Турист Ольга Варежкина (Manola)
Ольга Варежкина
была вчера 20:50

Жемчужный, Черемушки, Аскиз, Республика Хакасия — Россия Август 2023

Еще совсем недавно я понятия чёткого не имела, что такое Хакасия в плане туризма, и устранять своё невежество отправилась с группой в Абакан, её столицу. Но даже подробное знакомство с этим городом не даёт и сотой доли представления о самой республике, насколько привлекательна она туристам из других регионов.

Ширинский район. Поселок Жемчужный

А если вырваться на просторы восьми районов Хакасии, занимающей в России 46 место по площади и по численности населения — 71-ое, тогда становится ясно, почему её называют «музеем под открытым небом». Природа щедро наградила этот уголок в Минусинской котловине, залитый солнцем большую часть года, бескрайними степями, горами, пресными и солёными озёрами, где под куполом бездонного неба сосредоточились сакраментальные места, наполненные сакральной силой.

Усть-Абаканский район. Курган Салбыкский

По совокупности всех достоинств для продвижения туризма в 2020 году придумали в республике туристский слоган «Хакасия — земля пяти стихий». Основные четыре элемента — Земля, Вода, Огонь и Воздух пронизаны, словно стержнем, историко-культурной составляющей: этнографией, археологией и историей.

И все районы, в каких мы побывали, несли в себе отпечаток этого пятого элемента совершенно разных эпох. В итоге, получился типичный, как в магазине, «продуктовый» набор, чем Хакасия завлекает к себе туристов, но это нисколько не умаляет ценности самих объектов, напротив, делает их узнаваемыми и известными. Важно просто, как видишь их сам, чтобы потом рассказать другим, авось кому пригодится.

Аскизский район

Алтайский район

Самый ближний к Абакану (25 км) молодой Алтайский район с населением 24 тысячи, образованный за счет разукрупнения соседних районов, в отличие от остальных не входит в список значимых в туристическом плане. Объекты туризма, как и краеведческий музей в центральном селе Белый Яр, еще только формируются и обрастают неопределенными планами.

И всё-таки район может быть интересен по двум причинам. Он граничит с Красноярским краем, от которого отделён природным объектом — рекой Енисей, отсюда совсем близко до Минусинска.

Хакасия в пяти элементах. Обзор путешествия

Соединил два региона автомобильный мост «Братский» длиной 352 метра, и на сегодняшний день это полноценный исторический объект со смотровой площадкой.

Название моста имеет двойной смысл. Соседними регионами руководили два брата: Александр Лебедь — Красноярским краем, Алексей Лебедь верховодил в Хакасии. И оба в 1999 году инициировали строительство моста, завершившееся через 4 года. Только старший брат готовый мост не увидел, как известно, погиб. Но на установленных с обеих сторон стелах остались птицы-лебеди — время не помеха лететь им, как прежде, навстречу друг к другу.

От моста началась наша водная прогулка по Енисею. Река, по-хакасски Чецзей, занимающая вторую строчку в России и пятую по полноводности в мире, — как живая граница между западной и восточной частями Сибири. Начинаясь в Туве, Енисей проходит долгий путь через всю Хакасию и, пересекая Красноярский край, удаляется в сторону побережья Карского моря.

Берега не спутаешь: на хакасской стороне они пологие, у красноярцев — каменистые и высокие. Река не очень широкая, и не будь середина августа, можно было бы искупаться.

Боградский район

Связан с Енисеем и Боградский район с населением 11 тысяч, расположенный на левом берегу Красноярского водохранилища. Названный именем расстрелянного колчаковцами Якова Бограда, район известен горным массивом Оглахты на одноименном участке государственного природного заповедника «Хакасский» в 48 км от Абакана. Посещение его возможно туристическими группами с мая по октябрь по заранее оформленному разрешению.

Значительную часть участка заполнили степи и луга с терпким ароматом разнотравья, разбавленные клиновидными холмами. Это одно из немногих в Хакасии мест, где на небольшой территории сосредоточено множество видов редких растений.

Хакасия в пяти элементах. Обзор путешествия

Водятся здесь и животные, но мне на глаза не попались. И только случайная встреча с косулями смогла бы убедить в правильности выбора названия: на хакасском языке Оглах означает годовалого дикого козлёнка. А вот второе название хребта — «Сорок зубьев» более убедительно и наглядно. Ровная гряда каменных скал, венчающих массивные холмы с изгибами волн, выглядела натурально, как хищные зубки.

Участок занимает две территории вдоль левого берега Красноярского водохранилища, появившегося в результате затопления Енисеем огромных площадей при строительстве Красноярской гидроэлектростанции в 1960-е годы. Место насквозь пропитано энергией Земли, Воды, Воздуха, но это не всё, чем может привлечь туриста. Ему подавай связующее звено — пятый элемент и материальные свидетельства того, что люди здесь обитали когда-то, оставив следы на память потомкам.

Хакасия в пяти элементах. Обзор путешествия

Среди холмов едва заметны отдельные участки каменной стены. Считается, что построена она для укрепления района в 10 веке нашей эры, но кто строил, остаётся загадкой. Не очень, правда, понятно, зачем укреплять хребет стеной, он и без того неприступен. Вероятно, были веские аргументы: охотники до хакасских земель всегда находились.

Еще со времен каменного века на этой территории проживало несколько родовых общин. Их привлекла река, связавшая между собой разные культуры енисейских народов.

Хакасия в пяти элементах. Обзор путешествия

Заселившие сотню тысяч лет назад практически всю землю современной Хакасии группы жили обычной жизнью первобытных людей: обживали пещеры, охотились, добывали огонь, строили переносные жилища, делали металлические орудия и бытовые предметы.

А в какой-то момент потянуло к искусству с желанием увековечить трудное бытиё своих соплеменников и своё представление о мироздании каменной летописью. Чтобы взглянуть на эти творения, ногами отсчитываем 965 ступеней по лестнице, ведущей наверх к «зубьям».

Хакасия в пяти элементах. Обзор путешествия

На пути к скалам плита «Шаман-камень» с изображениями концентрических колец, спиралей, животных, человечков, кинжалов. Петроглифы выбиты в разное время, более ранние датируются 9 веком до нашей эры. Впечатляет возраст наскальных рисунков и на самих скалах. Рисунки, конечно, простенькие, не портрет многострадальной Моны Лизы, и всё же… попробуйте-ка нечто подобное сами выбить на камне, вряд ли получится что-то путное, кроме как: Я тут был! И подпись: Вася.

Усть-Абаканский район

Едем в центральную часть Хакасии. Пересекая с запада на восток, её занимает Усть-Абаканский район с населением 48 тысяч, с горностепным рельефом и центром в поселке Усть-Абакан.

Есть в районе кирпичный завод, золотодобывающая компания, фабрика по производству дорогих желудку яиц, а традиции кочевого овцеводства и передовые технологии пищевой промышленности от доставки животных с пастбища до переработки и отгрузки готового продукта соединились на предприятии «Хакасская баранина», запущенном в 2019 году. Поверьте, хакасская баранина — это вкусно!

Чем еще район интересен кроме баранины? Древними курганами в «Долине царей» в 75 км от Абакана! Сложилось впечатление, что Хакасия вся состоит из сплошных курганов, а они, как известно, места погребения, по-нашему, кладбища. Но в отличие от современных древние захоронения всегда были лакомым кусочком для расхитителей гробниц и источником поиска артефактов.

Первые курганы появились в Хакасии 4,5 тысячи лет назад, их расцвет пришелся на эпоху «тагарской» культуры, возникшей на стыке железного и бронзового веков. «Тагарцы» проповедовали шаманизм, но места для захоронений выбирали строго по астрологическим канонам.

Хакасия в пяти элементах. Обзор путешествия

В Салбыкском урочище сосредоточено 56 курганов в радиусе 5 км, самый известный — Большой Салбыкский курган, с него в древности начиналась «Дорога Духов».

Экскурсия по кургану, куда прибыли к вечеру, приоткрывала Ворота в потусторонний мир Салбыкской долины, как Дорогой Духов души умерших брели на закат солнца в небесный рай. Провожал их обрядом очищения огнём людской посредник, избранник духов — шаман.

Хакасия в пяти элементах. Обзор путешествия

Всё окружающее вокруг выглядело невероятно мистическим. Затухающим пламенем огня вспыхивали лучи на заходе солнца и мягко падали на землю, подчёркивая слоистую структуру камней, поминальными свечками стоявших на заросшем травой ровном поле, а тени от камней медленно двигались вслед за уходящим в горизонт солнцем, как бренные души.

Изучением кургана занималась в 1956 году научная экспедиция под руководством профессора Сергея Киселева. Сейчас это плоская площадка с откопанными каменными глыбами весом до 80 тонн и высотой до 8 метров. На некоторых видны наскальные рисунки с изображением фигурок, выполненные в технике точечной выбивки, почти такие, как в Оглахты.

Доставляли глыбы из каменоломен за 50 км от кургана, но каким способом и как смогли установить вручную неподъемные мегалиты в эпоху бронзы, так и осталось для ученых загадкой. Все камни разной формы, один — фигуристый, такие исследователи называют Балбал — каменная баба. Они устанавливались у кургана, подчеркивая значимость усопшего и поминая убитых им врагов.

Хакасия в пяти элементах. Обзор путешествия

Частично разграбленный в 17 веке курган всё же преподнес ученым сюрпризы. Под слоем просевшей земли обнаружены погребальные камеры со скелетными останками и предметы — бронзовые ножи, украшения, шилья, сосуды. По одной из версий курган возвели для старца-правителя, объединившего степные кланы в одно сообщество. Обо всём об этом и намного подробнее рассказали нам в расположенном здесь же музее «Древние курганы Салбыкской степи».

Аскизский район

И снова в путь, теперь на юго-восток, за 140 км от Абакана в Аскизский район с населением 36 тысяч и центром в селе Аскиз. Самый большой объект Аскиза, видимый отовсюду, — действующий элеватор, символ былой мощи советской эпохи. Прошли времена полной разрухи, и теперь свою продукцию предприятие поставляет в Азербайджан, Турцию, Арабские Эмираты. Хорошо, конечно, но заборы вокруг починить бы стоило.

Хакасия в пяти элементах. Обзор путешествия

Район, где численность хакасов превосходит русское население и формировалась традиционная хакасская культура, имеет свой бренд — «Аскиз-сердце Хакасии».

Известный ученый Петр Симон Паллас, побывав в 1772 году, по сути, в средневековой Хакасии, упоминал про Аскиз, чья земля первой приняла христианство, что село состояло из нескольких юрт, маленькой церкви, домов священника и сагайского «князца Амзора», одним из первых присягнувшего Екатерине II. Да, эти времена уже совсем из иной исторической эпохи.

Хакасия в пяти элементах. Обзор путешествия

Вплоть до начала 18 века территория Хакасии была вотчиной разных монголоязычных государств — Ойратского и Джунгарского ханств, и даже частью Китая. А к моменту прихода русских первопроходцев существовали четыре княжества с ядром из аристократического рода кыргыз. Потому в исторических документах царской России земли Хакасии именовали «Киргизской землицей».

Бывал в Аскизе Минусинского округа, куда входила в 19 веке Хакасия, и художник Василий Суриков, родом из Красноярска, да не просто бывал, а летом 1873 года жил по приглашению в усадьбе золотопромышленника и мецената Пётра Ивановича Кузнецова, главы Красноярска, платившего за учёбу Сурикова в Академии Художеств. Свою усадьбу меценат называл резиденцией, управляющего — резидентом. Правда, рабочие прииска переиначили в «разведента», уж ловко всех разводил по работам.

Хакасия в пяти элементах. Обзор путешествия

С 2003 года в бывшей резиденции мецената разместился краеведческий музей имени Николая Катанова, первого хакасского ученого, уроженца Аскиза. Эх, жаль, не было времени посетить, наверняка, у музейщиков припасено что-нибудь интересненькое.

Возможно, ученому доводилось встречаться с художником еще в детстве, когда приходил в усадьбу Кузнецова за книгами. Тот, обладая обширной библиотекой, старался просвещать «инородцев». А молодой студент Суриков, не теряя времени зря, акварелью делал этюды, наброски, видя в лицах хакасов нестёртые следы средневековой эпохи времён освоения Сибири. Для художника это важно. Впоследствии он использовал наброски при написании картины «Покорение Сибири Ермаком», которую завершит в 1895 году.

В. Суриков. Сибирские татары

Район был в числе первых, кто занялся популяризацией истории края, открыв в 1996 году среди скалистых гор и невысоких сопок в живописной местности предгорий Кузнецкого Алатау этнографический музей-заповедник «Казановка» с уютным юрточным комплексом «Кюг», принимающем гостей с мая по сентябрь.

Утром нежным облачком по низине растекался туман, прикрывая завесой секреты хакасских гор. Всё дышало спокойствием, безмятежностью, простотой и наводило на мысли о вечном в этом видимом людьми мире.

Хакасия в пяти элементах. Обзор путешествия

По верованиям хакасов, деливших мир на три уровня — светлых духов на небесах, мир людей на земной тверди и мир темных сил в загробной жизни, человек, оказавшись меж двух миров под солнцем, зависел от духов хозяев местности, потому более всего почитались духи гор.

В местной мифологии есть легенда — предок хакасов взял в жены дочь горного духа, от их брака пошел хакасский народ. А с духами всегда общались люди через шаманов, чья философия перекликается с древними религиозными учениями Тибета и Средней Азии. Об истории шаманизма, сути обрядов нам поведала выставка «Мир хакасского шамана» в экспозиции «Хакасский аал».

Хакасия в пяти элементах. Обзор путешествия

И, конечно, местные традиции невозможно понять без протяжных звуков народных инструментов, известных со времён Кыргызского каганата. Один из них — хобырах. В древности пастухи изготавливали эту «дудочку» из растений с полым стеблем.

Как звучат этот и другие инструменты, мы услышали в исполнении финалиста Всероссийского вокального конкурса «Новая звезда», мастера горлового пения Аржана Туденева, специально приехавшего к нам в кемпинг. Родом с Алтая из народности теленгит Аржан живет в Хакасии и концертирует с ансамблем «Иренек хан», соединившим горловое пение и этническую музыку с роком. Редкое сочетание.

Хакасия в пяти элементах. Обзор путешествия

Так откуда же на «Киргизской землице» взялись «хакасы»? Ведь коренное население, пестроту которого представляли разные тюркоязычные этнические группы, сами называли себя тадары, вожди вели родословную из рода кыргызов, а русские кликали всех татарами. Как водится, не обошлось без китайцев: в древних китайских летописях население, проживавшее на территории современной Хакасии, китайцы называли «хягасами». Это название в 1917 году легло в основу обозначения народности, как коренной в Хакасии.

Прекрасная возможность окунуться в мир традиционной хакасской культуры, побывать в подлинной хакасской юрте 19 века с атрибутикой не менявшегося веками уклада представилась в другом музее-заповеднике — «Хуртуях-Тас» в аале Анхаков в 15 км от Аскиза.

Хакасия в пяти элементах. Обзор путешествия

Главный экспонат этого музея — трехметровая стела окуневской археологической культуры, распространившейся во 2-м тысячелетии до нашей эры. Для хакасов это не просто камень, а божество Улуг Хуртуях тас — «Большая каменная баба», олицетворяющее степную богиню Умай, праматерь хакасов и покровительницу материнства. Одно время менгир хранился в краеведческом музее Абакана, но в 2003 году возвращен на прежнее место под крышу специально построенного для него шатра.

Первым каменное изваяние описал ученый Даниэль Готлиб Мессершмидт в 1722 году: «Татары-язычники оказывали ей большой почёт, трижды объезжали вокруг, после делали подношение в виде еды. От предков им доводилось слышать, что это Куртуякское изваяние когда-то было знаменитой матроной, и сам всемогущий бог превратил её в камень…».

Довелось увидеть это изваяние, стоявшее у дороги из Аскиза, и Сурикову, он нарисовал божество акварелью. Кстати, музей-заповедник «Хуртуях-тас» и красноярский музей Сурикова в 2023 году провели совместную экспедицию по местам, куда ступала нога Василия Ивановича. Наш дальнейший путь приведёт и нас туда, где бывал великий русский художник.

Бейский район

Мы едем дальше в соседний Бейский район с населением 21 тысяча. На его территории есть курганы и памятники древней каменной енисейской письменности, но наша цель не они и не центр в селе Бея, а оборудованный по международным стандартам горнолыжный курорт с необычным названием «Гладенькая». Нет, не перепутали сезоны и приехали не кататься. В предгорьях западного Саяна располагается отель 4* «Гладенькая» в стиле деревянного шале, предлагающий туристам ночлег.

Есть в отеле СПА с бассейном, джакузи, саунами; отмокай, сколько влезет, детский уголок, бильярд. Вечером — ресторан, утром — шведский стол с широким выбором блюд. Комфортные номера (68), удобные лифты. По всему услугами и комфортом все остались довольны.

Хакасия в пяти элементах. Обзор путешествия

Выходишь из отеля, а там сущая красота! И ландшафт совсем другой. По левую руку течет речка, по правую — горы с проплешинами для трасс. Одна гора и есть Гладенькая. Представляю, какая тут зимой благодать. Сезон катания на курорте с пунктами проката начинается в декабре и продолжается до мая. Здесь неоднократно проводился финал Чемпионата России по горнолыжному спорту.

