Турист Марна Мах (user416918)
Марна Мах — была вчера 17:19
Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно.

Переделкино — Россия Март 2022

Переделкино — литературуный городок в Подмосковье, основанный в 30-х годах 20 века по инициативе Максима Горького с согласия Сталина. Горький отдыхал на Капри в замечательных условиях и там у него возникла идея создать что-то наподобие для других советских писателей. Эту идею поддержал Сталин: собрать всех в одно место и приглядывать за ними дабы крамолой не занимались.

Давно хотела побывать в этих местах: дачи К.Чуковского, Б.Пастернака, Б.Окуджавы, Е.Евтушенко были их местом вдохновения.

Попали мы сюда совершенно случайно — экскурсию в Дом-музей Окуджавы Б.Ш. мне подарили, осталось лишь согласовать дату и приехать. А еще оказалось, что внучка в 4 классе изучает стихотворное творчество Окуджавы (вот такая сейчас программа по литературе) и тоже «загорелась» поехать в эти места. Попутчица у меня оказалась замечательная и даже «сорвала» аплодисменты сотрудников музея за чтение стихотворения «Бумажный солдатик» Окуджавы и похвалы со словами «наше будущее». Откровенно, мне (бабушке) было очень приятно.

Пока мы с внучкой интеллектуально развлекались в музее — ее папа (мой зять, выступавший в этот день в роли водителя) и моя дочь нашли себе другое занятие — посиделки в ресторане Дома Творчества.

В Переделкино в гости к Борису Шалвовичу Окуджаве

Напротив Дома творчества дача — сейчас Музей К. И. Чуковского, сюда мы придем после экскурсии.

В Переделкино в гости к Борису Шалвовичу Окуджаве

Проехали мимо Музея Зураба Церетели, творчество которого некоторые ругают (мне нравится разглядывать его скульптуры в галерее на Пречистенке, во дворе Музея современного искусства на Петровке). На воротах было объявление, что музей закрыт.

В Переделкино в гости к Борису Шалвовичу Окуджаве

Едем по лесу, дороги узкие и приходится заезжать в расчищенные «карманы», чтобы пропустить встречный транспорт.

В Переделкино в гости к Борису Шалвовичу Окуджаве

Дом-музей Б.Окуджавы состоит из двух строений: из дома, в котором жил поэт, писатель и бард. Да, кроме текстов песен Окуджава (филолог по образованию) писал романы, повести и рассказы. Одна из первых повестей даже была экранизирована — это «Будь здоров, школяр!» и по ней до сих пор ставят спектакли. Есть у Окуджавы истрический роман «Путешествие дилетантов», автобиографический — «Упраздненный театр», а всего написана 121 книга.

Второе строение называют Домом друзей. У Окуджавы была мечта построить дом для друзей, но его построили уже после смерти барда и сейчас в нем проводят лекции, концерты, встречи и экскурсии.

В Переделкино в гости к Борису Шалвовичу Окуджаве

На потолке этого зала в доме друзей висят колокольчики, но не те, которые собирал Борис Шалвович, а колокольчики, которые сюда привозят поклонники его творчества и их уже накопилось свыше 2000.

Колокольчики, которые лично коллекционировал Окуджава, висят в его доме над письменным столом, но там фотографировать нельзя.

В Доме друзей мы послушали историю семьи, которую нам расказала научный сотрудник Валентина Сергеевна, человек увлеченный и слушать ее было очень интересно.

Родители Окуджавы с 17 лет стали посещать марксистский кружок и затем вступили в партию большевиков. Отец Шалва Окуджава стоял у истоков создания комсомола в Грузии. Мать Ашхен Налбандян (двоюродная сестра художника Дмитрия Налбандяна) была по национальности армянка и после рождения сына имя было выбрать сложно — армянское или грузинское. Поэтому назвали Булатом, который родился 9 мая 1924 года.

На одной из стен семейные фотографии с маленьким Булатом.

В Переделкино в гости к Борису Шалвовичу Окуджаве

В друзьях у семьи Окуджавы были Орджоникидзе, Киров и когда в 1937 году застрелился Орджоникидзе, в тот же день был арестован Шалва Окуджава. Его расстреляли, когда ему было 36 лет.

Молодая и красивая Ашхен, в которую был влюблен Берия, ходила хлопотать за мужа, но ее арестовали и сослали в Карлаг.

В «Упраздненном театре» сын написал о матери «прямо мадонна». Возвратилась она из ссылки через 10 лет, о чем сын написал печальный расказ «Нечаянная радость».

После смерти Сталина Ашхен стала добиваться реабилитации мужа, что произошло в 1956 году.

В Переделкино Борис Шалвович появился в 1887 году, ему как и всем другим писателям был предоставлен в аренду маленький домик (он действительно очень маленький: прихожая, гостиная и кабинет). Жаль, что нельзя было фотографировать внутри. Очень уютные помещения, наполненные предметами, принадлежащими семье.

В Переделкино в гости к Борису Шалвовичу Окуджаве

Его соседкой была Белла Ахмадулина, которая и подарила первый колокольчик (с него и началась коллекция).

А еще Белла написала: «Когда суровый барин хочет призвать ленивого слугу, как быть? Булат, вот колокольчик,

Ты позвони. Я прибегу».

В Переделкино в гости к Борису Шалвовичу Окуджаве

Это не колокольчик, подаренный Беллой, а подаренный гостями Дома-музея. А на входе в усадьбу есть доска объявлений с фамилиями дарителей, не всех, конечно, а тех, кто приезжал в последнее время. Так что, если надумаете приехать сюда, захватите колокольчик и он войдет в коллекцию музея.

В доме друзей много подарков друзей: это портреты и скульптуры Б.Окуджавы, сувениры, книги.

В Переделкино в гости к Борису Шалвовичу Окуджаве

На стенах афиши концертов.

Музей был основан на общественных началах в 1998 году, через год после смерти Б.Окуджавы. За него пришлось побороться, а потом отстаивать его существование.

Витрины с подарками и книгами занимают все стены.

В сборнике «Тарусские страницы» в 1961 году была напечатала повесть «Будь здоров, школяр!»

В Переделкино в гости к Борису Шалвовичу Окуджаве

Есть и необычные подарки. Директор Пушкинского музея и хранитель Пушкиногорья в Михайловском Гейченко Степан Семенович подарил Борису Шалвовичу срез дерева из Михайловского.

В Переделкино в гости к Борису Шалвовичу Окуджаве

Кстати, Гейченко, как и Окуджава во время войны тоже был минометчиком и тоже был ранен, а потом восстанавливал пушкинскую усадьбу.

Б.Окуджава пошел на войну в 17 лет (не совсем законно, прибавив себе лишний год), о чем он написал в своем военном произведении «Будь здоров, школяр!». После войны закончил Тбилисский университет — филологический факультет и работал преподавателем в школе Калужской области.

И, конечно, любил Пушкина А.С.

Должно быть некоторые помнят песню Окуджавы «На фоне Пушкина снимается семейство».

«Мы будем счастливы (благодаренье снимку!).

Пусть жизнь короткая проносится и тает.

На веки вечные мы все теперь в обнимку

На фоне Пушкина! И птичка вылетает».

На обратном пути походили по усадьбе К. И. Чуковского. Попасть в музей можно только по предварительной записи.

В Переделкино в гости к Борису Шалвовичу Окуджаве

Рядом с деревом растет необычное дерево, описанное Корнеем Ивановичем в веселом детском стихотворении.

«А у наших у ворот чудо-дерево растет.

Чудо, чудо, чудо, расчудесное!

Не листочки, а нем,

Не цветочки на нем,

А чулки да башмаки

Словно яблоки».

Мы знали об этом дереве и кое-что с собой прихватили.

В Переделкино в гости к Борису Шалвовичу Окуджаве

Теперь наши башмачки тоже растут на этом расчудесном дереве.

Летом здесь, конечно, интереснее и даже разработаны маршруты прогулок. Но и в эту пору здесь много гуляющих, таких как мы, по лесным дорожкам и получающих огромное удовольствие.

В Переделкино в гости к Борису Шалвовичу Окуджаве

В Переделкино есть еще Музей Б.Пастернака, Музей Е.Евтушенко, а жили здесь и ходили по этим тропинкам Л.Кассиль, И.Бабель, Л.Леонов, И.Эренбург, К.Паустовский, И.Ильф и Е.Петров, В.Иванов, К.Симонов, А.Вознесенский, В.Катаев и другие советские писатели, создавали здесь свои произведения, которые сейчас считаются классикой советской литературы.

Так что сюда мы еще вернемся.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия