Турист Andreydsms
Andreydsms
был 11 марта 15:56

Сортавала, Приозерск, Старая Ладога — Россия Июнь 2023

Две недели отпуска в июне 2023. Несложное автопутешествие по хорошим дорогам из Москвы в Карелию в поисках впечатлений и отдыха.

Яркая картинка среди серых будней, насыщенных тревожными сводками и переживаниями за тех, кто вне цивилизации, вне семьи, кто в окопах и госпиталях.

Впечатления из сказки, в которой ты, созерцая совершенство природы, ежечасно готов восхвалять творца и восторгаться увиденным. И эмоции из мест, где былое вправе укором напомнить тебе, сколь велик может быть хаос, устроенный человеком.

Чтобы не усложнять поездку длинными перегонами, логистически маршрут туда был организован через Старую Ладогу, это 2 ночи на турбазе «Староладожская дача». Обратно — через Великий Новгород, 3 ночи в отеле Рахманинов. Соответственно, в ворохе впечатлений оказались также виды церквей и монастырей, а многовековая история посещаемых мест дополнила значимость увиденного.

Итак, поехали.

«Староладожская дача» (60.00893, 32.32101) оставила о себе самые положительные воспоминания в виде ухоженной территории с роботами-газонокосилками на участках, чистым номером с продуманной эргономикой, идеально вымытыми стеклами окон и гуманным ценником за неплохой шашлык в местном ресторане.

Рядом, в устье реки Волхов, в месте впадания в него Ново-Сясьского канала (60.111231, 32.332903) увидели красивейший закат:

Белый маяк

Памятная табличка

Вид от Белого маяка на Красный

В закатных лучах солнца

Интересно, что в этот же день, ровно 140 лет назад, 16 июня 1883 года состоялось торжественное открытие Ново-Свирского и Ново-Сясьского каналов с участием Императора Александра III и его супруги Марии Федоровны. «В полночь прибыли в иллюминированную Новую Ладогу и проследовали по Сясьскому каналу на яхте „Александрия“. Утром 16 июня императорская яхта прибыла в устье Свирского канала, где уже стояли торговые суда и пароходы, расцвеченные флагами. Рабочие на судах и народ на берегу были одеты по -праздничному. В полдень яхта „Александрия“ подошла к пристани, украшенной флагами, зеленью, устланной красным сукном. Министр путей сообщения Посьет поднес их императорским величествам в стеклянной большой кружке свирскую воду, которая славилась своей чистотой. А подана была та кружка на подносе, сделанном из пня черного дуба, найденного в земле при рытье нового канала. На подносе были изображены орудия каменного века и другие предметы, обнаруженные там же профессором Иностранцевым». Да, много воды утекло с тех пор, и, предполагаю, сегодня пить свирскую воду без очистки здесь уже не получится. Кстати, сам Ново-Сясьский канал был прорыт уже к 1880 г. и надпись на маяке тому свидетельство, а вот со строительством Ново-Свирского справились через три года. В честь события была выпущена памятная медаль, достаточно редкая нынче:

Карелия, лето, автомобиль. Часть 1. Навстречу закату спустя 140 лет

Белый и Красный маяки и по сей день служат рабочими навигационными знаками, обозначающими вход из устья реки Волхов в Ново-Сясьский канал. Но с самим названием канала произошла оказия. На поздних картах СССР и последующих картах южного Приладожья Ново-Сясьский и Ново-Свирские каналы часто обозначались под общим названием Новоладожский канал вместе с самим Новоладожским, соединяющим реки Волхов и Неву. Яндекс карты вернули Новоладожский канал «в исконное русло», но вот незадача: Ново-Сясьскому и Ново-Свирскому каналам присвоили почему-то общее название Ново-Свирский канал. Таким образом, Ново-Сясьский канал, имеющий маяки — реперы для навигации, все-таки потерялся.

Разъезжая вдоль южного берега Волховской губы, забрались на пляж в Сясьстрое. Здесь решили лицезреть устье реки Сясь, а заодно удивились сосне, распустившей свои корни над песком.

Карелия, лето, автомобиль. Часть 1. Навстречу закату спустя 140 лет

Нам, в свою очередь, удивилась местная ворона.

Карелия, лето, автомобиль. Часть 1. Навстречу закату спустя 140 лет

И как оказалось не зря. Наша фотосессия среди корней, закончилась походом в местный Хозмаг в поисках растворителя и попытками отмыть одежду от смолы, которая незаметно перепачкала участников сего действа.

А далее была поездка в древнюю столицу Руси — Старую Ладогу, посещение Староладожской крепости, Никольского и Свято-Успенского монастырей.

У стен древней крепости

Карелия, лето, автомобиль. Часть 1. Навстречу закату спустя 140 лет

И снова она — Староладожская крепость.

Карелия, лето, автомобиль. Часть 1. Навстречу закату спустя 140 лет

За излучиной реки находятся древние курганы.

Карелия, лето, автомобиль. Часть 1. Навстречу закату спустя 140 лет

Вид на курганы со стороны источника Параскевы Пятницы.

Один из холмов считают местом погребения Вещего Олега.

Карелия, лето, автомобиль. Часть 1. Навстречу закату спустя 140 лет

Характерно, что поверхность сопок вытоптана. На крутом уклоне поврежденная трава мгновенно прекращает рост. А когда нет травы, дожди размывают основание. Нерадивые посетители с энтузиазмом уничтожают культовое место. Информация о том, что большая часть костных фрагментов кремированных останков захоронена именно в верхней поверхностной части сопок почему-то на информационном стенде отсутствует. А ведь это достоверно установлено учеными и могло бы, возможно, остановить тех, кто считает, что погребения глубоко внутри.

Тем временем, мы едем дальше, и местный страж провожает нас взглядом.

Карелия, лето, автомобиль. Часть 1. Навстречу закату спустя 140 лет

Наш путь лежит в Кирьявалахти. Но по пути заглядываем сначала в усадьбу Богословка посмотреть Покровскую многокупольную деревянную церковь (59.827614, 30.567921). 25-ти купольная церковь является воссозданной копией Церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Вологодской области, сгоревшей в 1963 г.

Покровская церковь в усадьбе Богословка.

Настроение соответствует погоде.

Масштаб впечатляет. К сведению, Церковь Преображения Господня на острове Кижи имеет 22 купола (включая главки). Большее количество куполов у церкви Спаса Преображения Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря — их 33 по числу земных лет Христа. Но последняя церковь уже не деревянная, большая часть куполов таковыми не является — это главки. Здесь ансамбль «полновеснее» — куполов больше, вместе с главками всего 25!

От столь масштабного произведения деревянного зодчества наш путь лежит к маленькой деревянной часовенке, установленной в столь живописном месте, что проехать мимо не представляется возможным. Едем к церкви Андрея Первозванного на Вуоксе (60.877050, 29.824985).

И здесь — сюрприз, хоть, благодаря интернету, и ожидаемый. Место действительно очень атмосферное. Небольшая церковь — красивая. Но мост к ней! Он портит пейзаж. Если бы у острова притопили ржавую баржу, и то, наверное, общий вид был бы симпатичнее.

Карелия, лето, автомобиль. Часть 1. Навстречу закату спустя 140 лет

Но для туристов — отпускников и мост, и церковь — увлекательный аттракцион. Что говорите? С собакой в храм нельзя? А с кошкой? А на голове?

Кстати, дорога отсюда на Приозерск через поворот у Мельниково, оказалась единственным в Карелии участком, из пройденных нами, с асфальтом отвратительного качества. Здесь сразу за поворотом к часовне встретили автомобиль на обочине с оторванным на ухабе колесом. И дальнейший путь в два десятка километров сами проехали с большой осторожностью.

В Приозерске завернули на стоянку у крепости. Отсюда самые выигрышные виды на Вуоксу.

Карелия, лето, автомобиль. Часть 1. Навстречу закату спустя 140 лет

Крепость Корела тоже интересна к посещению. Круглая башня (Пугачевская) одной стороной выходит на Вуоксу.

Вид на Пугачевскую башню крепости Корела

Каково это было, смотреть из темницы на протяжении 28 лет сквозь крохотное окно на манящий простор водной глади и окружающую красоту?

Карелия, лето, автомобиль. Часть 1. Навстречу закату спустя 140 лет

И память о поверженном враге — Петровские ворота.

Карелия, лето, автомобиль. Часть 1. Навстречу закату спустя 140 лет

К вечеру приезжаем в Кирьявалахти. Восторг от красот природы по дороге сюда сменяется восторгом от красот нашего места уединения! В качестве презента от владельца нашего пристанища — весельная лодка. Очень кстати, спасибо! Но поездки по заливу у нас впереди. А на сегодня всё!

Таким мы увидим «наше» место с воды через день, а пока — спать.

Продолжение рассказа доступно по ссылкам: