Эксперт Татьяна Уайт (TatianaWhite)
Татьяна Уайт
была сегодня 1:27

Венеция — Италия Февраль 2024

В свой последний приезд в Италию Чехов в 1901 г. написал своей будущей жене О. Л. Книппер: «Одно скажу, здесь чудесно. Кто в Италии не бывал, тот еще не жил… Ах, какая чудесная страна, эта Италия! Удивительная страна! Здесь нет угла, нет вершка земли, который не казался бы в высшей степени поучительным…»

Хотя это наше с супругом путешествие в Венецию было коротким — 4 дня, оно, тем не менее, оказалось чрезвычайно насыщенным. Сумели увидеть внутри те места, которые множество раз лицезрели снаружи. Так, сделав упор на изучении полотен старых мастеров и на архитектурном и скульптурном убранстве мы отправились "отмерять свои шаги" (каждый день более 7 милей ходьбы, это примерно 11,5 км.)

В этом рассказе об увиденном, изученном я напишу советы, данные местными, покажу наш маршрут в надежде, что кому-то это пригодится. В этом рассказе будет множество линков на опубликованный материал со снимками, отзывами о местах, открытиями. Работала над компиляцией материала не один день. Итак, путешествие началось с полёта:

Горы в иллюминаторе. Альпы.

Подлетая к Венецианской лагуне.

Дождь лил, как из ведра все 3 дня. Только в день приезда было солнышко и мы, сразу же, с утреннего рейса сделали всё возможное, чтобы снимки наконец, были с голубым небом. Так, приехав в воскресенье 25 февраля в аэропорт Марко Поло рано утром, мы сразу взяли билет на лодку по оранжевой линии через Гранд Канал в направлении «центра» Венеции, в данном случае конечной пристани — недалеко от Сан Марко. Маршрут и день был выбран правильно — таких снимков с венецианским «тициановским» голубым небом и лазурной водой мы не смогли потом увидеть все оставшиеся дни отпуска.

Venice

Водное движение на Гранд Канале. Венеция.

Вот и снимки «водных» площадей и улиц Венеции:

Вьезжать в апартамены у «Арсенала» было ещё рано, так мы успели ещё пообедать в полюбившемся нам ресторане (Leone D’Oro, 1888) прекраснейшим блюдом — похлёбкой из морепродуктов и добротным десертом:

Посидели, как «ленивые коты» на променаде лагуны, понаблюдали за гондолами и гондальерами, что медленно продвигались в направлении Моста Вздохов, тревожа солнечные звёздочки на водной глади Адриатики. Снимки:

Атмосферное короткое видео:

Гондола в Венецианской лагуне

Вот что значит — не спешить! Поразили декоративные капители. Вообще, капитель не только обеспечивает надежность конструкции, снижает возможность разрушения, но и образовывает пластический и красивый зрительный переход колонны к верхней плите. И какие любопытнейшие сюжеты можно разглядеть!

Об ажурных капителях Дворца Дожей я написала здесь:

Меня просто заинтриговали персонажи на капителях, ведь они что-то знают, что-то, что не знаю я.

Рождение младенца слева. Родители. Становление на ноги, взросление. Родители. Очень трогательные образы.

Пока светило солнышко, снова поснимала Сан Марко

Вечером мы попали на службу в Базилику Сан Марко, в 17:30. Было красиво, возвышенно.

Живя в районе «Арсенале», с утра мы осмотрели монументальную архитектуру Адмиралтейства Венеции. Снимки:

Мы наконец 26 февраля, посетили Колокольню базилики Святого Марка в Венеции.

Было дождливо и народу у входа не было. Мы решили этим и воспользоваться, спокойно, без толп и траты времени на ожидания в очереди подняться на лифте и осмотреть центр Венеции с высоты птичьего полёта. Об истории этой колокольни-мачты—маяка Венеции я написала здесь

Несмотря на дождливую погоду увидели купола Сан Марко с высоты птичьего полёта:

Bird’s eye view. Venice. San Marco piazza. #venice #birdseyeview

Роскошь Венецианской республики просто поражает до глубины. Дворец дожей. Фотоальбом о дворце дожей пока не завершила, а выборка снимков есть:

Дожи. Политика. Права и компетенции дожей. Влияние, власть, интриги. Просуществовав 1,100 лет (697–1797) Институт дожей и связанные с ним традиции были упразднены в 18 веке и больше никогда не возобновлялись. Заинтересовал головной убор дожей. О нём и моя заметка, если интересно посмотрите здесь, по линку: Дожи дожами, а людей-то пытали, казнили через мост от дворца. Постоянно рассказывала своим туристам в Оксфорде о мосте вздохов, что был построен по образу и подобию Моста Вздохов в Венеции, но никогда до февраля 2024 года не бывала сама на этом венецианском мосту жизни и смерти. Побывала. Впечатления о мосте, тюрьмах написала здесь.

Мы взобрались на окно, которое не застеклено и сырой ветер с моря обдувает многовековые клетки в оконных проёмах. О чём могли думать, мечтать заключённые, если даже мост с оборотной стороны пугает искарёженными гримасами, личинами полулюдей… Есть и коротенькое видео для того, чтоб прочувствовать атмосферу:

Глядя на мост вздохов из тюрьмы дворца дожей. Надежда была, когда слышали песни гондольеров?!

27 февраля мы посетили «Академию» и восхитились Веронезе, Тицианом, Тинторетто…(материал по «Академии» в работе. Пока перебираю снимки. Опубликую чуть позже) в этот же день мы посетили музей Коррера. Шкатулка сокровищницы собиралась по крупицам и была выставлена в музее Коррера. Тут надо сказать, что перед поездкой в Венецию я купила на сайте VivaTicket: Museum Pass (41 евро на чел).

По билету Museum Pass мы и попали в музей Коррера (фотоальбом), что состоит из трёх музеев входной билет включает их все: Археологический музей и Библиотеку Марциана (фотоальбом). Шкатулка сокровищницы собиралась по крупицам и была выставлена в музее Коррера.

Скажу честно, компиляция этих совсем разных по тематике мест не понравилась. Пройдя по залам вокруг площади Сан Марко я пыталась не запутаться в экспозиции, смысле её, времени. Такая сборная солянка. Я бы сделала всё иначе. Тем не менее, предлагаю вам посмотреть через мои снимки что же там, внутри:

И тематические фотоальбомы:

Фотоальбом 1, посвящённый скульптуре А. Канова и мифам, легендам Древней Греции, воплощённым мастерами в искусстве можно посмотреть по этой ссылке.

"Величайшим художником, скульптором и зодчим Афин был Дедал, потомок Эрехтея. О нем рассказывали, что он высекал из белоснежного мрамора такие дивные статуи, что они казались живыми; казалось, что статуи Дедала смотрят и двигаются. Дедал набрал перьев, скрепил их льняными нитками и воском и стал изготовлять из них четыре больших крыла. Пока Дедал работал, сын его Икар играл около отца: то ловил он пух, который взлетал от дуновения ветерка, то мял в руках воск. Мальчик беспечно резвился, его забавляла работа отца. Наконец, Дедал кончил свою работу; готовы были крылья" - из поэмы Овидия «Метаморфозы». - из поэмы Овидия «Метаморфозы».

Алтарные работы представлены в нескольких внутренних залах:

#venice

Фотоальбом 2 музея Коррера: Коллекция картин и майолики. Картины в музее Корреро удивили! В коллекции почти 140 картин: картины Джованни Беллини, Антонелло да Мессина, Косме Тура и Витторе Карпаччо…. не только картины, но и можно в музее увидеть майолику 15–16 вв., представляющие разные регионы, керамические школы.

Лоренцо Венециано - "Христос передает ключи Святому Петру". 1370 г.

Линк на полный альбом (75 снимков с описаниями) здесь.

Залы Национальной библиотеки Марсиана (Марчиана) я описала в Фотоальбоме 3.

Художник Джулио Лицинио показал здесь Аллегорию Времени.

