Турист Александр Полойко (usauk81)
Александр Полойко
был 18 февраля 19:08

Словения Ноябрь 2023

Так получилось, что у меня с молодости страсть к путешествиям, даже приходилось длительно жить и работать в США в Великобритании, а также создавать авторские автобусные туры по Европе, поэтому на счетчике посещенных стран Словения стала 27-ой после долгого перерыва на пандемию. Выбор Словении был обусловлен тем, что как оказалось эта страна легко может составить конкуренцию по природной красоте знаменитым и раскрученным странам Европы Норвегии, Исландии и Швейцарии. Как я покорял эти страны можно почитать в моем профиле. Может быть здесь нет марсианских пейзажей Исландии, огромного количества фьордов Норвегии, но зато здесь есть Альпы, пещеры, самый большой каменный жд мост в мире, изумрудная горная река Соча, конезавод с 500-летней историей и еще масса чего интересного.

Сказочная Словения насквозь. Красоты, сравнимые с Исландией и Норвегией

В Словении мы выбрали место проживания в городке Копер, который расположен на побережьи и в нем находится самый крупный грузовой порт Словении и один из самых важных портов Европы, особенно по перегрузке автомобилей. Также в этот город приходят огромные круизные лайнеры со всего мира. За 1 день вы легко можете доехать до любой локации в стране. Надо обязательно сказать, что в отличии от Норвегии, где как ни крути больше 60 кмч не разгонишься и Исландии, где максимум можно ехать около 90 км/ч, то в Словении вы можете легко разогнаться до 120 км/ч. Стоимость топлива на каждой заправке отличается, на трассах цена выше, в городках ниже. В среднем литр дизеля около 1.65 евро за литр. Учитывайте, что расход при подъеме в горы может возрастать в несколько раз. Парковки в стране очень простые. Места с белой разметкой бесплатные, с синей платные. Рядом будут паркоматы, стоимость от 0.4 до 1 евро в час. Паркоматы сдачу не выдают. Продвинутые пользователи скачивают приложение easypark и в случае отъезда с парковки ранее оплаченного срока вам возвращается остаток.

Сказочная Словения насквозь. Красоты, сравнимые с Исландией и Норвегией

План в Словении был разбит по дням. Я перечитал многодневные маршруты словенских гидов и убедился, что наш план был практически оптимальным и удобным по таймингу. Для экскурсий у нас было выделено 4 дня, которые были разбиты следующим образом: первый день был посвящен исследованию 38 км побережья страны (это вся береговая линия страны). второй день был выделен на визитную карточку страны озеро Блед. третий день был для поездки в Альпы четвертый день для самой большой известняковой карстовой пещеры в мире, длиной 21 км и глубиной 110 метров. Теперь более подробно опишу эти замечательные дни. Их выбор был обусловлен погодой, первые три дня прогноз указывал солнце и +10, а на четвертый день был дождь, но в пещере он не помеха. Так в итоге и вышло, три дня солнечной погоды, а на четвертый день зарядил дождь.

Надо отметить, что в Словении 4 климатических зоны, поэтому проехав к примеру от побережья на север страны вы можете получить абсолютно другую погоду. В регионах у моря даже зимнюю резину менять не требуют и снег является диковинкой, а вот в горах и суровые морозы могут быть. В первый день мы выдвинулись по береговой линии. По пути были нас встречали просто удивительные городки, которые имели многовековую историю, многие поселения Словении возникли раньше создания Рима. Прямо в сердце попал средневековый городок Пиран. Пожалуй самый красивый городок Словении на море, очаровывает своими узкими каменными улочками, венецианскими окошками, изысканной архитектурой, крепостной стеной, с которой виден итальянский берег. Далее по ходу был главный пляжный и молодежный курорт Порторож, где основная часть отелей, бойкая набережная, масса кафешек. В Словении практически нет песка на пляжах, за исключением небольших частных пляжей с завезенным песком, но это не мешает летом заполнять людям все побережье Словении. Но в Портороже словенцы заморочились и сделали пляж с песком. Рядом с Порторожем расположилась Изола, красивый городок, где с древних времен отдыхали от плавания моряки, теперь здесь огромная стоянка для катеров и яхт.

Далее в сторону Хорватии расположились соляные бухты Струньяна, где выпаривается соль. Пляжи в этих местах имеют голубой флаг ЕС по экологичности, а дикие пляжи этой бухты манят инстаграмщиков для фантастических фото. Соль же сыграла огромное значение в истории. Из-за нее разворачивались целые войны и была важнее нефти в современном мире. На данный момент Словения является крупным экспортером этого продукта. Вдоль всего побережья Словении проходит также историческая велодорожка, которая фиксирует все на счетчиках и говорят, что летом на ней даже бывают пробки. Получив массу впечатлений от прекрасных прибрежных городков в солнечных лучах мы ближе к концу дня отправились в обратно в регион Копера, деревушку Marezige, которая славится виноделием. До поездки я и не знал, что крохотная Словения входит в когорту стран с хорошим вином. А почему бы нет, ведь здесь на море хороший климат, рядом горы, вообщем винограду здесь комфортно. Дегустационный пункт расположен на большой возвышенности, поэтому под прекрасный вкус вина и вид с высоты мы словили Нирвану) Рекомендую здесь сделать платное фото, так как автомат с вами разговаривает и шутит по- словенски, а потом делает кадр. Как оказалось вино из Словении имеет большой спрос в Европе и поставляется на экспорт большими объемами. Особенно запомнились белые сорта этого напитка из сорта винограда Malvazia.

Сказочная Словения насквозь. Красоты, сравнимые с Исландией и Норвегией

На второй день мы выдвинулись на озеро, которое массово используется для заставки рабочих компьютерных столов во всем мире. Знаменитое озеро Блед с его удивительным островом. Нам надо было преодолеть путь с юга страны на север. Осмотр Бледа рекомендуется начинать с Бледского замка на огромной скале. Билетики в него 15 евро. Паркинг на входе. И самое впечатляющее это не замок, а вид с него на озеро и остров. Зрелище конечно еще то! Кроме того, здесь же можно взять знаменитое местное пирожное «Бледская резина» с кофейком и с высоты любоваться видами. Есть местная винодельня с дегустацией. Сорта вин уже будут отличаться от морского региона.

Далее спускаемся на набережную и начинаем двигаться в сторону собственно острова. Бросаются в глаза симпатичные рыбацкие места, в одном стиле, с инструкторами. При нас немец вытащил карпа 13 кг, а за день до этого и вовсе 27 кило. После фиксации трофея рыбу обычно выпускают назад. В конце озера уже виден знаменитый остров с его церквушкой. В Словении есть традиция, что перед свадьбой 100 ступенек до церквушки надо свою невесту пронести на руках. А добраться до острова можно на местных водных трамвайчиках.

Самый крутой вид на озеро и остров открывается с трех горных маршрутов от 20 до 40 минут. Оно того стоит. Именно здесь, на озере Блед черпала свое вдохновение знаменитая Агата Кристи, когда придумывала свой второй по популярности детектив «Убийство в Восточном экспрессе». Путь как раз проходил через Словению, маршрут указывался действующий и сама Агата и большое количество самых знаменитых людей того времени считали за честь проехать по этому маршруту из Стамбула через Словению в Париж. Совсем рядышком находится озеро Бохинь. Оно однозначно составит конкуренцию самым красивым норвежским фьордам (кстати многие путают фьорды с горами, так вот фьорды это водные заливы -«рукава», но со скалистыми берегами).

Я объехал самые красивые места Норвегии и думал такого нет нигде, но Бохиньское озеро именно из разряда Вау! Стоишь на берегу с открытым ртом и не можешь оторваться от этих красот и понимаешь, что Словения именно та, в которую стоит приехать!. В конце озера скрыта еще одна жемчужина Словении в виде водопада Савица. Подъем к нему содержит сюрприз: вы поднимаетесь по подготовленной дорожке со ступеньками и перед вами не очень красивый водопад, но по факту выйдя на высоту и смотровую площадку Вам уже откроется именно водопад Савица с изумрудной водой. Вообщем Блед и Бохиньское озеро с водопадом просто Топ. Недалеко от Бледа находится также знаменитый биатлонный стадион в Поклюке. Кстати именно через Блед проходит поезд по маршруту Есенице-Нова Горица (граница с Италией). Большая часть маршрута будет идти вдоль изумрудной и лазурной реки Сочи, через тоннели, по отвесным участкам гор, а также через самый большой каменный мост в мире, про него еще скажем ниже.

