Турист Мария Пенина (MariaPenina)
Мария Пенина
была сегодня 17:55

Сканово, Наровчат, Лермонтово, Пенза — Россия Апрель 2024

И вовсе никого я не хотела обидеть, действительно жителей Пензы когда-то называли пензяками толстопятыми, в центре города даже памятник «Пензяк толстопятый» установлен, но об этом я расскажу чуть позже, а пока поведаю о своем недавнем первомайском путешествии.

В гости к пензякам толстопятым. Обзор

Очень многие, услышав, что я собралась в Пензу, сильно удивлялись — а что там делать?!

Этой лютой зимой мы с Настеной посетили усадьбу Середниково, где свои летние каникулы проводил великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов вместе с бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой (в девичестве Столыпиной). В ходе экскурсии я узнала, что юные годы поэта прошли в усадьбе в Тарханах Пензенской области. Эта экскурсия и вдохновила меня на поездку в трёхдневный тур «Праздники в Лермонтовской усадьбе с балом, посещением театра в доме Мейерхольда и музея А. Куприна в Наровчате».

Тур спланирован под прибытие фирменного поезда «Сура», думать и заботиться ни о чем не нужно: вас встретят, накормят, напоют, согреют, все расскажут-покажут и почти «уложат». Программа интересная и насыщенная, чего не хватило? Так это свободного денечка, надо было задержаться в Пензе и самостоятельно побродить по городу с мэпс.ми.

В гости к пензякам толстопятым. Обзор

Как известно, путь к сердцу мужчины лежит через желудок, так и к туристам можно применить этот подход. Итак, после встречи на ЖД вокзале нас сытно накормили завтраком, завоевав нашу симпатию сразу. А после предстояло знакомство с городом.

Первая остановка возле памятника «Проводы», откуда в годы Великой Отечественно войны уходили на фронт защитники Отечества.

В гости к пензякам толстопятым. Обзор

Рядом в сквере расположился удивительной красоты терем «музей народного творчества» — великолепный образец деревянного зодчества.

Далее мы отправились на Соборную площадь, где воссоздан Спасский собор, разрушенный в годы гонения на религию (1934 г.). Новый великолепный храм с колокольней больше и вместительнее прежнего. Внутрь мы решили не заходить, в воскресный вербный день шла служба, а значит с туристической целью не стоит вторгаться.

Следующим пунктом программы было знакомство с домом и музеем выдающегося актера, режиссера и педагога Всеволода Мейерхольда. Его сложная судьба, нестандартные мысли и инновационные театральные приемы, основанные на методе биомеханики тела и минимализме декораций, раскрываются в ходе увлекательной экскурсии.

С домом Мейерхольда мы прощаемся, но ненадолго.

Автобус мчит нас на окраины, Зоя Олеговна (наш замечательный гид) увлеченно знакомит с важными аспектами жизни города, жаль только, что многие скульптуры и арт-объекты в виду движения не попали в мой объектив. Границы Пензы велики. И я мысленно сожалею, что добраться сюда в свободное небольшое время уже не выйдет. Монумент воинской и трудовой Славы, Пионерский сквер, Глобус на площади дружбы и многое другое теперь останется только в зрительной памяти.

Тем временем мы вернулись в центр и остановились на Юбилейной площади возле современных зданий Филармонии и Пензаконцерта,

В гости к пензякам толстопятым. Обзор

и если вы подумали, что остановка предусмотрена для духовной пищи, то смею переубедить — время обеда настало. В банкетном зале Филармонии нас ждал потрясающий обед, достойный любого ресторана: салат цезарь, крем-суп, мясо под сырно-картофельной шапкой и нежнейший десерт с шариком мороженого. Ах да, и замечательный бонус — наливка от нашего Павла (организатора тура, водителя, и как оказалось, пасечника и автора медовой настойки). После такого обеда, пуговка на джинсах намекала «хозяйка, сжалься, расстегни меня!».

Теперь настало время прикоснуться к прекрасному, а за этим направляемся в здание в стиле модерн — в картинную галерею имени К. А. Савицкого.

В гости к пензякам толстопятым. Обзор

Неискушенного, да и искушенного зрителя ждет прекрасная коллекция полотен Ф. Рокотова, Д. Левицкого, И. Репина, К. Флавицкого, И. Айвазовского, И. Шишкина, К. Маковского, А. Саврасова, А. Боголюбова, И. Левитана, А. Куинджи, а также предметов интерьера.

А дальше финальный аккорд первого дня, вновь возвращаемся в музей Всеволода Мейерхольда, но уже в зрительный зал, где проходит театральная постановка: комедия по мотивам индийских сказок «Легенда Раджастана». Спектакль смотрится легко и непринужденно, час сорок пролетают на одном дыхании. Прекрасная игра актеров (участвуют исключительно мужчины), отличное чувство юмора, запутанный веселый сюжет, естественно в сопровождении индийских танцев, сделали наш вечер незабываемым.

В гости к пензякам толстопятым. Обзор

После программы мы заселились в центральную гостиницу «Пенза». Внешне она напоминает советский многоэтажный дом, внутри сделан приятный ремонт, завтраки проходят в баре «Клуб путешественников» по системе «шведский стол». Возле ресепшена расположены приятные диванчики и лаунж зона.

Номер нам достался двухкомнатный улучшенный, оснащенный всем необходимым: чайник, фен, зубные принадлежности, шампуни, гели, мыло, полотенца, чашки, тарелки и даже открывалка.

Но самое потрясающее — это вид из окна на набережную реки Сура.

Приняв душ и выпив чашечку чая/кофе, мы с Настеной отправились на вечернюю прогулку, уже не спеша изучая архитектуру города на примере пешеходной Московской улицы.

В гости к пензякам толстопятым. Обзор

Прекрасный день завершили в ресторане MALEVICHI, который приятно поразил своей творческой атмосферой, оригинальной подачей авторских блюд. В соседнем зале проходил поэтический вечер, мы же выбрали более спокойный и тихий уголок.

Паштет из утки с мармеладом из манго и соленой карамелью, сурский судак с молодым картофелем и шафрановым соусом, цыпленок с печеным баклажаном и сальсой из бакинских томатов в сопровождении охлажденного Pinot Grigio …. (надеюсь вы успели поесть).

Второй день. Ранний подъем, переезд в 110 километров в направлении села Лермонтово и долгожданная встреча с усадьбой Тарханы.

В гости к пензякам толстопятым. Обзор

Почти 200 гектаров плодородной земли принадлежало когда-то Арсеньевой Елизавете Алексеевне, под присмотром энергичной и властной хозяйки усадьба расцветала: были выкопаны, запружены и облагорожены пруды, высажены деревья и оформлены аллеи, вымощены дорожки, построены мостики.

В гости к пензякам толстопятым. Обзор

Барская усадьба не отличалась роскошью и оригинальностью экстерьера, была построена в провинциальном стиле согласно той эпохи. После смерти Марии Лермонтовой — матери маленького Миши, Елизавета Алексеевна приказала снести старый дом, чтобы не было горьких воспоминаний, в память о дочери возводит храм Марии Египетской.

Новую усадьбу бабушка поэта строит рядом и обставляет мебелью небывалой роскоши, чтобы внук Мишель рос в изысканной атмосфере. В доме не так много сохранилось подлинных вещей, но экспозиция музея собрана в соответствии с эпохой 30х годов XIX века.

В гости к пензякам толстопятым. Обзор

После экскурсии по барскому дому наша группа перешла в соседствующие дом ключника и людскую избу,

В гости к пензякам толстопятым. Обзор

где экскурсовод вкратце познакомила с бытом простых крестьян.

После обеда мы были приглашены на бал. Очаровательные дамы в пышных бальных платьях вместе с элегантными кавалерами кружились в вихре вальса, польки, мазурки, кадрили. В музыкальных паузах вели светские беседы, а также играли в фанты с нами, завлекая в танцы, пение, забавные игры «кошки-мышки».

К сожалению, погода в этот день не баловала нас, солнышко скрылось за тучи, дождик то и дело норовил намочить нашу одежду, а ветер растрепать волосы и создать свою модную прическу «А головной убор, между прочим, так не носят». Большинство группы проголосовало сократить свободное время (к нашему с Настеной сожалению), а погулять в усадьбе есть где.