Весь фотоальбом с моими описаниями 75 снимков можно посмотреть по этой ссылке.

28 февраля (длинный день) мы сумели мноегое увидеть. С утра я, наконец, «пробралась» в бывшую алхимическую лабораторию. Сейчас это аптека, лаборатория парфюма. Но раньше, что было раньше! Алхимики Венеции очень любили это место. Заглянем?

2 March 2024

Очень хотелось увидеть печь, где плавится стекло, магическим образом превращая его в мозаику. Увидели. Жаркую, настоящую. Она помогает создать мозаичные бусинки для Ватикана, Барселоны….

Печь Orsoni Venezia 1888 #венеция #orsoni

В это же утро мы сумели (с трудом договорилась по эл. почте, но договорилась всё же о визите — всё по спискам, всё строго и расписаны визиты до конца июля. Посещение только в среду (!)) посетить, увидеть своими глазами последнюю действующую печь, где рождается венецианская мозаика Orsoni Venezia 1888, узнать поэтику цвета, разнообразие оттенков, прикоснуться к тайне мастеров…

#Orsoni Venezia 1888

Мы узнали, что у печи, как и на производстве виски есть душа (Soul), есть сердце (Heart), есть элементы того самого алхимического «великого делания».

Рождение мозаики. Венецианская печь.

Эта мозаика известна далеко за пределами лагуны: Саграда Фамилия (Барселона), Сан Марко (Венеция), Православгый собор (Бухарест), Мечеть Ирек (Казань), Ватиканские мозаики, Мозаичный ковёр на могиле Рудольфа Нуриева (Париж)….Попасть в сердце производства было большим желанием и оно исполнилось!

А библиотека цвета! Это что-то невообразимое. Я написала подробную заметку об Орзони (Орсони) здесь.

Фото: © Татьяна Уайт

Это наш экскурсовод по Орзони - Валентина.

А ещё моё восхищение в библиотеке:

#orsonivenezia1888 Orsoni Venezia 1888 where mosaic is made, where colours are endless!

В эту поездку в Венецию у меня кроме всего важного, детального, монументального была цель увидеть главную, первую работу Тициана в его, Тициановском храме. В этот день мы наконец сумели увидеть духовный дом главного художника Венеции, Тициана. Базилику Мария Глориоза деи Фрари — церковь общины монахов-францисканцев стоит посетить! (Входной билет 5 евро)!

Посмотрим что внутри базилики:

Тициан заработал славу мастера цвета, добиваясь на своих полотнах огромного количества оттенков, полутонов и переходных зон. Именно это стало одним из секретов его мастерства. Его Венецианский голубой волн Адриатики и неба Венеции до сих пор будоражат воображение его последователей и поклонников его таланта. Художник разработал новый способ и манеру письма, накладывая масляные краски на холст кистью, шпателем или просто пальцем. Прежде картины не писали на холсте. До него традиционно писали фрески или картины на досках, подобно русским иконам, однако в Венеции был влажный климат и фрески, живопись на досках не были долговечны.

По ссылке можно прочесть мои впечатления — я написала небольшую заметку на туристере:

Увидела её, вживую, хотя и на дистанции. Какие краски, какая экспрессия, какой полёт на небеса. «Верю», отвечаю я на вопрос Станиславского. Верю, потому что есть диалог, есть душа и есть то, что останавливает и заключает в оцепенение. Какой гений кисти и понимания природы человека и Бога. Отдала поклон у могилы гения, в его храме.

Museum Pass позволил посетить максимум за время нашего пребывания в Венеции музеев. Даже на Мурано 28 февраля съездили и посетили музей Муранского стекла.

Зашли в маленькие магазинчики-бутики. В каждом из них можно увидеть женщин с прекрасным маникюром за работой сотворения сувениров из муранского стекла. И снова «огонь в помощь»:

Как создаются сувениры из стекла. Мурано. Италия.

Рейс обратно в Эдинбург у нас был 29 февраля в 6 вечера. И на этот день я спланировала по уже устоявшейся традиции — посещение грязевого, термального курорта в Абано Терме, около Падуи. Немного было рисковано (всё же дорога, пересадки...), но что делать, надо пробовать новые тропы, дороги. Я читала, что Эуганские термы знамениты с древнейших времён, хотелось получить опыт. Он оказался прекрасным, хотя и очень дорогим по деньгам. Термальные воды Эуганского бассейна метеорического происхождения собираются с гор Монти Лессини, предгорья Альп, на высоте 1,500 метров. Воды соле-бромо-йодные. Добирались поездом и такси. Адрес: Terme Euganee-Abano-Montegrotto station — Via Marzia, 34, 35031 Abano Terme PD.

В аэропорт добирались от станции Венеция Местре на автобусе www.atvo.it  (10 евро за билет на чел.)

Пока ехали в автобусе по урбанистическому маршруту (хорошо, что недолгому) в голове ещё были роскошные цвета богатой Венеции.

Из рефлексии.

Венеция магически притягивает своей загадкой, тайной и своей силой красоты, величием человеческого таланта, амбиций, дерзновений и извечной терпеливой борьбой с силой, стихией моря.

Море, стихия или красота? Кто кого?

Представить это уникальное место планеты, сгустка триумфа таланта под водой просто немыслимо, но вполне возможно. В свой приезд мы увидели high alta (большую воду), что заливала площадь Сан Марко.

Фото: © Татьяна Уайт

Мы ходили по мостикам, что в марте—апреле, также как и в октябре—ноябре держат на набережной. Мостики актуальны и немного пугающие, от того, что они рефреном твердят — победа над стихией моря пока не достигнута и страх за потерю искусства и уникального творения Венеции всё ещё волнует сердца.

Мне ещё запомнится доброта венецианцев и их гостеприимство. Читала в очерках о Венеции, что это место, где нет ничего бесплатного, где нужно за всё платить. Ан, нет! В Венеции нам встретились люди, которые не ожидали и не принимали деньги. Люди, отдающие доброту просто — бесплатно.

Хозяйка апартаментов передала нам чудесный подарок в виде книги о привидениях и тайных уголках Венеции (не просто книги, а какой! Сейчас читаю с удовольствием), вкупе с вкуснейшим венецианским печеньем. Мы для неё привезли "шотландские сувениры" и так здорово, что они ей понравились!! Хозяйка нам предложила бесплатно прокатиться с ней до моста Риальто на такси. Вот прерасно было ей составить компанию. Как бы мы не прадлагали, денег она с нас не взяла. Надеюсь, сумеем ей показать Шотландию, когда она скоро окажется по делам в Лондоне. Нового друга обрели! Ура.

С ветерком на венецианском такси.

Вспоминаются описанные выше посещение фабрики мозаики и алхимической лаборатории-аптеки эпохи Ренессанса. И это всё бесплатно, ни хозяин аптеки, ни экскурсовод на фабрике не взяли с нас деньги, как бы я не предлагала. И это было удивительно, мило и щедро с их стороны. Это ли потому, что я спрашивала вежливо и очень убедительно? Не знаю, но добрая память осталась. Спасибо им.

Фото: © Татьяна Уайт

Да, путешествия нам даны не только для изучения мест, восхищения ими, но прежде всего, полагаю — для изучения, познания нас самих. Наши мысли — это зеркало поведения людей вокруг нас.

До сих пор вспоминаются встречи, что дали ощущение тепла и великодушия. И уже лёгкая печаль о полюбившем вновь месте.

Фото: © Татьяна Уайт

Прилагаю здесь рекомендацию по лучшим ресторанам, данными нам местными:

Хочется верить, что мой рассказ состоялся и стал своего рода интересным, полезным. Добавлю только, что для меня большая честь разделить свои мысли, снимки, видео, линки, советы (ценники, адреса) с вами.

Спасибо вам большое за внимание, что дочитали до конца!

И пусть вам также, как и мне, открываются двери!

Фото: © Татьяна Уайт

С уважением, Татьяна Уайт. Эдинбург. Март 2024 г.