Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 10:29

Курган — Россия Май 2023

Сегодня я хочу рассказать о Кургане — городе, который называют столицей Зауралья. Несколько лет назад на Туристере о нем был опубликованы материалы Игоря Бутырского, прочитав которые, я написала в комментариях: «Не поеду ни за что!» Но прошло восемь лет, и все же поехала, о чем нисколько не жалею. Вернее поехали мы вдвоем с Ольгой Варежкиной, будем считать это мини-экспедицией Туристера.

Современный Курган, определенно, заслуживает внимания! Так что же это за город и чем он интересен, попробуем разобраться. Многие ничего о нем не знают, кто-то слышал о знаменитой курганской Клинике травматологии и ортопедии Г. А. Илизарова, а некоторые путают с Кунгуром, городом в Пермском крае.

Курган — административный центр Курганской области, расположенной в южной части Западно-Сибирской равнины на границе с Казахстаном. Как пишет в своих стихах Леонид Куликов:

«Что такое зауралец,
Скажет вам любой земляк:
— Левым боком я уралец,
Правым боком сибиряк…»

История города начинается от поселения Царево Городище, основанного в 1679 году крестьянином Тимофеем Невежиным у подножия древних курганов. В начале XVIII века это укрепленное поселение называлось Царекурганской или Курганской слободой.

Курган за два дня

В 1782 году поселение по приказу императрицы Екатерины II получило статус города, а на его гербе изображены «… в зеленом поле два серебряных кургана: по имени города сего и в знак, что оные при самом городе находятся». Сейчас Курган — город с населением около 311 тысяч человек, важный экономический, культурный и научный центр Уральского федерального округа страны.

Памятник основателю города Тимофею Невежину установлен на площади напротив железнодорожного вокзала.

Курган будет интересен любителям архитектуры. Здесь удачно сочетаются стили разных эпох, в исторической части города можно видеть памятники истории и архитектуры XVIII–XX веков: купеческие дома и усадьбы, памятники деревянного зодчества. Надо отдать должное, все они выглядят достойно, за последние годы приведены в порядок.

На всех объектах из списка культурного наследия прикреплены таблички с названиями, а также QR-коды, считав которые камерой смартфона можно получить полную информацию о здании. На улицах установлены указатели направлений к достопримечательностям на двух языках. В Кургане явно заботятся о туристической привлекательности города.

Курган за два дня

В Кургане существует «Красная линия» — пешеходный маршрут по историческому центру города, позволяющий познакомиться с памятниками архитектуры, узнать их историю, интересные факты и события из жизни связанных с ними людей. Красная линия здесь не нанесена на тротуар, но можно воспользоваться мобильным гидом с сайта IZI.travel, скачав заранее его на смартфон, и пройти по маршруту.

Исторический центр Кургана довольно компактный, а большая часть достопримечательностей располагается на улицах Куйбышева и Советской. Покажу некоторые из них.

Вот, например, здание пожарной части с деревянной каланчей высотой 27 метров. Оно было построено в 1882 году с целью предупреждения пожаров и до наших дней служит своему делу. Некоторое время стояло без каланчи, но в 1998 году ее восстановили.

Курган за два дня

«Дом фотографа А. И. Кочешева», который открыл фотографию в Кургане летом 1891 года. Здесь был фотосалон, магазин писчебумажных и фотографических товаров, а также типография, где издавались курганские газеты.

«Александровская женская гимназия» была открыта в 1873 году, а в 1880 году в честь императора Александра II получила наименование «Александровская».

Курган за два дня

«Дом купца К. М. Дунаева» на перекрестке улиц Климова и Володарского — памятник архитектуры федерального значения, уникальный для Кургана образец рубленного деревянного зодчества. Построен в 1906 году. Сейчас здесь размещается Детская школа искусств.

«Жилой дом купцов Шиловых» датируется первой половиной XIX века. Здесь находится туристический информационный центр и неплохая сувенирная лавка.

Курган за два дня

«Здание Курганской ремесленной школы» построено в 1911 году. Сегодня здесь размещается детская музыкальная школа № 1.

В Кургане красивая главная площадь, как и во многих городах страны, — площадь Ленина. Это единый градостроительный ансамбль, созданный в начале 1950-х годов по проекту ленинградских инженеров и архитекторов. Центр композиции — памятник В. И. Ленину, за ним — здание Администрации Кургана. В состав ансамбля входят также жилые дома по обе стороны от здания мэрии, здание Правительства Курганской области на противоположной стороне площади.

Курган за два дня

Дома со шпилем — знак своего времени, такие появились во многих городах в начале 1950-х и, согласитесь, их украсили. В моем родном Комсомольске-на-Амуре «дом со шпилем» стал символом города.

Курган за два дня

В состав градостроительного ансамбля входят также окружающие площадь здания Дворца детского юношеского творчества, кинотеатра «Россия», Прокуратуры Курганской области (исходно построенное для Госбанка), Драмтеатра, Главпочтамта.

У главпочтамта, традиционно, установлен символический знак «Нулевой километр» дорог, а рядом — фигура бравого почтальона.

Курган за два дня

Украшение площади Ленина — здание Курганского театра драмы, созданного в годы Великой Отечественной войны. Сейчас в Кургане кроме драматического театра работает Театр кукол «Гулливер» и два небольших театра-студии.

С площади имени Ленина по Аллее славы, где установлены плиты с фамилиями курганцев, погибших в годы Великой Отечественной войны, можно пройти к Скверу Победы.

Курган за два дня

В сквере Победы перед зданием Краеведческого музея стоит обелиск и горит Вечный огонь.

А сейчас заглянем в Городской сад, что рядом с площадью Ленина за зданиями Правительства области и Драмтеатра. Это живописная зона отдыха с уютными аллеями, цветниками, лавочками, детскими площадками. В это время здесь особенно красиво, все цветет!

Курган за два дня

На территории сада стоит кафедральный собор Александра Невского, освященный в 1902 году. Он был построен на территории закрытого в 1860 году первого городского кладбища, на месте которого собирались устроить общественный сад. Большую часть денег на постройку храма пожертвовал купец Дмитрий Иванович Смолин. Церковь Александра Невского считалась одним из самых красивых зданий Кургана и была занесена в Британскую энциклопедию, как выдающийся памятник архитектуры.

Курган за два дня

В Городском саду есть несколько памятников: обелиск памяти павших комиссаров в борьбе за власть Советов на братской могиле большевиков, расстрелянных в 1918 году белочехами, памятник инженеру С. А. Балакшину — основателю машиностроения Зауралья. К 800-летию со дня рождения в саду установили памятник святому благоверному великому князю Александру Невскому, небесному покровителю Кургана.

За собором Александра Невского находится Мемориальный комплекс «Декабристы в Кургане», в центре которого — стела с мозаичным панно и выбитыми именами тринадцати декабристов, отбывавших ссылку в Кургане с 1830 по 1857 год. По обе стороны от памятника лежат мемориальные плиты с именами декабристов Ивана Фохта и Ивана Повало-Швейковского, которые, согласно историческим документам, были похоронены на кладбище, существовавшем на этом месте.

Курган за два дня

В Кургане многое связано с декабристами. Этот город по своим природно-климатическим условиям и близости к европейской части страны считался лучшим местом для ссылки. Вот дом декабриста барона А. Е. Розена, где с 1832 по 1837 год он жил в ссылке вместе с женой. После отъезда Розена на Кавказ дом был продан, много раз менял владельцев, они вносили изменения во внешний облик здания. При Розене дом был значительно меньше, а сейчас здание занимает Детская школа искусств № 1.

Рядом — уютный сквер с фонтаном и ротондой, где можно отдохнуть и сделать красивые фотографии.

Кстати, небольшие симпатичные скверики в Кургане встречаются часто. Вот, например, такой попался на пути мрачным дождливым днем. На стенах трансформаторной будки — граффити «Терракотовое солнце».

Курган за два дня

А вот это — «Шахматный сквер» на улице Карла Маркса.

Если уже вспомнила про граффити, как вы знаете, я люблю стрит-арт, в Кургане встретили немного образцов этого вида искусства. В основном рисунки украшают электрические ящики на улицах. Надо отдать должное администрации города: на зданиях нет мазни тех, кто воображает себя художниками, нет и наклеенных до второго этажа объявлений.

