический» маршрут! По этим следам можно в такие буераки заехать, что только «караул» кричать и останется. И хорошо еще, если просто заехать, а не убраться по-тихому в трещину, которых на леднике предостаточно. А еще — нужно хоть немного «читать» рельеф, нужно иметь кое-что из «железа» и уметь всем этим пользоваться… Поэтому гид — нужен обязательно. При наличии упомянутых выше навыков и снаряжения — по крайней мере, на первые несколько спусков.

3
Белая Долина. Начало маршрута.
Белая Долина. Начало маршрута.

Проводником нашей «группы» из двух человек был мой муж, несколько раз проходивший Долину с гидами. Мы выбрали один из «средних» вариантов, не самый простой, но и далеко не самый сложный. Впрочем, спуска как такового у нас не получилось. Потому что кругом было такое обилие образований из великолепного синего льда, что кое-кто не отлипал от видоискателя фотоаппарата…

3
В поисках идеального снега - 2. Шамони.

1 из 11

5
В поисках идеального снега - 2. Шамони.

В самом конце маршрута устроен ледяной грот. Вобще, французы обожают устраивать на ледниках гроты с подсветкой…

1 из 5

Выбираться из Белой долины можно двумя путями: подняться от ледового грота по длинной металлической лестнице к подъемнику и уехать в Шамони на горном поезде Montenvers Mer De Glace, или спуститься чуть ниже, подняться по не менее длинному снежно-каменистому склону, скатиться по лесу к «новичковой» зоне Les Planards, а дальше — пешком или на скибасе в нужном направлении. Мы выбрали второй вариант. В конце подъема — ровная площадка со скамеечками, народ отдыхает, жует бутерброды, пьет чай. Кого тут только нет! Больше всего поразили четыре веселых… да, назвать их бабушками язык как-то не поворачивается… бодрых французских пенсионерки со снаряжением образца годов былинных.

В поисках идеального снега - 2. Шамони.

На одной из них надета беседка с выцветшей надписью «Black Diamond», что-то она мне напоминает… ёлки зеленые, вот с чего, возможно, была «содрана» старая добрая беседка ВЦСПС!..

Мысли вслух: место однозначно стоит того, чтобы его увидеть. Но идти туда нужно в хорошую погоду и, конечно же, в сопровождении гида (сайт Compagnie des Guides de Chamonix)

После всех этих приключений мы нашли в себе силы совершить небольшую пешеходную прогулку по Шамони

День шестой. Бреван-Флеже.

А на следующее утро за окном мы увидели все то же, что видели почти каждый день. Ну вот, опять накрылся наш Гран-Монте… Впрочем, спасибо и за подаренный денек для Белой долины! Куда поедем? А поехали во Флеже, какая разница, что склон южный, все равно солнца нет…

Бреван-Флеже — зона катания с большим разнообразием трасс для лыжников всех уровней. Бреван (Le Brévent, 1035–2525 м) расположен над центром Шамони, Флеже (La Flégère, 1060–2450 м) — над поселком Ле Пра (Les Praz). Из обоих поселков к трассам ведут канатные дороги, спуститься обратно можно на лыжах по красивым лесным трассам. Между собой Бреван и Флеже соединены канатной дорогой Liaison.

Снег шел, туман клубился, съезжать с маркированных трасс было страшно. Хотя в этом не было никакой необходимости — поскольку желающих покататься в такую погоду было мало, свежий мягкий снег на трассах был почти не раскатан. После первого спуска «вслепую» энтузиазм как-то поубавился, и мы решили съехать в поселок. Спустившись, посмотрели на часы, друг на друга, тяжело вздохнули, сели в вагончик и опять поехали наверх. Но… что это? Туман стал каким-то светлым! Поднимаемся до верха! Выше, еще немного выше, и вот кресло вынырнуло из тумана!

Небо было темно-синим. Солнце — нестерпимо ярким. А снег… белоснежные нетронутые поля… легкий, сухой, настоящая «пудра»! С радостными визгами и воплями на разных языках ошалевшие лыжники и бордеры кидаются все это раскатывать!!! Все счастливы! Туман опускается все ниже, вот уже видна вся зона катания и окружающие горы…

…Но перед Монбланом опять висит вредное облако!!!

В компании французских сноубордистов докатываем последние кусочки. Смотрим на небольшой кулуар, но сил уже нет — домой…

Мысли вслух: очень интересная и красивая зона катания. Трассы для лыжников любого уровня, начиная с выделенной «зеленой» новичковой зоны. Единственный ее недостаток — южная экспозиция, ну, а для южного склона жесткий снег по утрам и раскисший после обеда — обычное дело. По этой же причине спуститься на лыжах до самого низа возможно не всегда.

А где же фото этого роскошного дня? — спросите вы. А нету их. Потому что это как раз и был тот единственный день, когда фотоаппарат остался дома.

…Что же это такое — регион Шамони-Монблан? Это несколько не связанных между собой зон катания, в основном для "продвинутых" лыжников (хотя попадались и весьма симпатичные "новичковые"), разбросанных над поселками долины Шамони, на обоих ее склонах. Между поселками по нескольким маршрутам курсируют бесплатные «скибусы», схемы их маршрутов доступны на сайте курорта, кроме того, вывешены на всех остановках. Имеется несколько типов скипассов, самый «старший» MtBlanc Unlimited Pass (266 евро/6 дней) действует также в Вербье и Курмайоре. Однако, не имея собственного транспорта, выбраться туда очень сложно (хоть и возможно). Также MtBlanc Unlimited Pass нужно покупать тем, кто собирается подниматься на Гран-Монте (Grands Montets) и Эгюй дю Миди (Aiguille Du Midi) — на верхних участках этих канатных дорог действует только он. Да, еще он «работает» на Трамвае Монблан и поезде Montenvers Mer de Glace. Мое мнение — чтобы полностью «раскрыть» долину Шамони, все-таки лучше ехать туда на своем (собственном или прокатном) транспорте.

Великолепные виды на Монблан, упомянутые во всех путеводителях по долине… да, с этим нам не повезло. Просидев неделю у самого его подножия и поездив вокруг, мы не увидели его ни разу. Конечно, за следующую неделю мы наглядимся на него вдоволь, но опять издалека.

Итак, суббота… грузим вещи в Средство Передвижения, прощаемся с нашими замечательными хозяевами и берем курс на Ля-Грав!

4
Сен-Жерве, вид с дороги на Альбервиль.
Сен-Жерве, вид с дороги на Альбервиль.

фото Сен-Жерве «на прощание».

Продолжение: https://www.tourister.ru/responses/id_5526

Фотоальбомы к рассказу

Теги: Горнолыжный отдых, Автопутешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии