Турист Ирина (vicea2)
Ирина
была 11 апреля 10:51

Дели, Джайпур, Агра, Кхаджурахо — Индия Январь 2024

Мы путешествовали вдвоем на новогодние даты (03.01.2024–11.01.2024) по маршруту Золотого треугольника (Дели, Джайпур, Агра) + Кхаджурахо. Мы решили перемещаться между городами на поездах, а также взяли 1 внутренний перелет, из Кхаджурахо в Дели. Когда мы готовились к путешествию, то оказалось, что в Интернете не так просто найти информацию о современных поездах Индии, как купить билет, что делать, если деньги за билет списали, а он не подтвержден (waiting list), как разобраться, какие у тебя места, если они не указаны в билете и т. п. Этот отчет я в первую очередь решила написать, чтобы поделиться свежей информацией о поездах Индии. Позже я решила дополнить его другой информацией, надеюсь, она будет полезна!

Здесь содержание моего отчета, выберите то, что интересно:

1. Дели

2. Джайпур

3. Агра

4. Кхаджурахо

5. Поезда

6. Хелперы. Как в Индии навязывают свои услуги.

7. Водители тук-туков

8. Местные гиды

Часть 1. Дели.

Мы прилетели в Дели в 4 утра, из Москвы есть только 1 прямой рейс, у Аэрофлота. Брали тариф без регистрируемого багажа, только ручная кладь. Все вещи вместились в чемодан размера S — для ручной клади, можно взять не более 10 кг. И этих вещей нам хватило! Купить рупии в Москве нам не удалось, поэтому мы поменяли немного долларов при выходе из аэропорта, чтобы купить билет в метро (внутри аэропорта не меняйте, там берут большую комиссию). Позже мы поменяли основную сумму денег в отеле, к нам в номер подъехал индиец и поменял по нормальному курсу. Мы провели в Дели 3 дня, перемещались на метро и тук-туках, 1 раз брали pre-paid taxi и 1 раз прокатились на велорикше. В январе в северной Индии прохладно, днем было до +15, а вечером холоднее. Если ехать на тук-туке с ветерком, то лучше надеть капюшон или даже шапку. Дели — один из самых загрязненных городов мира. Мы так и не увидели солнца, над городом постоянно стоял туман. Жили в двух отелях, они оба находятся в районе Пахаргандж, это район в центре, он очень оживленный, грязный, но удобный и недорогой. Отели в этом районе, как правило, старые, окна (если есть) выходят на шумную улицу. Могу порекомендовать новый отель с заботливым персоналом в этом районе — Kaca inn на Arakashan Road, мы его бронировали на букинге. Он находится в тихом переулке. Но в следующую свою поездку в Дели я хочу найти отель в другом районе, более спокойном.

Мы успели посмотреть в Дели:

1) Красный форт (построен в 1652 году при Шахе Джахане) — находится рядом с метро Lal Qila, вход 600 рупий с 1 иностранца, для иностранцев отдельная касса без очереди. На момент нашей поездки курс рупии к рублю был примерно 1 рупия=1,1 рубля. Я читала, что на осмотр форта надо выделять 3–4 часа, но мы там гуляли не более часа, ожидали от этого форта большего. Позже мы осмотрели Амбер форт в Джайпуре и Красный форт в Агре, и они гораздо интереснее. Это был наш первый день в Индии, и мы впервые увидели пальмовых белок! Они похожи на бурундуков. Белки являются почитаемыми животными в индуизме, им нельзя причинять вред, многие индийцы прикармливают белок в знак почтения к богу Раме. Существует легенда, объясняющая наличие полосок на шкурке зверька: когда Рама со своей армией обезьян строил Адамов Мост, пальмовая белка ему помогала, перенося песок с побережья на своей шкурке. Рама, восхищённый преданностью белки, погладил её, и с тех пор на шкурке видны отпечатки его пальцев.

Отчет о поездке в Индию

2) Мечеть Джама-Масджид (Делийская соборная мечеть) — это самая большая мечеть в Индии. До нее можно пешком дойти от Красного форта. Вход по 300 рупий + купили тапочки, чтобы не ходить по внутреннему двору в носках (было прохладно). Внутрь мечети нас не пустили, мы погуляли по дворику, сфотографировались с местными и вышли. Мечеть также построена Шахом Джаханом, который известен строительством Тадж-Махала.

Отчет о поездке в Индию

3) Храм Акшардха́м открыт в 2005 году, вошёл в Книгу Рекордов Гиннеса как самый грандиозный индуистский храм в мире. Находится недалеко от одноименного метро Akshardham. Открыт с 10.00 до 18.30 кроме понедельника. Шоу фонтанов в 18.30 и 19.30. На территорию этого храма войти оказалось сложнее, чем на территорию Тадж-Махала в Агре! Нужно обязательно сдать сотовый телефон в камеру хранения, отстояв сначала в очереди. Фотографировать на территории нельзя. Мы со страхом в сердце сдали телефоны. Далее очередь на досмотр сумок, карманов, одна очередь для женщин и другая для мужчин. Когда мы все-таки прошли на территорию, то были вознаграждены — храм очень красивый с вечерней подсветкой! И территория тоже. За храмом по вечерам проводят шоу фонтанов, стоимость шоу всего 90 рупий, а само посещение храма бесплатное. Шоу фонтанов — это не только цветные фонтаны, музыка, но также проекция изображения на стенах, понравилось. Больше информации на https://akshardham.com/

4) Мавзолей Хумаюна — находится далеко от метро, поэтому лучше взять тук-тук или такси. Он построен в 1571 году и считается предшественником Тадж-Махала (1653). Но в отличие от Тадж-Махала, он построен по заказу женщины — вдовы падишаха Империи Великих Моголов Хумаюна. Вход 600 рупий с человека. Комплекс включает также гробницу вельможи Исы Хана, парк, внутри мавзолея также находятся несколько захоронений.

5) Кутуб-Минар — самый высокий в мире кирпичный минарет (72,6 м). Вокруг целый комплекс останков великолепных зданий. А еще здесь стоит колонна из чистейшего железа, которая не ржавеет уже несколько столетий. Это место очень понравилось, рекомендуем посетить! Вход опять по 600 рупий. Захватите орешки для пальмовых белочек). Как добраться: удобнее всего использовать метро и ехать до одноименной станции Qutub Minar на желтой ветке.

Отчет о поездке в Индию

6) На соседней с метро Qutub Minar станции — Chhattarpur находится индуистский храмовый комплекс Чаттарпур. Его рекомендуем посещать после минарета. Пешком от метро 10 минут. Комплекс занимает большую территорию и до недавнего времени был самым большим индуистским храмовым комплексом, пока не построили великолепный Акшардхам. Мы посмотрели лишь маленькую часть его, т. к. другая территория была закрыта. Главным божеством в храме является богиня Катьяяни, которая является одной из форм индуистской богини Дурги, супруги Шивы (известна также под именами Парвати, Кали), богини-воительницы с устрашающим видом. Изображается с 10 руками (а ее формы с 4,10,18,20 руками). Устрашает грешников. Борется с демонами. У входа в главный храм видели скульптуру быка Шивы — Нанди. Храм был украшен множеством живых цветов. На выходе из него всех угощали бананом. На территории комплекса есть большие скульптуры — гигантской черепахи, 25-метровая статуя Бога Ханумана (обезьяноподобное божество). При входе в храмы нужно снимать обувь. Посещение бесплатное.

Отчет о поездке в Индию

7) Пурана Кила — «старый форт», построен при Хумаюне (1538), но в 1540 году захвачен афганским военачальником Шер-Шахом, который переименовал форт в Шергарх и расширил его. После смерти Шер-Шаха в 1555 году Хумаюн вернулся в крепость. По иронии судьбы, два здания, уцелевшие до наших дней — построены Шер-Шахом. Это бывшая обсерватория Шер-Шаха Шер-Мандал, в которой Хумаюн устроил свою библиотеку и в которой он упал с лестницы, споткнувшись о полы своей одежды и умер. Второе здание — мечеть. На территории крепости ведутся раскопки. Вход — 300 рупий. Мы добирались на тук-туке от своего отеля, т. к. от метро пешком далековато (ближайшее метро — Khan Market). Я бы не назвала эту крепость обязательной для посещения, но если есть свободное время, то можно посетить. Рядом находится зоопарк.

8) Ступенчатые колодцы Аграсена (Agrasen Ki Baoli) — довольно интересное место. Этот колодец когда-то был наполнен грунтовыми водами. Система разноуровневых площадок и соединяющих их лестниц позволяет обеспечить доступ к воде при любом её уровне. Находится он в 11 минутах пешком от метро Janpath. Вход бесплатный.

Отчет о поездке в Индию

9) Если от колодца Аграсена идти пешком до метро Janpath по Tolstoy road, то можно увидеть памятник Льву Толстому! Интересно то, что Махатма Ганди переписывался с Львом Толстым. Идея пассивного сопротивления злу объединила двух великих философов. А памятник появился в стране в 1994 году в связи с визитом в Индию премьер-министра России Виктора Черномырдина. Если будете, как и мы, проходить мимо, то посмотрите на памятник, а специально к нему ехать не нужно).

10) Храм Лотоса (Lotus Temple) — главный храм религии Бахаи в Индии и сопредельных странах, построенный в 1986 году. Открыт для людей всех вероисповеданий. Пешком от метро Kalkaji Mandir или Okhla NSIC. Вокруг храма парк с дорожками. Сам храм очень красивый, в виде цветка лотоса. Перед входом нужно сдать обувь в камеру хранения. Внутри принято просто посидеть на скамьях в тишине. Вход бесплатный.

11) Храм Лакшми Нараяны — индуистский храм, возведённый в честь богини счастья и изобилия Лакшми и её супруга Вишну в облике Нараяны. В народе известен также как Би́рла манди́р, т. к. построен был на деньги известного в Индии состоятельного семейства Бирла (строили с 1933 по 1939 год). Позже мы встретили храм с таким же названием в Джайпуре. Только в Дели храм яркий, красно-желтый, а в Джайпуре он весь из белого мрамора. Ближайшая станция метро — Rama Krishna Ashram Marg, от нее до храма примерно два километра. В этом храме я обратила внимание, как много в нем изображений свастики. Прочла, что индуистская традиция связывает правостороннюю свастику с солнцем. Является знаком Вишну и символизирует космическое колесо, которое выражает идею развития вокруг неподвижного центра. В народной традиции правосторонняя свастика считается оберегом, и размещается на входах в храмы, дверях домов. При входе в храм нужно сдать обувь в ячейку хранения с ключом, на выходе просят что-нибудь заплатить за это.

Отчет о поездке в Индию

12) Ворота Индии — монумент в память об индийских солдатах, погибших в англо-афганских войнах и в годы Первой мировой войны, открыт в 1931 году. Мы видели красивые фото монумента с вечерней подсветкой и поехали туда вечером (тук-тук от метро Central secretariat), прошлись по парку, но подойти к воротам не смогли, оказалось, что территорию вокруг них закрывают в 22.00.

Часть 2. Джайпур.

Джайпур обязан своим названием, основанием и планировкой великому воину и астроному махарадже Джай Сингху II (1693–1743). Он был основан в 1727 году. Сейчас Джайпур — столица самого большого штата Индии — Раджастхана. Но до 1949 года Раджастхан считался независимым княжеством. Мы приехали в Джайпур поездом и на тук-туке доехали до своего отеля.

Что мы успели посмотреть в Джайпуре:

1) Амбер форт — укреплённая резиденция раджи Ман Сингха I в. северном пригороде Джайпура, у озера Маота, на холме. Доехать туда можно только на тук-туке или такси. Прогуляться по крепости можно абсолютно бесплатно. Чтобы посетить внутреннюю часть форта нужно купить билет — 500 рупий на человека. Мы прошли по внутренним дворикам, увидели Шиш-Махал — зеркальный дворец, сфотографировались с индианкой в красивом сари (обычно местные нас просили с ними сфотографироваться, а тут наоборот мы попросили). Со стен форта очень красивый вид на окрестности. В храм Шила Деви не удалось зайти, он был закрыт днем до 16.00.

Отчет о поездке в Индию

2) По дороге из Амбер форта располагается прекрасный дворец на воде — Джал-Махал. Он стоит посреди озера, дороги к нему нет. И на лодке подплыть также нельзя, это запрещено местными властями. Поэтому мы просто сделали фото и поехали дальше.

3) Galta Ji Temple (Храм обезьян, Hanuman Temple). Храмовый комплекс находится в 10 км к востоку от Джайпура, в ущелье. Он построен в XIII веке. На территории комплекса несколько старинных храмов и священных бассейнов для омовения. При входе на территорию нам предложили купить арахис для обезьян за 100 рупий (3 пакетика). И также за нами пошел мальчик, чтобы охранять нас от обезьян. Он отгонял некоторых обезьян, а с другими помогал сфотографироваться. Вход на территорию стоил примерно 250 рупий с человека. Мы зашли в храм Ханумана (Ханума́н — в индуизме — обезьяноподобное божество), где нас встретил священник, что-то рассказал, нарисовал точку на лбу (тилака) и повязал на запястье красную нить (калева). Эта нить в традиции индуизма считается священной. Ее повязывают людям, участвующим в молитве (или пудже), чтобы привлечь благословение богов. Рядом с местом поклонения стоял поднос с купюрами, где в основном были купюры в 500 рупий. Мы оставили 200. Территория красивая, бассейн для омовения, еще храмы. Обезьянки очень фотогеничные! Мальчику-гиду дали 300 рупий, плюс еще чаевые в паре храмов, в общем, оставили денег больше, чем думали, но место очень понравилось!

Отчет о поездке в Индию

4) Индуистский храм Бирла Мандир. Он был построен на деньги семьи Бирла в 1988 году, исключительно из белого мрамора. Посвящен индуистской богине и Лакшми и богу Вишну (Нараяну). Посещение бесплатное, мы были вечером, храм красиво подсвечен, красивый.

5) Музей Альберт холл. Мы не знали, чем заняться вечером в Джайпуре, а я читала в отзывах, что вечером музей открыт и у него есть ночной тариф с 19.00, вход 100 рупий вместо 300. И мы пошли. Увы, такого тарифа нет, погуляли часок по музею, ничего особо интересного не нашли. Само здание музея выглядит как дворец. Позже я прочла, что это один из старейших музеев, открыт в 1887 году. Он назван в честь короля Эдуарда VII (Альберт Эдвард), во время визита которого в город в качестве принца Уэльского в 1876 году был заложен первый камень в его основание.

Отчет о поездке в Индию

6) Дворец ветров — Hawa Mahal — визитная карточка Джайпура. Пятиярусная пристройка к дворцу (примерно 1799 год) из розового песчаника, в ней 953 окна, которые обеспечивали вентиляцию помещений в жаркую погоду и давали возможность женам махараджи увидеть мир снаружи дворца, скрыв свои лица. Вход в Хава Махал стоит всего 201 рупия с человека, дешевле других достопримечательностей. Мне не удалось сфотографироваться на фоне розового фасада одной, т. к. вокруг было много других туристов, попавших в кадр. На все ярусы здания можно забраться и все посмотреть. Иностранцев было не очень много и нас позвали посмотреть короткое кукольное представление, т. к. мы можем оставить чаевые.

7) Обсерватория Джантар Мантар — построена в 1734 г. махараджей Савай Джай Сингхом, самая большая из 5 построенных им обсерваторий, в которой находятся самые большие в мире солнечные часы. Мы брали русскоговорящего гида, который нам рассказал, как определить время по часам, но не смог ответить на другие вопросы, т. к. мы его не поняли).

Отчет о поездке в Индию

8) Королевский дворец (City Palace). Находится рядом с обсерваторией. На протяжении сотен лет он служил резиденцией махараджей Джайпура. Представляет собой комплекс из дворцов и павильонов. Он поделен на две части. Одна — музейная, доступ сюда открыт всем желающим. Вторая — закрытая для посещений. Эту часть дворца занимает махараджа Падманаб Сингх. Его присутствие на территории резиденции всегда отмечено поднятым стягом. В 2012 г. властями Индии были упразднены все титулы. Тем не менее, жители Раджастхана продолжают почитать своего махараджу.

Мы прогулялись по внутреннему двору, зашли в текстильную галерею и галерею портретов первых лиц Раджастхана, наших современников и махараджей. Сфотографировались у знаменитых павлиньих ворот. Зашли в зал для публичных аудиенций (внутри фотографировать нельзя). Вход для иностранцев — 700 рупий.

9) Слоновья деревня. Мы приехали туда, посмотрели на слонов, и уехали. Нам предложили покормить слона за 1000 рупий. И покататься вдвоем 10 минут за 2400. Мы уже были в Таиланде и катались на слонах дешевле и дольше:), и решили воздержаться.

Часть 3. Агра.

В Агру мы приехали поездом в 12 часов дня, оставили свои вещи в камере хранения на ж/д вокзале Agra Cannt за 15 рупий за чемодан в сутки). И сразу поехали смотреть Тадж-Махал, взяли pre-paid taxi за 200 рупий. Такси высадило нас и далее нужно было пройти пешком 10–15 минут к западному входу. Вход 1300 рупий включает посещение мавзолея внутри (без посещения на 200 рупий дешевле). Рюкзак сдали в камеру хранения. Хотя мы уже видели несколько красивых дворцов, Тадж-Махал все равно самый красивый! Если бы я еще раз поехала в Агру, то пошла бы в Тадж-Махал утром или вечером, когда меньше людей (наверно). И гуляла бы там, наслаждаясь видами. Мы взяли гида, об этом подробнее ниже, где я пишу про местных гидов.

Отчет о поездке в Индию

Билет в Тадж-Махал действителен не более 3х часов, далее штраф. Мы еле смогли уйти через 3 часа и поехали на тук-туке в Агра-форт, который находится всего в 2,5 км от Тадж-Махала. Форт работает до заката солнца, вход стоит 650 рупий. Я удивилась, что внутри форт такой красивый, не ожидала этого. Этот форт более древний, чем Красный форт в Дели. Он построен еще в 1571 году при Акбаре Великом, который перенес столицу из Дели в Агру. В 1648 году столица была перенесена обратно в Дели, в связи с чем Агра-форт на время утратил своё значение, а в Дели был построен свой Красный форт (1652). После захвата власти в 1658 году, Аурангзеб содержал своего отца Шах-Джахана в Агра-форте под домашним арестом, где тот и умер в 1666 году. На территории Агра-форта есть мечеть из белого мрамора, построенная при Шахе-Джахане. Мы прогулялись везде, видели попугайчиков, пальмовых белочек и обезьянок. Форт очень понравился.

Часть 4. Кхаджурахо.

Ранее это был город, столица средневекового государства Чандела. После падения династии он затерялся в джунглях и был вновь открыт только в 1838 году, когда местные проводники привели туда капитана британской армии. Сейчас это небольшой поселок. Мы на 1 ночь остановились здесь в пятизвездочном отеле Ramada Khajuraho, отель очень красивый, мраморные лестницы, большие номера, территория, был только 1 минус проживания в нем — вместо горячей воды текла теплая). Кхаджурахо знаменит своими древними храмами (X—XI вв.) с эротическими скульптурами. Сохранилось около 20 храмов, они поделены на 3 группы, западные, платные, восточные и южные. Вход в западные храмы стоит 600 рупий, оплатить можно только онлайн, но т. к. у нас зарубежной карты не было, то пришлось воспользоваться услугами местных. Храмы хорошо сохранились, если учесть то, что они построены более 1000 лет назад. Каждый украшен множеством вырезанных из камня фигурок. Есть изображения богов, влюбленных пар, животных, прекрасных женщин и др. Храмы восхищают! У каждого храма есть свой смотритель, который готов рассказать что-нибудь интересное в обмен на чаевые. Совет: подготовьте разменные купюры, т. к. храмов много. Восточные храмы находятся напротив западных, и я читала, что их можно обойти пешком. Но на самом деле эти храмы находятся на достаточно большом расстоянии друг от друга, и лучше взять тук-тук. Южных храмов оказалось всего 2, из них удаленный только 1, и до него все равно ехать недолго. На их просмотр много времени не нужно. Из Кхаджурахо в Дели мы вернулись на самолете авиакомпании Spicejet.

Часть 5. Поезда.

Мы с большим трудом искали информацию о поездах перед поездкой, поэтому хочу помочь будущим путешественникам. У нас нет зарубежной карты для оплаты, поэтому заранее забронировать и оплатить ж/д билеты мы не могли и обратились к нашим знакомым в Индии — ребятам с зарубежной картой. Они купили нам билеты на сайте ixigo.com, который не работает в России. Также есть сайт https://12go.asia/ru, он удобный, но цены чуть дороже, есть комиссия. На официальном сайте индийских ж/д дорог — IRCTC — https://www.irctc.co.in/nget/train-search — надо ввести индийский номер телефона для регистрации. Но этот сайт полезен при проверке своего билета по PNR, для этого регистрация не требуется. Мы были наслышаны об индийских поездах, где битком едут люди, грязь и т. п., поэтому купили самые дорогие билеты, при этом цена была нормальная, наши российские поезда, как правило, дороже. Мы купили 3 железнодорожных билета:

1) Дели — Джайпур: поезд 20978, отправляется из ж/д вокзала Delhi Cantt (DEC). Обратите внимание, что в Дели несколько железнодорожных вокзалов. Центральный — New Delhi Railway Station — находится в пешей доступности от метро New Delhi. Ж/д вокзал Delhi Cantt более маленький и спокойный — находится не рядом с метро, до него можно доехать на такси, мы боялись пробок, поэтому поехали к ближайшему метро и далее взяли тук-тук. Есть еще вокзалы Nizamuddin, Sarai Rohilla. Наш поезд — самый быстрый поезд из Дели в Джайпур, он идет всего 3 часа 25 минут. Мы брали AC Chair Car (CC) — класс билета. Здесь были сидячие места. Номера мест были указаны сразу в билете — Booking Status: CNF/C1/38/AS — CNF — confirmed/C1 — Класс вагона, 38 — место, AS — думаю, что это значит место у прохода — aisle seat (на втором билете было WS — у окна — window seat). Также на билетах есть графа Current Status — там в будущем может измениться статус билета, если он не был подтвержден сразу, а был в Waiting List при бронировании, об этом напишу ниже). Этот поезд реально понравился. Он был единственный из 3х поездов, который отправился и прибыл по расписанию. В нем было питание, за 3 часа нам успели принести сначала закуски, потом горячий ужин и позже — мороженое! Раздавали воду, газеты, налили кипяток в термос. В этом поезде едут респектабельные индийцы. Я забыла в туалете свой телефон и его никто не взял, хотя несколько человек входили и выходили.

2) Джайпур — Агра.

Мы хотели приехать в Агру рано, чтобы пойти сразу смотреть Тадж-Махал. Поэтому взяли билеты из Джайпура на утренний поезд (номер 19666), в спальный вагон, чтобы выспаться по дороге. Здесь номера мест и вагон не были указаны при бронировании, т. к. поезд проходящий, идет из Удайпура, места в нем назначаются позже. Как узнать свои места? Проверять свой билет по PNR на сайте https://www.irctc.co.in/nget/train-search или также есть полезное приложение — Where is my train, его можно установить на телефон. Наш поезд должен был отправиться по времени на билете в 5.35 утра, но он задержался на час, причем на табло на ж/д вокзале информацию обновляли с опозданием. Можно проверять опоздание поезда и расположение вагонов на сайте https://enquiry.indianrail.gov.in/mntes/ — по номеру поезда. Также опоздание поезда можно отслеживать в приложении Where is my train. Когда мы узнали номер вагона и места встал вопрос, где же будет наш вагон — поезд длинный, а стоянка короткая. Оказалось, что перед прибытием поезда напротив каждого вагона на перроне есть электронная вывеска вверху, где высвечивается номер поезда и номер вагона, который будет в этом месте стоять, то есть заранее можно подойти именно к своему вагону. Мы сели в поезд и у нас оказалось двухместное купе! Комплект постельного белья нам выдали. Наш поезд прибыл в Агру вместо 10.20 в 12.10, то есть опоздал на 1 час 50 минут.

3) Агра — Кхаджурахо.

Мы взяли билеты на ночной поезд № 11842, который отправляется от Agra Cantt railway station в 21.40 (в Агре тоже несколько ж/д вокзалов!) и прибывает в Кхаджурахо в 8 утра на следующий день. Этот билет был подтвержден частично — мой билет сразу, а моего спутника — попал в Waiting List. Билеты из Waiting List подтверждают позже, если кто-то сдаст билет и также если откроют какую-то бронь. Дешевые билеты в сидячие вагоны подтверждают легко, там можно выйти из Wait list даже если у Вас 15й номер и больше. Мой спутник был первый в Wait Лист самого дорогого билета из Агры в Кхаджурахо — AC First Class (1A). Его нам подтвердили только в день выезда, мы очень переживали и купили запасной билет в более дешевый вагон. Хорошо, что я проверила заранее в приложении наш поезд и увидела, что последнюю неделю он сильно опаздывал, на 10–12 часов. Его точка отправления была в 6 часах езды от Агры и мы видели, что он никак не выезжает. Пришлось в Агре снять отель на ночь и каждые пару часов проверять, отправился ли поезд. Он отправился только в 2 ночи и время его прибытия в Агру постоянно сдвигалось. Мы приехали утром на вокзал Агры, но там пришлось еще ждать 3 часа. На вокзале есть комната ожидания для пассажиров 1 класса, но она раздельная для мужчин и женщин, и в мужском зале все места были заняты. Но мы нашли платный зал ожидания — Travellars executive lounge — 100 рупий с человека за 2 часа ожидания + налог примерно еще 15 рупий. Это теплый зал с мягкими сиденьями, туалетом, чаем (таракана видела, но это уже было некритично). Когда мы наконец-то сели в поезд в 12 часов дня, то оказалось, что в нашем вагоне всего 3 купе с дверьми по 4 места. А далее в этом же вагоне были места наподобие нашего плацкарта. Мы всю дорогу проехали в четырехместном купе вдвоем. Питание не было включено, но еду носили по вагонам и предлагали. Проводник по-английски не говорил. Кто бы догадался, что ночной переезд может стать дневным и мы потратим день отпуска в поезде? Он опоздал в Кхаджурахо в итоге на 14 часов и 14 минут).

Часть 6. Хелперы.

Скажу сразу — в целом индийцы дружелюбны, они пытаются помочь, иногда безвозмездно, но чаще иностранный турист для них — это возможность что-то заработать. Мы были в Индии полных 8 дней и за это время у нас было несколько случаев, о которых хочу рассказать. В день прилета мы пошли пешком к метро New Delhi из района Пахаргандж в Дели по Google картам и там нужно было пройти через железнодорожный вокзал или обойти его. Вокруг вокзала очень оживленный район, все подбегают, спрашивают, куда идем и чем помочь. Мы сказали, что ищем ближайшее метро. Тут же подбежал один индиец и сказал, что ему как раз с нами по пути и он покажет дорогу, и повел нас в обход вокзала справа и мы подумали, что так и надо, а по дороге стал говорить, что он приехал на вокзал, а его поезд опаздывает на 6 часов и далее спросил, куда мы едем дальше из Дели. Мы ответили, что в Джайпур, завтра. Он тут же сказал нам, что нужно обязательно проверить время выезда поезда. Также мы проболтались, что один из наших ж/д билетов не подтвержден. Он нас привел к турагенству и посоветовал зайти, уточнить информацию. Я ответила: — Спасибо, зайдем на обратном пути, а сейчас нам нужно скорее попасть в метро, где метро? Но он стал настаивать, чтобы мы зашли! Чуть ли не перегородил нам дорогу. Мы зашли, нам предложили купить запасной билет по завышенной цене, на тот случай если не подтвердят билет. Мы вышли, наш хелпер исчез, но тут же нас ждал тук-тук, который готов был нас «недорого» отвезти к метро. Оказалось, что вели нас конкретно к турагентству, а не к ближайшему метро, до метро пришлось ехать, а через ж/д вокзал можно было легко пройти к метро New Delhi без обхода вокруг.

Но мы реально переживали по поводу неподтвержденного билета, и на следующий день опять попали в такую же ловушку! Мы не хотели обращаться в турагентства с завышенными ценами, а хотели найти официальную кассу для туристов на ж/д вокзале New Delhi, про такую кассу я читала во многих отчетах перед поездкой. Кто-то писал, что она называется International Tourist Bureau и находится на втором этаже вокзала, а кто-то писал, что сейчас касса переехала и находится за ж/д вокзалом в 5 минутах пешком и называется Rail Reservation Centre. Мы спрашивали сотрудников вокзала, но они нас направляли в разные стороны. Также нам пытались опять помочь местные. Мы видели закрытое бюро на втором этаже вокзала и пробовали обойти вокзал в поисках кассы. В результате к нам подошел прилично одетый индиец и сказал, что знает, где касса для иностранных туристов, это за вокзалом, он там раньше работал. Показал нам направление и не пошел с нами (мы решили, что это хорошо), но позже он вдруг опять появился рядом как бы случайно и тут же договорился с тук-туком на цену всего лишь 10 рупий, чтобы нас довезли до туристической кассы и мы не потерялись опять. Нас привезли в очередное (другое) туристическое агентство, якобы официальное, но конечно нет. Мы пообщались и нам предложили купить запасной билет за 1600 рупий. Мы сказали, что сейчас уточним цену у наших друзей, и сотрудник этого агентства сразу потерял к нам интерес. Реальная цена оказалась 300 рупий. Почему мы сразу не обратились к друзьям? Потому что хотели уточнить информацию в государственной кассе про waiting list, подтвердят ли наш билет, вернут ли деньги в случае неподтверждения и что они посоветуют делать. Наши друзья просто бронировали нам билеты и ответы на все эти вопросы не знали.

Часть 7. Водители тук-туков.

Немного о водителях тук-туков. С ними нужно сразу договариваться о цене. Один раз мы через директора нашей гостиницы договорились о том, что нас будут возить целый день на тук-туке по достопримечательностям Джайпура всего за 500 рупий. Мы, конечно, согласились. Но не обговорили список мест и до какого часа нас будут возить. В результате водитель в какой-то момент сказал, что дальше нас не повезет, а мы находились на другом конце города в это время. Пришлось ему доплачивать за поездку еще в одно место и в результате мы ему заплатили 1000 рупий вместо 500.

Такую же ошибку мы сделали в Кхаджурахо. Объехав храмы по заранее обговоренной цене, мы попросили нас завезти в отель за вещами и далее в аэропорт. Кхаджурахо это небольшой поселок, где все рядом. От последнего храма, где мы были, до отеля было 5 минут езды и от отеля до аэропорта еще 5–7 минут. Но тук-тукер попросил еще денег, мы заплатили, но ему было все равно мало.

Однажды водитель тук-тука нам предложил свои услуги и когда услышал, что мы едем в Красный форт на метро, сказал, что он сегодня закрыт из-за тумана, но он нас отвезет в другое не менее интересное место. У меня было минутное замешательство, ведь действительно туман, вдруг правда закрыт, но мы все равно поехали (на метро) и форт был открыт.

Отчет о поездке в Индию

Часть 8. Местные гиды по достопримечательностям.

Несколько раз мы столкнулись с местными гидами. Сразу скажу, что гида с хорошим знанием английского или русского языка и знания истории своей страны мы не встретили.

У дворца ветров в Джайпуре нам предложил свои услуги за 400 рупий индиец с зеленой визиткой, которая говорит о том, что это официальный гид. Мы с ним пошли к кассам. В кассу стояла очередь, и он нам подсказал купить билет в соседнем окошке, которое выглядело как гардероб. Там с нас попытались взять вместо 404 рупии за 2 билета сумму в 2 раза выше! Мы обиделись, тут же в реальной кассе рядом купили 2 билета за 404 рупии, и отказались от услуг этого как-бы гида, а реально мошенника. Но пока мы общались на улице, то местные узнали, что мы ищем русского гида. И как мы удивились, когда после долгой прогулки по дворцу вышли на улицу, а к нам тут же подошел русскоговорящий индиец и сказал, что все это время ждал нас и готов нам провести экскурсию по следующим достопримечательностям! Позже оказалось, что говорит по-русски он плохо, историю своей страны не знает.

Также мы брали гида при посещении Тадж Махала. К нам подошел пожилой мужчина европейской внешности. И представился официальным гидом с хорошим знанием английского языка (сказал, что его отец из Австралии). Сначала показалось, что он хорошо говорит по-английски. Но позже выяснилось, что нет. Он с трудом отвечал на вопросы, т. к. не мог подобрать нужные слова или неправильно произносил их. Позже я прочла, что минареты слегка наклонены в сторону от усыпальницы для того, чтобы в случае разрушения не повредить её. Гид пытался нам рассказать об этом, но мы так и не поняли его слово землетрясение, с помощью которого он это объяснял. Он его произносил неправильно. Зато он замечательно подработал фотографированием нас). Такого количества совместных фото у нас нет ни из одного другого места. И даже снял интересное видео. Взял 1200 рупий за свои услуги (договорились за 1000 + чаевые).

Это все, что хотела рассказать в этом отчете. Индия нам понравилась. Спорить с теми, кто видит в Индии только грязь, я не хочу. Это моя первая поездка в эту страну, и я бы хотела вернуться в нее еще, посетить Гималаи, штат Гоа, города Удайпур, Бангалор и другие. Если есть вопросы по нашей поездке, рада буду ответить.