Сказочная Словения насквозь. Красоты, сравнимые с Исландией и Норвегией

Третий день был запланирован на горы. Очень рекомендуем смотреть погоду на горе, перевалах, открыты ли автомобильные подъемы в горы. Нами была выбрана третья по высоте гора Словении Мангарт 2700 м, а самая высокая гора Словении с флага называется Триглав 2849 метров. Именно путь к этой горе завораживает, большая часть маршрута проходит вдоль реки Сочи, изумрудной быстрой горной реки. Именно через нее вы увидите самый большой каменный железнодорожный мост в мире с его пролетом в 85 метров!

Далее по курсу будет ряд бесподобных городков. К примеру в Канал-на-Соче обязательно притормозите над небольшим каменным автомобильным мостом с потрясающими видами. Кстати очень напоминает мост в Мостаре (Босния и Герцеговина). Чуть дальше надо не пропустить уже подвесной мост над бурлящей рекой. Все ближе мы подбирались к подножию Мангарта. Сам подъем уже невероятно резкий с массой поворотов на 180 градусов. Много тоннелей и свисающих в пропасть мест, смотровых площадок. Дорога платная, но в ноябре уже не сезон и парковщика не было на месте и мы поехали без оплаты. На подъеме радуют глаз яркие лиственницы, а также вьющиеся сосны, которые больше напоминают кусты. Примерно за полчаса мы добрались до конечной автомобильной парковки, отсюда на самую макушку уже идут только пешеходные тропы. Но вид с окончания дороги говорят, не хуже, чем с макушки. При +12 снизу, здесь на высоте -5, море снега и ветер сбивает с ног. Воздух ледяной. Зато вид умопомрачительный. Медленно спускаемся с горы и уходим налево, в торону знаменитого перевала Вршич. Этот путь носит название «Русской дороги», так как построили ее русские пленные во времена Первой мировой войны.

Начинаем подъем до высоты 1600 метров, перевал Вршич взят, далее на спуск смотровая площадка с рассказом на стенде о том, как поднимались стройматериалы на высоту и сколько титанического труда потребовалось для этой дороги, православная часовня, которая построена в память о погибших русских пленных во время лавины. Чуть дальше на спуск и получаем своебразное чудо: большой лик девушки на скалистой горе. В конце спуска попадаем в горнолыжный курорт Краньска Гора (граница с Австрией). Здесь отведаем местную кухню и вино, наслаждаемся красотами озера и окрестностей. Держим путь на побережье.

Сказочная Словения насквозь. Красоты, сравнимые с Исландией и Норвегией

Четвертый экскурсионный день оказался по прогнозу и факту дождливым. Поэтому едем в визитную карточку и самую большую пещеру в мире Постойну яму. Надо отметить, что в этот день мы совмещаем 4 объекта, которые очень близко расположены друг к другу, в частности пещера Постойна-Предъямский замок-Шкоцянские ямы и пещеры — конезавод Липица. Билеты в пещеру и замок можно совместить, их стоимость составит 40 евро за одного. Пещеру уже посетило более 39 миллионов туристов, она является самой большой карстовой пещерой мира, кроме того здесь проложена единственная узкоколейная пещерная пассажирская железная дорога. Более 20 минут вначале на очень длинном поезде вас везут в залы для просмотра на глубине. Тепло одевайтесь, здесь холодно и сыро.

Далее вас поражает сила природы и то, что она смогла сотворить за миллионы лет. Вам выдают аудиогид и вы ходите по площадкам согласно номеров. Замок, на мой взгляд, точно войдет в ТОП в мире, сооружен в скале, есть ответвления в пещеры вглубь горы. Именно здесь снимался культовый фильм Джеки Чана «Доспехи Бога». Шкоцянские провалы можно посмотреть по экологической тропе в одноименном природном заповеднике (под защитой ЮНЕСКО), вы буквально в разрезе увидите падение земли на сотни метров, а снизу будет извиваться подземная река, которая затем после провала снова уходит под землю и у туристов уже есть возможность за ней наблюдать под землей с подсветкой. Здесь просмотр снаружи бесплатный, а только для желающих посмотреть внутри вход платный. Завершением дня стала поездка на конезавод в Липице. Здесь выращивают породистых скакунов мировой известности. В частности затем эти лошади выступают в Вене в помпезных мероприятиях. Лошади имеют уникальную окраску, имеют способность выпрыгивать вверх сразу на четырех ногах. История завода имеет более чем 500 летнюю историю, а стоимость одного жеребца может составлять несколько десятков тысяч евро.

Сказочная Словения насквозь. Красоты, сравнимые с Исландией и Норвегией

Возврат в аэропорт и выгодный шоппинг. Из Словении до аэропорта Тревизо мчим на автомобиле. Платные трассы обошлись около 10 евро, по пути заезжаем в городок Новента-ди-Пиаве, здесь рай шопоголиков в аутлете МакАртур. Удобная парковка. Сам аутлет это городок с магазинами всех мировых брендов. Представлено буквально все от массмаркета до премиум брендов. Цены в ноябре уже были скидочными. Джинсы малоизвестных брендов от 5 евро, куртки от 10 евро, кроссовки основных марок от 35 евро. Скидки достигали 50–70%. К примеру мне удалось взять куртку Columbia за 70 евро (в Минске уже увидел ее в 4 раза дороже). Городок очень удобный и красивый, сделан в стиле Венеции, на проходах даже гондолы установлены, есть фонтаны и начинали устанавливать елку. Вообщем рекомендую.

Сказочная Словения насквозь. Красоты, сравнимые с Исландией и Норвегией

Страна просто покорила сердце. Удивляешься, как на такой маленькой территории может быть столько разнообразных красот. Кроме того стран с высокоразвитой экономикой и большой свободой для частного бизнеса, даже в виноделии государство с легкостью подпускает фермером. Козьи сыры, мясные продукты и вовсе славятся на всю Европу. Кроме того, в этой стране делается все возможное для роста туристической отрасли. Для меня стало открытием, что крошечная Словения входит в когорту винных держав и отношение к виноделам здесь особое. Кстати именно в Словении до сих пор растет самая старая виноградная лоза в мире, ей более 400 лет. Чего уж точно нигде в мире не встречал, так это отдельных виноколонок на АЗС, в пластиковую тару вствляете шланг, наливаете вино и оплачиваете по примеру топлива. 3-х литровая бутылка нам обошлась в 9 евро, цены на вино в бутылках начинаются от 7 евро.

Словения имеет ряд огромных преимуществ для туристов в Европе. Она к примеру в 5 раз меньше Исландии и в 19 раз Норвегии, а вот количество природных красот сопоставимое. Дальше я бы отметил дорожную сеть, автобанов в Исландии и Норвегии вы практически не встретите, здесь же всю страну вы проедете с огромной скоростью, Словения почти не знает, что такое пробки. Делая свои туры по Исландии и Норвегии, могу сказать, что средняя скорость передвижения по Исландии около 80 км-ч, а в Норвегии и вовсе 50 км-ч. Дальше погода! Даже возьмите наш тур в ноябре, 4 дня солнце и без осадков, +12, летом здесь и вовсе комфорт южных стран, что не скажешь про Скандинавию, где солнечный день уже праздник. Цены! Начиная от топлива и заканчивая ресторанами, магазинами, кафе Словения имеет более привлекательные цены, я бы сказал немного выше цен в Польше и Литве. Из минусов Словении я бы отметил отсутствие массовых рейсов лоукостеров, но так как есть хабы во всех соседних странах, то этот момент можно решить, допустим как мы через Тревизо. Хочется сказать также, что в Словении очень развит спорт, здесь естественно есть крутые горнолыжники, гребцы. А еще крохотная Словения 4 раза с момента своей независимости выходила на ТОП турниры по футболу! Буквально в ноябре команда в очередной раз успешно вышла на ЧЕ-2024. В завершении задачка для внимательных. Если на картах обвести границы Словении, то вы получите….курицу! Очень рекомендую эту замечательную страну к посещению, точно не пожалеете! С праздниками!