Турист Aliena Romanovskaya (Aliena_Romanovskaya)
Aliena Romanovskaya
была 6 марта 11:19

Кубань, Новороссийск — Россия Сентябрь 2023

Для энопутешествия по Кубани нам понадобилось: 1 автомобиль, 2 водителя-путешественника, 1 диплом сомелье и 2 книжки о вине, четкий план и щепотка везения.

Мы поехали в идеальное время — сентябрь, именно в этот период собирают виноград, а значит на виноградниках и винодельнях кипит работа. Еще классное время приехать на винодельни Кубани — октябрь, когда проходят разнообразные винные фестивали и праздники.

Наша карта поездки:

Посмотреть карту подробнее

PS. В следующий раз я бы спланировала поездку иначе, изучая последовательно винодельни, относящиеся к одному терруару, но с учетом небольших расстояний в 20 — 30 км между винодельнями, это непринципиальное решение.

Кубань. Новороссийск

Винодельни, которые посетили: Абрау-Дюрсо, Имение Сикоры, Nesterov Winery

Абрау-Дюрсо — первая точка на нашем маршруте и максимально нас впечатлившая. Здесь сочетается история, невероятной красоты природы и современная забота обо всем этом.

Немного исторических фактов о заводе Абрау-Дюрсо и этом прекрасном месте: в 1870 году (именно та циферка, которая указана на фольге бутылок Абрау) вышло распоряжение Александра 1 о заложении удельного имения Абрау-Дюрсо. Федор Иванович Гейдук, который ходатайствовал об уникальности здешних земель и климата царю, высадил здесь первые виноградники.

Изначально вина в Абрау были тихими (сейчас завод тоже выпустил линейку тихих вин, но мы их не пробовали).

Лев Сергеевич Галицын стал главным виноделом Абрау-Дюрсо в 1891 году. А уже в 1898 году первое игристое вино из Абрау-Дюрсо появилось в продаже.

В 1905 году француз Виктор Дравени стал виноделом Абрау-Дюрсо. 18 лет ставил виноделие здесь. В 1918 году покинул навсегда винодельню и Россию в связи с революцией. В 2011 году Абрау-Дюрсо выпустил линейку вин в честь французского шампаниста.

Кубань: сквозь меллизмы, лозу и бочки

Сейчас Абрау-Дюрсо — огромное производство шампанских и тихих вин, а также других алкогольных и безалкогольных напитков, — например, мы попробовали очень классную настойку «7 овощей» и минеральную виноградную воду. Также Абрау-Дюрсо — туристический комплекс, который включает в себя отели, рестораны, развлечения для туристов.

Мы жили в новейшей гостинице, и очень ее рекомендуем — отличный сервис, номерной фонд, зона спа, завтраки с шампанским. Она стоит своих денег. До центра туристической жизни можно добраться бесплатно — пешком или на водном трамвайчике, или за 300 рублей на такси (такси едет 2 минуты =)))

Из развлечений мы посетили:

• самую дешевую экскурсию на завод Абрау-Дюрсо (не рекомендую ее — она с аудигидом и минимальном осмотром винодельни);
  • покатались на старинном электрокатере (в целом те же ощущения можно получить на более дешевом способе — электрокатамаране, а вот гребные лодки не советую, на Абрау часто бывает сильный ветер, что мешает вернуться обратно);
  • съездили на пляж Абрау у моря (берег каменистый, вода очень чистая, народу не очень много, к сожалению, когда приехали, нас застал сильный дождь, поэтому оценить всю прелесть отдыха на пляже мы не смогли);
  • шоу фонтанов — сильно рекомендую, шоу стоит того, чтобы его смотреть, приезжайте заранее, чтобы занять лучшие места.

Из ресторанов:

• На фуд-корте есть классное место «Мидии есть», нам там очень понравились устрицы и мидии.
  • Также мы были в ресторане «1870 Абрау-Дюрсо» — здесь отличный сервис и очень вкусная еда, особенно паста с рапаной.

Отсюда было очень тяжело уезжать, но нас ждала следующая локация — Имение Сикоры и Nesterov Winery. Обе эти винодельни находятся в так называемом винодельческом кластере Семигорье. Здесь много виноделен помимо тех, которые мы посетили, каждый сантиметр склонов Маркотхского хребта заняты виноградниками, принадлежащие совершенно разным винодельням — от гаражных до ультрасовременных. Здесь можно смело провести несколько дней, изучая «терруарные» вина.

В Семигорье для проживания мы выбрали гостиницу «Винотерия». Бронировать ее нужно по телефону. Она же является рестораном и винодельней Nesterov Winery.

Nesterov Winery — семейная винодельня, начавшая свою историю в 2012 году, которая только приобретает свой авторский стиль, отходя от «вина для своего ресторана» к серьезному вину. Нам понравилась самобытность здешнего вина, для меня открытием стал сорт Виорика, а также впервые понравился Красностоп Золотовский. Но с учетом всего, вина дороговаты — больше 1000 рублей за бутылку.

У семейства Нестеровых 6 гектар виноградников. 6 сортов — солярис, рислинг, саперави, красностоп золотовский, виорика, рубин голдриги. Самая маленькая винодельня в округе, которая занимает 300 кв м, очень компактная. Производят 25000 бутылок в год. 5 человек на винодельне (в Сикорах для сравнения 40 человек, 47 квм, 250 тысяч бутылок). Здесь была единственная наша экскурсия, совмещенная с дегустацией и обедом в ресторане. Экскурсию проводит дочь основателя — Анна Нестерова. На дегустации к каждому вину подобрано свое блюдо — мне невероятно запомнилось филе маринованного луфаря и ванильное крем-брюле.

Ресторан в комплексе «Винотеррия» оказался самым лучшим на нашем маршруте, мы вообще не могли остановиться есть. Поэтому сюда стоит заглянуть!

Кубань: сквозь меллизмы, лозу и бочки

Имение Сикоры находится в 5 минутах хотьбы от Nesterov Winery. Винодельни считают друг друга партнерами, организуя совместные ужины и помогая перенаправлять туристов. Итак, Имение Сидоры тоже считается семейной винодельней, но ее уровень, конечно, совсем другой, это самое современное и технологичное производство в этом регионе. Основал винодельню в 2011 году Сикорский Александр Павлович и назвал ее в честь семьи и рода — Имение Сикоры. Алена Целоусова — главный энолог, Екатерина Юдина — главный винодел (ее мы встретили). Дизайном и маркетингом занимались дочери основателя. Поэтому Александр Сикорский говорит о своих винах: «У нашего вина женское лицо и женский характер».

На 47,5 гектарах произрастает 8 сортов винограда — рислинг, шардоне, совиньон блан, пино нуар, красностоп, каберне совиньон, мерло, каберне фран. 2 линейки вин «Сикоры» — молодые вина с небольшой выдержкой, и «Семейный резерв» — выдержанные, взрослые вина. В год производят 250 тысяч бутылок.

О производстве: у ребят гравитационная винодельня, здесь я впервые столкнулась с этим понятием, хотя гравитационных виноделен достаточно много. Смысл гравитационной винодельни в том, что она построена по склону — самая высокая точка там, где происходит первый этап работы с виноградом — его сортировка и пресс, а самая нижняя точка — место розлива вина по бутылкам. Гравитационная постройка позволяет перемещаться виноматериалу без дополнительных механических усилий. А в «Сикорах» гравитацию используют даже для того, чтобы ягодки катились и давились сами собой, что позволяет получить сусло-самотек или «кюве», которое идет на самые выдержанные серьезные вина.

Все вино только выдержанное — три вида емкостей для этого: стальные емкости, дубовые дочки и бетонные сферы — они меня особенно впечатлили (в них выдерживают линейку «Сикоры»), а Сикорский изобрел к ним специальные лестницы! Впечатление: очень кропотливый, бережный, основательный подход во всем.

Здесь была одна из лучших наших экскурсий и дегустаций — смотришь все от виноградников до производства, очень красивый дегустационный зал с видом на виноградники, созданный из стекла и бетона. Здесь тебя учат правильно дегустировать и оценивать вино, что очень полезно для начинающих энотуристов. Стоимость в 3000 рублей за экскурсию себя более чем оправдывает. Рекомендую.

Кубань: сквозь меллизмы, лозу и бочки

Дальнейший рассказ о винодельнях этого региона я продолжу позже, так как мы сменили локацию и отправились в Долину Лефкадии.

Кубань. Крымск

Винодельни, которые посетили: Chateau Andre, Chateau le Grand Vostock, Долина Лефкадия.

В этом регионе находится где-то 7 виноделен, мы запланировали посещение только одной — Долина Лефкадия, но заехали еще в несколько в поисках дополнительных приключений — Chateau Andre и Chateau le Grand Vostock, а также в семейную винодельню Литавщуков, про которую я рассказываю в следующем топике, так как она находится в Анапе (я же говорила, что здесь все очень близко).

Первой расскажу про Долину Лефкадию, так как она была нашей целевой для посещения в этом районе.

Долина Лефкадия по ощущениям была самой масштабной на нашем пути, но сами они себя позиционирует как среднюю, например, Абрау-Дюрсо их намного больше.

Греческие колонисты первыми занимались виноделием в этом месте, как в целом и по всему нашему маршруту. Но здесь им отдают очень интересную дань — площадь Агора, с которой стартуют экскурсии, восстановлена по фотографиям из учебника, которую изучал основатель Лефкадии.

В советский период в этой долине был многоотраслевой колхоз Фрунзе. Выращивали виноград, который перерабатывали на предприятии Саук-Дере. В сухой закон здесь ликвидировали виноградники. В 2006 году приехала семья Николаевых и выбрала это место для организации винодельни, здесь росли белые тополи, поэтому назвали «Лефкадия», переводится как страна белых тополей.

Сейчас здесь работает 400 человек, среди которых и настоящие потомки греков. Из 3000 гектар задействовано уже 231 гектар. Здесь не только виноград, но и молочные фермы, и выращивают рыбу, трюфели, делают свою колбасу и очень много всего.

На виноградниках растет 23 сорта. В основном международные, есть 4 автохтонных сорта (кавказские). На нашем пути эта винодельня стала единственной, на которой, есть органические виноградники — на винодельне проводят эксперимент с сортом Темпралиньо.

Экскурсия бронируется по телефону экскурсионного бюро. Мы попали на единственную свободную в этот день за 1500 рублей с человека. Мы осмотрели виноградники и территорию, попробовали виноград «с куста» сорта Мерло и посетили дегустацию. Полэкскурсии продают недвижку — это минус, в конце дегустации дарят бокал — это плюс.

Кубань: сквозь меллизмы, лозу и бочки

У Лефкадии есть свой гостевой дом. Он находится в селе Молдаванское, не на территории Долины, но между ними постоянно курсируют трансфер. На территории Долины есть три точки питания — Шампань бар, пиццерия и ресторан «Амфора». Мы были в ресторане «Амфора» — он очень красивый и из его окон прекрасный вид на сад, но сервис и уровень еды еще стоит улучшать и улучшать.

Chateau le Grand Vostock — я указала эту винодельню, но на самом деле, нам не удалось на нее попасть. Мы приехали, а там все было закрыто, только работники разбирали собранный урожай. После мы узнали, что эту винодельню можно посетить и продегустировать их вина только по предварительной договоренности. Так что мой большой совет всем энотуристам — предварительно созванивайтесь со всеми винодельнями, которые хотите посетить.

Chateau Andre мы смогли осмотреть только самостоятельно, потому что заранее ничего не забронировали, но даже самостоятельный осмотр позволил нам оценить прелесть этого места. Chateau Andre — уголок Прованса на Кубани. Это не просто семейная винодельня, это агротуристический комплекс, включающий также ресторан, отель, ферму, на которой, кстати, живут оленята и еноты, 85 га виноградников. Очень красивое место, где часто проходят свадьбы и торжества, а также гастроужины — кажется на них точно стоит попасть, чтобы попробовать готовят в местном ресторане и как с их блюдами сочетается местное вино.

Сама история работы с вином здесь такая — 8 лет выращивали виноград и продавали, 2 последних года делают вино сами — мы прикупили на пробу пару бутылочек. В целом розовое из Цвайгельта мне понравилось — легкое и ароматное, идеально подойдет для лета или случайного торжества.

Экскурсия с дегустацией стоит 1500 рублей с персоны, необходимо бронировать заранее.

Кубань. Анапа

Винодельни, которые посетили: семейная винодельня Литавщуков

Данный регион не был запланирован для посещения, мы хотели затронуть винодельни рядом с Анапой в другую поездку, но так как нам стало скучно в какой-то момент перемещаться только по запланированным точкам, мы решили проехать еще несколько локаций, добравшись сюда =) В этом регионе больше 10 виноделен.

Семейная винодельня Литавщуков находится на территории проекта «Винная деревня» — это сельскохозяйственный кооператив, объединивший уже 70 фермеров, большинство из которых занимаются виноделием. Когда мы приехали была открыта только одна винодельня, остальных виноделов не было, нам сказали, что они бывают редко, а сам проект «Винная деревня» только начинает свое активное развитие.

У Литавщуков уютная семейная винодельня с 11 га виноградников. У них классное практически невыдержанное вино! Они называют его фермерским, но мне кажется, его и гаражным можно назвать. Такое вино классно передает особенности каждого винограда, так скажем не улучшая его выдержками, бочками — питкое и яркое.

Цены на дегустацию очень лояльные — 300 рублей за 5 вин. Цены на бутылки от 750 до 1200. Мы прикупили две бутылочки домой из Каберне Совиньон — красное сухое и розовое полусухое. Конечно, это вино на любителя, попробуйте, может быть вы окажетесь им.

Кубань. Новороссийск

Винодельни, которые посетили: Мысхако, Шато Пино

После Долины Лефкадии, посещение и проживание в которой мы совместили с посещением еще нескольких виноделен в округе, мы направились в запланированную точку Шато Пино. Шато Пино (или в прошлом «Усадьба Мысхако») размещена рядом с горой Мысхако или, как ее называют по местным легендам — горой Колдуна. С другой стороны горы размещен завод Мысхако, на который мы не запланировано, но попали на экскурсию.

Винодельня «Мысхако» названа в честь села. Открыта в 1869 году, сейчас ей 154 года.

Историю винодельни связывают с именем Михаила Пенчула, первым главой винодельни. В 2012 году Мысхако потерпела банкротство, а спустя 5 лет получила инвестиции от местного бизнесмена. Сейчас главным виноделом и энологом является Сергей Дубовик. Производят 6 млн бутылок в год. Почти столько же кг урожая. 362 гектара виноградников. Для меня они делают народное вино — большой объем, распространение через торговые сети по всей стране, огромное количество сортов винограда и способов изготовления из них вина.

Кубань: сквозь меллизмы, лозу и бочки

Экскурсия в Мысхако супер классная и стоит 1400 рублей — она включает проход по всему производству вина, а соответственно и полный рассказ про все этапы виноделия и особенности работы с разными сортами, посещение кабинета Брежнева, я, кстати, абсолютно не планируя угадала место, где именно он сидел. А заканчивается экскурсия дегустацией 6 или 7 вин с интересными загадками про них.

Экскурсия по винодельне, которая начинается с улиток. В Шато-Пино есть улиточная ферма, улиток растят, а потом подают в ресторане винодельни. Немного фактов об улитках: они гермафродиты, всеядные, ничего не видят, но за 20 метров чувствуют запах вкусненького. На самом деле тут много разных экскурсий, но мы выбрали эту, так как я никогда не видела как растут улитки. Этот вид экскурсии подходит для тех, у кого есть дети, ведь еще есть возможность посетить мастер-класс по ковке из металла, мы это время потратили на прогулку по виноградникам и поедание винограда сорта Пино-Нуар. После вы посещаете саму винодельню, где также подробно слушаете о производстве вина, а затем переходите к дегустации улиток и вина.

Главный в Шато-Пино — Александр Григоренко. Винодел — Ольга Николаевна Аурсалиди. 5 лет в виноделие. 1,5 млн бутылок в год. 150 гк виноградников, 22% из них заняты Пино-Нуар — основной сорт винограда здесь. И это не зря, у них шикарный Пино-Нуар, и стоит его брать в местном магазине, так как есть бутылки разных лет и стоимость очень хорошая. Кстати, из этой винодельни прикольнее всего привозить подарки друзьям, ведь у них очень креативный подход к оформлению бутылок.

Интересный факт: есть в виноделии понятие «доля ангела» из бочки 225 литров она составляет 16 литров. По-просту вино испаряется, впитывается в бочку и исчезает, но раньше никто не знал ни о каком испарении, думали, что ангел спускается с неба, пробует вино и это знак, что именно оно становится лучшим.

Итак, в Шато-Пино — гравитационная винодельня. Это максимально распространенный факт об этой винодельне, но как я и сказала, таким способом построенных виноделен много. Еще раз, что это значит видно на фотографии:

Кубань: сквозь меллизмы, лозу и бочки

Мы жили в отеле Шато-Пино и ужинали в их ресторане. Отель — отличный, у него классный сервис и классные номера, в которых вас ждет бутылка вина. Также есть бассейн с офигенным видом, но, к сожалению, мы не смогли его испробовать, так как был сильный ветер в день нашего приезда.

В ресторане Шато-Пино вкусно, но как и много где страдает сервис — горячее могут принести вместе с холодным или не обратить внимание, что на столе нечистая скатерть. Рекомендую попробовать улиточное мороженное — интересный эксперимент.

Общее впечатление — очень туристическое место, без души было, виноделы и маркетологи — хороши.

Кубань. Геленджик

Винодельни, которые посетили: Chateau de Talu

Шато де Талю — прекрасный французский замок среди черноморского пейзажа. Расскажу в начале про название: Шато — это какое-либо здание с виноградниками. Например, поместье с виноградниками. А вот «Талю»— первые две буквы имен дочек основателя Татьяны и Любови.

Кубань: сквозь меллизмы, лозу и бочки

Здание Шато в стиле 14 века построено в 2019. Тогда же начали производить первые вина, сам Шато де Талю основан в 2005, первые виноградные лозы — 2007. Самая молодая лоза — 2016 года. Винодел-француз — Франк Дюсенер, которого мы встретили на винодельне. Основатель — Александр Ткачев, бывший глава Краснодарского края.

Идеальный терруар для красных вин. Делают вина в бордоском стиле. Мечтают создавать великие вина, ждем-с.

183 Га виноградников. В основном французские сорта, кроме Красностопа и Саперави. Производят 1,5 млн бутылок в год, но мощности производства рассчитаны на 3 млн.

Винам на выдержке включают классическую музыку, кстати это распространенная практика — делать что-то большее для вин, например, в Sikory винный погреб украшен картинами.

Основу общего впечатления составил, конечно, Франк — главный винодел, который угостил забродившей ягодой (такой метод называется карбонизацией), когда во время экскурсии мы встретили его на винодельне. Говоря про экскурсию — она начинается в интерьерах Шато, затем на автобусе вы отправляетесь на виноградники, они находятся очень близко к Шато, но самостоятельно по ним ходить нельзя. Пусть вам повезет и на вашей экскурсии будет мало людей =) На виноградниках потрясающий вид на море и на сам Шато. Вообще, это очень и очень фотографическое место, если приодеться, можно кроме винных впечатлений увезти прекрасные фотографии. Здесь также можно покушать виноград с лозы. После виноградников вы отправляетесь на производство — кстати, единственное, где нас одели в спецодежду. Ну, а на самой экскурсии на производстве все классически, кроме, конечно, встречи с виноделом, о которой я писала выше.

Здесь есть классная дегустация вина, которую нужно брать отдельно, мы не стали, так как шли в ресторан здесь же в Шато, но ребята оттуда выходили с хорошими отзывами, так что рекомендую, а то вы практически ничего не узнаете об их винах без нее.

Ресторан к слову нас не впечатлил, у нас были высокие ожидания от него, и именитый шеф, и сам антураж французского шато, но было как-то обычно. Единственное, что, покушав в ресторане, вы получите скидку 10% на вино в магазине, которой мы и воспользовались. Если исключить впечатления от ресторана, то я могу сказать: очень и очень красивое место с большим потенциалом, ждем великих вин.

Заключение

От себя хочу сказать, что я была  впечатлена уровнем нашего виноделия, стараниями людей, которые вкладываются в это направление, и то, что  так много энотуристов, которые открывают для себя мир вина и дают ему открываться.

Обещанный короткий гайд с оценками тех виноделен, которые были у нас в изначальном плане:

Название

3,4

4,4

4,3

Короткие советы о том, как стоит спланировать подобную поездку:

1. Все бронируйте заранее.
  2. Лучше всего посещать винодельни исходя из какого-то принципа: один терруар (например, Семигорье), близость к локации вашего проживания (чтобы облегчить дорогу), размер виноделен (например, только крупные посетить или наоборот), особенности виноделия (например, семейный винодельни, органическое винодельние), любимый сорт (например, Пино Нуар или Краснотоп) — путешествие по винодельням из какого-то принципа сделает вашу поездку насыщеннее и интереснее.
  3. Берите дегустации, чтобы побольше узнавать о вине конкретной винодельни.
  4. Не берите экскурсии с аудиогидами или самые дешевые — ваши впечатления будут хуже.
  5. Покупайте вина в магазинах при винодельнях, если вам будет удобно везти их обратно. Цены действительно ниже, но не настолько, чтобы страдать, транспортируя вино домой.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Отзывы об отелях, Самостоятельные путешествия