В гости к пензякам толстопятым. Обзор

Особенно душа радовалась первым краскам весны: цветению вишен, яблонь, сирени, которая вот-вот готова «распушиться», бутонам тюльпанов, да и просто молодой сочной зелени.

В гости к пензякам толстопятым. Обзор

После самостоятельной прогулки наша группа воссоединилась в автобусе, и мы отправились поклониться великому поэту. Могила Михаила Юрьевича расположена совсем близко в селе Лермонтово. 15 июля 1841 года у северного склона Машука прозвучал смертельный выстрел, унесший жизнь поэта. Похоронен он был в Пятигорске, спустя год бабушка поэта настояла на перезахоронении в фамильном склепе в родных Тарханах.

Вечная слава гению, мир и покой.

В гости к пензякам толстопятым. Обзор

Вечером мы с Настеной вновь направились знакомиться с гастрономической составляющей города. Для начала взбодрились ароматным каппучино с нежнейшим десертом в уютном кафе Coffee Bean , что расположен рядом с нашим отелем Пенза. Кофе пауза прекрасно вдохновила и прибавила сил для прогулок по городу.

Наша попытка попасть в ресторан «Хванч» не увенчалась успехом (причем два дня подряд). Места нужно бронировать заранее, зато двери грузинского ресторана «Пиросмани» для нас радушно распахнулись. Оджахури и хачапури не подвели. Меню достаточно небольшое, зато глаза не разбегаются, и легче сделать выбор. Винная карта в меню отсутствует, но есть замечательная фраза «хочешь вина, спроси у официанта». Не устояли….

Обратно мы решили прогуляться вдоль набережной реки Сура, хотя набережная носит иное имя «Набережная реки Пензы». Когда-то река Пенза протекала по центру города, но в апреле 1943 река Сура своим мощным потоком обрушила Куриловскую плотину и поглотила русло реки Пензы на этом участке.

В гости к пензякам толстопятым. Обзор

Одним из символов города является пылающий Красный подвесной пешеходный «Мост Дружбы». Он был построен в 70-х годах прошлого столетия по передовым технологиям. «…как убеждены пензенцы, являлся лучшим инженерным сооружением СССР». Однако не всегда он был таким ярким, долгое время имел серый и невзрачный вид. Осенью 2020 года городские власти распорядились перекрасить в красный цвет, а в 2021 дополнить эффектной подсветкой.

Таким красавцем мы с удовольствием любовались из окон нашего отеля.

В гости к пензякам толстопятым. Обзор

Участок набережной от пешеходного моста до 25-ти метрового обелиска Славы «Росток» и далее прекрасно облагорожен и оборудован лежаками и сидениями, и, как мне показалось, является излюбленным местом молодежи.

В 1967 году в гранитную плиту обелиска была заложена капсула с посланием потомкам «Пусть славится коммунизм на земле!», ее завещали вскрыть к 100 летнему юбилею Великой Октябрьской социалистической революции. В 2017 году завещание было исполнено, послание передано в краеведческий музей, а с его текстом можно ознакомиться в статье по ссылке.

В гости к пензякам толстопятым. Обзор

Еще один интересный и насыщенный день сменился сладким сном, а утро порадовало синим небом на горизонте и улыбающимся солнышком в небе. Промчав под рассказы Зои Ивановны примерно 150 километров, мы оказались в селе Сканово Наровчатского района Пензенской области. Нас вышел поприветствовать упитанный котик и пригласил познакомиться со своими владениями.

На территории «его поместья» расположился Свято-Троицкий Сканов женский монастырь (начала XVII века). Место удивительно тихое и умиротворенное. В главном Свято-Троицком соборе хранится икона Божией Матери «Трубчевская» — главная святыня.

В двух километрах от женского монастыря расположен Сканов Пещерный мужской монастырь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Здесь проживали монахи подвижники, отрекшиеся от мирской суеты и принявшие затворничество. К пещерам ведет лестница с пологими ступеньками, но потрудиться при подъеме все же придется. Посещение пещер проходит в небольших группах, внутри прохладно, тесно и аскетично. В советское время пещеры обветшали и местами стали обрушаться, сейчас стенки укрепляют, ходы исследуют. Для доступа посетителей доступен небольшой круговой маршрут.

В гости к пензякам толстопятым. Обзор

В составе группы фотографировать возможности не было, да и честно признаюсь не хотелось. В пещерах царит особенная аура и безмятежность.

Теперь движемся в село Наровчат, здесь нас вкусно и сытно накормили в кафе «Трактир на Пятницкой», немного напоили местной настойкой «Золотой петушок». Возможно субъективное мнение, но нас с Настей данный напиток не впечатлил, как по мне, медовая настойка Павла гораздо вкуснее. Но многие туристы приобрели в соседнем магазине данную продукцию.

После обеда группу разбили поровну, наша половинка первым делом направилась в музей великого русского писателя Александра Ивановича Куприна. Это единственный музей в стране, открытый 6 сентября 1981 года, приуроченный к 111-ой годовщине со дня рождения Куприна и посвященный жизни и творчеству писателя. Очень было познавательно пройтись по достаточно тесным и скромным залам дома в сопровождении молодого и энергичного экскурсовода, к сожалению, запамятовала его имя. Приятно видеть молодых людей, увлеченных своей работой.

На улице Карла Маркса расположена интересная скульптурная композиция, посвященная писателю Александру Ивановичу Куприну и его произведениям.

В гости к пензякам толстопятым. Обзор

Завершилось наше трехдневное турне посещением бывшего Путевого дворца помещика Ивана Андреевича Арапова. В главном зале представлена постоянная экспозиция, раскрывающая связь города Наровчат с именем Александра Сергеевича Пушкина, хотя сам поэт не бывал в этих местах. После его смерти Наталья Николаевна Гончарова спустя семь лет вышла замуж за генерала Петра Петровича Ланского, у них родилось три дочери. Одна из них — Александра Петровна вышла замуж за кавалергарда, генерал-лейтенанта и владельца дома Ивана Андреевича Арапова.

До отправления поезда у нас оставалось еще несколько часов, не ехать же голодными. Завершить наше путешествие решили в грузинском кафе «Хачо и Пури» с уютным и лаконичным интерьером. Здесь меню уже разнообразнее, но вновь выбор был достаточно классическим: хинкали с сыром сулугуни и запеченные баклажаны с сыром фетакса и свежими томатами в кисло-сладком соусе. Ммм, достойно.

Так незаметно пролетело наше время в Пензе, очень не хватило времени на самостоятельный осмотр города, зато программе и организаторам тура ставим твердую пятерку с плюсом.

Напоследок хотелось бы пару слов сказать о сувенирах. Их найти было крайне сложно, я бы даже сказала невозможно. В Тарханах сувенирная лавка не работала, и это на первые майские праздники (!). На туристической Московской улице Пензы обнаружен всего один закуточек, где можно было урвать хоть что-то на память. Рядом с ним находится фирменный магазин Аленка, который предлагает сладости со всей России, а также конфеты Пензенской кондитерской фабрики и Бековские сладости. А ведь Пензенский район прославлен помимо продуктовой отрасли (сырами, кониной, кленовым сиропом, настойками, пивом), еще и потрясающим Никольским хрусталем, но его ассортимент очень невелик.

P. S. : Выручалочка — сувенирный киоск на вокзале города, но работает он до 21–00.

В гости к пензякам толстопятым. Обзор

Новое путешествие оставило самые теплые воспоминания, есть желание вернуться, ведь Пензенсая земля подарила столько талантливых имен России и прославилась не только творчеством Михаила Лермонтова и Александра Куприна. В 130 километрах находится старинная русская усадьба XVIII века, где располагается музей Александра Николаевича Радищева, а в противоположном направлении музей-усадьба Виссариона Григорьевича Белинского.

Так что путешествовать нам с вами и путешествовать по родным просторам.

В гости к пензякам толстопятым. Обзор

Всем мира и добра, и надеюсь, теплого бесснежного мая!!!

Цикл материалов "Пензенская губерния"

1. В гости к пензякам толстопятым. Обзор

Теги: Автобусные туры, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия