Турист Борис (borisnov)
Борис — сейчас на сайте

Кведлинбург — Германия Май 2024

Давненько я не начинал новые рассказы, аж с ноябрьского Бейрута. Напряжённое было время в начале года, даже в апреле не смогли выбраться к дочери на день рождения в Германию. И когда вновь появилась возможность планировать новые поездки (а планы обширные), первая — к ребёнку, пусть и с опозданием. Отметить встречу решили на выезде. И один из лучших вариантов — исторический Кведлинбург, всего в часе езды от её места жительства.

Выходной в Кведлинбурге

Этот красивый живописный средневековый городок, который расположен в горах Гарц, мы уже посещали, есть рассказ и здесь, на Туристере. Но такие места зовут к повторному посещению. Приезжают в Кведлинбург и немцы, здесь, выражаясь туристическим языком, широко развит внутренний туризм.

Выходной в Кведлинбурге

Впрочем, немудрено — Кведлинбург один из немногих немецких городов, которые полностью избежали варварских англо-американских бомбардировок. Может, была нелётная погода, может городок не обещал «порадовать» исполнителей эпичными разрушениями, но факт остаётся фактом — война обошла его стороной.

Выходной в Кведлинбурге

И мы можем сегодня восхищаться полностью сохранившейся средневековой уличной инфраструктурой с более чем 1300 фахверковыми домами, построенными в течении нескольких веков. Это буквально похоже на прогулку по сказке.

Кведлинбург действительно рай для любителей истории. Нет нужды раздумывать, стоит ли сюда приезжать, действительно ли здесь так живописно, как показывают фотографии в интернете, на самом деле действительность превосходит ожидания. Есть улочки, где самый новый дом, например, 1600 года.

Выходной в Кведлинбурге

В своём рассказе 2018 года я подробно описал основные достопримечательности, которые были не менее подробно нами изучены тогда. Поэтому сегодня — просто прогулка по улицам и самым интересным местам города. Но без определённых исторических справок не обойтись и здесь.

Выходной в Кведлинбурге

История возникновения Кведлинбурга тесным образом связана с именем герцога Саксонии Генриха I Птицелова, который с 919 года считается первым королём Германии после того, как он к Саксонии присоединил Швабию и Баварию. По сути, по мнению немцев, именно здесь зародилась единая Германия. Которая дробилась несколько раз на уделы и вновь собиралась вместе.

Выходной в Кведлинбурге

Именно в Кведлинбурге, во время охоты на птиц под замком, Генрих I Птицелов узнал о том, что он был избран королём. Генрих стал основателем династии Оттонов, его сын Оттон I Великий был коронован императором в 962 году и стал основателем Священной Римской империи (германской нации).

Выходной в Кведлинбурге

Монастырь в Кведлинбурге был тесно связан с династией Оттонов, здесь похоронены Генрих Птицелов и его жена Матильда, внутри находится целый ряд ценных предметов искусства 10-го и 11-го веков. Бывшее аббатство расположено на вершине замкового холма. В 2018 году мы там были, много есть в моём старом рассказе. В настоящее же время замок, церковь Святого Серватия — потрясающий образец романской религиозной архитектуры и музей находятся на реставрации, городские власти планирует вновь открыть эти объекты в конце 2024 года.

Я не специалист в туристическом бизнесе, но мне показалось, что туристов намного меньше, чем шесть лет назад. Как бы нас не убеждали такие специалисты, разница налицо. Мы вообще никого не встретили заграничных туристов. Без труда нашли отель с присущим зданию названию «У старого Фрица» прямо в центре

Выходной в Кведлинбурге

Отель — с классическим видом из окна. Так же легко оставили машину на улице, где достаточно свободных мест, а ведь была суббота.

Отель оказался с видом на приходскую церковь Св. Николая, которая впервые упоминается в документе 1222 года, что делает её самой старой церковью в этом районе города.

Выходной в Кведлинбурге

Говорят, что здание было построено на сваях в болотистой местности. Первоначально это была трехнефная романская базилика. В нынешнем стиле ранней готики церковь была перестроена в 13 веке. Высота башен составляет 72 метра. Башни были повреждены 13 ноября 1972 года во время урагана, оба шпиля находились под угрозой падения. Жителям пришлось покинуть свои дома на несколько дней. Шла дискуссия о сносе башен, но всё же победили сторонники реконструкции, благодаря им мы можем видеть древнее здание сегодня.

Церковь эта, как и наш отель напротив, располагались в Новом городе Кведлинбурга (Нойштадте). Автоматически можно предположить, что «новый город» построен сравнительно недавно. А вот и нет, этот очаровательный район был построен ещё в 12 веке.

Выходной в Кведлинбурге

Если быть точнее, Старый город (Альтштадт) был основан в 994 году, а Новый город — в 12 веке как продолжение первой раннесредневековой застройки.

Хотя Старый город более интересен с исторической точки зрения, очаровательные здания Нового города также заслуживают внимания. Каждая улица в этом районе хранит в себе частичку истории разных эпох.

