Духовный дом Тициана (Францисканская Базилика Марии Глориоза деи Фрари). Венеция

Базилику Мария Глориоза деи Фрари — церковь общины монахов-францисканцев стоит посетить! Этот храм уникален ещё и благодаря своей сокровищнице искусства, включающее Успение Пресвятой Богородицы (1516–18) кисти Тициана. Почитание Пресвятой Богородицы — это характерная черта францисканской духовности. Название — Фрари: сокращение от итальянского frati minori (братья меньшие). Францисканцы обосновались в Венеции около 1220 года. Приблизительно в 1231 году они получили земельный участок, на котором построили небольшую церковь с монастырем. А ведь место ранее было болотом!

1
Духовный дом Тициана (Францисканская Базилика Марии Глориоза деи Фрари). Венеция
1
Духовный дом Тициана (Францисканская Базилика Марии Глориоза деи Фрари). Венеция
1
Духовный дом Тициана (Францисканская Базилика Марии Глориоза деи Фрари). Венеция

12 мая 1810 религиозная монашеская община была упразднена и церковь стала приходской.

Эту базилику я стремилась посетить, зная, что это последнее место великого Тициана и надгробие утончённого скульптора Антонио Кановы.

1
Духовный дом Тициана (Францисканская Базилика Марии Глориоза деи Фрари). Венеция

Вспоминаются строки А. П. Чехова своему брату, Ивану (5 апреля 1891 г.): «Великолепны усыпальницы Кановы и Тициана. Здесь великих художников хоронят, как королей, в церквах; здесь не презирают искусства; церкви дают приют статуям и картинам, как бы голы они не были…»

2
У места захоронения мастера кисти Тициана. Авторы скульптурной работы: 
Луиджи, Пьетро и Андреа Дзандоменги (1843-1852)
У места захоронения мастера кисти Тициана. Авторы скульптурной работы: Луиджи, Пьетро и Андреа Дзандоменги (1843-1852)

    Успение Пресвятой Богородицы (1516–18) С. Мария Глориоза деи Фрари, Венеция-один из величайших шедевров Высокого Возрождения живописи. В «Успении Богородицы» (1516 -1518, художнику 28 лет), написанной для церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари очевидна увлечённость Тициана чувственной красотой.

    1
    Вблизи: 
Работа Тициана Вознесение Пресвятой Богородицы 1516
    Вблизи: Работа Тициана "Вознесение Пресвятой Богородицы" 1516

    Cозданный по образцу древнеримской триумфальной арки, ансамбль увенчан тремя скульптурами святого Франциска, святого Антония и Христа-Искупителя в натуральную величину. На момент своего открытия в 1518 году картина Тициана вызвала споры: она имела гораздо более энергичную композицию и фигуры гораздо большего размера (превышающие натуральную величину), чем ожидали монахи.

    Вскоре его работа получила общественное признание, и позже Лодовико Дольче сравнит её с шедеврами Рафаэля и Микеланджело. Сегодня эта картина явлется абсолютным шедевром эпохи Возрождения.

    1
    Духовный дом Тициана (Францисканская Базилика Марии Глориоза деи Фрари). Венеция

    Разрабатывая свою композицию, Тициан учел окружающие алтаря элементы, которые могли повлиять общее восприятие картины. Например, стрельчатые окна, установленные в готической апсиде, создавали эффект задней подсветки, чему Тициан противопоставил свою яркую цветовую палитру.

    1
    Духовный дом Тициана (Францисканская Базилика Марии Глориоза деи Фрари). Венеция

    Существовавшая ранее хоровая площадка в центре нефа с элегантным мраморным экраном, выполненным мастерской Ломбардо, была акцентирована центральной аркой, которую Тициан эффектно превратил в сценографическую рамку для своей картины на главном алтаре, принимая во внимание зрительское внимание — от подхода главного портала церкви.

    1
    Духовный дом Тициана (Францисканская Базилика Марии Глориоза деи Фрари). Венеция
    1
    Духовный дом Тициана (Францисканская Базилика Марии Глориоза деи Фрари). Венеция
    1
    Духовный дом Тициана (Францисканская Базилика Марии Глориоза деи Фрари). Венеция

    Основная композиционная формула состоит из двух геометрических фигур: Девы Марии в круге и изумленных апостолов в прямоугольном блоке. Тициан изобразил возносящуюся Богородицу, облаченную в малиновое платье, во взрыве яркого света. Яркий цвет ее одежды перекликается с красным цветом, который носят два апостола внизу, объединяя две половины сцены посредством цвета. Божественная Мария — в золоте, а апостолы внизу изображены на фоне голубого неба, еще больше разделяя небесную и земную сферы. Бог-Отец парит над нами с ангелом, готовый короновать Марию как Царицу Небесную. Обрамляющий ее золотой полукупол напоминает церковную архитектуру и золотую мозаику Византии, и, конечно же, базилику Сан-Марко в самом сердце Венеции.

    1
    Духовный дом Тициана (Францисканская Базилика Марии Глориоза деи Фрари). Венеция
    1
    Духовный дом Тициана (Францисканская Базилика Марии Глориоза деи Фрари). Венеция

    Затем в 1526 году, продолжая наслаждаться успехом, Тициан создал ещё одну картину для той же церкви, Мадонну Пезаро.

    1
    Духовный дом Тициана (Францисканская Базилика Марии Глориоза деи Фрари). Венеция

    Здесь снова присутствует реальный мир в виде шести членов семьи Пезаро, стоящих на коленях перед высоким подиумом, на котором сгруппированы Мадонна и святые. Композиция поражает своей оригинальностью, поскольку обычное фронтальное представление заменено наклонным расположением, которое подчёркивает восходящее движение к искупительной Деве.

    В обеих этих картинах до сих пор статичный тип дизайна преобразован динамичным движением и ярким цветом. Этот новый подход — величайший вклад Тициана в традицию венецианского алтарного образа.

    1
    Духовный дом Тициана (Францисканская Базилика Марии Глориоза деи Фрари). Венеция
    1
    Удивительно как повторили скульпторы Тициановскую работу Вознесение, что в алтаре, несколько метров от Тициановского места отдохновеня.
    Удивительно как повторили скульпторы Тициановскую работу "Вознесение", что в алтаре, несколько метров от Тициановского места отдохновеня.
    1
    Духовный дом Тициана (Францисканская Базилика Марии Глориоза деи Фрари). Венеция

    Кроме Тициана, в храме есть также памятники:

    1. Канове (1822–1827)

    2. Дожу Джованни Пезаро (1660–1669)

    3. Дожу Николо Трону (ок. 1476 г.)

    4. Дожу Франческо Фоскари (ок. 1457 г.)

    5. Якопо Марчелло (1488 г.)

    Стоимость входа в базилику = 5 евро (на сайте туристера стоимость указана не актуальная на сегодняшний день). Полагаю скан из брошюры на русском языке будет полезным.

    1
    Духовный дом Тициана (Францисканская Базилика Марии Глориоза деи Фрари). Венеция

    С уважением,

    Татьяна Уайт.

    Полезные ссылки:

    ✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

    ✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

    ✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

    ✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

    ✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

    ✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

    Комментарии

    Церковь Санта Мария Глориоза Деи Фрари