Турист Ольга Варежкина (Manola)
Ольга Варежкина
была сегодня 17:05

Абакан — Россия Август 2023

Лето — прекрасная пора для путешествий в любом направлении. Нынешнее лето выдалось мне богатым на путешествия и прошло по трем направлениям в дальних от дома краях: в июне белые ночи освещали путь яхты по Белому морю на севере; южное июльское солнце, сверкая, утомляло зноем в Астраханской области и в Калмыкии; а предосенний август выплеснул дожди в далёкой Хакасии на востоке.

Обширная программа на неделю по Хакассии без особых деталей в Абакане и с захватом близлежащих локаций в соседнем Красноярском крае обещала быть интересной. Путая зачастую Хакасию с Калмыкией, где кто находится, я с радостью ухватилась за предложение проверенной не раз туристической уральской фирмы отправиться группой на восток страны и ликвидировать свои пробелы в географии. С задачей фирма вполне справилась, постаравшись впихнуть в седые наши головы знания о регионе. Не то, чтобы обширные, но кое-что из озвученного смогло в голове задержаться.

Мимолётный Абакан

На выбор способа, чем добираться, повлияло отсутствие прямого рейса. Не всякий согласится и на ночные авиа пересадки в Красноярске или, того хуже, в Москве, с удорожанием цены перелёта. Поездом двое суток от Екатеринбурга до Абакана. Народ подобрался в основном пенсионерский с пионерским задором, спешить некуда.

Предпочитающим летать самолетом путь наземным транспортом, возможно, покажется излишне долгим. У меня привычка передвигаться поездами осталась с юности: на необъятных просторах из окна вагона видишь воочию незнакомые названия маленьких станций, да и лучше спится под мерный стук железных колес, укачивает, как младенца. Из крупных городов на пути — Тюмень, Омск, Новосибирск.

И вот ранним утром показался вокзал Абакана, конечная станция в расписании. Абакан, на одной параллели с Магнитогорском, Минском и Гамбургом, как известно, столица Хакасии и отправная точка многих туристских маршрутов по региону.

Мимолётный Абакан

В этом рассказе поделюсь своими впечатлениями от встреч с Абаканом. Встречи короткие, мимолётные, на бегу, и город, чей образ формировался из обрывочных картинок улиц, увиденных мельком из окна автобуса, так и остался в определенном смысле тропой нехоженой. Тем туры и славятся: видит око, да зуб неймёт. Нескольких часов первого и второго дней, свободного от переездов последнего дня оказалось мало, чтобы увидеть хотя бы часть того, что есть в Абакане на самом деле. И всё же… худо-бедно образ сложился.

Замысловатые ходы истории — от острога к столице

С первого взгляда Абакан — город с легкими потёртостями, проблесками проступившей кое-где седины, указующими на неопределенный возраст, прошедший обязательный этап взросления, но недостаточный, чтобы называться стариком. Мужчина в расцвете лет, как говорил Карлсон. Разве 92 года для города много? С истории становления Абакана и стоит начать.

Свой исторический путь к столичному статусу Абакан начал в эпоху продвижения первопроходцев российского царства вглубь Сибири в 1675 году с основания на слиянии рек Абакан — Енисей около улуса Ах-Тигей первого русского поселения и строительства крепости Абаканского острога для освоения Минусинской котловины и управления инородцами, проживавшими здесь с эпохи бронзы.

Мимолётный Абакан

Более ста лет шел сложный, болезненный процесс вхождения новой земли в русское царство, затем в Российскую империю, и датой официального закрепления за ней Хакасии считается 1727 год, когда между Россией и Китаем заключён пограничный трактат.

К 19 веку русское поселение преобразовалось в центр волости — село Усть-Абаканское, состоявшее из 21 двора, единственным культурным центром которого была церковь. Село значительно уступало соседнему Минусинску, и к его развитию требовался толчок.

Строительство железной дороги в 1914 году, связавшей Усть-Абаканское с Минусинском и Ачинском, и появление железнодорожной станции Абакан стали тем импульсом, который расширил возможности прибывших поселенцев начать новую жизнь. К приходу большевиков к власти в селе насчитывалось 539 человек, не считая двухсот, обосновавшихся вокруг станции.

Мимолётный Абакан

Вскоре название села устраивать перестало, и в 1925 году у местных властей появилось желание переименовать Усть-Абаканское для начала в Хакаск, но наверху идею не поддержали, а в 1930-м захлопотали о присвоении селу статуса города с хакасским именем Ахбан. Москва заартачилась, проще дать имя новому городу по имеющемуся названию станции — Абакан.

И после образования Хакасской автономной области в составе Западно-Сибирского края, затем Красноярского, на карте страны в 1931 году появился центр автономии — город Абакан, где на тот момент проживало уже 11 тысяч человек. Только через 60 лет с оформлением Хакасии в национальную республику Абакан стал ее столицей. Такой путь от острога к столице за три столетия прошел Абакан.

Абакан и медведи

Скажу сразу, на абаканских улицах с медведями не встречалась. Тогда причём тут они? А притом. Название станции и города произошло от реки Абакан. По легендам в старину по ее берегам бродило много медведей, а там, где медведи, там кровь. По-хакасски медведь — аба, кровь — хан. Вот и получается, Абакан — медвежья кровь. Те же легенды даже называют имя богатыря Очен пиг, кто так реку назвал.

Мимолётный Абакан

Легендами о медведях полон местный фольклор, к примеру, такой. В давние времена жил в этих краях медведь-великан, держал всех в страхе, не давая покоя людям. Так продолжалось до той поры, пока один молодой богатырь не встретился с тем медведем, вступив с ним в смертельную схватку. Богатырь оказался сильней, и раненый медведь, обливаясь кровью, бежал от охотника в тайгу, вырывая на ходу с корнем деревья и отламывая куски от огромных скал.

Богатырь за ним по кровавому следу и добрался до огромной горы, а из неё красным ручьем текла медвежья кровь. Ручьи множились и стали рекой. Её-то и назвали жители Абахан.

Мимолётный Абакан

Есть ли у Абакана национальная изюминка

Массовое строительство в заболоченном, с жутким санитарным состоянием Абакане, для чего потребовался ассенизационный обоз, началось в 30-е годы с застройки наиболее ровных и сухих возвышенностей, недоступных частым разливам рек. Эти возвышенности образовали центр города с улицами Ленина, Хакасской, Пушкина. Теперь в Абакане 170 улиц.

Первое каменное здание областной конторы Госбанка построили в стиле конструктивизма. Проезжали мимо, гид ничего не сказал, а когда сказал, было поздно, и я проводила краешек первенца тоскующим взглядом. К числу первых построек относится аэропорт, городская электростанция и здание Дома Советов, прозванное в народе «серым домом». Возможно, тоже проскочили мимо, и я не заметила. Следы советского периода в центре города легко отыщут туристы, поднаторевшие в архитектурных стилях. Я запечатлела такой.

За свою недолгую городскую жизнь Абакан прошел все этапы архитектурной застройки советских городов — от элементов конструктивизма, сталинского величия ампира до безликих советских крупнопанельных домов. И всё это без национального хакасского колорита, разве что кое-где небольшими порциями и мазками.

Мимолётный Абакан

Не имея больших финансовых возможностей по доведению своего облика до столичного совершенства, чтобы соревноваться с другими крупными сибирскими городами, Абакан, без особых притязаний на уличный лоск, достаточно скромен, провинциален и старомоден, как старомодны на улицах мозаичные конструкции с потертой плиткой. Видимо, мозаика это городская фишка, доставшаяся в наследство от прежних времён. Но эта скромность превратила Абакан в милый, по-домашнему уютный, каким бывает уютным любимый заношенный, затёртый до дыр плед.

Мимолётный Абакан

Нерешенную в советский период задачу оживить улицы хакасским колоритом, о чём сетуют сами горожане, пытаются решать сегодня современные архитекторы и градостроители. Насколько получается, видно не только и не столько самим абаканцам, сколько туристам. То, как выглядит город, несомненно, влияет и на отношение к нему. Пожалуй, национального колорита у центра национального региона и впрямь не хватает.

Мимолётный Абакан

Может, его отсутствие объясняется тем, что большинство населения русское (79%). По статистике из 185 тысяч, проживающих в Абакане, лишь 11,5% составляют хакасы. Сколько ни высматривала, ни вглядывалась в лица прохожих, за редким исключением так и не смогла отыскать весомую каплю того колорита.

О гостиницах

Как театр начинается с вешалки, так любой город для туриста начинается с гостиниц. Как заметил любивший гостиницы Эрих Мария Ремарк, «в гостиницах не бывает скучно». Действительно, скучать не приходилось, не засиживались, лишь ночевали, но качество гостиницы не менее важно, чтобы не пожалеть о затраченных на неё времени и деньгах.

В Абакане гостиниц порядка 20, два отеля 4*, шесть трехзвездочных, есть хостелы. Какой из двух, где ночевали, отдать предпочтение — «Чалпан» на улице Щорса, 5б или «Анзас» на Вокзальной, 7А, сказать трудно. Обе неплохие, но расположение «Анзаса» рядом с вокзалом в полукилометре от музейного центра — его преимущество. А недостаток общий: нет лифта, что не есть хорошо, если тащить чемоданы. У меня был небольшой рюкзачок, и то, поднимаясь с ним по жутко высоким ступеням на последний этаж, представляла, что взбираюсь на Эверест.

Расположение «Чалпан» показалось у черта на куличках. Помнится, припозднились в гостиницу с периферийной экскурсии и пошли искать продуктовые магазины в шаговой доступности. Таковых не нашлось, как и фонарей на улицах, и к единственному в округе магазину в полной темени топали, едва успев за 5 минут до закрытия в 22. Хорошо, продавцы вошли в положение припозднившихся, отоварили всех, голодными не оставили.

Удаленное от центра расположение этой гостиницы компенсируется относительной близостью к реке. Правда, сезон уже не купальный. Дойти до воды через парк культуры и отдыха спугнул начавшийся проливной дождь, заставивший ограничиться отрезком улицы, где растянулось крупнейшее спортивное сооружение Хакасии — спорткомплекс «Абакан». Если основной целью приезда в Абакан зимой будет катание на коньках, определенно следует остановиться в «Чалпане».

Абакан — центр культуры, археологии и спорта

Каждый город, подобно человеку, хочет слыть культурным, подтянутым, приятным во всех отношениях. Вот и Абакан по мере сил стремится к тому же, называя себя культурной и спортивной столицей Хакасии. Назваться, конечно, можно, а что на деле? Раз уж упомянула спорткомплекс, с него и начну.

Спорткомплекс «Абакан» по улице Катанова, 10 наверняка успел за 13 лет своего существования приобщить к различным видам спорта немало горожан. Для занятий спортом на выбор легкоатлетический манеж, зал для спортивных игр, бассейн и действующий зимой каток. Любопытно, спорткомплексу присвоено имя не спортсмена, а почётного гражданина города Николая Булакина, занимавшего пост главы Абакана на протяжении 24-х лет до 2019 года. Редкий мэр мог бы похвастаться таким долголетием в одном кресле, многих его коллег постигла незавидная участь с окошечком решеткой в конце срока.

Мимолётный Абакан

Театралов порадует Республиканский Русский Драматический театр имени Лермонтова на улице Щетинкина, 12. Заглянула в афишу, чем радует, к примеру, осенью. В репертуаре нестареющая «Ночь перед рождеством» в сопровождении симфонического оркестра республиканской филармонии, актуальный по сегодняшнему дню «Ревизор», квиз-викторина к 200-летию неувядаемого Островского, и всё в таком духе. А само здание опять же с мозаикой вызовет интерес у знатоков фасадного оформления 70-х годов. Как раз на этой мозаике нашелся хакасский колорит — люди в национальных костюмах.

Репертуар Дворца Молодежи на проспекте Дружбы Народов, 22 рассчитан больше на молодежь. Спектакль «Щелкунчик», игровое шоу ростовых кукол, певица-блогер Milana Star (иные блогеры во всю поют, не начать ли и нам), дискотеки — это лишь немногое из того, что ждет зрителей в ноябре. В молодежный ряд затесался казачий хор с Кубани.

У этого очага молодежной культуры имеются большой зал на 642 места, театральная студия, секции эстрадного вокала и танцев, всего 20 клубных секций, работающих с 2002 года. А архитектурный стиль у Дворца напоминает конструктивистский, хотя зданию 20 лет, и первоначально строился под кинотеатр.

Мимолётный Абакан

И, конечно, нельзя пропустить республиканский музейно-культурный центр имени Кызласова на улице Пушкина, 28а, основную достопримечательность Абакана в области археологии и краеведения. В его стенах с 2015 года располагаются Минкульт Хакасии, Хакасский краеведческий музей, туристский информационный и детский досуговый центры.

Вот где ценителям музеев есть, на что поглазеть, разгуляться. Даже мне, уж на что редкостному «любителю» музейного «хлама», показался он весьма интересным. Объясняется это, скорее, современной в песочных тонах конструкцией здания общей площадью 30.000 м² и качественно подобранными экспозициями, удачно расположенными по окружности. Один потолок с точки зрения эстетики чего стоит.

Мимолётный Абакан

А гордость краеведческого музея, основанного в 1929 году, — внушительная коллекция древних енисейских менгиров, каменных стел высотой до 6 метров, вывезенных с различных курганов. Первые исследования археологических памятников под руководством немецкого ученого Даниэля Готлиба Мессершмидта, состоявшего на русской службе, проведены в Хакасии в 1722 году, положив начало знаниям о прошлом этой земли. Более подробно в отдельном отзыве.

Большая часть экспозиций посвящена этнографии, животному миру Хакасии, памяти археолога и историка Леонида Кызласова, чье имя носит музейный центр. Интересна коллекция предметов искусства, собранная скульптором Ириной Карачаковой-Картиной, «последней хакасской принцессы», как ее называл Кызласов. Здесь же ее скульптурные работы, в том числе скульптурный «портрет» Хакасии.

Мимолётный Абакан

Заглянула я и на площадку занимательного досуга детей и застала развесёлую феерию разноцветных ленточек и массу детских улыбок.

Абакан и вера

Удивительно, что на такой небольшой город приходится порядка 15 культовых сооружений, большинством все православные, но строится и большая, здоровая мечеть, первая в истории Хакасии, правда, с ней, говорят, какие-то вечные заморочки. Нашлось время только для одного храма.

Спасо-Преображенский кафедральный собор Абаканской епархии, отстроенный в классическом стиле в начале 2000-х снискал среди почитателей всего святого славу главной православной достопримечательности города. Отличают этот белёный храм 7 золотистых куполов, 12 колоколов (самый большой весом 5,6 тонн) и башенные электронные часы с курантами, изготовленные, как пишут, по образцу механических часов Троице-Сергиевой Лавры.

Мимолётный Абакан

Не отличаясь особо благочестием, всё-таки не преминула зайти в храм взглянуть на иконостас в пять ярусов, украшенный позолоченной резьбой, и на лик, взирающий с небес укоряющим нечестивцев взглядом. Храм пуст, в воздухе разносился запах ладана, и звенящую тишину храма нарушали лишь звуки протяжного речитатива баса и песнопения слаженного дуэта.

Мимолётный Абакан

Другой храм по улице Пушкина, 61 увидела из окна автобуса — Градо-Абаканский храм в честь Равноапостольных Константина и Елены, яркий, празднично одетый. Он моложе Преображенского и строился 13 лет на пожертвования благотворительных организаций и горожан. Тот, кто зайдет внутрь, увидит мозаичный пол, а на пятиярусном иконостасе расписанные московскими иконописцами более ста икон с окладами из сусального золота. Увы. Взору оказалась доступна лишь мозаика снаружи в виде больших икон под единственным куполом.

Церковь Распятия Христова, 2015 года постройки, образует вместе с храмом Константина и Елены единый гармоничный ансамбль, выдержанный в традициях старорусской архитектуры. А вот старейший Свято-Никольский собор второй половины 19 столетия увидеть не довелось

Зеленый мир Абакана

Где, находясь в городе, можно почувствовать гармонию цивилизации и природы? Конечно, в городских парках и скверах! Одних только парков на карте Абакана насчитала штук шесть-семь, а если прибавить скверы и Сад мечты, получится внушительный список. Абакан оставил о себе впечатление, как зелёный город со вставками насаждений деревьев и простеньких, привычных цветов.

Оказавшись рядом с парком культуры и отдыха на Катанова, 2, гулять не пошла — помешал дождь.

Мимолётный Абакан

Зато в последний день получилось прогуляться в тишине аллей по Преображенскому парку за Преображенским собором. Парк разбит в болотистой низине, где когда-то свирепствовали полчища комаров. А теперь любимое комарами по вечерам место стало излюбленным местом отдыха горожан.

Есть выделенная площадка с аттракционами, миниатюрный пруд с фонтаном, возле прохладной воды — уединение на скамейках. Все аллеи объединяются в пешеходную зону «Кольцо Вечности», гуляют парочки, дамы, дети, а серьезные мужчины не прочь и сами впасть в детство.

Мимолётный Абакан

Многолюдно и шумно в парке в дни праздников и фестивалей. А они проводятся регулярно, как ставший популярным День семьи, любви и верности, или фестиваль «классиков». Были в моем детстве расчерченные мелом на асфальте квадратики, правил в упор не помню, прыгали на одной ножке, спрашивается, зачем. А вы свои классики помните или уже не застали?

Романтично в окружении цветов смотрелась у фонтана беседка. Она собирает и влюбленных, и горожан, почитающих поэтический дар Александра Сергеевича Пушкина традицией народных чтений отрывков из своих любимых сказок и стихов поэта. Увы, при мне никто стихов не читал.

Мимолётный Абакан

День выдался чудесный, теплый, и на золотистых куполах собора, видимого в проеме деревьев, как в картинной раме, отражалось сияющее в небе солнце. Между фонтаном и собором притаился абаканский вариант памятника Петру и Февронье, который я тогда вообще не заметила, сослепу приняла темнеющие фигуры за остолбеневших людей, любовавшихся собором.

Мимолётный Абакан

Центральное место в парке отведено архитектурному комплексу с монументом «Добрый Ангел Мира», открытому в 2006 году. Автор образа Ангела — Пётр Стронский, народный художник России. Четырехметровая колонна украшена фигурой ангела с птицей в руках, вместе они олицетворяют понятное стремление к добру и миру. Заложен в монумент и другой смысл — дань меценатам прошлого и спонсорам современности, чьи имена высечены на табличках.

На другом конце Преображенского парка обустроились частные «Сады мечты», вход платный — 200 рублей. На них как раз времени не хватило, показалось интереснее прогуляться в парке. Пришлось попросить знакомую из группы, Любу, избравшую для прогулки сад, сделать для меня пару-тройку снимков в саду, который так и остался «мечтою».

Фото: © Фото Любови Гороховой

Абакан и памятники

С памятниками тоже сложилось не очень. Не нашлось времени для городских скульптур: «Нежность», «Мечтатель», «Алиса в стране чудес» и других. Промелькнул за окном автобуса памятник знаменитому борцу Ивану Ярыгину, делавшему свои первые шаги в спорте на хакасской земле. При выезде из города на трассу «Енисей» тыльной стороной за стелой «засветилась» установленная в 1980 году скульптура красноярского ваятеля Александра. Давыдова — фигура хакасской женщины с чашей в руке, символом гостеприимства. Это визитная карточка Абакана.

В народе фигуру прозвали «Лора» по имени секретаря городского комитета компартии Ларисы Орешковой, активно «топившей» за этот проект. В 2015 году комплекс подреставрировали, вокруг монумента разбили клумбу. Мои попытки ухватить на ходу образ Лоры в анфас не увенчались успехом, пусть Лора так и останется для всех загадкой.

Мимолётный Абакан

Зато состоялось близкое знакомство с памятником Скифскому Оленю, своеобразным символом Абакана, как археологическим центром региона. Это увеличенная в сотни раз копия типичной для тагарской культуры броши скифской эпохи в виде круглорогого оленя, найденной в кургане при расчистке территории в одном из городских районов.

Переданный в Эрмитаж оригинал воплощен в памятнике, отлитом в бронзе и установленном в 2015 году на перекрестке улицы Торосова и проспекта Дружбы народов напротив Спасо-Преображенского собора.

Мимолётный Абакан

Любителям военной тематики, наверняка, приглянется мемориальный комплекс «Самохвал» на окраине Абакана, где возвышается одноименная гора. Он открыт в 2015 году и посвящен памяти воинов разных эпох. В основе композиции фигура хакасского воина эпохи Чингисхана, восседающего на символическом каменном кургане. Он передает эстафету памяти 40 тысячам павших на поле брани, призванных на фронт Великой Отечественной войны из восьми районов Хакасии. Их олицетворяет большой камень-менгир в центре площади с фигурой бойца с автоматом.

А вот такой арт-объект вряд ли кто вам покажет, да еще от всей души со смачной комбинацией из трех пальцев в придачу. Определенно раритет.

— Зачем снимаешь? — мужик был настроен сурово по-пролетарски.

— Дык… Ильич же… неужели сами сделали…

"Пролетарий" сразу обмяк, заулыбался: — Сам, своими руками, — и протянул в доказательство натруженные руки, разрешив на «законном» основании сфотографировать Ильича поближе.

Хакасия давно известна своей приверженностью и верностью протухшим заветам вождя пролетариата. Повсюду по городу висели билборды с агитацией предстоявших осенью выборов губернатора. Как известно, представитель главенствующей в стране партии незадолго до часа Х снял свою кандидатуру, а отстоял свой пост представитель КПРФ. Дело Ленина в Хакасии живет и процветает.

Сувениры — что привезти из Абакана

Представление о городе дали и республиканский сельскохозяйственный рынок, и богатый ассортимент сувенирной продукции в специализированных магазинах, куда непременно следует заглянуть туристу хотя бы из любопытства, чем торгуют.

На рынке по улице Тельмана, 92к торговали местными мясистыми помидорами. Тон по выращиванию помидорных чемпионов задает соседний Минусинск (мы еще побываем на дне города и фестивале помидоров), но и Хакасия в этом плане не отстает, имея 300 дней в году сплошного солнца.

Мимолётный Абакан

Покупать помидоры не стала, запаслась двумя кедровыми шишками в подарок семейной парочке… белочек, они приходят в гости на нашу уральскую фазенду. Правда, по возвращении домой с одной из шишек случилось комичное приключение.

Без задней мысли, что кто-то возьмет, одну шишку оставила на столе внутри садового домика, а когда приехала в другой раз, лежала шелуха вместо шишки. Где орешки?! Нашла орешки целёхонькими в заброшенном ботинке аккуратно сложенной горстью в области пятки. Вот и не верь после этого, что эти серые создания мыши глупы, и нет у них интеллекта. Кто ж откажется от хакасских кедровых шишек! Представляю, как мышки смеялись, называя меня лохушкой. Но… смеётся тот, кто смеётся последним. Спасенные орешки достались белочкам!

У кого грызунов нет, привезти в подарок можно варенье и джемы из таежных ягод, шишек, лечебный чай, мед сибирский.

Магазинов сувенирной продукции в Абакане много, не сосчитать, и, зайдя хоть в один, вряд ли уйдешь без «подарка» себе, родным и знакомым. Из трех, что посетили, приглянулся магазин «Алтын Чир» на улице Тельмана, 83, глаза в разбег. Много этнического, украшений из серебра, изделий из дерева, кости, меха, кожи, текстиля. Среди необычного — шаманский бубен, «животные» амулеты. Себе купила элегантную меховую сумочку, не всё же таскаться со спортивными рюкзаками.

Что еще нужно, чтобы задобрить туриста? Сладости! В магазине «Шоколадное ателье — Абаканские сласти» по улице Крылова 66-б предлалагают сувениры сладкоежкам. Отличный вариант для гастрономического подарка из Хакасии! Большой выбор шоколада, знакомых по вкусу разнообразных конфет — кедровых, с ромом, клюквой. Есть конфеты и шоколад с традиционным для хакасской кухни продуктом из обжаренного и молотого зерна — талканом, но, честно говоря, на любителя. Магазин хорош еще и тем, что здесь же небольшой отдел с кофе и вредными для стройности плюшками, всё свежее и… о-о-о-чень вкусное! Сувенирами и закончу рассказ.

Послесловие***

Вот что значит знакомиться с городом набегу. Образ Абакана получился у меня несколько рваным, далеко не столичным, без пафоса и громких восторгов, с концепцией привлечения внимания к своей повседневной жизни, к своей истории, неразрывно связанной с далёким и недавним прошлым. Следы этого прошлого искать и находить будем совсем в других местах и районах Хакасии…