Турист Артём Черепанов (Mnemon)
Артём Черепанов — был 16 апреля 6:29
🇺🇦

Йемен Октябрь 2010

Извините, что врываюсь в ваш сон. Вы не можете спать — любые, даже самые красочные сны, меркнут перед реальными видами страны, которая легла самым ярким впечатлением в мою копилку путешествий. И страна эта — Йемен.

Нет, конечно Брюге я люблю по-прежнему и мечты о домике на Санторини я не променяю ни на что, а Африка занимает особое место в моём сердце, но… тот пейзаж…

Вид на пляж с горы

Хотя, — нет, продолжайте спать. Я не хочу делиться этой страной с массовым туристом: понаедет, потыкает во всё пальцем, оставит свой след на белом песке — не отмоешь. Ковырнёт, сломает, растащит на сувениры.

Сокотра — остров, отколовшийся от другой планеты.

, тем временем, Йемен не назовёшь туристической меккой ибо страна вряд ли может гарантировать туристам безопасность. Поэтому «моря покоряются только смелым». В особо опасных районах вас будет сопровождать полиция, вооружённая автоматами.

Сокотра — остров, отколовшийся от другой планеты.

Но вашей безопасности не гарантирует и это — в стране 3–5 единиц оружия на каждого жителя, а полиция не является авторитетным представительством власти.

Наше путешествие по Йемену началось с острова Сокотра. Много миллионов лет назад остров откололся от материка и это событие сохранило уникальную природу острова, законсервировав от внешнего воздействия флору и фауну. На самом острове начинает казаться, что он откололся вовсе не от материка, а от другой планеты, — настолько то, что ты видишь, часто не похоже на привычные земные ландшафты.

Сокотра — остров, отколовшийся от другой планеты.

Жизнь развивалась на острове своим путём и эволюционировала в нечто особенное. Сокотра, конечно, не Австралия и сумчатых акул там не водится, но почти вся флора и фауна — эндемична. Не могу привести ни одного примера, где человек помог природе — любое вмешательство или простое присутствие человека — неизменно это место портит. На Сокотре такое влияние минимально, и это заметно, поэтому ты начинаешь понимать, что массовый туризм только убьёт остров.

Мальчик и птицы

Вмешательство людей в природу острова было вовремя остановлено и сейчас этот заповедник находится под особым контролем со стороны правительства страны. Особых охранных мер замечено не было, но утверждают, что это так. Тем не менее на острове живёт около 40.000 человек, которым нужно есть и одеваться, и, трудно не заметить, что главный фактор воздействия всё же сохраняется — обычные домашние козы с удовольствием пожирающие молодые побеги эндемиков;

Драцена

именно поэтому на острове невозможно увидеть молодую поросль знаменитого драконового дерева (драцены) — только взрослые деревья возрастом 300–800 лет. Кстати это дерево является символом острова — главный эндемик-знаменитость, формирующий пейзаж гористого ландшафта и ради фотографии на фоне которого многие сюда и едут. Мы, как и многие до нас, полагали, что это главная достопримечательность острова. Дерево фотогеничное и необычное, но, как оказалось впоследствие, — остров хранит множество гораздо более сильных впечатлений.

Тот же пляж

Но, пока мы не знали, что нас ждёт впереди, и поэтому первая же драцена заставила нас остановить машину и потратить минут 20 на фотосессию. Фотографу, увидевшему нешаблонный объект, простая мысль, что это не последний и не лучший экземпляр, — в голову не приходит, ибо фотограф привык ловить момент, а этот момент был знаменательным! Поборов желание останавливаться у каждого фотогеничного кустика мы поехали выше в горы, где нас и ждало раздолье — леса из драцен покрывали горы и пригорки, ущелья и скалы. То — первое дерево мы вспоминали смеясь — отсняли «диковинку» со всех сторон!

Цветущая драцена

С гор мы снова спустились вниз — в глубокий каньон, купались в озерце, наполненном водой из горной речки, веселились, катаясь с природной каменной горки. Следующую ночь мы провели в горах. Место для палаток выбрали прямо на краю четырёхсотметрового обрыва. До полуночи жгли костёр, а в 5 утра проснулись на рассвет.

Сокотра — остров, отколовшийся от другой планеты.
Ночёвка в палатках в горах. Утро.

Жители Сокотры говорят на своём языке. Этот язык, относящийся к семитской группе не имеет письменности, тем не менее, фольклор островитян богат поэзией и прозаическими произведениями. Сокотрийский язык относится к умирающим, так как постепенно замещается арабским.

Житель острова

На Сокотре нам показали рисунки на скалах. Информации о них мне не удалось найти нигде в сети, и наш гид также сказал, что их никто не изучал. Рисунки видны только тогда, когда вода испаряется из озера, наполняющего каменную чашу.

Сокотра — остров, отколовшийся от другой планеты.
До сих пор неисследованные наскальные рисунки необычной формы

Да, собираясь посетить остров имейте в виду, что гостиницы на нём практически отсутствуют, а там, где они есть — в общем-то и смотреть нечего, кроме традиционной грязи нищих городков, поэтому путешествуя по территории Сокотры вам придётся жить в палатках.

Сокотра — остров, отколовшийся от другой планеты.
Ночёвка на пляже в палатках

Попасть на остров можно через Сану (столицу Йемена) Египетскими авиалиниями с пересадкой в Каире, а затем местными авиалиниями — до Сокотры. Но помните, что перемещаться по стране, в том числе на о. Сокотра разрешено только воспользовавшись услугами местных турагентств, что совсем не мешает даже тем, кто привык к самостоятельным путешествиям, а, наоборот, — помогает — на острове существует несколько знаковых мест, дарящих наибольшие впечатления, и услугой турагентства является прямая доставка вас к этим местам где вы уже вольны исследовать место вдоль и поперёк.

Драцена

Наше путешествие было построено таким образом, что ежедневно ждали новые и каждый день всё более сильные впечатления. После потрясающе красивых гор — море с дюнами из белого песка, пещеры, в прохладе которых мы располагались на обед, снова море и ночь в палатках на берегу, костёр в горах и звёзды, как вы знаете, непременно вызывающие разговоры о мирах и созвездиях.

Бутылочное дерево

Путешествующему по острову он подарит и купание с дельфинами, и шикарные рифы с цветными рыбками в кораллах, и тот самый пейзаж, возможно, самый красивый на Земле.

Говорить про остров можно долго — его история длинная и иногда даже интересная, но информации энциклопедического характера в Сети достаточно, и любой заинтересовавшийся найдёт её без труда. Мне же хочется поделиться с вами тем, что я увидел: остров, не подарил мне никаких историй и приключений (кроме тех, которые к путешествиям имеют мало отношения ;), но он подарил мне огромное количество эмоций.