Турист Владимир Городзейский (VladimirGorodzeyskiy)

Мексика. Загадки, были и легенды или конца света не будет. Часть 2. Музеи Троцкого и Фриды Кало

Мексика Ноябрь 2012

1 часть

Владимир Городзейский

МЕКСИКА. ЗАГАДКИ, БЫЛИ И ЛЕГЕНДЫ

или КОНЦА СВЕТА НЕ БУДЕТ

Часть 2 МУЗЕИ ТРОЦКОГО И ФРИДЫ КАЛО

Лев Троцкий

Замечательно, что в программу нашего пребывания в столице входило посещение музея Троцкого. Слишком много нам повторяли это имя при изучении истории партии, чтобы не воспользоваться случаем пребывания в Мехико и не заглянуть в этот музей. У меня в молодости был знакомый с фамилией Троцкий, так он сдавал историю партии в институте раз пять-шесть! В конце концов, выводя ему тройку, доцент по фамилии Катков сказал: " С вашей фамилией, Троцкий, историю партии надо знать лучше меня!» Помню, мы отыскали что-то там у Ленина, где была такая фраза: «Верный пес самодержавия публицист Катков…" Всё это моим знакомым было подчеркнуто красным и к началу лекции лежало на столе доцента. Однако я отвлекся.

В центре Троцкий и Ленин

Дом-музей Троцкого находится в одном из отдалённых от центра Мехико районов — Кайоакане. В то время это был пригород Мехико. В 1928 году Сталин выслал Троцкого из Советского Союза. Троцкий жил в Средней Азии, Турции, Франции, Норвегии. И отовсюду его высылали. В 1937 году он с помощью знаменитого мексиканского художника и коммуниста Диего Риверы и его жены Фриды Кало перебрался в Мексику, где и прожил свои последние три года.

Д.Ривера и Ф.Кало — слева, Троцкий — третий справа.

Фрида Кало была моложе своего мужа на 21 год. Она тоже была художницей, несомненно, талантливым, но любителем. Жили Ривера с Кало в ставшем знаменитым „голубом доме“ на улице Лондрес в Койаокане, самом „богемном“ пригороде Мехико. У них бывали самые известные люди того времени. Сейчас там музей и мы там тоже побывали.

Фрида не раз повторяла: „В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего Ривера“. В результате автотрамвайной аварии она получила „тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическим перилом, что серьёзно повредило её репродуктивную функцию“. В ортопедическом корсете она провела год и именно после трагедии Фрида Кало впервые попросила у отца кисти и краски.

Фрида Кало за работой

Сейчас цены на картины Фриды Кало взлетели до баснословных цифр. И это благодаря Мадонне, которой они очень понравились, и она стала их скупать.

Картина Ф.Кало. Арбузы

Фрида была у Риверы третьей женой и их семейная жизнь отнюдь не была простой. Однажды он изменил ей с ее младшей сестрой Кристиной и не скрывал это. В итоге из-под кисти Фриды появилась картина, изображающая обнаженное женское тело, иссеченное ножом, а рядом с этим ножом в руке тот, кто сделал это. Фрида назвала картину — „Всего-то несколько царапин“. В 39-м они развелись, а в 40-м снова поженились и прожили вместе до смерти Фриды в 1954-м.

Вход в музей Фриды Кало

В музее Фриды Кало в помещениях фотографировать запрещено. Очень много картин, и не только самой художницы. Сохранилась обстановка, мебель книги … Во внутреннем дворике некая стилизация пирамид, много зелени, стены окрашены в яркий синий цвет.

Стилизация ацтековских пирамид

Внутренний дворик

Дом Фриды Кало

Именно в этом доме появился после приезда в Мексику Лев Троцкий и какое-то время жил здесь со своей женой Натальей Седовой. Здесь, у него и случился роман с Фридой Кало. Произошло это во время очередного разрыва Фриды с Диего.

Внутренний двор. Башня с бойницами для охраны.

Спустя немного времени Троцкий с женой переехали в дом, который ему выделило правительство, при этом обеспечив и охрану.

Скамейка, на которой любил сиживать Троцкий

Дом и всё, что внутри, имели совсем иной стиль. Никакой роскоши, подчеркнутый аскетизм, во всём.

Меркадер с ледорубом стоял правее и чуть сзади стула, на котором сидел Троцкий.

Кабинет Троцкого

Кабинет метров двадцать. Стол даже не письменный, а обычный, т. е. без ящичков. На столе какие-то бумаги, чернильница, очки, перекидной календарь, открытый на дате 20 августа 1940 года — дне, когда настиг его справа сзади страшный удар Меркадера ледорубом в голову. Слева диктофон с восковым валиком — страшная редкость для того времени, единственная, наверное, дорогая вещь в доме. Читал я, якобы на стене висела картина Фриды Кало, но в день нашего пребывания — 27 октября 2012 года ее там не было! Стул с плетеным сиденьем и спинкой, небольшой шкаф для книг. Сзади на столике глобус, газеты, на стене карта Мексики. С другой стороны стола три стула для посетителей. Почему Троцкий не посадил Меркадера напротив, а позволил ему зайти сзади — загадка.

Спальня. На стене след пули майского 40-го года покушения, возглавляемого Давидом Сикейросом.

Августовское покушение не было единственным. В мае того же года было еще одно громкое, но неудавшееся покушение, одним из главных участников которого был коллега Риверы по художественному цеху, знаменитый художник-монументалист Давид Альфаро Сикейрос. Сикейрос и его люди ворвались на территорию виллы и в течение двадцати минут обстреливали из автоматов и окна, и закрытые двери. Эти люди не были профессионалами. В то время еще не было принято заканчивать операцию контрольным выстрелом. Оказавшись вместе с женой в мертвой зоне под окном, Троцкий, однако, не пострадал, хотя свыше 200 пуль было выпущено в окна.

Спальня

Следы их остались и сейчас. После этого окна на две трети были заложены кирпичом. И это мы тоже видели.

Комната секретарей

Клетки для кроликов, которых держала семья Троцкого

17 августа 1940 года Троцкий публикует аналитическую статью „Коминтерн и ГПУ“, в которой вскрывает взаимоотношения Москвы и мирового коммунистического движения, влияния на отдельных деятелей, а также анализирует неудавшееся майское покушение.

„Непосвященным может показаться непонятным, почему клика Сталина выслала меня сперва заграницу, а затем пытается заграницей убить меня. Не проще ли было бы подвергнуть меня расстрелу в Москве, как многих других?“

Объяснение таково. В 1928 г., когда я был исключен из партии и выслан в Центральную Азию, не только о расстреле, но и об аресте невозможно было еще говорить: поколение, с которым я прошел через Октябрьскую революцию и гражданскую войну, было еще живо».

И далее:

«Обращает на себя внимание исключительно высокая техника покушения. Убийство не удалось вследствие одной из тех случайностей, которые входят неизбежным элементом во всякую войну. Но подготовка и выполнение покушения поражают своей широтой, обдуманностью и тщательностью. Террористы прекрасно знают расположение дома и его внутреннюю жизнь. Они достают полицейское обмундирование, оружие, электрическую пилу, морские лестницы и пр. Они с полным успехом связывают внешнюю полицейскую охрану, парализуют внутреннюю стражу правильной стратегией огня, проникают в помещение жертвы, стреляют безнаказанно в течение трех-пяти минут, бросают зажигательные бомбы и покидают арену нападения без следов. Такое предприятие не под силу частной группе. Здесь видна традиция, школа, большие средства, широкий выбор исполнителей. Это работа ГПУ».

Троцкий был прав! И это покушение, и следующее, совершенное через три дня (!) после выхода этой статьи, когда Троцкий был убит, было организовано НКВД (Троцкий пишет по-старому, как было в его бытность — ГПУ). Непосредственным организатором являлся полковник НКВД Наум Эйтингон, заместитель известного разведчика и организатора диверсионной деятельности НКВД за рубежом генерала Судоплатова. Эйтингон занимался организацией убийства диктатора Северного Китая и Манчжурии Чжан Цзолиня, похищения видных участников белого движения генералов А. П. Кутепова и Е. К. Миллера во Франции. Вывоз в СССР испанского государственного золотого запаса — это тоже Эйтингон. Именно он совместно с Судоплатовым разработал и подготовил операцию «Утка» в Мексике, в ходе которой Рамон Меркадер убил Л. Д. Троцкого. В октябре 1951 года был арестован по «делу о сионистском заговоре в МГБ» в рамках развернувшейся борьбы с космополитизмом. После смерти И. В. Сталина был освобожден по ходатайству П. А. Судоплатова и назначен в систему МВД СССР. Но в августе 1953 года вновь арестован по «делу Л. П. Берии» и приговорен к 12 годам заключения. В 1964 году освобожден. В 1992 году посмертно реабилитирован (сам Судоплатов тоже отсидел 15 лет).

Эйтингон завербовал Рамона Меркадера через его мать Каридад Меркадер, испанскую коммунистку, с которой он познакомился во время войны в Испании (там Эйтингон был заместителем резидента советской разведки и был известен под именем генерала Котова). Она добровольно работала на НКВД. Это она написала донос на репрессированного впоследствии известного в 30-х годах журналиста Михаила Кольцова — брата знаменитого художника-карикатуриста Бориса Ефимова. Некоторые источники полагают, что Каридад была его любовницей. Судоплатов в своих воспоминаниях это категорически отвергает, но в этом ли суть? Старший сын ее погиб в Испании, средний — Рамон, тоже воевал там в партизанском отряде. Вот слова Каридад, которые приводит в своей книге Д.Волкогонов: «Каридад Меркадер — это не просто Каридад Меркадер, а худшая из убийц… Я не только ездила по всей Европе, разыскивая чекистов, покинувших рай (т. е. „невозвращенцев“. — В. Р.), для того чтобы безжалостно убивать их. Я сделала даже больше этого!.. Я превратила, и сделала это для них, в убийцу моего сына Рамона». Эйтингон вместе с Каридад находились в непосредственной близости от дома Троцкого во время покушения и ждали Джексона в машине. Какого такого Джексона, спросите вы? И будете правы! Дело в том, что именно Меркадер под именем Фрэнка Джексона, успешного канадского бизнесмена, познакомился с сотрудницей Троцкого Сильвией Агелоф, соблазнил ее, обещал жениться… Т. е. об испанском партизане Рамоне Меркадере в доме Троцкого и не слыхивали.

Через Сильвию Джексон-Меркадер и попал в дом Троцкого, это она попросила Троцкого ознакомиться со статьей своего жениха, в которой он давал отповедь отступникам от троцкизма. Когда Троцкий, сидя за письменным столом, погрузился в чтение статьи, Меркадер достал испод плаща ледоруб и нанёс ему удар по голове. Он рассчитывал после убийства незаметно покинуть дом, недалеко от которого его в машине ожидали Эйтингон с его матерью. Однако, Троцкий не был убит на месте и дико закричал. «Представьте, ведь я прошёл партизанскую войну и заколол ножом часового на мосту во время гражданской войны в Испании, но крик Троцкого меня буквально парализовал» — так впоследствии Меркадер описывал случившееся в разговоре с Павлом Судоплатовым.

Сбежавшиеся на крик телохранители скрутили Меркадера. Троцкий умер на следующий день в больнице и похоронен непосредственно во внутреннем дворике своего последнего пристанища.

Могила Троцкого во внутреннем дворике

Памятник на могиле Троцкого в Мехико

А далее был суд. Но не над Меркадером, а над Джексоном, который был осужден на 20 лет — высшая мера. Только через несколько лет имя его вскрылось — проболталась мать. Все участники операции были награждены орденами: Эйтингон — Ленина, Судоплатов и Каридад — Красного знамени. А вот Рамон Меркадер получил награду уже после того, как вышел из тюрьмы, приехал в Советский Союз и стал Лопесом Рамоном Ивановичем. В 1960 году (заметьте, в времена хрущевской оттепели!) секретным указом ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Через несколько лет ему позволили уехать на Кубу, но похоронен он в Москве, на Кунцевском кладбище.

Памятник на могиле Меркадера в Москве

С фотографии на памятнике (1987) на нас глядит человек со звездой Героя. Ниже надпись: «Лопес Рамон Иванович. 1913–1978». А чуть ниже — его настоящее имя: Ramón Merkader del Río.

Ледоруб Меркадера (фото из музея)

Кстати о ледорубе. В «Комсомольской правде» от 17.06.2005 г. нашел я заметку с названием «Обнаружен ледоруб Меркадера», в которой автор рассказывает, что в середине 90-х, будучи в Мексике, услышал, что ледоруб Меркадера, как вещдок, хранится в Генпрокуратуре и официально запросил возможность на него посмотреть. Сначала-то пообещали, а потом отказали. Теперь понятно почему. Оказалось, что ледоруб просто стащил один из полицейских. И после его смерти дочь полицейского заявила, что ледоруб со следами крови Троцкого находится у нее, и она готова его продать. Якобы внук Троцкого выразил желание сдать свою кровь для проведения сравнительного анализа. А вот чем дело закончилось и действительно ли это тот самый ледоруб, информации, к сожалению, я нигде не нашел.

Хорош ли, плох был Троцкий — для данной статьи вопрос десятый. А вот насколько легитимен подобный государственный терроризм и насколько правомочно физическое устранение соперника с политической арены, чем бы оно не было продиктовано? И что же это за государство, которое банального убийцу, действующего исключительно в интересах правящей верхушки, спустя 20 лет оценивает присвоением звания Героя страны? Ответ на этот вопрос я, кажется, знаю.