Турист Магдалина happiness (happiness)
Магдалина happiness — была сегодня 9:27

Дагестан — Россия Сентябрь 2023

В горах Гунибского района, куда мы отправились по самому первому маршруту нашего путешествия в Дагестане, накануне прошли дожди. Посмотрев прогноз на грядущий день поняли, что ближайшие несколько дней погода будет радовать с переменным успехом. А поэтому решили следовать золотому правилу жизни -«никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня» и отправились в горы. Дорога из Махачкалы на автомобиле занимает немало времени и около 150 км, но утомительной не покажется потому, что будет удивлять ярким красочным пейзажем. К слову сказать этой дорогой пришлось воспльзоваться не единожды и поэтому в следующий раз мы заложили на поездку немного больше времени т. к. по пути, где позволяет трасса не просто хочется, а нужно останавливаться и делать красочные кадры.

Из сокровищницы Дагестана: история 1— необыкновенное чудо реки Салтинки

Мы держим путь в небольшое село Салта, украшением которого является водопад Салтинский. Приятным бонусом для водителя будет отличная асфальтированная дорога.

Из сокровищницы Дагестана: история 1— необыкновенное чудо реки Салтинки

Однако отдельно волновал вопрос-какими АЗС лучше воспользоваться в путешествии? Не секрет, что нечистые на руку владельцы станций химичат с топливом. А оказавшись в незнакомом регионе не знаешь, на какую заправку податься, чтобы мягко говоря не вляпаться с бензом. Предпочитая у себя дома АЗС Газпром, наши мы были шокированы автозаправочными кобрендингами, коих здесь очень много. Вот запомнила те, что звучат вроде как знакомо и в то же время на другой лад: «РусЬнефть»,«ЛЮКСойл» и т. д. Фишечка в том, что федеральных сетевых АЗС в республике просто нет. Но мы нашли для себя оптимальный вариант-заправляться в Махачкале на одной и той же АЗС компании «ЕКА» в центре города, а дополнительно возили с собой еще канистру. Так было надежнее. Бензин заливали неплохой, претензий нет! Но это так, для сведения-вдруг кому пригодится. Но вернемся же скорее к сегодняшней поездке.
Горы вокруг очень красивые и имеют интересный полосатый рельеф в отличие от привычных глазу изумрудных склонов Крыма и Краснодарского края. Склоны гор Дагестана окрашены в сочные терракотовые, изумрудные, желтые и голубые краски и сливаясь между собой цвета создают удивительные формы-волны, полоски и зигзаги. В составе пород преобладает сланец, известняк и песчаник.

Из сокровищницы Дагестана: история 1— необыкновенное чудо реки Салтинки

Местами участки очень напоминают по расцветке и ландшафту Каппадокийские долины или это только у меня разыгралась фантазия?

Из сокровищницы Дагестана: история 1— необыкновенное чудо реки Салтинки

Не раз на глаза попадался необычный рельеф склонов, напоминающий небольшие ступенчатые площадки, которые на самом деле -есть работа рук человеческих и являются элементом террасного земледелия.Оно применялось ранее и применяется до сих пор в Дагестане. Даже представить невозможно насколько трудоемким было это занятие в отсутствие какой-либо сельхоз.техники. Для укрепления террас и создания кладки применяли камни, которые затаскивались в горы невероятным усилием. Вот смотришь на эти террасы и проникаешься глубоким уважением к труду людей, которые создавали такое. Правда в годы советской власти такие сооружения создавались с применением соответвующей техники. Но крутизна склонов делала этот процесс весьма опасным. В Дагестане в свое время даже провели всесоюзный семинар по опыту устройства террас. Вот как раз на снимке ниже видно такой участок; его к сожалению, удалось запечатлеть только в движении.

Дагестанцы понимали,что заниматься земледелием в горной местности сложно,поэтому начали срезать склоны,создавая небольшие горизонтальные площадки(террасы).Именно так назывались выровненные участки.Выращивались не только зерновые культуры ,но и виноград,и садовые деревья.

Важно не увлечься окружающими красотами и вовремя заметить поворот, ведущий на поселок. К счастью, умничка-навигатор в этот раз нигде не затупил и справлялся со своими обязанностями на «отлично». Нужный поворот не пропустили, а за ним показалось село Салта и центральная джума-мечеть.

Это одна из красивейших мечетей Дагестана.Была построена в 1899-1901 годах.В годы коммунизма мечеть была закрыта и отдана под склад. Теперь же, благодаря стараниям общественности села, мечеть прошла реставрацию в конце 2009г и вновь используется по назначению.

На подъезде к Салтинской теснине организован небольшой рынок, есть платные туалеты. Здесь же можно и припарковать машину. Мы проехали немного дальше и обнаружили природный грот, где удобно и главное бесплатно припарковались.

Из сокровищницы Дагестана: история 1— необыкновенное чудо реки Салтинки

Вход в ущелье появляется не сразу. Вначале попали в широкую его часть с каменистым дном и высокими перепадами. Для удобства очень кстати здесь проложены металлические мостики.

Из сокровищницы Дагестана: история 1— необыкновенное чудо реки Салтинки

Здесь установлена будка охранника,который собирает деньги. Друзья, всем на заметку-в отзывах читала, что вход в Салтинское ущелье бесплатный. Но охранник видно сам решает кого просто пропускать, а с кого и дань собирать. Мы с супрогом прошли беспрепятственно, а следующие за нами сын с женой заплатили за вход по 100р.
На момент нашего приезда распогодилось,припекло солнышко, но внутри ущелья все равно было сыро и прохладно, так что кофта не помешает. А еще удобные кроссовки или кеды. Да только в нашем случае спортивная обувь не пригодилась. Прошедший накануне дождь затопил ущелье.

Из сокровищницы Дагестана: история 1— необыкновенное чудо реки Салтинки

И тут-то педприимчивые местные тетеньки устроили небольшой рынок, предлагая брать напрокат резиновые сапоги! А мы-то подумали было, что нас вообще не пустят к водопаду!Будьте уверены-если предлагают переобуться-то не игнорируйте! Вода в ущелье очень холодная и поднимается до уровня колен. Стоимость проката резиновых сапог-100р пара-ну просто цифру 100 любят здесь.Размеры любые(даже на наших мальчиков с размером обуви 45 и 47 нашлись сапоги).Не стоит беспокоиться и за гигиену обуви-почти все сапоги новые, на некоторых даже висели этикетки, в каждой паре лежат бахилы.

В самом ущелье установлены деревянные мостики с перилами в местах наибольшей глубины. Но есть и небольшие сухие участки.

Из сокровищницы Дагестана: история 1— необыкновенное чудо реки Салтинки

Попасть к Салтинскому водопаду можно только пройдя по руслу реки, ширина которого около 40 метров,но это вначале. Попадаешь внутрь и проход сужается,

Из сокровищницы Дагестана: история 1— необыкновенное чудо реки Салтинки

оставляя всего лишь около двух метров в ширину,а стены ущелья тянутся вверх на 400 м.  Протяженнось извилистого и невероятно живописного маршрута не больше 1 км,но трудно предугадать,чем удивит проход за следующим поворотом.

Из сокровищницы Дагестана: история 1— необыкновенное чудо реки Салтинки

Ущелье имеет несколько ярусов, по которым можно перемещаться. Повторюсь, что здесь сыро и очень скользко а там, где пройти затруднительно протянуты тросы, держась за которые можно преодолеть проблемные участки.

Из сокровищницы Дагестана: история 1— необыкновенное чудо реки Салтинки

Салтинский водопад-единственный в Дагестане, который является памятником природы регионального значения. Образуется он небольшой речкой Салтинкой или Багдакули, что в переводе с аварского означает «Солнечная» и считается подземным, что не совсем точно. На самом деле он находится не под землей, а в месте сужения каньона, где высота стен создает иллюзию пещеры, нехотя пропуская тонкую полоску дневного света. Ходы и тоннели здесь веками вымывала речная вода и сам поток очень интересен.

Из сокровищницы Дагестана: история 1— необыкновенное чудо реки Салтинки

С 20-метровой высоты вода с грохотом падает вниз, образуя глубокую чашу.

Из сокровищницы Дагестана: история 1— необыкновенное чудо реки Салтинки

Мы стали свидетелями интерсной сцены, во время которой молодая девушка прыгнула в водный бассейн, образованный потоком. Тогда только узнали о том, что после дождей, в период заполнения каньона водой,здесь можно купаться. Но вряд ли стоит повторять поступок ныряльщицы-глубина бассейна все же сомнительная.

Из сокровищницы Дагестана: история 1— необыкновенное чудо реки Салтинки

Стоит отметить, что помимо самого благоприятного времени посещения, Салтинскую теснину стоит видеть в любой период-не разочарует!

Салтинский водопад

Приезжая в этот горный край, путешественник должен быть готов к тому, что здесь его ожидают наряду с природными достопримечательностями и те, что неразрывно связаны с непростой историей Дагестана. На обратном пути мы остановились у возведенного в 2005 году мемориально комплекса Андалал с прекрасной смотровой площадкой, откуда открывается шикарный вид на долину реки Каракойсу.

Каракойсу является притоком реки Аварское Койсу.

Андалал расположен в выигрышном месте на горе и виден всем, кто оказался поблизости.
Мемориал посвящен победе дагестанских народов над Надир-шахом, в 1743 году захватившим с помощью своей 100-тысячной армии почти всю территорию за исключением Аварского района. Совет сообщества Андалала (само понятие «андалал» объединяет несколько аулов Дагестана, где живут одни аварцы) создал и возглавил ополчение, давшее отпор персидской армии и заставившее бежать ее из Дагестана.

Покаюсь,если чьих-то слез я стал виной-Аминь.
А кто обиду мне нанес ,пусть кается-Аминь -молитва горца ,стихи Р.Гамзатов.
"Покаюсь,если чьих-то слез я стал виной-Аминь. А кто обиду мне нанес ,пусть кается-Аминь" -молитва горца ,стихи Р.Гамзатов.

И еще об одном объекте, в непосредственной близости с Андалалом, не уделить внимания которому не могу-это Гунибская ГЭС.

Из сокровищницы Дагестана: история 1— необыкновенное чудо реки Салтинки

Часто можно услышать именно это название, хотя водохранилище носит имя советского аварского поэта Расула Гамзатова. ГЭС расположена на реке Каракойсу, которая является притоком самой крупной реки в Дагестане Аварское Койсу. Таких сооружений несколько, но Гунибская ГЭС самая высокогорная и каскад водохранилищ начинается именно с нее.
Прекрасными видами водохранилища мы закончили этот длинный день, увезя с собой его след и яркие впечатления от увиденного.