Турист Анна Поротникова (AnnaPoro)
Анна Поротникова — была сегодня 13:08
Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный (с)

Абу-Даби — ОАЭ Февраль 2023
Лазерное шоу на стене Qasr al Watan

Между высадкой с лайнера и вылетом домой у нас было четыре дня. Изначально мы с Таней считали, что на Абу-Даби хватит и одного. На второй поедем в Дубай великолепный и проведем там еще полных два дня. А в Абу-Даби каждая из нас уже была — с 1-дневной экскурсией. На обзорках же основное показывают? — стало быть, основное уже посмотрели: Белую мечеть, Деревню наследия, мемориал шейха Заеда… С тех пор арабы, конечно, не дремали и открыли Лувр — отлично, как раз в Лувр и съездим. У нас и отель был подобран так, чтобы до Лувра можно было доехать за полчаса без пересадок, и остановка недалеко.

Сразу несколько слов об отеле: Al Ain Palace Hotel — четырехзвездный, приятно-стандартный. Бассейн, завтраки в кафе на первом этаже, номер неплохой и персонал любезный. Настолько любезный, что при заселении начали объяснять мне через онлайн-переводчик с улыбками и извинениями, что нужно заплатить еще туристический налог. Пожав плечами, я сказала, что мы в курсе, и не возражаем, и даже прямо сейчас заплатим к чему, мол, такие церемонии, достаточно было сказать на английском tourism fee. Вечером выяснилась причина суеты ресепшениониста, но об этом позже))

Заселившись, как положено, в 14 ч, мы решили рвануть в Лувр. На остановке выяснилось, что сегодня понедельник и Лувр закрыт. Вот ведь! Хорошо хоть, успели заглянуть в карты еще до того, как сели в автобус. Ну что ж, Таня пошла гулять по окрестностям, а я отправилась для начала в Emirates Palace, по пути знакомясь с нетуристическим обликом Абу-Даби.

* * *

Emirates Palace — золотой во всех смыслах отель, отель-дворец. На момент открытия, в 2005 г., был самым дорогим в мире, да и сейчас входит в топ-3, уступая разве что Сингапуру. Официально 5-звездный, но, как и дубайский собрат Бурдж-аль-Араб («Парус»), позиционирует себя 7-звездным)) При всем при этом снаружи он не выглядит ослепительно роскошным — травка, пальмы, фонтан… что такого? Однако зная, во сколько обходится каждая пальма и ее искусственный полив, не говоря уж о газонах и цветах, нельзя не восхититься территорией отеля.

Сутки в Абу-Даби: история и роскошь ОАЭ

У входа охрана очень вежливо спрашивает, с какой целью я иду в отель. Ответа «посмотреть» вполне достаточно, иду дальше без остановок — к фонтанам. В февральскую жару нельзя пренебрегать ни одним источником прохлады)))

Тут надо напомнить, что Эмираты - не Европа, и фонтаны здесь редки.

Толпы нет, но и не малолюдно. Народ фотографирует отель, башни Etihad через дорогу напротив и себя на фоне.

Сутки в Абу-Даби: история и роскошь ОАЭ

Называя отель золотым, не уточнила: на внутреннюю отделку ушло 2 тонны золота. А снаружи он песочный — отсылка к пескам пустыни. По центру льется каскадный ручей-водопад черного цвета тоже не просто так: он символизирует потоки нефти. Вода прозрачная)) это ступеньки выложены черными камнями.

Однако пора уже внутрь! Разумеется, 394 номера, из которых 92 — люксы, простым смертным для «посмотреть» недоступны. А вот холл открыт для всех, кто хочет полюбоваться арабской роскошью.

И не только арабской — в нескольких стеллажах стоят древнегреческие, древнеримские, египетские кувшины и вазы. Европейский шик тоже не остался в стороне, часы на стене — Rolex.

Сутки в Абу-Даби: история и роскошь ОАЭ

И дама, явно не арабского происхождения, играет на рояле Вивальди.

Разумеется, при всем уважении Эмиратов к мировой культуре, как и в любом их отеле, на одном из самых видных мест висят портреты шейхов. Я привыкла, что в Дубае и Шардже их три — шейх Заед, нынешний шейх ОАЭ и шейх конкретного эмирата. Абу-Даби третий не нужен, ибо шейх Абу-Даби и шейх ОАЭ — одно лицо.

Сутки в Абу-Даби: история и роскошь ОАЭ

Вот такие зоны отдыха в Emirates Palace. Можно расслабиться и в кафе, выпить кофе с золотой крошкой)) Клава пила и рассказала, что вкус обычный, несмотря на 24 карата, плавающих в чашечке))) А я решила, что потрачу 80 дирхам на что-нибудь более необычное, и пошла дальше.

* * *

Дальше — жемчужина не только этого дня, но и всей поездки. Qasr Al Watan, название которого переводится буквально как Дворец Отечества, или Домашний дворец, меньше всего похож на нечто домашнее)) После Emirates Palace кажется — ну что уж еще роскошнее? Ан нет, вот оно — подлинное средоточие арабской роскоши.

Беломраморный с добавлением известняка экстерьер не бьет в глаза и выглядит величественно, но не помпезно.

Дворец построен совсем недавно, в 2017 г. (впрочем, в Эмиратах каждый год вносит что-то новое в облик любого города, так что недавно — это скорее по европейским меркам), для заседаний высших лиц государства и размещения зарубежных лидеров. В 2019-м его открыли для посещений. Видимо, поэтому в обзорке 20-го года мы его еще не посещали. И хорошо! На экскурсиях время для осмотра обычно ограничено — надо же успеть завезти кошельки туристов в магазины ковров и фиников)) Меня же ни то, ни тем более другое не волновало, можно было гулять по дворцу, ограничиваясь только временем закрытия.

Сначала Большой зал. Действительно большой — 100×100 м. Считается, что в интерьере присутствуют три цвета — золотой, голубой и белый, — опять же символизирующие соответственно песок пустыни Руб-аль-Хали, небо и одежду шейхов, кандуру. «Песка» больше всего, а «небо» еще попробуй найди. Но выглядит потрясающе, какими бы ни были пропорции цветов!

Мозаика, золоченые надписи арабской вязью, инкрустации, грозди хрустальных светильников, шикарный мраморный пол — чувствуешь себя внутри огромного калейдоскопа… И все это не аляповато, а изысканно и где-то даже элегантно.

О чрезмерной и безвкусной роскоши в общественных местах с сарказмом говорят что-то типа «золотые унитазы». Прежде чем зайти в два крыла по бокам от Большого зала, убедимся, что в сверкающем санузле со вкусом все в порядке: эти предметы интерьера белые, как и повсюду))

Теперь восточное крыло.

В нем размещается Дом знаний с артефактами эпохи Просвещения и библиотекой на 50 000+ томов. На входе написано: «Арабский Золотой век — важная эпоха в истории цивилизации. С середины VIII до середины XIII века прогресс, достигнутый арабскими учеными в математике, астрономии, естественных науках, архитектуре и медицине, заложил основы европейской эпохи Возрождения».

Зона в западном крыле называется «Дух сотрудничества», вот здесь и проходят совещания Верховного Совета, в который входят шейхи семи эмиратов, а также встречи на высшем уровне представителей стран Персидского залива, Лиги арабских государств и Организации исламского содружества. Никогда до сих пор не видела действующих мест, где собираются лидеры разных стран! Залы сказочные, но построже Большого. Наконец-то появляется голубой — цвет небес, — и он удивительно вписывается в арабское золото.

И фото из дворца напоследок — ажурная сфера, точнее, сфероид: его оболочку образует золотое в буквальном смысле изречение шейха Зайда. Арабская вязь — это вам не кириллица/латиница)) Из нее такие кренделя узоры можно выписать!.. По-арабски читать не умею, но, пока народ толпился, нашла поодаль картинку с английским переводом, прочла, прониклась, снова подошла к этой красоте и поймала момент относительного безлюдья.

Сила слов. Автор работы - Маттар бин Лахедж. Слова шейха Зайда: Богатство - это не деньги и нефть. Богатство заключается в людях, и оно ничего не стоит, если не посвящено служению людям.
Очень по-арабски!
"Сила слов". Автор работы - Маттар бин Лахедж. Слова шейха Зайда: "Богатство - это не деньги и нефть. Богатство заключается в людях, и оно ничего не стоит, если не посвящено служению людям". Очень по-арабски!

Дворец осмотрен. Но вишенка на торте, причем размером с сам торт, — еще впереди. Почему-то о ней мало кто упоминает, похоже, большинство туристов просто посещают дворец слишком рано. А ведь вечером, после захода солнца, во внутреннем дворе проходит потрясающее лазерное шоу. Белые стены дворца служат экраном для 15-минутного показа на тему истории страны. Никаких субтитров или голоса за кадром, только музыка — все сильнее, все больше проникает в душу… Пустыня, шейхи, залив, инструменты ученых, интерьеры дворца и просто орнаменты, словами всё не передать! Да, арабы — мастера по части спецэффектов, особенно визуальных…

Лайфхак: площадь перед дворцом большая и вместит всех. Но выходить минута в минуту вряд ли стоит: вы же захотите посмотреть на цветные ряды фонтанчиков и, главное, после долгой прогулки по Qasr Al Watan (а полчаса гулять не получится) любоваться шоу сидя. Сидячих мест — обычных бетонных плит — немного, не хватит и половине зрителей. Так что занимайте их заблаговременно. А время начала уточняйте у охранников внутри: в каком-то отзыве читала одно время, началось, однако, на час позже, возможно, в зависимости от сезона, чтобы успеть до закрытия (20.00), но после заката.

* * *

Переполненный впечатлениями народ разъехался — кто на авто или такси, кто в экскурсионных автобусах. Я постояла на остановке с предсказуемым названием Qasr Al Watan, переваривая увиденное, дождалась девятки и благополучно добралась до отеля. Можно уже ложиться, а можно погулять. Выбрала второе, ибо как тут уснешь, когда в голове еще роятся чудесные картинки, а в пяти минутах от отеля так и манит набережная Corniche?.. На выходе из отеля знакомлюсь с несколькими дамами-соотечественницами, приехавшими из Кавминвод на зимний турнир по футболу, поболеть за земляков)) Кстати, пока шли по подземным переходам, узнала, почему наш чек-ин так взволновал ресепшионистов — оказывается, дамы эти прибыли в отличие от нас туром и считали, что заплатили уже сполна. И когда в отеле им сказали о туристическом налоге, дружно и бурно возмутились, и остатки этого возмущения, словно последние толчки землетрясения, обнаруживались до сих пор. Хотя основные эмоции туристки всё же выплеснули на стадионе)) А бедные сотрудники отеля теперь дули на воду, обжегшись на молоке, и расшаркивались перед следующими россиянами в нашем лице, взимая совершенно легитимный налог…

Выйдя из перехода на набережную, даже темпераментные южанки забыли свой негатив где-то под землей. Самая зеленая зона столицы, Corniche хороша!

Сутки в Абу-Даби: история и роскошь ОАЭ

8 километров деревьев, газонов и цветников, фонтанов, лавочек и фонарей тем не менее весьма немноголюдны к ночи. И замечательно! Пишу и вспоминаю, как полтора месяца назад гуляла по другой арабской набережной, в 10 ч вечера кишащей малышней на великах с дуделками, подростками на самокатах и величавыми мамочками с колясками — о нет, благословенна будь, спокойная Corniche))

Мы погуляли в Formal Park, Lake Park и Recreational Park (да-да, где была пустыня, теперь парк на парке) среди притихших детских площадок, арт-объектов и рассказов о футболе до полуночи. Пора в отель!

* * *

Следующий день не будет наполнен золотом-бриллиантами. Для поддержания непременной фразы о городе контрастов, применимой к Абу-Даби ровно столько же, сколько и к любому другому мегаполису, следовало бы в противовес вчерашнему блеску показать нищету… да только где ж ее найдешь в этой столице)) Сыграем на ином контрасте, «было-стало».

Поплавав в бассейне и позавтракав, отправляюсь в еще один Qasr — на сей раз Qasr Al Hosn. Договорились, что Таня с самого утра едет в Лувр, о котором мечтала все месяцы до круиза, а я, если успею, присоединюсь после. В 12 чек-аут, должна успеть. Ради этого я даже не пошла пешком, хотя пути было всего на полчаса. Но это ж по карте, а на деле тут остановишься, там свернешь, здесь зависнешь со съемкой… нет, поеду-ка я на автобусе, раз уж такое удачное расположение у нашего Al Ain Palace. Эх, выгадала силы, но не время — автобус шел 10 минут, а ждала его в полтора раза дольше)))

Итак, Qasr Al Hosn (Дворец-форт, Дворец-крепость). Построен в 1761 г. как сторожевая башня, охранявшая единственный пресноводный колодец на острове Абу-Даби.

Собственно, вот эта башня, уже в современном обличье

Лет через двадцать башню расширили слегка, в 1930-х — уже не слегка, и с 1793 до 1966 года она, уже ставшая фортом, была неизменной резиденцией шейхов эмирата.

Другие подробности можно прочитать на Туристере здесь, единственная ошибочка в материале — «можно посещать совершенно бесплатно». Вовсе нет, я заплатила 30 дирхам, однако их нисколько не жаль, а жаль лишь, что время было ограничено. Кстати, кассир выдал мне бутылочку с водой… может быть, я заплатила за нее? Да нет, он сказал, что будет жарко — я могу попросить еще)) А, и еще вручил какую-то краснокожую паспортину. Уже дома разобралась, что это копия паспорта, подобного тем, которые когда-то выдавались в Qasr Al Hosn наряду с лицензиями, разрешениями и пр. документами.

Сутки в Абу-Даби: история и роскошь ОАЭ

Начинается осмотр форта с нескольких небольших комнат с артефактами прошлого века и фотографиями, в основном шейха Зайда. В чем повезло Эмиратам — если у нас старина и прошлые века представлены археологическими находками и облик Ивана Грозного мы представляем лучше по популярнейшему фильму Гайдая, то арабы свою историю смогли запечатлеть на фото.

Одежду и посуду я уже видела в исторических музеях Дубая и Шарджи, в широком, так сказать, ассортименте. Мне больше понравился зал с интерактивными мониторами, на которых представлена история развития столицы с 50-х до наших дней. Очень наглядно и очень впечатляюще! Вот Абу-Даби-1962. Наверное, таким же он был и в 42-м, и в 22-м — просто снимков не осталось. У нас в то время каждая пятилетка меняла облик городов, а пустыня казалась вечной, лишь несколько небольших построек да форт очеловечивали ее ландшафт.

Сутки в Абу-Даби: история и роскошь ОАЭ

66-й год. Qasr Al Hosn по-прежнему остается самым большим зданием на побережье.

Этот год памятен приходом к власти «Отца нации». Я не иронизирую, шейх Заед заслужил это имя, объединив страну и превратив ее в удивительное государство. Культ вождя — не уникальное явление, но этот лидер, как никто другой, на мой взгляд, заслуживает уважения своих сограждан да разве только их?..

Шейх Заед лично инспектирует строительство

Всего несколько лет — и город не узнать!

Завершено строительство Большой мечети

На месте песков растут деревья и цветы, открываются сетевые отели мирового уровня.

Открывается Хилтон Абу-Даби

Очень хотелось бы рассказать и об экспонатах, и о истории АД детально, но это надо делать за рамками рассказа о поездке. Пока перехожу к другой части форта — собственно резиденции шейха. Формат стандартный: по 2-этажному прямоугольному периметру внутреннего двора идут одна за другой комнаты, где жили сам шейх, его семья и близкие. Именно комнаты, а не тронные залы.

Да, с замками, в которых жили европейские вельможи, не сравнить! Пока не увидишь своими глазами, трудно поверить, что глава государства, его жена, мать и дети жили так скромно)) Хотя… вспомним Qasr Al Watan — наследники шейха, Халифа и Мухаммад ибн Зайды аль Нахайяны роскоши уже не чураются, другие времена, другие нравы))

Предметы быта покажу в отдельном отзыве, но один так умилил, что не могу не поделиться прямо здесь.

В Абу-Даби до появления магазинов игрушек куклы обычно изготавливались вручную, из разноцветных лоскутков и ниток

Мне кажется, как ни внимательно я осматривала все помещения, что-то все равно осталось незамеченным. Слишком их много и слишком мало времени было у меня. Ну что ж, Абу-Даби — тот город, который чем больше узнаешь, тем интересней. Приеду еще и еще.

* * *

А пока — бегом в Лувр! И снова мне везет, от Qasr Al Hosn до него ходит прямой автобус № 94, всего 20 минут езды. До остановки идти почти столько же, и это радует — есть возможность посмотреть еще немножко столицу, до отъезда осталось несколько часов… Но вот я и на месте, в последней намеченной точке.

В некоторых отзывах авторы откровенно пишут, что экспонаты впечатлили меньше, чем крыша/потолок музея))) Не буду лукавить, в чем-то я с ними согласна. Что и говорить, по части архитектуры арабский Лувр покруче французского… Но размышляла я об этом недолго. На кассе ждал сюрприз: оказывается, ни долларами, ни евро оплатить билет нельзя. Хм, «а вот у вас же есть карты, мадам, давайте попробуем?» — «Да бесполезно, не пройдет ни одна»… попробовали, не прошли. Что ж делать-то?! Но выход есть всегда: «Мадам, а вы пройдите в отдел сувенирки, вас пропустят, купите там что-нибудь за доллары, там можно. А сдачу вам дадут в дирхамах». Так и сделала. Купила мужу в коллекцию сувенирную монету с изображением Лувра. А затем себе билет.

Здесь самое место для моей коронной фразы: «А подробности — в отдельном отзыве попозже». Несколько десятков рассказов с этим заверением уже накопилось, но что делать, путешествовать люблю больше, чем писать)) Утешает в данном случае, что о Лувре и Таня, и Клава, и другие туристеровцы рассказывали очень детально, мне и добавить-то нового нечего. Художественные музеи — вообще не мое, а тут еще и спешить приходилось, ибо в 12 — выселение! В общем, сохраним интригу до лучших времен, до отдельного отзыва. Пора в отель.

* * *

Конечно же, к 12 я не поспела, но добрая Таня не сказала ни слова упрека, а мирно ждала меня в лобби на прелестном диванчике. Не спеша отправляемся на автостанцию — через 2 часа мы уже будем в Дубае.

Сутки в Абу-Даби: история и роскошь ОАЭ

Так прошли сутки в столице Эмиратов, понравившейся мне гораздо больше, чем в первый раз на обзорке. Надеюсь побывать в этом году еще раз, чего желаю и всем, кого заинтересовал Абу-Даби)) Приятных путешествий, друзья!