Городской округ Саяногорска — поселок Черемушки

В этом путешествии повстречались с Енисеем мы трижды — в Оглахты, где Енисей, наполнившись рекой Абакан, превращается в Красноярское море-водохранилище; в Алтайском районе на речной прогулке. И вот новая встреча с Енисеем в поселке Черёмушки, округ города Саяногорска. Это поселок гидростроителей и эксплуатационников крупнейшей в России гидростанции.

Хакасия в пяти элементах. Обзор путешествия

Перед посещением ГЭС есть смысл посетить Черемушкинский музей гидроэнергетики в информационно-инновационном центре РусГидро, открытый в 2015 году, где расскажут о первых плотинах, об истории строительства Саяно-Шушенской ГЭС и о той трагедии, что разыгралась на станции в 2009 году. Памятник погибшим я нашла в скверике на берегу Енисея.

Наверняка многим помнятся строчки Юрия Визбора: «Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей». Да, они и о знаменитой Саяно-Шушенской ГЭС, что в 4 км от посёлка. Это следующий пункт нашего путешествия в юго-восточной части Хакасии.

Ожидала услышать шум клокочущей воды, увидеть бурление потоков, вместо этого спокойная гладь образовавшейся заводи, и впечатление, что ГЭС это — мощь, немного смазалось.

Хакасия в пяти элементах. Обзор путешествия

О строительстве станции сняты фильмы, написаны книги, напомню лишь, перекрывать Енисей плотиной начали в 1963 году и продолжались работы после пуска станции вплоть до 2000 года. В 2009-м рядом со станцией установили памятник «Покорителям Енисея» московского скульптора Андрея Балашова из семи бронзовых фигур специалистов, создававших сообща одну из крупнейших ГЭС в истории человечества.

Ширинский район

И снова лентой вьется дорога на север республики, впереди край озёр в Ширинском районе с населением 25 тысяч и центром в поселке Шира.

Хакасия в пяти элементах. Обзор путешествия

В Хакасии насчитывается около 1000 разных по размерам и степени солёности озёр, широкой известностью пользуются 12, пять из них расположены в Ширинском районе, среди них озеро Шира. На его берегах находится поселок-здравница Жемчужный.

Окружено озеро безлесными холмами со скудным травянистым покровом и почвой с видимой желтизной. Этот колорит вокруг озера, вероятно, и натолкнул хакасов на мысль дать водоёму имя Шира-куль — Желтое озеро. Зная о целебных свойствах воды, хакасы считали озеро священным. Оно не очень большое: 9 км в длину, 5 км в ширину, средняя глубина 11 метров. Август — время холодное для купаний, помочили только ноги на песчаном пологом пляже, к которому дно поднимается плавно уступами.

Хакасия в пяти элементах. Обзор путешествия

Курорт основан в конце 19 века, а отсчёт его истории в климате с редким сочетанием сухого степного воздуха и слабосолёных вод, однако, начался раньше. Целебные свойства воды отмечал всё тот же исследователь Сибири Пётр Симон Паллас, но идея курорта принадлежала другому.

По легенде томский золотопромышленник Захарий Цибульский как-то охотился с собакой вблизи озера. На охоте собака получила ранение, и купец оставил её местному жителю без явных иллюзий на выживание. А пёс выжил, его раны залечила озёрная вода. Тогда купец решил вылечить целебной водой свой застарелый радикулит и якобы избавился от мучавшей его годами болезни.

Возведение курорта началось в 1891 году, из-за дороговизны первыми курортниками были состоятельные купцы, чиновники, дворяне, зажиточные крестьяне.

Хакасия в пяти элементах. Обзор путешествия

Трижды приезжал на курорт Василий Иванович Суриков. Работая над одной из своих известных картин, в окрестностях озера делал наброски, а в 1909-м провел весь июль вместе с дочерью Еленой. Наталья Петровна Кончаловская, внучка художника, потом напишет:

«С курортной публикой Суриковы не общались, интересовали Василия Ивановича только хакасы. Он приглашал их к себе, Лена угощала их чаем. Суриков ездил к ним в улусы, писал с натуры. Нравилось, как они пели, что видят перед собой, о том и поют заунывно. Плясали они не грациозно, но конские игры и скачки были бесподобны…».

В. Суриков. Минусинская татарка

Сам поселок небольшой. Пробежавшись к озеру через парк, наткнулась на памятник Ильичу: брови ссупонил, смотрит грозно, недоволен чем-то. Расслабься, Ильич, ты — на курорте! Впрочем, основания смотреть волком были: не все в Хакасии согласились с итогами Гражданской войны. Енисейский казак Иван Соловьёв, в его жилах текла хакасская кровь, устроил в 1922 году последнее отчаянное сопротивление.

Для хакасов казак был героем, о нём сложены песни, и обычным бандитом для командира отряда особого назначения Аркадия Голикова, прославившегося своими зверствами в Хакасии и только потом детскими книжками. От расстрела красного командира спас Тухпчевский с ходатайством перед Сталиным, а тот лаконично заметил: «Мы-то его и простили бы, но простят ли его хакасы?»

Хакасия в пяти элементах. Обзор путешествия

Это всё лирика, а что из туристических объектов предлагает район? Туимский провал техногенного происхождения! На хакасском «туим» означает «глухой, не имеющий выхода».

В конце 19 века недалеко от поселка Туим в 10 км от поселка Шира проводил изыскания француз Михаил Деларю и обнаружил большое месторождение меди, а при советской власти выявлены залежи молибдена, вольфрама. И в 1953 году начал работать рудник. Со временем появились трещины в скалах, свод в шахтах просел, затем и вовсе гора обвалилась. Иного выхода не было, как через двадцать лет закрыть шахты, хотя в недрах залежи оставались.

Так образовался Туимский провал высотой 125 метров с грунтовыми водами, залившими дно.

Хакасия в пяти элементах. Обзор путешествия

Диаметр провала в 6 метров расширился до 60-ти, в 1991-м стены рудника совсем обрушились до состояния, каким видим его сегодня. Последователи Остапа Бендера с радостью потирали ручки — потекут деньги теперь рекой. Взимают не только за вход, но и за все дополнительные опции по отдельности. Чтобы зайти на эту площадку извольте 200 рублей, не говоря уже о разных там банджи-бейс-роуп джампингах и дайвингах. Объект, прямо скажем, для любителей острого, приперченного адреналиновой смесью драйва.

А природа вокруг бывшей шахты изумительно спокойная, умиротворяющая, без всплесков и стресса. Невысокие холмы перетекают волнами один в другой и, выстроившись цепочкой, чередуются с оврагами и нескошенными лугами с ощущаемым ароматом полевых цветов.

Орджоникидзевский район

Удивительно, цветы те же, а несколько иной ландшафт в долине реки Белый Июс на границе с Орджоникидзевским районом, где на севере находится одно из самых загадочных мест Хакасии — горная гряда «Сундуки».

Хакасия в пяти элементах. Обзор путешествия

Этот туристический объект интересен будет всем: эзотерикам, усматривающим во всём «место силы»; тому, кто увлечен темой, как в древности постигали науку астрономию с помощью ориентированных на небесные светила отверстий и проёмов в скалах; и тому, кому астрономия до луны, но любит природу и лазить по скалам. Уж больно красивые здесь ландшафты.

Вроде бы ничего особенного: холмы, овраги, опять холмы, потом — бац! вырастают квадратные камни и тянутся ровной грядой по зелёным холмам.

Хакасия в пяти элементах. Обзор путешествия

В геологическом разрезе эти красные камни — останцы девонского песчаника от древних гор, когда-то покоившихся на морском дне. Теперь обдувает их ветер.

Так почему «Сундуки»? «Виной» всему один из пяти останцев, как две капли воды по форме похожих на сундук, который зачем-то оставили на горе. Символично закончить обзор в этом месте: все знания о Хакасии хранятся в сундучке, и надо лишь чуть-чуть его приоткрыть, чтобы истории о Хакасии стали явными.

***

Из восьми районов неохваченным остался Таштыпский на самом юге Хакасии. А, между тем, на его территории под охраной заповедника «Хакасский» находится знаменитая заимка Агафьи Лыковой. Ну да ладно, в другой раз навестим отшельницу.

А если серьезно, пройденный маршрут вполне достойно сформировал представление о разных периодах жизни Хакасии — земли пяти стихий, пяти элементов. Действительно, Хакасии есть чем завлечь, порадовать, удивить, гостеприимство у хакасов в крови, но есть проблемы, с чем стоит работать. В Национальном туристическом рейтинге по итогам 2023 года республика заняла лишь 62-е место, но попала в группу «Крепкие профи». Сумеет ли Хакасия повысить свой рейтинг и повлиять на рост потока туристов, покажет время.