Турист Надежда Шагрова (Nanaw)
Надежда Шагрова
была 25 сентября 2023 22:05

Китай Июль 2008

Моя первая «Заграница», настоящая заграница, с визой, с таможней, — это Китай. Для жителей Дальнего Востока, Китай не диковина. А я ведь с Кавказа… Но летом 2008 мы с мужем, находились по делам во Владивостоке, поэтому грех было бы не воспользоваться географическим преимуществом и не открыть наконец-то для себя ЗАГРАНИЦУ, да еще и такую Поднебесную.

Цель поездки была — не совсем туризм. Мне очень хотелось встретиться с моей близкой подругой китаянкой, которая после окончания в России Консерватории вернулась на родину, увозя с собой любовь к России, некоторые наши привычки, вкусы. Углубляться в страну в первую нашу поездку мы побоялись, это потом уже были самостоятельные туры, практически по всему Китаю. Но для первого знакомства — был выбран Харбин. Самостоятельно открывать визу мы не умели, поэтому воспользовались туроператором. Тогда в 2008 году семидневный тур в Харбин нам обошелся с дорогой и проживанием в 6 тыс. рублей.

И вот в 6 утра мы отправляемся впервые ЗАГРАНИЦУ. Сердце стучит! Не спиться.… Какая она, эта заграница?

До свиданья Россия — Здравствуй Китай! Или мой первый культурный шок

Моя первая ЗАГРАНИЦА! Мой первый культурный шок!

Граница. Все как я и представляла себе… Белые в черную полосочку пограничные столбы, колючая проволока, где-то в дали лай собак.

Таможня. Не большое здание, типа «сарай» построенное временно — «навсегда» лет 30 назад и с тех же пор не видавшее больше ремонт. Сотрудники таможенного контроля в основном женщины. Однако настоящие русские, такие, что и коня остановят и в избу горящую зайдут если надо.… К соотечественникам приветливые и очень строгие к китайцам. По-видимому, чтобы мы сохранили желание вернуться домой. Аппарат — просвечивающий сумки сломался, поэтому досмотру подлежали только китайцы, а нас лишь спросили, везем ли мы лапы медведя или икру морских ежей?

Ну, вот и все….мы в нейтральной зоне… не знаю, сколько км или метров….но какая-то тоска окутала сердце…впервые ведь покидала Родину. Что ждет меня в Китае, кроме встречи с подругой? Бедность? Грязь? «Помогайки», коими нас всю дорогу запугивала руководитель тур. группы?

При въезде в Китай из нейтральной зоны, как-то обидно нас обрызгали каким-то средством, но не то чтобы нас, а наш автобус… Видимо в качестве дезинфекции.

И тут вдруг автобус остановился у какого-то дворца. Неужели санаторий или гостиницу построили прямо на границе… Очень красивое здание 4–5 этажей, с белыми колоннами, огромными светлыми окнами, с золотыми огромными тиграми при входе. Фотографировать мне его не разрешили, это оказалась китайская таможня. Нас встретили юноши и девушки, в очень красивой форме. На работающем эскалаторе проводили на второй этаж для прохождения досмотра. Там, кондиционеры работают, для ожидающих очередь, стулья и кресла предусмотрены, туалеты идеально чистые с мягкой туалетной бумагой. И знаете, я расплакалась… Да мне стало вдруг так грустно. Но почему мы такие? Почему у нас не так? Ведь таможня — это лицо страны. Ведь какое будет первое впечатление — такое и отношение к нам…Можно конечно оправдаться, мол, нам все равно, как будут к нам относиться китайские крестьяне, строители и «торгаши» которые пересекают этот переход, дабы работать в России. Но ведь таможня в Шереметьеве — главный международный аэропорт страны выглядит не лучше. Вонючие туалеты, огромные очереди визово — паспортного контроля, а затем раскиданные по всему залу сумки,… Но…Шереметьево — это уже потом,…а сначала был Китай, и переход в районе Суйфаньхе. Здесь, проходя таможенный контроль, я вдруг поняла всю мощь и блеск современного Китая. И это был мой первый культурный шок, прямо на границе. А ведь впереди еще сама Заграница. Поездка обещала быть полезной,… Что касается отношения…сотрудники не улыбаются, очень строгие и местами подозрительные.… Нет той душевности, что была на нашей таможне.

В самом городе Суйфаньхе мы были не долго, около 5–6 часов. Нам предложили воспользоваться услугами проверенных «помогаек», это как бы гиды — переводчики, которые за 10 юаней (50 рублей) сопровождают вас целый день, с улыбкой на лице… Нам особо ничего не надо было покупать, но хотелось посмотреть городок, ведь мы впервые ЗАГРАНИЦЕЙ. Поэтому купив пару маек (кстати, очень хорошего качества), мы попросили нашу. Ли, так звали нашего «гида» показать нам город, парки… в парке мы купили мороженное, очень вкусное и угостили Ли, а она расплакалась.… Это был мой второй шок, она сказала, что за 5 лет работы «помогайкой», мы первые, кто чем-то ее угостил, кто интересовался ею…Она повела нас в гости к своим родным…те быстро устроили настоящий пир.

Приятно проведя время, мы вернулись к месту встречи с тур группой и на рейсовом междугороднем автобусе отправились в Харбин. Автобус был тоже для меня не обычен. Комфортный, чистый, с кондиционером, работающим туалетом, и Стюартом, который носил все время горячую воду желающим и периодически забирал мусор.

Харбин. Город с русской историей

Моя первая ЗАГРАНИЦА! Мой первый культурный шок!

Все говорили, что Харбин очень грязный и вонючий город. Мне же Харбин показался «сказочной заграницей» и превзошел все ожидания. Судите сами…

Поселили нас в отеле 3-х звезд. Там же поселилась и моя подруга — китаянка, ради встречи с которой я мы с мужем решились приехать в Китай. Наш номер просторный, чистый, все есть: тапочки, халат, полотенца и другие необходимые банные принадлежности. А потом я зашла в номер к своей подруге — китаянке, а номера у нас были по одной цене. И…мне снова стало грустно. Кроме всего, того что было в моем номере, еще и компьютер, ваза с цветами, статуэтки для декора и часы. Я даже спрашивать не стала, почему за одну цену такая разница в номерах. Особенно это стало понятно, когда русские туристы, покидая Харбин, делились, кто и что на память прихватил из гостиницы (оказывается примета такая, прихватить надо либо стакан, либо пепельницу на крайний случай полотенце) Вот ужас-то!

Харбин. Китайский город с русской историей.

Моя первая ЗАГРАНИЦА! Мой первый культурный шок!

Город, бережно хранящий глубокое чувство благодарности к русским, ведь в 1945 году, советские воины, помогли освободить Китай от японской оккупации. Да и сам Харбин построен русскими, как железнодорожный узел, а уже после революции подарен Китаю. Так что, в Харбине, услышав русскую речь все таксисты сразу говорят, что русские и китайцы — дружба навек!

Русский дух, русские мотивы, особенно ощущаешь, прогуливаясь по центральному проспекту города, по самой длинной пешеходной улицы Китая, в народе называемой «Арбатом». Судя по архитектуре (все здания в стиле барокко, модерна, неоклассицизма), проспект построен русскими в конце 19-го — начале 20 века. Помню там же мы пообедали в милом русском кафе «Татос», да имя не русское, знаю.… Когда то, в начале 20 века его основал эмигрант из Армении. Делаю фото для своих друзей на Кавказе.

Канатная дорога через огромную судоходную реку Сунгари — дух захватывает!

Моя первая ЗАГРАНИЦА! Мой первый культурный шок!

Переправившись с материка на солнечный остров, мы посетили Харбинский Океанариум! Не самый крупный в Китае. Не самый лучший в мире, но довольно интересный.

Очень интересный дизайн и идея здания и интерьера. Китайские архитекторы постарались максимально создать атмосферу того, что вы не сторонний наблюдатель водной жизни северных морей, а непосредственный ее участник. Гвоздем программы — шоу белух, выкупленных у Владивостока.

В парке Сталина я впервые увидела вечерние танцы на площади, когда человек 200 повторяют за инструктором движения, и получаются очень интересные танцы в стиле латиноамериканской чачи, европейского вальса и танго, традиционных китайских танцев и даже с некоторыми элементами индийских танцев.

Моя первая ЗАГРАНИЦА! Мой первый культурный шок!

Мой первый супермаркет ЗАГРАНИЦЕЙ.

Тогда я поняла весь смысл слова СУПЕРмаркет. Я фотографировала все: и цены, и экзотические фрукты и диковинные яства. Курьезов с нами произошло в супермаркете не мало. В отделе парфюмерии, мой муж решил выбрать себе туалетную воду, но какую коробочку не откроем, внутри лишь макет, а продавцы говорили, что туалетную воду можно купить только по предварительному заказу, и как-то не свойственно для китайцев окатывали моего любимого призрением. Тут подошла к нам моя подруга — китаянка, мы переспросили, почему лишь макеты на витринах и что за реакция. Она начала смеяться и успокоившись, объяснила, что китайские мужчины не используют не туалетной водой, не одеколон, не даже дезодорантом. Парфюмом пользуются лишь мужчины не традиционной ориентации.

А еще, подруга, когда-то побывавшая в Китае, рассказывала о загадочном и очень вонючем фрукте, который сладкий на вкус. И вот в магазине мы услышали зловонный запах. Ажиотаж был вокруг этого фрукта (дуриана) огромный. При чем нам объяснили что, чем вонючее и зловоннее, тем спелее… Нам помогли выбрать «поспелее» фрукт, и вот мы счастливые вернулись в гостиницу. Через пол часа, в комнате находится было уже невозможно. Поэтому решили отведать диковинку в парке Сталина. Сели на скамейке и вокруг нас сразу разбежались все отдыхающие))). Стало так тихо.… И вы знаете, вкусно! По вкусу дуриан напоминает что-то между хурмой и чесноком.

Моя первая ЗАГРАНИЦА! Мой первый культурный шок!

И вот я влюбилась в Китай, и эта любовь взаимна

Никогда не забуду, как в супермаркете такие же посетители как я, с рвением помогали мне выбрать спелые ягоды — личи. Как мальчик, коренной харбинец и по совместительству студент Хабаровского Университета предложил быть нашим гидом по городу на целый день, и при том совершенно безвозмездно.

Никогда не забуду, как таксист вес нас в ресторан «Утка по Пекински», и, привезя в один ресторан, увидел нашу реакцию и отсутствия восторга от увиденного количества людей и костей под столами, он выключил счетчик и отвез нас бесплатно в очень хороший, не дорогой, чистый ресторан. Вез бесплатно, просто, потому что мы РУССКИЕ, не много говорящие на китайском языке.

Моя первая ЗАГРАНИЦА! Мой первый культурный шок!

Конечно, к концу нашего тура, мы немного устали от всеобщего внимания и постоянных просьб китайцев сфотографироваться вместе. Ведь если харбинцы привыкшие к русским, то туристы из других провинций Китая, специально еду в Харбин познакомиться с русской культурой и увидеть русских. Так что мы были друг для друга достопримечательностями.

Хотя в анонсе конкурса написано: «почему вы, скажем, отправились в Доминикану, а не в Китай»… Но, я впервые покинула Россию, ради посещения именно Китая. И…я влюбилась в эту страну. И, думаю наша любовь взаимна и на долго))).