Турист Елена (apreleva1409)

Кронштадт — Россия Август 2022

Цикл материалов Санкт-Петербург в августе 2022:

Отзыв об отеле Iolanta Apart-hotel, Санкт-Петербург

«Мелкая пластика» ар-деко. Неожиданное и тем более запоминающееся знакомство

Александрия. «Сельский домик» петергофских «помещиков»

Владимирский дворец

Кронштадт был давней-давней, но постоянно откладываемой мечтой. Ведь каждый раз за пару-тройку дней свидания с Петербургом хочется увидеть массу всего и в самом городе! А чтобы попасть на остров Котлин, надо пожертвовать как минимум половиной дня (в идеале — целым, только где бы его взять?)

Но, наконец, волевым усилием, именно Кронштадт был помещен во главе списка «посетить непременно» намечавшейся поездки, благо даже небесная канцелярия намекала на то, что ПОРА, обещая погоду солнечную и безветренную. Ну, и чтобы уж совсем не дать себе возможности передумать, на остров решила отправиться сразу же по приезду, лишь забросив вещички в отель. Хотя, вполне вероятно это был не лучший вариант: в Кронштадт я таким образом попадала лишь в середине дня.

От метро «Старая деревня» на остров Котлин идет автобус № 101. Есть у него и другие остановки в Питере, но знающие люди писали, что здесь можно СЕСТЬ. А время в пути немалое: около часа. Кроме того, хотелось устроиться у окна, т. к. часть маршрута проходит по знаменитой дамбе, защищающей Петербург от наводнений. Кстати, мне показалось, что место слева по ходу движения предпочтительнее: и иглу «Лахта Центра» удобнее будет рассматривать (впервые ее так близко увидела), и потом, с «дороги в море», именно с этой стороны возникнет вдали огромный купол Никольского морского собора. Ехать по дамбе до чертиков интересно: вода-вода, кругом вода! Будто на корабле находишься, а не в автобусе!

В Кронштадте автобус останавливается на улице Гражданской, неподалеку от Владимирского собора, который, увы и ах, пребывал в стадии реставрации. Знала об этом, потому сразу направилась к «мечте мечт» — главному военно-морскому храму России. Ведь именно стремление увидеть это величественное сооружение и влекло больше всего сюда.

Хотя, конечно, попадая в новый город, хочется составить и общее представление о нем. На первый взгляд Кронштадт нравился: чисто, цветы на балконах домов и различные детали, подчеркивающие «родство» с флотом. Как вот эти флажки, например:

Из Питера к морю: наконец-то Кронштадт!

Ну, а уж красивые фонарики я ни за что не пропущу:

Ненадолго останавливаюсь возле Тихвинской часовни в Андреевском саду,

Из Питера к морю: наконец-то Кронштадт!

шагаю чуть вперед по Советской, и, перейдя по мостику Обводный канал, оказываюсь на Якорной площади. Великолепной доминантой которой и является Никольский собор.

Наконец-то я его вижу! Красавец!

Из Питера к морю: наконец-то Кронштадт!

Сияют купола, с уникальным, думаю, фризом из 12 лепных якорей и вписанных в них спасательных кругов, являющихся одновременно и морскими атрибутами, и древними христианскими символами (о чем я только вот здесь, в Кронштадте, и узнала).

Сияют и белоснежные стены, которые, оказывается, не мрамором отделаны, а облицованы особым видом кирпича. Причем, первоначально цвет стен храма был розовато-желтым, а не белым. Не представляю… Нынешний белый кажется идеальным.

Всяческая фасадная ажурность — а ее немало и она великолепна — это не резьба, а керамика, терракотовые барельефы. Дополняют внешнюю отделку гранитные колонны, мозаика, узорчатые кованые ворота и воротца.

Главный престол храма освящен в честь святителя Николая Чудотворца, и один из входных порталов оформлен мозаиками, на темы его жития. А какой там светильник-кораблик!

Из Питера к морю: наконец-то Кронштадт!

Двери, через которые вхожу внутрь, охраняют рыбки. Серьезные причем — мурены! Хорошо, что зубастые их пасти заняты: держат дверные кольца)))

Зал собора ошарашивает…

Из Питера к морю: наконец-то Кронштадт!

То есть, исходя из внешних габаритов, чего-то подобного и следует ожидать, но обычно, даже в самом большом храме, объем бывает разбит на приделы и т. п. Собственно, и тут престолов три. Кроме основного, в честь Святителя Николая, есть еще два: святых первоверховных апостолов Петра и Павла и во имя преподобного Иоанна Рыльского. Но пространство единое, огромное, я в нем поначалу теряюсь и даже некоторое разочарование испытываю… Неуютно как-то…

Удивляет, что многие иконы просто стоят в рядочек возле колонн справа и слева. Привычнее, когда иконы на стенах, или в киотах… Хотя, да: Морской Никольский собор — это прежде всего храм-памятник. И стены здесь заняты мраморным досками с именами морских офицеров, погибших в боях и при исполнении служебного долга; нижние чины на них тоже упомянуты, но только общим числом, кроме тех, кто совершил выдающийся подвиг.

В алтаре же помещены доски белого мрамора с перечислением имен священников, служивших на военно-морских судах и погибших в море. В свое время историку русского флота А. С. Кроткову понадобилось пять лет, чтобы составить список имен для этих плит, причем ни много ни мало, а с 1696 года! Рукописи Кроткова были утеряны, и при реставрации собора список погибших моряков пришлось восстанавливать с нуля. Т. к. даже и доски, хранившие память о подвигах русских моряков, не пощадили в безбожные времена, содрали со стен и пустили на «хозяйственные нужды», разбив на куски и вымостив ими дорогу к городскому Летнему саду.

Освященный 10(23) июня 1913 года в присутствии императорской семьи Ставропигиальный Никольский Морской собор города Кронштадта, последний и самый крупный из морских соборов Российской империи, 4 октября 1929 года был закрыт и разорен. После чего в разные годы здесь размещались кинотеатр, клуб, концертный зал. Кинотеатр носил имя Максима Горького, потому в народе непочтительно звался «Максимкой».

Величественное здание могло и вовсе погибнуть: из-за бестолковых внутренних перестроек и неправильной эксплуатации был нарушен тепловой режим, что в условиях сырого климата вело к неминуемому разрушению конструкций. Хотя к открытию собора в 1913 году всё здесь устроили по последнему слову техники. В подвале располагалась даже пылесосная станция для уборки помещения! Имелось также паровое отопление, системы вентиляции, самое современное электрооборудование. Нет, чтобы пользоваться, а не выкорчевывать…

К счастью самого страшного не произошло. Успели! В 2002 году с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II началось возрождение собора. 19 декабря 2005 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца, впервые за 75 лет в соборе состоялась божественная литургия. Реставрационные работы велись до весны 2013 года, а 28 мая этого же года Великое освящение собора совершили Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил и Святейший Патриарх Кирилл.

Какие чудеса творят наши мастера-реставраторы! Сейчас и представить невозможно, что пару десятков лет назад нынешнего великолепия и в помине не было…

А что собор великолепен — спору нет. Хотя я и немного странно ощущала себя в его пространстве. Прообразом храма, кстати, стала Константинопольская София: и здесь тоже особая конструкция из металлических перекрещивающихся арок (два полукупола с востока и запада примыкают к огромному основному куполу) позволила не дробить объем внутренними опорами. Сделано это для того, чтобы богослужение хорошо было видно из любой точки собора. Идея понятная, воплощение впечатляющее, но для меня «открытости» чересчур.

Впрочем, воспринять все же красоту интерьера собора, сделать ее более близкой, помогла экскурсия на звонницу храма (билет покупается внутри, сразу у входа).

Из Питера к морю: наконец-то Кронштадт!

Прежде чем подняться к колоколам, гид привела группу в бывшую царскую ложу, где во время богослужений находились члены императорской фамилии. Почему-то именно здесь мне, наконец, стал понятен замысел архитектора Василия Косякова, который мечтал, чтобы каждый входящий в храм оказывался в идеальном мире, где над головой ясное звездное небо, с которого на человека взирают Господь Вседержитель, евангелисты, апостолы, сонмы ангелов, а под ногами — морская глубь, населенная многочисленными обитателями. Говорят, если придти в собор рано утром в ясный день, можно и вовсе увидеть чудо-чудное: солнечные блики создают на полу иллюзию плещущейся воды… Увы, я в соборе оказалась совсем не утром, «пройти по воде» не удалось, но корабли и всяких-разных рыб, медуз и т. п. под ногами порассматривала.

Из Питера к морю: наконец-то Кронштадт!