Курган за два дня

Следующая знаковая площадь в истории города — Троицкая. Когда-то она была экономическим центром Кургана. Здесь стоял Троицкий собор, построенный в последней четверти XVIII века, а у его стен четыре раза в год устраивались ярмарки. Службы в соборе продолжались до 1937 года, а в 1957 году храм взорвали.

Название площадь меняла несколько раз, историческое название вернули в 2002 году. В 1984 году на площади построили здание Курганской областной филармонии, где проходят концерты известных эстрадных звезд, оркестров, хоровых и хореографических коллективов.

Курган за два дня

У здания филармонии находится первый в городе музыкальный фонтан. Рядом на берегу Тобола в 2021 году освятили новый Свято-Троицкий собор. С точки зрения архитектуры он не имеет ничего общего с утраченным историческим храмом Троицы Живоначальной. Читала, что прообразом нового собора стал знаменитый храм Покрова на Нерли.

Курган стоит на берегу реки Тобол, самого полноводного притока Иртыша, который берет начало в Казахстане. Не смотрите, что Тобол выглядит тихим, говорят, в полноводье он ведет себя не так скромно.

В Кургане красивая набережная, обустроенная недавно. Она тянется почти на 4 километра от Свято-Троицкого собора до ЦПКиО. Здесь все, как любят и туристы, и горожане: лавочки, качели, фотозоны. Говорят, что вечером все красиво подсвечивается, но проверять это у нас сил не было.

Курган за два дня

Набережную мы прошли почти всю, прогулялись с удовольствием. Она двухуровневая, по верхнему уровню стоят лавочки, забавные фигурки из металла. Есть, что немаловажно для туриста, туалет.

По нижнему уровню расставлены качели, их у нас любят и молодые, и не очень! Мы тоже не проходили мимо при удобном случае.

Курган за два дня

Виды с набережной открываются неплохие, в хорошую погоду глаз радуют.

Кроме металлических фигур «Волка», «Саблезубого тигра», «Кота ученого», есть на набережной и более серьезные скульптуры. Вот краснокнижный орлан-белохвост, который водится на территории Курганской области.

Обратите внимание на рыбку, которую он держит в когтях. Это сырок или пелядь — бренд Курганской области, его здесь добывают в промышленных масштабах. А летом уже не первый год проходит гастрономический фестиваль «День сырка», в программе которого мастер-классы от шеф-поваров, ярмарочные ряды, фуд-зона, где можно попробовать множество блюд из рыбы и мяса.

Курган за два дня

А это обустроенный пляж «Кировский», но купаться здесь нельзя, о чем и соответствующая табличка предупреждает. Но загорать ведь никто не мешает?

По набережной можно дойти до собора Богоявления Господня. Красивый храм, построенный уже в наши дни по образу церкви Рождества Иоанна Предтечи (1691 г.) в Угличе.

Курган за два дня

Далее по пути к ЦПКиО встретится причал, откуда в летнее время можно совершить прогулку по Тоболу на катере, весельной лодке или катамаране. А там и до пляжа с романтическим названием «Бабьи пески» недалеко, кстати, вот там купаться разрешено.

Немного расскажу о музеях Кургана. В городе есть Краеведческий музей, Художественный музей, Музей истории города, Музей декабристов, Дом-музей В. К. Кюхельбеккера, Музей авиации на территории аэропорта. Не стоит сбрасывать со счетов десятки музеев различных предприятий и образовательных организаций, например, Музей музыкальных инструментов педагогического колледжа, где собрана уникальная коллекция из более двух сотен инструментов.

В дождливый день мы успели посетить два музея. Думаю, что самый интересный музей города — Музей декабристов, расположенный в доме, где с 1833 по 1837 года жил декабрист Михаил Михайлович Нарышкин с семьей. Здесь полностью сохранился не только внешний вид дома, но и внутренняя планировка, а интерьеры комнат хозяев дома воссозданы по письмам хозяйки дома Елизаветы Петровны. Подробнее о музее я расскажу позже.

В музее собраны материалы о 13 декабристах, находившихся на поселении в Кургане. Рекомендуем обязательно заказать экскурсию, узнаете много интересного. Цены на посещение музеев и экскурсии очень демократичные.

Этот котофей сидит на завалинке Музея декабристов.

В сквере во дворе музея стоит памятник М. М. Нарышкину.

Курган за два дня

В Кургане есть также Дом-музей В. К. Кюхельбеккера — единственный в России музей, который знакомит с жизнью и творчеством поэта-декабриста, лицейского друга А. С. Пушкина. Дом построен на месте, где в Кургане с сентября 1845 года по март 1846 года жил Вильгельм Карлович со своею семьей. В этом музее мы не были, отдали предпочтение «Музею истории города», встретившемуся на пути раньше. Причина проста: очень замерзли.

Заслуживают внимания и парки Кургана. Кроме Городского сада мы успели заглянуть в Центральный парк культуры и отдыха, который находится на небольшом острове, образованном старицей реки Тобол. Здесь есть все, что обычно бывает в таких парках: аттракционы для детей разного возраста, колесо обозрения, веревочный парк, тренажеры и пр.

А нас заинтересовала Детская железная дорога, участок которой проходит по ЦПКиО. Решили сфотографировать состав — тепловоз с тремя вагонами, чем привлекли внимания персонала. Нас с интересом и очень доброжелательно расспросили: кто, откуда, с какой целью? После чего сопроводили в кабину к машинисту, и мы проехали маршрут как почетные гости.

Курган за два дня

Из ЦПКиО по пути к вокзалу прошли через Парк Победы, открытый в 1985 году к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Главный монумент парка — Обелиск Славы со Стеной памяти. В годы войны в Кургане было открыто несколько госпиталей, в парке на братской могиле установлен Памятник воинам, погибшим от ран в госпиталях Кургана в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.

На центральной аллее находится фонтан в форме необычной объемной пятиконечной звезды, от которого разбегаются дорожки по парку.

На территории парка построена небольшая деревянная часовня Николая Чудотворца.

Курган за два дня

А теперь расскажу о там, как в Курган можно добраться. Не думаю, что после моего рассказа все бросятся покупать билеты, но, вдруг, кому-то эта информация будет полезной.

1. Самолет. В Кургане есть аэропорт, но выбор рейсов невелик: Москва, Санкт-Петербург, Сочи и Сургут, что уже неплохо.

2. Поезд. Через город проходит «Транссибирская магистраль», связывающая Сибирь с европейской частью России. Через город транзитом следуют поезда из Красноярска, Томска и Иркутска в Анапу, из Новосибирска в Белгород, из Новокузнецка в Кисловодск, а Екатеринбург с Курганом связан маршрутом «Ласточки».

Курган за два дня

3. Автомобиль. Через Курган проходит федеральная автомобильная дорога Р-254 «Иртыш» Челябинск-Курган-Омск-Новосибирск, а также автодороги на Екатеринбург и Костанай. Можно составить маршрут через интересующие вас места и организовать полноценное путешествие.

4. Автобус. С автовокзала Кургана отправляются автобусы в города соседних областей, в том числе: Тюмень, Челябинск, Пермь, Ханты-Мансийск, Екатеринбург. Вот и мы воспользовались услугами автовокзала и через 6 часов были в Екатеринбурге.

Курган за два дня

С гостиницами проблем не будет, есть варианты размещения на любой вкус: от большого отеля «Воробьевы горы» 4* до небольших уютных гостиниц, пусть и не имеющих звезд. Мы останавливались в маленькой гостинице «Виктория» на четыре номера напротив сада барона Розена: симпатичные номера, все в пешеходной доступности, приветливый персонал, свежие завтраки на выбор.

Отель MOST – первый бутик-отель в Кургане в историческом здании, построенном в 1914 г..

Теперь я могу сказать: Не проезжайте мимо Кургана! Этот город заслуживает внимания, нам там было интересно, хотя успели далеко не все. Не менее интересны и окрестности Кургана, где можно увидеть:

— Город Шадринск, основанный в 1662 году, где сохранились целые улицы старинных особняков. Это родина скульптора Ивана Шадра и художника Федора Бронникова, картины которого находятся в Третьяковской галерее и в Русском музее.

— Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь.