Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была сегодня 14:18
Как интересно изучать собственное Отечество!

Финляндия Март 2012

Все началось очень просто. Колокола незнакомого храма на Рижском проспекте в Санкт-Петербурге позвали зайти.

Оказалось — это храм св. Андрея Критского — подворье Константино-Еленинского женского монастыря. Служители храма рассказали, что к этому монастырю, что находится в поселке Ленинское, Выборгского района с 2007 года, с этого же года, как подворье, приписан бывший Линтульский Свято-Троицкий женский монастырь, который решено возродить на Родине.

Поскольку весной этого года нам посчастливилось побывать в новом Линтульском монастыре, который сейчас находится в Финляндии, недалеко от Нового Валаама, куда мы паломничали этой весной, меня заинтересовала его история. Хотя фотографии, которые я могу здесь сегодня разместить «не исторические» . Это современная Линтула и ее окрестности…

На тихой ноте воспоминаний

Итак, Линтульский Свято-Троицкий монастырь (фин. Lintulan Pyhän Kolminaisuuden luostari или фин. Lintulan luostari) — женский монастырь Финской Православной церкви в местечке Палокки, близ Хейнявеси в Финляндии, был возрожден в 1939 году после эвакуации монахинь Линтульского монастыря с Карельского перешейка в Восточную Финляндию во время Финской войны.

Сейчас, службы совершаются на финском языке по новому (григорианскому) стилю. В монастыре 13 насельниц, финки по национальности.

На тихой ноте воспоминаний

А когда-то Свято-Троицкий Линтульский монастырь находился на территории Великого княжества Финляндского, входившего в состав Российской Империи на правах частичной автономии, на Карельском перешейке, в 50 километрах от Санкт-Петербурга. Монастырь был заложен в конце XIX века.

Тайный советник Федор Петрович Hеронов купил на Карельском перешейке, в 7 километрах от тогдашней русской границы, обширную усадьбу, с целью основать первый в Финляндии женский православный монастырь.

В августе 1896 года состоялось официальное открытие Свято-Троицкой Линтульской женской общины. Богослужение по этому случаю совершил архиепископ Антоний, а сослужил ему св. прав. Иоанн Кронштадтский. В это время община насчитывала 26 сестер.

На тихой ноте воспоминаний

Монастырь развивался, и как это было принято, активно занимался благотворительностью. На земле Линтулы, в 1905 году была устроена «здравница» для инвалидов русско-японской войны. На частные пожертвования, 1911 году при монастыре был открыта школа и приют для детей окрестных жителей. Среди тридцати воспитанников этого приюта был известный в будущем финский писатель Эльмар Грин. Он родился в с. Кивеннапа (пос. Первомайский). В своей повести «Жил был Матти» он с большой теплотой и благодарностью вспоминает детство, проведенное в этом приюте.

Далее история монастыря тесно связана с историей нашей многострадальной земли, тем более, что монастырь находился в приграничной зоне, со строгим пограничным контролем. Условия жизни были суровыми. Свои келья монахини отдали красноармейцам, а сами жили в храме, где зимой было невыносимо холодно, но монастырь жил и помогал в трудные годы лихолеться всем нуждающимся и страждущим.

На тихой ноте воспоминаний

До 1923 года обитель формально подчинялась Св. патриарху Московскому и Всея Руси, Тихону, но вследствие православные приходы в Финляндии перешли в подчинение Константинопольского патриарха. В 1920-х годах монастырь вынужден был перейти на григорианский календарь.

Для ежедневных богослужений в монастыре постоянно жил монах из Коневецкого или Валаамского монастырей. В приграничной Линтуле часто находили приют беженцы из СССР. При монастыре было кладбище, где нашли свое вечное пристанище многие русские люди, например, жена художника Юрия Репина, сына И. Е. Репина, Прасковья Андреевна Андреева, скончавшаяся в 1929 году и другие.

На тихой ноте воспоминаний

«Зимняя война» заставила тронуться в путь многих русских и финнов, что жили в приграничье, коснулся этот исход и сестер монастыря.

На тихой ноте воспоминаний

В 1946 году монахини окончательно переехали на ферму, принадлежавшую ранее акционерному обществу «Хакман».

На тихой ноте воспоминаний

В устройстве обители помогали многие, особенно насельники из Hового Валаама, расположенного неподалеку.

На тихой ноте воспоминаний

Линтула — в переводе — птички. Ласковое название! Перелетели, но петь во славу Божию не перестали…

А историческое место, на котором находился монастырь, являло собою процесс запустения и заброшенности.

Финский писатель Эльмар Грин, о котором я упоминала, видел разрушения и писал, что в сороковые годы от Линтулы уцелело только одно двухэтажное здание с кельями наверху и общей трапезной внизу.

Сегодня это руины, которые собираются восстанавливать.

В августе 2008 года состоялся Крестный ход от Константино-Еленинского монастыря до бывшего Линтульского. Десять километров люди шли с молитвой о возрождении и прощении…

Прислушаемся, может быть и в нашей душе что-то отзовется!