Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была вчера 22:09

Шадринск — Россия Май 2023

В мае прошлого года мы с Ольгой (Manola) поехали знакомиться с Курганской областью. Область соседняя, но в стороне от обычных маршрутов, пора устранять пробелы на туристической карте. Начать решили с Шадринска, а потом уже перебраться в Курган. Доехать несложно, автобусы на Курган отправляются регулярно с двух наших автовокзалов, есть и шустрая «Ласточка», но для нас она неудобна — отправляется вечером.

Пять часов, и мы почти у цели: автобусы в Шадринск не заезжают, останавливаются на повороте в 3 км от города на курганской трассе. Но это не проблема: тут же подъехал местый автобус, веселая кондукторша рассказала, где удобнее выйти, и мы отправились в гостиницу. О гостинице «Дом купца» уже рассказала, повторяться не буду. Расположена идеально, можно сказать, на перекрестке истории. Забросили вещи и отправились знакомиться городом.

Дом жилой Е. Мальцева (1860-е гг.)

Пару лет назад Шадринск отметил свое 360-летие, его основали в XVII веке, когда русские землепроходцы активно осваивали сибирские и дальневосточные земли.

Интересный факт: Шадринск — город небольшой, население по последней переписи всего 68 609 человек. Но здесь находится 40% объектов культурного наследия Курганской области, в то время как в региональном центре — Кургане всего 21%.

Гостиница стоит на перекрестке улиц Розы Люксембург и Октябрьской, вышел за порог — и ты сразу в XIX веке! Вот, на соседнем углу, — богато декорированный дом в стиле необарокко купца 1-й гильдии Филиппа Алексеевича Соснина. Улица Октябрьская до революции в честь него называлась Соснинской. Ф. А. Соснин — почетный гражданин Шадринска, занимался производством и торговлей мукой, имел свою мельницу. Был известен благотворительностью, для города денег не жалел, жертвовал крупные суммы на строительство приютов, учебных заведений, богадельни, обустройство Спасо-Преображенского собора.

Усадебный дом Ф.А. Соснина (1850-е гг.)

Что Шадринск в прошлом город торговый, понимаешь сразу. На улице Октябрьской большинство зданий — бывшие торговые дома, магазины известных шадринских купцов и склады. Они и сейчас используются по назначению.

Дом А.С. Мазова, сдававшийся клубу приказчиков под «Чайную» (1888 г.) Проект А.М. Пермикина.

Ну, а мы отправимся по улице Розы Люксембург, бывшей Церковной. На перекрестке с Октябрьской реалии наших дней — Памятник воинам-интернационалистам, участникам локальных конфликтов.

Установлен в 2005 году. Автор — Василий Щуплецов.

Под елью у здания администрации Шадринского муниципального округа грустит знаменитый полевод Терентий Семенович Мальцев. В Шадринск знакомиться с его безотвальной системой обработки почвы приезжал сам Никита Сергеевич Хрущев.

Читала, что останавливался Н. С. Хрущев неподалеку, в бывших гостиничных номерах С. Н. Груздева. Здание со следами былой красоты за деревьями рассмотреть сложно, построено оно в 1911 году. От балкона уже ничего не осталось, но еще держится из последних сил великолепное балконное окно с дверью. С. Н. Груздев занимался хлеботорговлей, особого богатства не имел, но понимал, что гостиница — лицо города, денег не пожалел.

Шадринск. Какая она, культурная столица Зауралья?

Привлекает внимание декоративным оформлением фасадов и ажурными воротами Усадьба Седунова (Попова) 1880-х годов. Ею владели сначала торговец железом Попов, а затем винозаводчик Седунов. Необычная надстройка на крыше устроена над домашней церковью.

Усадьба А.П. Седунова (Попова) с воротами  (1884)
Усадьба А.П. Седунова (Попова) с воротами (1884)

Улица не зря называлась Церковной, она ведет к храму — Кафедральному собору Николая Чудотворца. Двухэтажная каменная церковь построена в 1773–1776 годах. Нижний храм освящен в честь Святого Николая, архиепископа Мирликийского Чудотворца, верхний — в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1840-х годах достроили и освятили еще два двухэтажных придела. Сейчас собор, как и прежде, шестипрестольный.

Никольский собор закрыли в 1932 году, в здании в разное время располагались: общежитие техникума, склады зерносовхоза, в годы войны — Московское политическое училище, школа младшего комсостава, а потом — автомеханический техникум. В 1991 году церковь вновь открыли для верующих.

Шадринск. Какая она, культурная столица Зауралья?

На церковную площадь выходит Дом купчихи А. М. Леденцовой. Его построил в 1870-х годах на месте сгоревшего в большом пожаре 1870 года деревянного дома ее муж, коллежский асессор Иван Леденцов. Вскоре муж умер, а его наследница — жена Анастасия Михайловна, организовала торговлю галантерейными товарами и обувью в магазине на первом этаже здания.

Спустя столетие к дому с двух сторон пристроили корпуса из силикатного кирпича, демонтировали балкон на фасаде. В здании все годы размещались различные школы: сначала церковно-приходская, потом общеобразовательная, а сейчас — Спортивная школа им. Ивана Поддубного.

Жилой дом купчихи А.М. Леденцовой. (1873 г.) Кирпичный неоренессанс. Проект В.Н. Заостровского.

Не смогли пройти мимо красивых кирпичных ворот и затейливо украшенного небольшого здания. Это усадьба мещан Курдюковых, целый комплекс из жилого дома, флигеля, кирпичных ворот и складов. Курдюковы занимались рыбным промыслом, имели лавку на Рыбной площади, где продавали свежую, соленую, копченую и вяленую рыбу, которую ловили сами или скупали оптом на ежегодных Шадринских ярмарках. Причем, как пишут, по результатам проверок санитарной комиссией, «рыба содержалась в чистоте и опрятно, в надлежащем виде, и оказалась хорошего качества».

Склады и завод с коптильней И. М. Курдюкова занимали здание с затейливым фронтоном, встречала, что его называли «домом с рыбьим хвостом». После революции все имущество Курдюковых национализировали, до конца 1940-х здесь работала городская баня. При национализации указали причину: «бегство владельцев с белыми». Сейчас здание украшает набережную, а в нем — кафе-бар «Черная жемчужина».

Шадринск. Какая она, культурная столица Зауралья?

Вот мы и вышли к набережной Исети. Думала, Исеть хоть здесь, ближе к устью, солиднее выглядит, чем у нас в Екатеринбурге. Но, похоже, ее лучший вариант был в Каменске-Уральском, где мы даже совершили по реке прогулку на забавном плавсредстве.

Через Исеть построен автомобильный мост, соединяющий центральную часть города с районом Осеево. По нему также проходит транспортный коридор Тюмень — Челябинск.

Набережная в Шадринске благоустроена совсем недавно, теперь это один из уютных уголков города. Здесь есть зона отдыха с лавочками и фонтаном, скейт парк, детская площадка, велодорожка, видовая площадка, памятник святым Петру и Февронии Муромским и, конечно, «Шадринский гусь» — главный исторический символ города. Легенду о шадринском гусе пересказывать не буду, уже рассказали не раз, если не знаете, прочитайте у Ольги в ее материале «Город Шадра и шадринских гусей», а мы пойдем дальше.

Кстати, вскоре после нашей поездки набережной было присвоено имя Константина Носилова (1858–1923) — известного путешественника, писателя, этнографа, исследователя Севера, уроженца Шадринского уезда.

Шадринск. Какая она, культурная столица Зауралья?

Площадь на набережной, где при основании города поставили Шадринский острог, называется Михайловской. Свое название она получила по первой в городе церкви Михаила Архангела. Сейчас на площади установлен памятник Михаилу Архангелу — небесному покровителю города, а надпись на пьедестале гласит: «На этом месте в XVII веке был поставлен острог и построена Шадринская слобода».