Кроме морских жителей можно в напольной мозаике обнаружить многочисленных павлинов (символ райского сада),

Из Питера к морю: наконец-то Кронштадт!

и, например, цаплю, изловившую змею. Конечно, и цапля не просто так: оказывается, птица эта олицетворение стойкости — единственная из всех, кто летает в грозу, не боясь молний и дождя.

Отсюда, сверху, лучше виден и главный купол собора с его тридцатью двумя окнами — по количеству румбов на морском компасе, и два огромных «иллюминатора» с витражами.

Из Питера к морю: наконец-то Кронштадт!

Диаметр главного купола 26 метров, внутренняя высота его 51 метр. Изображения в куполах и на парусах выглядят как мозаики, однако, это роспись, искусно мозаику имитирующая.

Из Питера к морю: наконец-то Кронштадт!

Удивили два главных светильника храма — до сих пор подобные видела только в мечетях. Оказывается, такие огромные подвесы в виде колеса называются хоросы, и для греческой православной церкви вполне обычны (однако, и там не встречала…)

Хорос символизирует звёзды на тверди небесной и является наиболее древней формой паникадила. А еще узнала, что в Афонской традиции в самые торжественные моменты службы хорос раскачивают, будто вся вселенная, все звезды и Ангельские Силы таким образом славят Создателя.

Полюбовалась из ложи и на галереи второго яруса храма, но пройти по ним можно лишь приобретя билет на вторую из возможных экскурсий — на купол собора.

Из Питера к морю: наконец-то Кронштадт!

Посетить две сразу мне показалось перебором, да и цена немаленькая… Авось, в другой раз…

Мы поднялись к главному колоколу собора, он такой громадный, что даже не сразу понимаешь, что стоишь именно под колоколом, а не под каким-то сводом. Всего же колоколов в храме 17.

Из Питера к морю: наконец-то Кронштадт!

Один из них ветеран: его, весом 4840 кг, в 1930 году не удалось сбросить, и он провисел на звоннице до времен реставрации, послужив горожанам во время Великой Отечественной войны. Тогда в куполе собора был оборудован наблюдательный пункт (зона видимости с его 70-метровой высоты составляет более 45 километров), и при отключении электричества во время фашистских авианалетов дежурные били в этот колокол, предупреж¬дая жителей об опасности.

С высоты звонницы можно полюбоваться садом, окружающим собор, а также узором на площади в виде огромного якоря.

А в махину-колокол одному из юных участников экскурсии разрешили ударить — тихонечко, шепотом, но все же!

Спустившись вниз, еще раз обошла храм, полюбовалась «кружевом» отделки кафедры,

росписью малых куполов,

евангелистами на парусах

рассмотрела ковер, покрывающий архиерейский амвон,

Из Питера к морю: наконец-то Кронштадт!

подивилась завесе главного алтаря — Андреевский флаг! Морская тема здесь всюду…

Кстати, в прежние времена в соборе хранились штандарты и иконы со списанных кораблей со времен создания российского флота.

Очень удивила одна из современных икон: изображены на ней два господина в обычных костюмах. Табличка рядом поясняла, что это Иоанн и Юрий Петроградские (Иван Михайлович Ковшаров и Юрий Петрович Новицкий), бывшие в 1920-х юрисконсультами Александро-Невской Лавры, а также членами правления Общества Православных приходов Петрограда и губернии.

Из Питера к морю: наконец-то Кронштадт!

Их деятельность послужила основанием для привлечения к судебном процессу по обвинению о сопротивлении изъятию церковных ценностей. Оба были арестованы в мае 1922 года, а 5 июля трибунал вынес смертный приговор. Иоанн Ковшаров и Юрий Новицкий были причислены к лику святых в 1992 году, и являются покровителями всех юристов России. Подозреваю, что большинство юристов никогда и не слышали об этом…

Выйдя из собора, обошла его по кругу, день был жарким, юные липы, каштаны и красные дубы тени давали немного, но выглядят все хорошо — здоровые и сильные.

Когда разрастутся, будет тут совершеннейшая благодать…

Напротив северного входа в собор установлен замечательный памятник адмиралу Федору Ушакову (автор Владимир Горевой). Открытие памятника 10 сентября 2015 года было приурочено к 225-й годовщине победы русского флота под командованием Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра. При Ушакове российский флот в морских баталиях не потерял ни одного корабля, ни один из моряков не попал в плен. Самые громкие победы адмирал одержал на Черном море, но именно в Кронштадте он начинал свою карьеру и принял под командование первый корабль. Я памятником залюбовалась: до того элегантна фигура Федора Ушакова в ниспадающем складками плаще и треуголке!

Из Питера к морю: наконец-то Кронштадт!

Граждане в шортах и сарафанах, фоткающиеся «на фоне», ну совсем были не в тему…

На Якорной площади (а называется она так потому, что прежде складировали на ней старые якоря), есть и еще один памятник флотоводцу — океанографу и вице-адмиралу Макарову, который, помимо всего прочего, в течение четырех лет был военным губернатором Кронштадта. Но этот меня впечатлил меньше, хотя у народа явно пользуется популярностью полярный мишка в сцене, изображающий ледокол «Ермак» во льдах.

Из Питера к морю: наконец-то Кронштадт!

Конечно же, будучи в Кронштадте, невозможно не стремиться посмотреть на корабли, а потому, попрощавшись с Якорной площадью, направляюсь к Петровской пристани.

Отмечая по пути, что город, увы, не везде выглядит так нарядно, как на проспекте Ленина. Правда, запомнить стараюсь то, что радует, а не наоборот. Например, вот этот роскошно цветущий балкон:

Из Питера к морю: наконец-то Кронштадт!

И очень надеюсь, что в ближайшем будущем, коли уж решили сделать из Кронштадта туристический центр, приведут в надлежащий вид ВСЕ его улицы. А вот и они — стального цвета красавцы. Несколько и довольно крупных. Суровые…

Подойти, правда, к тем, что и сейчас в строю, не получится. Выход на пирсы, к которым пришвартованы эти корабли, запрещен.

Зато можно, купив билет, пройти на пирс Усть-Рогатка. На нем размещены различные морские агрегаты и орудия, а главное можно совсем близко увидеть эсминец «Беспокойный» и ракетный катер. Оба уже на пенсии, и сейчас являются экспонатами военно-исторического комплекса Западного военного округа. Однако, хотя и на заслуженном отдыхе, выглядят очень впечатляюще!

Ну, и конечно, всеобщее внимание привлекает находящийся здесь же, на Усть-Рогатке, деревянный маяк. Белоснежный, в красной «шапочке» смотрится он на фоне синего неба чрезвычайно эффектно.

Из Питера к морю: наконец-то Кронштадт!

А еще нежданно-негаданно попала я на корабельный «балет»! Малыши-буксиры репетировали «вальс»: исполняли «танцевальные фигуры», включая при этом пожарные гидранты, выпуская высоченные струи воды. Причем, танцевали парами, стараясь выполнять движения синхронно. А в струях воды возникали радуги… Восторг, да и только! Видео, к сожалению, довольно бестолковое, т. к. снимать мешал пирс, но некое представление для тех, кто никогда подобного не видел, все же дает. Вальсом буксиров, оказывается, традиционно открывается летний туристический сезон в Петербурге. Длится представление 15 минут под классическую музыку.

Кронштадт. Кораблики репетируют танец с «фонтанами воды»

Уходить с набережной очень не хотелось — все же море, даже пусть это всего лишь Финский залив… Большая вода всегда завораживает!

Не возражала бы посидеть под зонтиком в кафешке на берегу Итальянского пруда, но времени на это не было.

Из Питера к морю: наконец-то Кронштадт!

Итальянским пруд назван по имени расположенного рядом дворца Александра Меншикова, который некогда являлся первым губернатором Кронштадта. Вообще дворцов в городе у него было три (ох, любил шиковать Александр Данилович! Вот зачем в невеликом Кронштадте аж три дворца?!), этот считался самым роскошным. В настоящее время здание занимает Центральный военно-морской музей.

Справа от музея, на Макаровской набережной — памятник Ивану Айвазовскому. Открыт он был осенью 2007 года, к 190-летию со дня рождения знаменитого мариниста. Причем кронштадтский памятник стал первым, посвященным Айвазовскому на территории России. Автор — тот же В.Горевой, что создал фигуру Ушакова у собора. И это заметно!

Из Питера к морю: наконец-то Кронштадт!

Такое же изящество и элегантность. Музей в мои планы на сегодня не входит, а потому, минуя его, берегом Итальянского пруда иду к Ободному каналу. На границе с прудом через канал перекинут Синий мост, возле которого находятся сразу три местных достопримечательности.

Две из них для меня скучноватые, но коли уж по пути, мысленную «галочку» ставлю: видела! И кронштадтский футшток, и павильон, в котором расположен мареограф — прибор, измеряющий уровень воды в Балтике.

Из Питера к морю: наконец-то Кронштадт!

Мареограф установлен был здесь в 1899 году, и до сих пор действующий. Показания его снимаются метеослужбой четыре раза в день. Футшток же — это шкала, прикрепленная к опоре Синего моста, на которой нанесена отметка, принятая за абсолютный ноль. Именно эта отметка является эталонной для определения высот на территории России и стран бывшего СССР. Футшток на 13 лет старше мареографа, является одним из старейших в глобальной сети уровневых постов Мирового океана (и чего только не узнаешь в путешествиях!!! Оказывается, еще и такая сеть есть!)

Ну, да ладно, бог с ними, с приборами, пусть даже они нужные и заслуженные.

Куда больше мне хотелось увидеть памятник совершенно точно единственный в своем роде — крохотной рыбке, которая помогла жителям Кронштадта пережить годы блокады… Пишу вот, и слезы на глаза наворачиваются…

Трех рыбок, будто выпрыгивающих из воды, установили у стены Обводного канала (аккурат напротив павильона мареографа) в 2005 году. Хорошо видны колючки на их спинках, благодаря которым рыбка и получила свое имя — колюшка. В добрые времена никому бы и в голову не пришло ловить мелочь величиной с детский пальчик. Но в блокаду никакой другой рыбы просто не осталось, а из перемолотой колюшки получались какие-никакие котлетки, так необходимый истощенным людям белок… Говорят, и цветы приносят сюда, в благодарность рыбке-малютке…

Вдоль Обводного канала иду к Андреевскому саду. Здесь довольно живописно, жаль только, что здания Адмиралтейства из красного кирпича вид имеют заброшенный…

Из Питера к морю: наконец-то Кронштадт!

А какую прогулочную зону можно было бы устроить! Ну, может, и дождемся когда-нибудь…

Если с улицы Карла Маркса (идущей параллельно Обводному каналу) свернуть в Безымянный переулок, окажешься на маленькой площади, где можно увидеть кованый обелиск, установленный к 310-летию Кронштадта. Выполнен он а-ля стилизованный кораблик, на мачте которого укреплен витраж, изображающий герб города.

Из Питера к морю: наконец-то Кронштадт!

Герб надо сказать, весьма затейливый: изображен на нем котёл, в очертаниях острова, а также башня маяка с фонарем, увенчанная императорской короной. Утвержден герб был в 1730 году императрицей Анной Иоанновной.

В нескольких шагах от «кораблика» красуется и собственно котёл, давший название острову Котлин.

Из Питера к морю: наконец-то Кронштадт!

По преданию в 1703 году при штурме крепости Ниеншанц на одном из островов Петр I увидел шведский отряд; при приближении русских шлюпок шведы бросились к своим лодкам, оставив на берегу котёл, в котором варили уху. Считается, что если бросить в чугунный котёл-памятник монетку и загадать желание, оно непременно исполнится, к тому же дом ваш отныне будет полной чашей, наполнится уютом и гармонией. Вот только нигде не пишут, достаточно ли одного раза или следует периодически повторять приношение?)))

Ну, а чтобы уж совсем наверняка обеспечить сбычу мечт, стоит вернуться вновь к Обводному каналу и поучаствовать в ритуале возле специально предназначенного для этого дерева. Здесь всегда толпится народ, причем, мне показалось, не только туристы. На стволе дерева имеется огромное ухо, в которое желание нужно прошептать.

Из Питера к морю: наконец-то Кронштадт!

После чего оное необходимо написать на бумажке, завернуть в эту бумажку монету и умудриться закинуть сверточек в гнездо на кроне дерева. Грешным делом про бумажку-то я и забыла… Правда, забыли и все остальные, принимавшие одновременно со мной участие в этом соревновании))) Монетки активно бросали, но точно без всяких бумажек. Нарушили предписание!

Возле «дерева желаний» и закончилось мое знакомство с Кронштадтом. Конечно, увидела далеко не все, заслуживающее внимания, потому очень надеюсь однажды вернуться, благо дорога разведана. Хорошо бы еще оказаться в городе пораньше и в ясную погоду, т. к. уж очень хочется проверить, правда ли в Никольском соборе в такое утро можно «пройти по воде»…