Выходной в Кведлинбурге

Вполне естественно, что основную часть времени мы провели в Старом городе, который полон причудливых улочек с кривобокими средневековыми домиками.

Городская стена была построена в 1330 году, части её сохранились с тех пор. Это означает, что подлинная городская планировка средневековья почти не изменилась за прошедшие 700 лет.

Выходной в Кведлинбурге

Схема улиц демонстрирует почти идеальное представление о том, как развивался средневековый город, и историки могут использовать её для изучения того, как, вероятно, выглядели другие подобные города в этой части Германского королевства, а позже империи.

Выходной в Кведлинбурге

Блуждая без карты, можно на время потерять чувство направления. Но Кведлинбург не велик, и здесь достаточно легко найти что-нибудь, что поможет снова сориентироваться.

Выходной в Кведлинбурге

На каждой новой улице есть на что посмотреть. Каждый из домов с деревянным каркасом по-своему необычен.

Выходной в Кведлинбурге

Вместе, в линию, цветные дома создают чудесные узоры, в каком бы направлении вы не шли. Всё так ухожено и так чисто, что я снова задаюсь вопросом, действительно ли это город, где живут люди, или съёмочная площадка, созданная для туристов и кинематографа.

Рыночная площадь является сердцем любого европейского средневекового города, и Кведлинбург не исключение. Многие из мещанских и бюргерских хорошо сохранившихся фахверковых построек были со временем перепрофилированы под магазины, рестораны и отели.

Выходной в Кведлинбурге

Здесь начинаются все экскурсии по городу, которые по вечерам проводятся гидами, одетыми в средневековое платье. Парочка таких встретилась нам — идут на работу.

Выходной в Кведлинбурге

Одним из самых выдающихся зданий на площади является Ратуша. Вы просто не можете пропустить это впечатляющее здание, полностью построенное из камня в типичном готическом стиле 13–14 веков, с фасадами, увитыми плющом.

Над дверью можно увидеть герб города.

Выходной в Кведлинбурге

Герб также заметен на земле с левой стороны перед статуей Роланда, символа городских привилегий Кведлинбурга.

Сразу за Ратушей стоит Рыночная церковь Св. Бенедикта, сохранившаяся как зальная церковь с восьмиугольными колоннами и позднеготическим хором XV века, она впервые упоминается в документе 1233 года.

Выходной в Кведлинбурге

Но она несколько старше, поскольку была освящена в 1173 году, и до сих пор сохранила романское основание. Башни рыночной церкви имеют разную высоту. Северная башня по-прежнему 60-метровая, в то время как южная из-за пожара стала на несколько метров ниже.

Главный алтарь 1700 года, посвящённый Пасхе, был выполнен брауншвейгским скульптором Иоахимом Кверфуртом по проекту профессора математики Леонарда Кристофа Штурма из Вольфенбюттеля.

Выходной в Кведлинбурге

Центральным объектом внимания в центральной святыне являются фигуры Марии с Иисусом, святого Бенедикта и святого Николая, почти в натуральную величину.

Стоит обратить внимание на ценный позднеготический алтарь Марии (около 1480 года). Название часовни происходит от благотворительного средневекового ордена Каланд, члены которого всегда собирались здесь в первый день месяца (римское: Календы).

Выходной в Кведлинбурге

Впервые церковь Св. Эгидии упоминается в 1179 году в папском документе Александра III.​

Здание в романском стиле было построено на окраине деревни Нёрдлинген, которая в конце 13 века вошла в состав города Кведлинбург.​​​​​​​​

Выходной в Кведлинбурге

Интерьер позднеготической трёхнефной зальной церкви характеризуется убранством раннего барокко.​​​​​​​​

Центральным элементом крылатого алтаря 15 века является коронация Девы Марии, которую сопровождают резные фигуры апостолов.​​​​​​​​

Выходной в Кведлинбурге

А в окне за алтарём находится самый старый витраж города того же периода; на нём изображён распятый Христос, а под ним Мария и Магдалина.

На фоне церкви Св. Блазия 1222 года, которая сейчас превращена в концертный зал, выделяется фонтан Шахтбруннен, который украшен четырьмя бронзовыми горгульями, которые служат выходами воды. Его вершину украшает скульптура садовника рядом со своим собачьим компаньоном, геральдическим животным Кведлинбурга.

Выходной в Кведлинбурге

Несмотря на идеальную сохранность застройки, в Кведлинбурге мало что осталось от городских укреплений. Средневековые городские ворота не сохранились вообще — они были слишком узкими, чтобы в них можно было проехать первым транспортом.

Поэтому выделяется единственная башня Линденбейн высотой 42 метра. В конце 19 века башню перестроили в стиле историзма. В соответствии со вкусом того времени башне было придано романтическое завершение со смотровой галереей. Название восходит к предпринимателю Георгу Линденбайну, который построил соседнюю виллу в 1898 году и перестроил башню.

Выходной в Кведлинбурге

Бродили мы по причудливым узким улочкам до самой темноты. И закончили день в местной пивоварне, отведав кведлингбургский шницель, запечённый в козьем сыре с жареной картошкой и лесными грибами.