Турист Владимир Городзейский (VladimirGorodzeyskiy)

Мексика Ноябрь 2012

Владимир Городзейский

МЕКСИКА. ЗАГАДКИ, БЫЛИ И ЛЕГЕНДЫ,

или КОНЦА СВЕТА НЕ БУДЕТ

Часть 1

Мехико — Теотиуакан — Теночтитлан —

О ПОЕЗДКЕ В МЕКСИКУ И

ПРЕДСТОЯЩЕМ КОНЦЕ СВЕТА

Октябрь. Холодно и пусто.

Не все, однако, журавли,

На юг свалили — не смогли,

С полей собрали всю капусту.

Темно, тревожно, гулко, грязно…

Мажоры носятся отвязно,

ЕдРо, Госдума и тандем

И много прочих гнусных тем.

Но я, надеюсь, очень скоро

Рвану, друзья, за океан,

Москву покинув, Теплый Стан.

Вы, верно, будете с укором

Смотреть на выходку мою,

Что, бросив всю свою семью,

В края ацтеков древних, майя,

Где нет грозы вначале мая,

Удрал. Зачем? — Там водки нет,

Там пьют текилу на обед,

На закусь — тень от кипариса,

Две-три лепешки из маиса,

Хотя есть манго и папайя …

Но цель поездки в том, что майя

Свой календарь слепили так,

Что это напрягает крайне.

Подумал я сначала втайне:

В календаре, возможно, брак?

Ошиблись майя или нет?

И чтобы их раскрыть секрет,

Лечу туда. Почту за честь

Вам привезти благую весть,

Сказав от первого лица:

Друзья! У Света нет конца!

Карта Мексики

Ну, кто же будет спорить, что это и была настоящая причина нашего путешествия. Сразу замечу, что в отличие от всех моих последних путешествий, к составлению программы нынешнего я не имел никакого отношения, и поэтому, не боясь прослыть нескромным, могу сразу воздать должное и похвалить и ее саму, и тех, кто ее разработал. Удачно почти всё: и выбранное время (только закончился сезон дождей), и продолжительность (15 дней — оптимально), и сам маршрут. Первая неделя — собственно само путешествие, вторая — «расслабуха» у океана. Это не ноу-хау. Именно по такой схеме был еще в советское время организован отдых на военных туристических базах «Красная поляна» и «Терскол»: неделя по горам — по перевалам, вторая — у Черного моря.

К путешествиям я всегда готовлюсь. В смысле, что ищу информацию, роюсь в путеводителях. Вот и сейчас: забивал в поисковиках все названия из программы путешествия и, как итог, истратил целую пачку бумаги. А названия ацтекские мало, что трудно запоминаемые, но и почти невыговариваемые. Как вам, к примеру, Койолксаухка (это богиня такая), Уицилопочтли (главное божество племени теночков, Кецалькоатль (пернатый змей — главный бог ацтеков), Теутиуакан, Теночтитлан, Ацкаполцалько (города). Сидел, зубрил в самолете и к посадке в Мехико Сити, а летели мы пять часов до Мадрида и потом еще двенадцать, вполне бойко выговаривал невыговариваемое.

Группа наша — большая. Слишком большая — 41 человек! Это неуправляемо. Кто-то не слышал, кто-то не знал, кто-то не захотел… В аэропорту Мадрида — первые потери: алкоголь, купленный в Дьюти фри в Москве, безжалостно изъят. То же самое у особо одаренных соотечественников происходит с колбасой при досмотре чемоданов в Мехико: у одного кружок Краковской, у другого — палочка Браунгшвейской, у третьего — шматочек сала… А какой запах стоял, это ж обалдеть! Безутешных ограбленных товарищей выводим под руки, меняем в аэропорту доллары на песо по курсу 12,25 песо за 1 американский доллар и на автобусе, который станет нашим домом на целую неделю, едем в гостиницу, в самом центре Мехико. Надо заметить, что аэропорт находится прямо в городе! Сколько не смотришь в иллюминатор при посадке — вокруг дома, дома, дома…

Наш гид Артем

Что кроме программы делает историческое путешествие успешным? Правильно — не что, а кто! Конечно, это гид. Вот уж с кем, нам повезло, так это с гидом! Артем встречал нас в аэропорту. Вместе с ним мы проехали по многим городам Мексики вплоть до конечного пункта нашего путешествия — Пуэрто Вальярта, известного курорта на тихоокеанском побережье. Это не основная профессия Артёма, но насколько же интересно он рассказывает, сколько много знает! Более десяти лет он живет в Мексике и преподает в столичном университете историю и культуру, профессор. Знает греческий, испанский, английский. И при всём при этом очень приятный и общительный человек.

Разница во времени с Москвой — 9 часов. Но затем весь мир перевел стрелки и перешел на зимнее время, но мы же — это не все! У нас собственный выбор! У нас коровы перестали бы доиться, перейди мы на другое время! Внимая многочисленным просьбам наших граждан и коров, наш мудрейший тандем оставил Россию на времени своем, и разница Москвы с Мексикой увеличилась еще на час. Кстати сказать, те же самые граждане и коровы раньше (если верить официальным сообщениям, а не верить мы не можем) еще недавно просили как раз об обратном. Видимо, ошибались.

О СТРАНЕ

Сразу скажу, что после нашего пребывания в Мексике, мое представление о стране сильно изменилось. В лучшую сторону. Ее территория — 13-е место в мире, численность населения 113 млн. человек — 11-е место в мире, ВВП — 12-е место в мире. Геополитически Мексика считается североамериканской страной. На севере — США, на юге — Гватемала и Белиз. На западе — Тихий океан, на востоке — Атлантика: Мексиканский залив и Карибское море. Кордильеры — великая горная система, тянется от Аляски до Огненной земли, т. е. проходит и через Мексику тоже. Через западный хребет Сьерра-Мадре, входящий в систему Кордильер, нам пришлось переваливать в нашем путешествии. Конечно, это не Главный Кавказский хребет, но всё равно красиво.

Мексика — страна индустриально-аграрная. Ископаемыми не обижена. Есть и нефть, и газ (одно из ведущих мест в Латинской Америке), железная руда, сера, сурьма, ртуть и графит, серебро… Нефть экспортируется, а нефтепродукты импортируются, т. е. переработка развита слабо.

Под крылом Мехико

Прямых рейсов из России в Мексику до 2012 года не было. Сейчас «Трансаэро» и «Аэрофлот» летают в Канкун — один из лучших мексиканских курортов на побережье Карибского моря. Мексиканцы — порядочные националисты, не любят китайцев. В Мехико видел всего один китайский ресторанчик. В других городах китайцев не видели вообще. Таджиков и узбеков не видели тоже. А вот для нас, граждан России, недавно введен безвизовый режим, чем мы и воспользовались.

Русские в Мексике. Русских в Мексике очень мало. Первыми русскими эмигрантами, которые появились в Мексике, были молокане. Молокане — это разновидность духовного христианства. В Российской империи они преследовались вплоть до указов царя Александра I в. 1803 году. Благодаря этим указам не только молокане, но и духоборы получили некоторую свободу. Примерно 20 тысяч молокан эмигрировали в 1900 годах в Америку, на Западное побережье. Из них 107 семей поселились в Мексике, на Калифорнийском полуострове. Жили они автономно, сохраняли русскую культуру, уклад и веру, занимались земледелием и животноводством. Были уважаемы индейцами за необычайное трудолюбие. Потомки заняты земледелием, виноградарством и туризмом.

Русских до недавнего времени было всего 3 тысячи (в Новой Зеландии, например, десять тысяч), за последние года три цифра увеличилась в 5 раз. С падением «железного занавеса», а также с прекращением финансирования в России науки, российские ученые уезжали из страны тысячами. В том числе и в самые далекие места. А Интернете нашел любопытную цифру: в 2002 году в научно-исследовательских институтах Мексики работали 227 (!) российских ученых. Не только, конечно, ученые — деятели культуры и искусства, коммерсанты, да и просто активные люди, не нашедшие себя на Родине в те смутные времена. Однако, русские здесь разобщены, никакого центра не существует, ни газет нет на русском, ни школ, ни клуба авторской песни … В конце 2007 года при поддержке российского посольства в Мексике была создана СОРУМЕКС — организация соотечественников в Мексиканских Соединённых Штатах, однако она практически, со слов нашего гида, не работает. Пытались, правда, недавно консолидировать русских, проживающих в разных странах, с тем, чтобы проголосовали они за существующую власть российскую, для чего собирали представителей диаспор из разных стран, и даже оплатили им дорогу за счет российского налогоплательщика. Вот и гид наш тоже на эту конференцию летал, а вот за кого он голосовал и голосовал ли вообще, это мне неведомо.

МЕХИКО

Мексика. Загадки, были и легенды или конца света не будет. Часть 1.

Мехико — самый большой город в мире с учётом жителей пригородов. Город является вторым после Лондона по занимаемой площади и первым в мире по протяженности -200 км в длину! Лежит он на гористом плато на высоте 2300 метров. А ведь это выше, чем наш высокогорный горнолыжный курорт Приэльбрусье! Высокогорье ощущается — кислородику не хватает, требуется акклиматизация. Особенно народ ощутил это, когда водружался на ацтековские пирамиды.

Улица Реформы

Театр

Центр города — современен и красив. На главной улице — улице Реформы — куча небоскребов и памятников — сразу видно, с бронзой в стране всё в порядке. Памятники завоевателям, памятники завоеванным, освободителям, освобожденным, палачам, казненным…

Кафедральный собор

В Мехико самый большой в Латинской Америке Кафедральный собор Метрополитана (1563 год). Практичные испанцы в качестве фундамента для собора использовали фундамент древних ацтекских строений. Кафедральный собор пережил не один век и не одно землетрясение. Кстати, крупнейшее землетрясение в Мехико было не так уж и давно — в 1985 году, когда погибло свыше десяти тысяч человек и разрушения были катастрофическими. Тем не менее, всё было восстановлено, и уже в следующем году Мехико принимал чемпионат мира по футболу.

Президентский дворец

Колокол свободы на Президентском дворце

Здесь же, на огромной площади, которая названа в честь мексиканской конституции (саму площадь местные жители предпочитают называть

Площадь Соколо

Соколо — или «цоколь») развевается огромный флаг Соединённых штатов Мексики. К сожалению, площадь в наш день была заставлена какими-то ярмарочными палатками, что ее явно не украшало.

Внутренний двор Президентского дворца

На этой же площади находится и Президентский дворец, на балконе которого президент принимает военные парады.

Когда-то в Президентском (Национальном) дворце проживал испанский наместник, а сейчас в нем расположились Федеральный архив, Казначейство и резиденция президента. Также на территории этого здания размещено несколько музеев и выставок.

Дворец был построен по приказу предводителя испанских конкистадоров Эрнана Кортеса, при этом для строительства дворца использовались материалы, которые предназначались для строительства дворца Монтесумы II — последнего ацтекского императора. В 30-х годах ХХ века здание было реконструировано, был достроен еще один этаж.

Фрески Диего Риверы в Президентском дворце

Основной достопримечательностью этого дворца были и остаются настенные картины знаменитого художника Диего Ривера, который потратил на них около 16 лет своей жизни, рассказав в них историю Мексики — ацтеки, завоевания Кортеса, народно-освободительная борьба, коммунистическое движение, Вторая мировая война… К Ривере мы еще вернемся, когда расскажем историю о трех последних годах жизни одного из главных вождей Октябрьской революции, благодаря которым стрелки российской истории были перекинуты на новые рельсы, ведущие, как оказалось, в коммунистический тупик.

Потомки ацтеков у Кафедрального собора

По пути в Антропологический музей через окна автобуса увидели памятник Гейдару Алиеву — бывшему члену Политбюро ЦК КПСС, ставшему впоследствии президентом Азербайджана.

Памятник Г. Алиеву

Показалось, что ли? Если он, то при чем здесь Мексика? Оказалось, не ошиблись. Статуя Алиева была установлена на средства Азербайджана. Практически разрешение на это было куплено у столичных властей за 5 млн. долларов, которые Азербайджан вложил в благоустройство этого района Мехико. Кроме того, с согласия властей в Мехико была установлена памятная плита в честь жертв «геноцида армян против азербайджанцев». И вот буквально через две недели после нашего возвращения читаю новости в Интернете: «Представители местной общественности поставили под сомнение, что столь жесткая формулировка применима к событиям1992 г., и призвали власти города снести памятник президенту Азербайджана Гейдару Алиеву». Так что мы, возможно, были одними из последних, кто видел этот памятник. Хотя кто знает?

Макет храма Кецалькоатля в Антропологическом музее

Экспонаты Антропологического музея в Мехико

Мехико, как и все города Мексики, в конце октября готовился к празднику — Дню мертвых. Главная улица города украсилась всякими смешными чудовищами, которые особенно интересно смотрелись ночью.

Чудовища на главной улице столицы — улице Реформы

Официально город был основан испанскими конкистадорами в 1525 году. Но существует еще и доиспанская история.

ТЕНОЧТИТЛАН. ТЕОТИУАКАН

В XIV веке на берегах озера Тескоко, а это как раз территория современного Мехико, поселились ацтеки, которые построили здесь свою столицу Теночтитлан. Ацтеки пришли сюда с севера. Это была воинственная и мощная цивилизация, возведшая в культ войну и массовые человеческие жертвоприношения. Название ацтеки означает «люди Ацтлана», а Ацтлан — это родина племени теночков, откуда они, ведомые своим божеством Уицилопочтли, и пришли в долину Мехико. А шли они сюда по преданиям 200 лет — не торопились, однако. По сравнению с ними те, кто сорок лет ходил за Моисеем — просто спринтеры!

Замок Чапультепек — бывшая резиденция вице-короля Новой Испании

Первое свое святилище они возвели на холме Чапультепек («холм Кузнечика»). Сейчас здесь находится замок с таким же названием, построенный в XVIII веке, как резиденция вице-королей Новой Испании, а рядом активно ведутся археологические раскопки, и можно увидеть и древние ацтековские храмы, и их жилища.

Мексика. Загадки, были и легенды или конца света не будет. Часть 1.

Орел, клюющий змею, из ацтекской легенды

Здесь ацтеки долго не задержались и в 1325 году выбрали для поселения два островка на озере Тескоко. Легенда гласит, что Уицилопочтли повелел им обосноваться в том месте, где они увидят орла, сидящего на кактусе и держащего в когтях змею. Красивая история, черт подери! Захотел бы — так не придумал. Кстати, этот самый орел со змеёй, обосновался теперь на гербе современной Мексики.

Раскопки

Сначала ацтеки были военными наемниками у самого мощного города-государства в долине Мехико Ацкапоцалько. В награду получали земли и отстраивали свой город, расширяли свои владения, заключали союзы, вступали в браки с правящими династиями соседних народов. В 1430 году они, набрав силу, восстали против Ацкапоцалько и, разгромив тепанеков, стали самой мощной силой, практически контролирующей огромные территории и нацеленной на захватнические войны. Так образовалась ацтекская империя, просуществовавшая до покорения ацтеков испанцами. В период своего расцвета Теночтитлан стал столицей последнего ацтекского императора Монтесумы II. Город пересекала сеть каналов, а сообщение с сушей осуществлялось при помощи дамб с подъемными мостами. Первые европейцы, увидевшие город, назвали его Венецией ацтеков.

Эрнан Кортес впервые появился во главе отряда конкистадоров в ноябре 1519 года. Ацтеки — народ очень воинственный, но испанцев встретили дружелюбно. Объяснение этому есть: по циклическому календарю 1519 год был «годом тростникового прута», а по их преданию в этот год должен вернуться изгнанный ацтеками светлолицый бог. Вот они и приняли Кортеса за этого бога. Однако жесткая и даже жестокая политика Кортеса привела к восстанию, и Кортес вынужден был город покинуть. Однако в 1521 году он возвратился и заявил о подчинении Теночтитлана испанскому владычеству. Фактически это означало конец ацтекской империи. На месте разрушенного города был основан Мехико — столица Новой Испании.

ДОАЦТЕКСКИЙ ПЕРИОД

Вид с пирамиды Луны. Вдали пирамида Солнца

Кто не видел пирамид, тот не побывал в Мексике! Эту фразу придумал я! Хотя, может быть, так кто-то говорил и до меня, так как мысль эта буквально влетела в мою голову, едва я увидел древний Теотиуакан. Название города некоторые источники переводят как «место, где рождаются боги». Тео — это бог, отсюда теология.

Наша группа

Весь этот город построен как памятник богам, и в то же самое время, как утверждают некоторые ученые, город является как бы посланием к будущим поколениям. Когда здесь появились ацтеки, города уже практически не было. А ведь население его достигало двухсот (!) тысяч, и это был самый большой город в Западном полушарии Земли. Что погубило город — достоверно неизвестно. Предполагают, что это либо восстание угнетенных, либо война, нашествие, хотя есть противники у обеих версий. Сходятся лишь в том, что город погиб во время своего расцвета — примерно в VII веке.

Мексика. Загадки, были и легенды или конца света не будет. Часть 1.

Вид с пирамиды Луны на дорогу мертвых

По дороге мертвых

С севера на юг пролегает «дорога мертвых», подходящая к месту, где совершались жертвоприношения, за которым ввысь устремляется пирамида Луны.

Я с сувенирами из черного камня — обсидиана

Мексика. Загадки, были и легенды или конца света не будет. Часть 1.

На пирамиду Луны ведут крутые ступени

Основание 150 на200 метров, а высота — 44 метра. Вид с вершины пирамиды на «дорогу мертвых» на пирамиду Солнца потрясающий! Недалеко сохранились древние постройки с экзотическими названиями, например, Дворец ягуаров или Храм пернатых раковин. Дорога мертвых — идеально прямой проспект шириной в 40 метров и длиной свыше трех километров. Почему же она так называется? Вот какое нам дали объяснение. Если смотреть на нее с юга на север, т. е. на пирамиду Луны, то создается впечатление, что дорога уходит в небо, т. е. в другую жизнь. Это оттого, что превышение дороги у пирамиды Луны по сравнению с началом составляет примерно 30 метров, плюс уходящая ввысь пирамида.

За российским флагом пирамида Солнца

Пирамида Солнца (основание 222×265 метров, высота64 метра) больше, шире, выше, и не только пирамиды Луны, но и знаменитой пирамиды Хеопса в Египте! Кто бы усомнился, залезем мы на нее или нет! Как всё это было построено, не объяснит мне достоверно никто! Дело в том, что здесь не было известно колесо! Это значит, что ничего не перевозилось, не было повозок! Но раз не было колеса, то не было и блока для подъема тяжестей.

Пирамида Солнца

Высота ступеней меньше, но сама пирамида выше

Мексика. Загадки, были и легенды или конца света не будет. Часть 1.

К сожалению выше подниматься было запрещено

А построена пирамида была во II веке до н. э. НЕОБЪЯСНИМО! Пирамиды служили, как правило, как основания для храмов, т. е. храмы должны быть ближе к богам. Читал я в одном из источников, что наверху обеих пирамид стояли статуи из золота, и, дескать, впоследствии пришедшие испанцы сняли их и переплавили. Не верится, ведь испанцы появились здесь гораздо позднее ацтеков, а те уже застали город разрушенным.

«Цитадель»

Третьим наиболее значительным сооружением Теотиуакана является целый комплекс, так называемая «Цитадель», с многочисленными храмами, главным из которых является Храм Кецалькоатля. Кецалькоатль — бог с телом змеи, покрытым птичьими перьями. Жители древнего Теотиуакана поклонялись ему как верховному божеству природы. Впоследствии Кецаткоатля почитали и ацтеки.

Храм Кецалькоатля

Храм Кецалькоатля богато украшен. Повсюду змеи с перьями, и какие-то демонические существа глядят с лестничных стен и барельефов. Змеи ползут и вокруг цоколя храма.

Считается, что Теотиуакан начал строиться 3000 лет назад! А это значит, что лет на двести он старше Рима! Фантастика!

Существуют всякие легенды, связанные с пирамидами. Одна из них гласит, что каждое полнолуние ровно в полночь можно увидеть тени, идущие по лестнице пирамиды Солнца… Страшно? Интересно, а отважились бы вы приехать в полнолуние к пирамидам? Не торопитесь с ответом. Прочитайте сначала главу «Жертвоприношения».

А с культурой древних майя мы смогли познакомиться лишь в музее — лучшем и главном в Мехико — Антропологическом. Майя жили на юге Мексики, а также в соседней Гватемале, а наш путь лежал на запад и чуть на север. Ничего, какие наши годы!

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ

Культура жертвоприношений независимо друг от друга существовала на разных континентах, разделенных океанами, тысячами километров. При этом сама процедура принесения в жертву во многом похожа. Удивительно, правда?

В чем же особенность ацтекских жертвоприношений? В первую очередь в том, что ацтеки практиковали их с особым размахом, принося в жертву людей в каждый из 18-ти праздников своего священного календаря.

Не только, конечно, людей, но и вещи (ломали их в честь богов), животных (специально выращивали для этого особую породу лам) и даже бабочек и колибри. Но людей — это уж с особым размахом! Кровь занимала центральное место в культурах Месоамерики (Месоамерика — от слова μέσος (греч.) — средний. Обычно кожу жертвы красили синим мелом (цвет жертвоприношения); затем жертву приводили на верхнюю площадку огромной пирамиды. Здесь беднягу укладывали на каменную плиту и кромсали специальным ритуальным ножом (обсидиановым ножом сложно раскрыть грудную клетку), после чего сердце жертвы вынимали и поднимали вверх — к Солнцу. Сердце клали в особый каменный сосуд, а тело сбрасывали на лестницу, откуда его утаскивали жрецы. До чего же надо было запудрить мозги людям, но жертвоприношение считалось и, как правило, было, добровольным! Потом от частей тела избавлялись различными способами: внутренности скармливали животным, череп полировали и выставляли на показ в цомпантли (tzompantli), а остальное либо сжигалось, либо разрубалось на мелкие кусочки и предлагалось в качестве подарка важным людям. Существовали и другие типы человеческих жертвоприношений, в том числе и пытки. В жертву стреляли стрелами, сжигали или топили. Ацтекские хроники описывают, как для сооружения главного храма было принесено в жертву около 84 400 пленников за четыре дня. Цифра сумасшедшая. В нее трудно поверить, потому что даже технически это сделать было невозможно! Ну, как же можно было зарезать каменными ножами столько человек? А деть столько убиенных куда?

Каждому богу требовался определенный тип жертвы: молодых девушек топили для Шилонена, болезненных мальчиков жертвовали Тлалоку (Tlaloc), говорящих на науатле пленников жертвовали Уицилопочтли (Huitzilopochtli), а ацтека-добровольца — Тескатлипоке (Tezcatlipoca).

Общего согласия по поводу реальных цифр нет.

Воинственные ацтеки совершали специальные набеги, в которых захватывали пленников для совершения жертвоприношений. Эти набеги называли «цветочными войнами». Этих пленников, которых называли нештлауалли, жертвовали богам, чтобы солнце могло светить в течение следующего 52-летнего цикла. Кстати, только ленивый на толкует о том, что 21 декабря 2012 года ожидается конец света. Насчет конца света не знаю, но то, что в этот день заканчивается очередной 52-летний цикл по ацтекскому календарю — это факт!

Мексика. Загадки, были и легенды или конца света не будет. Часть 1.

Недалеко от пирамид находится торгово-выставочный центр, где можно купить сувениры.

Мексика. Загадки, были и легенды или конца света не будет. Часть 1.

Здесь же под навесами трудятся мастера — резчики по камню.

Основной камень, который используется для изготовления сувениров — черный камень обсидиан. Это европейское название, происходящее от имени римлянина Обсидия, который впервые привез такой камень из Эфиопии. Это магматическая горная порода черного цвета. Использовался не знавшими железа майя и ацтеками для изготовления всего колюще-режущего, в т. ч. жертвенных ножей. А уж в этом, как мы уже говорили, ацтеки толк знали!

Мексика. Загадки, были и легенды или конца света не будет. Часть 1.

Здесь же нас угощали текилой и учили, как правильно ее пить. Угощали нас и напитком, который называется «пульке». Одна из сотрудниц, хитро подмигивая, сказала мне, что это «мексиканская виагра». На самом деле это забродивший (3 градуса) сок голубой агавы, из которого делают текилу. В него ничего не добавляют, просто он сам начинает бродить и на следующий день его уже и пьют. Скажу наперед, что читателя ждет и глава о посещении нами текиловой фабрики, дегустацию текилы на которой можно было бы назвать грандиозной! И там же я расскажу, как правильно пить текилу.

БАЗИЛИКА ДЕВЫ МАРИИ ГВАДЕЛУПСКОЙ

12 декабря в Мексике отмечают день Девы Марии Гваделупской. Деву Марию здесь почитают чуть ли не больше, чем самого Христа, она является святой покровительницей мексиканцев. Поэтому день Девы Марии Гваделупской — один из самых главных церковных праздников.

Базилика святой Девы Марии Гваделупской

В этот день многие десятки тысяч мексиканцев приезжают в храм, построенный на холме Тепейяк в честь Богородицы Гваделупской. А всего сюда ежегодно совершают паломничество 14 миллионов человек — и это самый большой показатель в мире!

Памятник папе Иоанну Павлу II

Фундамент базилики построенной в ХVIII веке сильно просел и её надолго закрыли. И сейчас видно, как церковь накренена в сторону площади, хотя фундамент и был укреплён. Левее главного входа в базилику установлен грандиозный памятник Римскому папе Иоанну Павлу II.

Новая базилика

Так как количество паломников со всей Америки с каждым годом всё возрастало, и старая церковь уже не вмещала всех желающих, то в 1976 году рядом построили новую базилику на 20 тысяч (!) человек. Мы были в ней в обычный будний день, и базилика, похожая на огромный концертный зал, была полностью заполнена людьми.

В новой базилике

Шла служба, и когда двадцать тысяч человек вместе что-то повторяли за епископом, то это, конечно, впечатляло.

Плащаница в новой базилике

После того, как мы вошли в базилику и встали на движущуюся ленту-транспортер, ведущую в главный зал, мы увидели знаменитую плащаницу с изображением Девы Марии Гваделупской, из-за которой собственно это место стало священным для католиков Америки и историю которой в двух словах я сейчас расскажу.

Всё началось с простого крестьянина- индейца Хуана-Диего, которому в 1531 году в этом месте, на холме Тепейяк, явилась Дева Мария и высказала ему свои пожелания, чтобы «вы построили церковь на этом месте, где ты и твои братья смогут почувствовать мое сострадание к вам. Все те, кто искренне попросит моей помощи, получат ее здесь, на этом месте». Диего был очень набожным человеком и, несмотря на то, что была зима (не сравнивать с зимой в России), а одет он был в плащ и сандалии, он двадцать километров пешком шел, чтобы рассказать об этом видении францисканскому епископу Хуану де Сумаррага. Но тот не поверил ему. Как старик из сказки о золотой рыбке, несколько раз встречался индеец с Богородицей, после чего ходил по двадцать километров к епископу, но тот просил доказательств. На четвертый раз Богородица сказала индейцу: «Не волнуйся, будут тебе доказательства — приходи завтра на холм Тепейяк». И там, несмотря на зимнее время, индеец увидел, что вся вершина холма заполнена цветущими розами. Это и был знак. Диего завернул несколько роз в свой плащ и принес их епископу.

Епископ на коленях перед образом девы Марии на плаще Хуана-Диего

Вывалив розы на землю перед епископом, он увидел, что все вокруг, и епископ тоже, упали на колени — на плаще индейца проявилось изображение Богородицы.

Мексика. Загадки, были и легенды или конца света не будет. Часть 1.

После этого здесь и была построена базилика Девы Марии Гваделупской, просить помощи у которой приезжают паломники со всей Америки. А Гваделупскую Деву называют «Покровительницей обеих Америк».

Паломничество к деве Марии Гваделупской

За покровительством и защитой

Характерно, что ее изображают темнокожей. Она почиталась ацтеками и почитается их потомками. В сквере у подножья Святого холма Деве Марии посвящена скульптурная группа, когда совершенно разные люди, в т. ч. и индейцы, просят у нее покровительства и помощи.

Церковь на вершине Святого холма

Нелегкий путь на Святой холм

А на вершине холма стоит церковь, к которой многие мексиканцы через сотни ступеней поднимаются на коленях.