Рядом Спасо-Преображенский собор — первая каменная постройка Шадринска. Этот собор в стиле сибирского барокко заложили в 1771 году, строили в два этапа: сначала построили здание храма, а в начале 1820-х годов пристроили колокольню. Необычно мощная трехъярусная колокольня отличалась от легкого, изящного храма. Как собор выглядел накануне революции, можно видеть на фотографии С. М. Прокудина-Горского.

В начале 1930-х Спасо-Преображенский собор закрыли, сбросили колокола, а потом разобрали и саму колокольню. В здании устроили столовую, магазин, а в годы войны превратили его в тюрьму, которую убрали из храма только благодаря маршалу Г. К. Жукову, возглавлявшему Уральский военный округ.

Разрушающееся здание собора в 1960 году поставили на учет как памятник архитектуры федерального значения. После подготовки проекта реставрации в 1970-х годах приступили к работам, а в 1989 году вернули храм верующим.

Шадринск. Какая она, культурная столица Зауралья?

Собор Спаса Преображения трехпрестольный, кроме главного алтаря, освящены приделы в честь святых Петра и Павла и в честь Михаила Архангела.

Неподалеку и первое жилое каменное здание города, построенное в 1802 году для купца 1-й гильдии Игнатия Гавриловича Фетисова, городского головы Шадринска. Дом, построенный по проекту петербургских архитекторов, отличался своим нарядным видом от обычных домов в провинции.

Фетисовы — в те времена известная в городе семья, богатыми торговцами были и три сына И. Г. Фетисова. С фарфоровой фабрики братьев Фетисовых, открытой в 1822 году, началось фарфоро-фаянсовое производство на Урале и в Сибири.

Жилой дом Фетисовых (1802 г.)

Улица Комсомольская до революции называлась Торговой, застроена она домами, имевшими отношение к торговле. Например, здание, где разместился учебно-спортивный комплекс «Юность», — бывший «Магазин В. Я. Мокеева», до революции крупнейшее торговое заведение города. Говорили, что здесь можно купить все, от продуктов до изделий из золота.

Василий Яковлевич Мокеев — купец I-гильдии, благотворитель, почетный гражданин города, последний городской голова Шадринска (с 1906 по 1917 г.). Его большая заслуга в строительстве железной дороги, на деньги В. Я. Мокеева построена первая электростанция и первая телефонная станция в городе, начато строительство реального училища. Имел два десятка домов и магазинов, первым в городе приобрел автомобиль. Все нажитое отдал советской власти добровольно, а доживал, по воспоминаниям очевидцев, собирая милостыню. На магазине теперь прикреплена мемориальная табличка в память о В. Я. Мокееве.

В доходном доме, построенном в начале 1870-х на углу Комсомольской и Карла Маркса, размещались почта, телеграф и магазин Рубина. Почта здесь находится и спустя почти полтора столетия.

На противоположной стороне улицы — бывший «Гостиный двор И. Д. Ижболдина», предназначавшийся, прежде всего, для купцов, приезжавших на шадринские ярмарки. А ярмарок в городе проходило много — Петровская, Михайловская, Афанасьевская. На них купцы с Урала, из Нижнего Новгорода и Бухары везли металл, ткани, ковры, местные кустари продавали продукцию своего изготовления. Неподалеку от Шадринска в селе Крестовском проходила Крестовско-Ивановская ярмарка, по товарообороту третья в стране после Нижегородской и Ирбитской.

Не удивляйтесь, что улицы пусты: в этой части города почти нет жилых зданий. Люди живут или в многочисленных частные домах, или в многоэтажках за пределами исторического центра.

Город заметно приводят в порядок: на памятниках архитектуры прикреплены таблички, на многих есть QR- коды, считав которые можно познакомиться с подробной информацией о здании. На перекрестках в историческом центре установлены стилизованные под старину указатели направления к достопримечательностям.

Белошвейная мастерская С.М. Зеликмана и магазин Ушкова (до 1880 г.)

Понравились небольшие яркие здания магазинчиков XIX века. Отреставрированные, они, как и столетие назад, украшают улицы города.

Склад усадьбы Ефимовых  (1880-е гг.)
Склад усадьбы Ефимовых (1880-е гг.)

Шадринск называют культурной столицей Зауралья. В числе старейших на Урале:

• Шадринская Центральная библиотека им. А.Н Зырянова, основанная в 1876 году.
  • Шадринский краеведческий музей им. В. П. Бирюкова, основанный в 1918 году известным краеведом и фольклористом, имя которого он носит. В основе собрания музея собранная Бирюковым коллекция старинных вещей. С 2008 года музей размещается в здании бывшей больницы для хронических и неизлечимых больных имени А. П. Ночвина, ранее его почти шесть десятков лет занимал городской роддом.

Больница им. А.П. Ночвина (для неизлечимых и хронических больных) 1901-1904 гг. Проект А.В. Промышленникова

• Шадринский государственный педагогический институт — первое высшее учебное заведение Курганской области, открытое в 1939 году. Он размещается в самом большом и красивом общественном здании города — Здании реального училища, построенном в 1914 году. У фасада со стороны улицы Ленина стоит скульптура «Преподаватель и ученик».

• Шадринский государственный драматический театр, основанный в 1896 году Обществом попечителей трезвости, которое считало, что «театральные представления отвлекают население от злоупотребления крепкими напитками».

Сначала своего помещения у театра не было, поэтому он обосновался в Клубе приказчиков. Здание Клуба приказчиков построили в 1911 году из красного кирпича в модном тогда стиле модерн. При клубе работал кинематограф, устраивались танцы, карнавалы, театральные представления. Современный классический вид здание театра приобрело при реконструкции в конце 1950-х годов. Тогда же фасад украсили маскароны в виде греческих театральных масок.

Шадринск. Какая она, культурная столица Зауралья?

Одна из главных достопримечательностей города, что мы хотели увидеть — Памятник выдающемуся скульптору и художнику, шадринцу И. Д. Иванову-Шадру, стоящий у входа в Городской сад им. Кельдюшева. Памятник открыли в 1984 году, близилось 100-летие со дня рождения скульптора. Авторы мемориального комплекса — заслуженный художник РСФСР скульптор Ю. Л. Чернов и архитектор Г. Г. Исакович.

В центре — фигура И. Д. Шадра, словно собственными руками вырубающего себя из гранита, а по обе стороны от нее копии работ самого Шадра: знакомая с детства «Булыжник — оружие пролетариата. 1905 год» и «Сезонник», моделью для которой стал отец скульптора.

Конечно, заглянули и в Городской сад, заодно посмотрели на окрестности с колеса обозрения. Пусть много не увидели, но было интересно. Парк нам понравился, развлечения есть для разного возраста: малышам — аттракционы, пенсионерам — качели, а летом можно на лодочках покататься. Это одна из основных площадок празднования Дня города.

Городской сад носит имя Михаила Федоровича Кельдюшева, известного зауральского садовода, который в 1882 году заложил его. Он составил план сада, деревья для посадки привезли из окрестностей города, а также из соседних городов. 1 мая 1883 года сад впервые открыли для публики.

Еще один знаменитый уроженец Шадринска — Федор Андреевич Бронников (1827–1902), известный художник-передвижник, профессор исторической живописи.

Шадринск. Какая она, культурная столица Зауралья?

Художник завещал родному городу свыше трех сотен своих работ (картин, рисунков, эскизов) и 40 тысяч рублей для основания здесь художественной школы. Завещание выполнили только спустя семьдесят лет. Детскую художественную школу в Шадринске открыли в 1970 году, позже присвоили ей имя Ф. А. Бронникова и установили на углу здания бюст художника.

Главная улица Шадринска — улица Свердлова, ее украшает прекрасная аллея. Удивительно видеть южный вид тополей на уральских улицах. Эх, если бы эту красоту не портило огромное количество рекламы, для приличия разбавленной информацией о знаменитых шадринцах.

Улица застроена в основном пятиэтажками последней четверти прошлого века. Здесь же скромное здание городской администрации и выделяющийся из общей застройки офис «Сбербанка».

Украшение улицы — одно из самых красивых зданий города, бывший жилой дом М. М. Михайлова, подрядчика по строительству, миллионера. Пусть утрачена часть лепнины, заложены окна, но дом хорош по-прежнему. Его занимает компания, торгующая алкоголем, наверно, поэтому хватает денег на поддержание в неплохом состоянии.

Дом жилой М.М. Михайлова (1870-1876 гг.) Проект В.Н. Заостровского

На улице Свердлова находится и Шадринский краеведческий музей им. В. П. Бирюкова. Здание музея я показала, но там есть еще, на что посмотреть. У музея стоит скульптура художника, думаю, это место для фотосессий нравится туристам.

Шадринск. Какая она, культурная столица Зауралья?

А слева от входа в музей — скульптурная композиция «Старый город», которую чаще называют памятником Шадринскому гусю. Кстати, историю этого гуся можно узнать, прочитав повесть Евгения Федорова «Шадринский гусь», она основана на архивных документах XVIII века. Я прослушала, очень интересно!

Напротив Администрации города можно заглянуть в сквер, часть его носит странное название «50 лет охраны природы», а вторая — «Сквер Победы». Там установлены памятники: «Во имя жизни» в знак благодарности ликвидаторам аварии Чернобыльской АЭС, ПО «Маяк» и всем пострадавшим от радиации в XX веке и Обелиск шадринцам, павшим в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны. Есть и популярный у туристов знак «Я люблю Шадринск».

Еще немного памятников архитектуры Шадринска, я же предупреждала, что их здесь много.

Здание женской гимназии, построенное в 1880-х, и сейчас служит делу образования, это средняя школа. Знаменито тем, что в 1917 году в нем размещался Совет рабочих и солдатских депутатов и штаб Красной Гвардии, а в январе 1918 года приняли решение взять власть в городе в руки советов.

На перекрестке улиц Лена и Луначарского стоит «Дом усадебный П. В. Ночвина». Глава семьи Павел Васильевич переехал в Шадринск из Курской губернии, служил у местного купца, знал всего четыре действия арифметики, дослужился до приказчика и женился на хозяйской дочке. А спустя два десятка лет уже был управляющим банка!

У Ночвина было четыре сына. Сын Александр — самарский купец как раз и завещал все свое имущество на устройство больницы, в здании которой размещается музей. А сын Никита известен в крае как диалектолог и бытописатель дореволюционного Зауралья. Он создал диалектный словарь: «Говор крестьян Шадринского уезда Пермской губернии», а также писал сатирические стихи на местные темы.

Дом усадебный П.В. Ночвина (1877-1880 гг.), теперь здесь дневной стационар противотуберкулезного диспансера.

После смерти отца владельцем усадьбы стал Афанасий Петрович, выкупивший имущество у других наследников. Бизнесмен из него был неважный, как пишут, больше проживал, чем наживал. Дом отца он содержать не мог, поэтому в 1914 году построил себе дом поменьше. Вот этот красивый деревянный дом в стиле модерн.

Дом Аф.П. Ночвина Деревянный особняк в стиле модерн (1914 г.)

Дом жилой хлеботорговца  Я.П. Треухова (1874 г.)
Дом жилой хлеботорговца Я.П. Треухова (1874 г.)
Здание Земской управы (1875 г.)

Сквер Воинской славы еще недавно назывался площадью Революции. Здесь находится Мемориал воинам — шадринцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. В его составе: Аллея Героев Советского Союза, два цветника, по периметру которых выложены плиты с именами погибших воинов — шадринцев и арка памяти Героев Гражданской войны.

В ноябре 2019 года в сквере Воинской славы открыли памятник герою Первой Мировой войны, полному кавалеру Георгиевского креста Василию Алексеевичу Черемисину. В городе его имя носит одна из улиц, а также Губернаторская кадетская школа.

Полным кавалером Георгиевского креста В. А. Черемисин стал за полгода в 1915 году, кроме этого, он удостоился двух Георгиевских медалей, Ордена Святой Анны IV степени и Ордена Святого Станислава III степени. Его считали заговоренным от пуль и штыков, однако до конца войны подпоручику Черемисину дожить не удалось, бесстрашный герой погиб весной 1917 года в боях на Галицийском фронте. Согласно статусу наград Василий Алексеевич был привезён в Шадринск и похоронен с воинскими почестями на Воскресенском кладбище.

Шадринск. Какая она, культурная столица Зауралья?

Напротив сквера — «Дворец культуры», ведущий культурно-досуговый центр города. Это бывший дворец культуры ШААЗ (Шадринского автоагрегатного завода), построенный в 1967 году.

Шадринск. Какая она, культурная столица Зауралья?

Сходили мы и на Воскресенское кладбище, чтобы увидеть Воскресенскую церковь. Кладбищенскую церковь в византийском стиле построили в 1872–1880 годах, престол один — во имя Воскресения Словущего. Церковь закрывали в 1930-х годах, десять лет в ней размещался архив. В 1946 году храм вновь открыли, и до 1990-х годов Воскресенская церковь была единственной действующей церковью Шадринска.

Воскресенское кладбище закрыли в 1975 году, здесь есть захоронения всех вероисповеданий, братские могилы участников Первой мировой войны, воинов Великой Отечественной войны, умерших от ран в госпиталях города, красногвардейцев, погибших в боях за Советскую власть.

Много интересных старинных могил, но разыскивать их не было времени, да и клещи в мае достаточно актуальны. Но вот, например, памятник в форме колокола — купцу 2-й гильдии, мастеру колокольных дел И. Г. Шишкину. За ним высокий памятник — купцу А. П. Ночвину, тому самому который завещал все свое имущество «… на устройство больницы для неизлечимых и хронических больных без различия сословий городского и уездного населения».

Я не упомянула про еще один бренд города — это минеральная вода Шадринская, по химическому составу близкий аналог минеральной воды «Ессентуки-4». Месторождение минеральных вод открыли в 1970 году. В селе Верхняя Полевая Шадринского района можно посетить горячий источник, где минеральная вода поступает в бассейн непосредственно из скважины и комфортная температура в любое время года.

Но Шадринск известен не только благодаря месторождению минеральных вод. На сказочную карту страны город нанесен как родина Царевны-лягушки. В Шадринске родился, жил и собирал, записывал легенды и сказания краевед Александр Никифорович Зырянов. Сборник из 17 сказок, в числе которых были «Царевна-лягушка» и «Сивка-бурка», в 1850 году он направил в Русское Географическое Общество, там и хранится его рукопись.

В городе есть Музей Царевны-лягушки, где мы побывали, а у супермаркета «Метрополис» в прошлом году установили ей памятник.

Шадринск. Какая она, культурная столица Зауралья?

В Курган из Шадринска мы уехали утренней электричкой. Железнодорожный вокзал в городе построили в 1974 году на месте обветшавшего вокзала начала XX века. Он довольно комфортный, внутри зал ожидания украшает фреска, где можно рассмотреть всех самых известных жителей города. К сожалению, красивые витражи фасада можно видеть только в темное время суток.

Город нам понравился. Если вдруг вас занесет судьба в Зауралье, не стоит обходить Шадринск вниманием. Мы провели в городе полтора дня и, можно сказать, не отдыхали.