«Мелкая пластика» ар-деко. Неожиданное и тем более запоминающееся знакомство

Честно говоря, антикварных салонов я побаиваюсь. В смысле стесняюсь туда заходить: думается, работники тамошние моментально вычисляют тех, кто сюда по делу, а кто просто поглазеть. И наверняка те, кто «просто поглазеть», им не очень-то нравятся…

Но, оказывается, в отдельно взятых антикварных «лавках» бывают выставки, т. е. там, те, кто «поглазеть» как раз приветствуются))) Знать бы я об этом не знала, кабы выясняя, как попасть в музей фотографа Карла Буллы в Петербурге, не наткнулась на упоминание подобной выставки в одном из рассказов в Сети (дай Бог авторам здоровья и всяческого благополучия!). И — ура! — я на нее успеваю! Причем дамы, поделившиеся столь полезной информацией, попали в салон тоже, собираясь в музей Буллы. Элементарно перепутали двери. Ибо вход в парадную, на верхнем этаже которой находится музей, и дверь в антикварную галерею «Петербург» расположены рядом (адрес галереи Невский проспект, 54).

Я же, благодаря «наводке», шла целенаправленно, и в кои веки ни капельки не стесняясь)) Спросила у охранника, где тут выставка (залов в галерее несколько) и, приобретя билет (за вполне умеренную цену), в блаженном одиночестве отправилась наслаждаться тем, на что билет давал право (а после, направляясь к выходу, полюбовалась и фарфором, предназначенным к продаже). А еще — наслаждалась прохладой. Ибо тот августовский день в Питере был невероятно жарким, и в музее Буллы, в котором я отметилась до того, реально нечем было дышать. Вряд ли фотоэкспонатам полезен такой микроклимат, но, видимо, у музея на кондей нет средств. Антиквары же народ небедный, и тут с соблюдением температурного режима все было в порядке.

«Блистательный мир Art Deco. Скульптура» — так называлась выставка. И еще раз спасибо авторам упомянутого рассказа, ибо просто название вряд ли бы меня привлекло: в архитектуре, например, мне куда больше нравится Art Nouveau, модерн, то бишь. Но, глянув на фото, поняла, что представления мои об эпохе ар-деко мягко говоря недостаточны и уж точно однобоки.

Так, оказалось, что «мелкая пластика» ар-деко — а основная часть представленной в галерее экспозиции это именно небольшие статуэтки — прелесть что такое!

8
Vincent Désiré FAURE DE BROUSSE (боюсь переврать написание фамилии на кириллице, потому  - латиница, табличка на выставке тоже была на латинице). Дрессировщицы.  Конец 19 в. Бронза, литье, патинирование. Высота 69,5 см Частное собрание Санкт-Петербург.
Vincent Désiré FAURE DE BROUSSE (боюсь переврать написание фамилии на кириллице, потому - латиница, табличка на выставке тоже была на латинице). Дрессировщицы. Конец 19 в. Бронза, литье, патинирование. Высота 69,5 см Частное собрание Санкт-Петербург.

Впрочем, представлены были и картины того же периода, но основной акцент делался все же на скульптуре. Причем, выяснилось, что увидеть одновременно немалое количество чудесных этих фигурок — настоящая удача: почти все они в России находятся в частных коллекциях и «встречаются» друг с другом редко.

11
Генри Фугер. Танец с кастаньетами. 1900-1910-е. Бронза, литье, золотистая патина, кость, оникс. Высота 42 см. Частное собрание Санкт-Петербург.
Генри Фугер. Танец с кастаньетами. 1900-1910-е. Бронза, литье, золотистая патина, кость, оникс. Высота 42 см. Частное собрание Санкт-Петербург.

В Москве, правда, есть музей, который так и называется «Музей Ар-деко», но и он частный.

В центре потолка выставочного зала висела роскошная хрустальная люстра, дополнительную подсветку давали споты по периметру.

7
«Мелкая пластика» ар-деко. Неожиданное и тем более запоминающееся знакомство

С одной стороны, много света это хорошо, с другой — блики, будь они не ладны. К счастью, большинство статуэток заключения в витрины с бликующими стеклами избежали. И удивительное дело — никакой строгой тетеньки при них не наблюдалось!

11
Клер Жанна Роберта Колине. Мексиканский танец. 1920-е. Бронза, литье, золотистая патина, кость, мрамор. Высота 48 см. Частное собрание Санкт-Петербург.
Клер Жанна Роберта Колине. Мексиканский танец. 1920-е. Бронза, литье, золотистая патина, кость, мрамор. Высота 48 см. Частное собрание Санкт-Петербург.

Лишь значки «руками не трогать» в качестве охранной меры. Но мне бы и в голову не пришло тревожить прикосновением изящных дам и девиц.

9
Готтхильф Егер. Танец молодого вина. 1900-1910-е. Бронза, литье, золотистая патина, кость, мрамор. Высота 34 см. Частное собрание Санкт-Петербург.
Готтхильф Егер. Танец молодого вина. 1900-1910-е. Бронза, литье, золотистая патина, кость, мрамор. Высота 34 см. Частное собрание Санкт-Петербург.

Не девицы — кто-то там на коне и с мечом — тоже присутствовали, но впечатления на меня не произвели. Кроме разве что вот этого мальчонки, хотя судя по названию скульптуры, главный тут вовсе не он))).

11
Аннибале де Лотто. Краб. 1930-е.
Аннибале де Лотто. Краб. 1930-е.

Такое внимание именно к женским образам естественно: расцвет стиля ар-деко пришелся на 1920-е, когда едва ли не самым заметным общественным явлением стала эмансипация женщин, проявившаяся в том числе в том, что дамы стали носить удобную, не сковывающую движения одежду, активно заниматься спортом.

11
Арманд Годар. Танец мыльных пузырей. 1920-е. Бронза, патинирование, кость, оникс, мрамор. Высота 52 см. Музей Ар Деко Москва
Арманд Годар. Танец мыльных пузырей. 1920-е. Бронза, патинирование, кость, оникс, мрамор. Высота 52 см. Музей Ар Деко Москва

Изменился и танец: женщина не была более покорным ведомым созданьем со скромно потупленным взором, но могла проявить себя в движениях динамичных и чувственных.

12
Ульман Ульрих. Канкан. 1900-1910. Бронза, литье, золотистая патина, кость, мрамор. Высота 38 см. Частное собрание Санкт-Петербург.
Ульман Ульрих. Канкан. 1900-1910. Бронза, литье, золотистая патина, кость, мрамор. Высота 38 см. Частное собрание Санкт-Петербург.

В то же время утонченность и изящество по-прежнему были в чести. Причем именно в краткий период господства ар-деко искусство особенно активно «проникает» в повседневную жизнь: отныне считается, что и обычное жилище обычного человека (а не только дворцы и музеи) должно быть наполнено пусть небольшими, но шедеврами. Ну, собственно, потому, видимо, и Deco — декоративность интерьеров всячески приветствуется. И миниатюрные статуэтки танцовщиц, циркачек и просто «дам с собачками» как нельзя более для оформления таких интерьеров подходили.

15
Арман Лемо. Дама с собакой. Конец 1920-х - начало 1930-х годов. Бронза, литье, полихромная патина, кость, оникс. Высота 45 см.  Частное собрание Санкт-Петербург.
Арман Лемо. Дама с собакой. Конец 1920-х - начало 1930-х годов. Бронза, литье, полихромная патина, кость, оникс. Высота 45 см. Частное собрание Санкт-Петербург.
10
Карл Христиан Форуп. Над городом. 1912. Картон на холсте, смешанная техника. Частное собрание Санкт-Петербург.
Карл Христиан Форуп. Над городом. 1912. Картон на холсте, смешанная техника. Частное собрание Санкт-Петербург.
11
Луи Альбер Карвин. В ожидании. 1920-е. Бронза, литье, серебрение, мрамор. Длина 51 см.  Частное собрание Санкт-Петербург.
Луи Альбер Карвин. В ожидании. 1920-е. Бронза, литье, серебрение, мрамор. Длина 51 см. Частное собрание Санкт-Петербург.

Впрочем, картины тоже. Так, на выставке были представлены две работы ЭРТЕ (Романа Тыртова), известнейшего мастера ар-деко.

12
ЭРТЕ. (Роман Тыртов) Симфония в черном. 1983. Частное собрание Санкт-Петербург.
ЭРТЕ. (Роман Тыртов) Симфония в черном. 1983. Частное собрание Санкт-Петербург.

Удивляют даты создания картин — 1983 и 1987: получается, что на момент их создания автору было соответственно 91 и 95 лет?! А умер он в 97…

12
ЭРТЕ. (Роман Тыртов). Сновидение. 1987. Нью-Йорк.
ЭРТЕ. (Роман Тыртов). Сновидение. 1987. Нью-Йорк.

Даты удивляют еще и потому, что очень уж далеко отстоят они от периода расцвета ар-деко. Но Роман Тыртов, похоже, хранил верность этому стилю всю жизнь. Хотя, на долгие годы ар-деко был почти предан забвению.

9
«Мелкая пластика» ар-деко. Неожиданное и тем более запоминающееся знакомство

Роскошная его декоративность, «родившись» после первой мировой, казалось, канула в лету, сметенная адскими вихрями мировой второй. Всего два кратких десятилетия между двумя страшными войнами… Успевшие, однако, подарить миру произведения искусства временами вычурные, экзотичные (интерес к ориентализму ничуть не уменьшился при смене ар-нуво его преемником), экстравагантные.

11
Шарль Артур Мюллер. Восточный танец.  Бронза, литье, полихромна патина, мрамор. Высота 37 см. 1920-е. Частное собрание, Санкт-Петербург.
Шарль Артур Мюллер. Восточный танец. Бронза, литье, полихромна патина, мрамор. Высота 37 см. 1920-е. Частное собрание, Санкт-Петербург.

Может быть поэтому архитектура ар-деко так приветствовала прямые линии и геометричность? В качестве «сдерживающе-охлаждающего» элемента? Эту-то геометричность я как раз и не люблю, отдавая предпочтение затейливым линиям и цветам-стеблям модерна. Не попади — по сути случайно на эту выставку — вполне вероятно, так бы и не узнала, что ар-деко это еще какая затейливость в предметах, предназначенных для украшения интерьеров!

8
Лоран Маркест. Танец бабочки. 1920-е. Бронза, литье, полихромная патина, кость, оникс. Высота 47 см. Частное собрание Санкт-Петербург.
Лоран Маркест. Танец бабочки. 1920-е. Бронза, литье, полихромная патина, кость, оникс. Высота 47 см. Частное собрание Санкт-Петербург.

Удивительным образом именно миниатюрная пластика эпохи ар-деко лучше всего сохранилась в бурях двадцатого века.

10
Арман Огюст Бола. Танец с зонтиком. Начало 20 в. Бронза, литье,  полихромная патина, кость, оникс, мрамор. Высота 40 см. Частное собрание Санкт-Петербург.
Арман Огюст Бола. Танец с зонтиком. Начало 20 в. Бронза, литье, полихромная патина, кость, оникс, мрамор. Высота 40 см. Частное собрание Санкт-Петербург.

Правда, и изготовлены фигурки из материалов достаточно прочных — бронзовое литье, оникс, мрамор — но ведь работа-то тончайшая, со множеством изящных деталей. Однако, выстояли, выжили и теперь являются гордостью любой коллекции.

9
Самуил Лившиц. Танец с обручем. Конец 1920-х. Бронза, литье, полихромная патина, кость, мрамор. Высота 50 см. Частное собрание Санкт-Петербург.
Самуил Лившиц. Танец с обручем. Конец 1920-х. Бронза, литье, полихромная патина, кость, мрамор. Высота 50 см. Частное собрание Санкт-Петербург.

Почти все статуэтки на выставке будто несутся куда-то в вихре танца, причем движение это настолько реальное, что кажется лишь на мгновение остановившимся; чуть отвернешься — и танец наверняка будет продолжен.

11
Жан Лормье. Посланники любви. 1920-е. Бронза, литье, патинирование, мрамор. Высота 36 см. Частное собрание Санкт-Петербург.
Жан Лормье. Посланники любви. 1920-е. Бронза, литье, патинирование, мрамор. Высота 36 см. Частное собрание Санкт-Петербург.

Такое уж это было время — жизнь человеческая невероятно ускорилась: автомобили окончательно вытеснили конные экипажи, перестали быть диковиной самолеты.

12
Жан Лормье. Посланники любви. 1920-е. Бронза, литье, патинирование, мрамор. Высота 36 см. Частное собрание Санкт-Петербург.
Жан Лормье. Посланники любви. 1920-е. Бронза, литье, патинирование, мрамор. Высота 36 см. Частное собрание Санкт-Петербург.

Ну, и к тому же, Европа еще с 1910-х была во власти очарования балетных сезонов Дягилева, а благодаря Анне Павловой, классический танец узнали буквально по всему миру.

12
Ипполит Фурнье. Балерина. 1925 - 1930-е. Бронза, литье, кость, патина, оникс. Высота 40 см. Частное собрание Санкт-Петербург.
Ипполит Фурнье. Балерина. 1925 - 1930-е. Бронза, литье, кость, патина, оникс. Высота 40 см. Частное собрание Санкт-Петербург.

А танец это, пожалуй, самое совершенное движение на свете!

14
Аффортунато Гори. Танцовщица с вуалью. 1900-1910-е. Бронза, литье, золотистая патина, кость. Высота 32 см. Частное собрание Санкт-Петербург.
Аффортунато Гори. Танцовщица с вуалью. 1900-1910-е. Бронза, литье, золотистая патина, кость. Высота 32 см. Частное собрание Санкт-Петербург.

И, конечно, художники не могли себе отказать в удовольствии запечатлеть прекрасных танцовщиц, воплотив их в образах живописных или скульптурных.

11
Рене Поль Марке. На заднем плане Русская танцовщица. Начало 20 в. Бронза, литье, кость, оникс. Высота 42,5 см.  Впереди - Индийская танцовщица. Высота 40см. Обе - частное собрание Санкт-Петербург.
Рене Поль Марке. На заднем плане Русская танцовщица. Начало 20 в. Бронза, литье, кость, оникс. Высота 42,5 см. Впереди - Индийская танцовщица. Высота 40см. Обе - частное собрание Санкт-Петербург.
8
Те же фигурки, вид сзади.
Те же фигурки, вид сзади.

Видимо для контраста помещен был здесь вот этот женский портрет…

9
Т.И. Купервассер. Женский портрет. Конец 1930-х - начало 1940-х.  Холст, масло. Антикварная галерея Петербург.
Т.И. Купервассер. Женский портрет. Конец 1930-х - начало 1940-х. Холст, масло. Антикварная галерея "Петербург".

Очень выделялся среди прочего!

13
Георгий Лапшин. Портрет актрисы. 1930-е. Холст, масло. Частное собрание Москва.
Георгий Лапшин. Портрет актрисы. 1930-е. Холст, масло. Частное собрание Москва.

Разумеется, знатокам авторы всех этих изящных фигурок прекрасно известны, мне же имена не говорили ни о чем. Кое-что потом почитала, а о некоторых рассказывали стенды выставки.

Деметру Чипарусу был посвящен отдельный, да и как иначе, коли он считается самым знаменитым мастером искусства ар-деко в области малой пластики. Вот о нем, пожалуй, стоит все же рассказать и здесь.

Родился Деметр Чипарус в Румынии в 1886 году, в 1909-м отправился на учебу в Италию, а в возрасте 26 лет переезжает в Париж для продолжения образования в Школе изящных искусств. Дебютировал в 1914 году на Парижском Салоне с серией фигурок детей в стиле «романтического реализма».

Уже к началу 1920-х сложился зрелый стиль мастера, сочетавший выразительную образность с декоративной изысканностью. И на его формирование, среди прочего, оказали влияние «Русские сезоны» Сергея Дягилева. Творческие искания Чипаруса воплотились в изображении прекрасных женских образов, в основном запечатленных в танце. В некоторых напрямую читается портретное сходство с танцовщицами русской труппы, Идой Рубинштейн, например.

Произведения мастера всегда пользовались огромным коммерческим спросом. Сейчас их можно найти в крупнейших музеях мира, а коллекционеры, мечтая заполучить фигурку «от Чипаруса», бьются за них на аукционах. Работы эти отличаются не только оригинальностью замысла, но и качеством исполнения, ювелирным мастерством отделки поверхностей.

Большей частью произведения Деметра Чипаруса выполнены в хрисоэлефантинной технике (это ж не сразу еще и прочитаешь!!!), которая заключается в комбинировании бронзы и слоновой кости. Для пьедесталов мастер использовал оникс и мрамор различных пород. Сочетание фактур способствовало созданию роскошных декоративных скульптур, которые превратились в своеобразный эстетический эталон стиля ар-деко. Фтографией фигурки авторства самого Деметра Чипаруса и завершу рассказ об этой неожиданной — для меня — выставке.

15
Деметр Чипарус. Карнавал. 1920-е. Бронза, литье, полихромное крашение, кость, оникс, мрамор. Высота 42 см.  Частное собрание Санкт-Петербург. (Ранее скульптура находилась в коллекции Элтона Джона)
Деметр Чипарус. Карнавал. 1920-е. Бронза, литье, полихромное крашение, кость, оникс, мрамор. Высота 42 см. Частное собрание Санкт-Петербург. (Ранее скульптура находилась в коллекции Элтона Джона)

А галерею «Петербург» теперь буду иметь в виду! Вот когда бы я еще узнала о хрисоэлефантинной технике?!)))

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Антикварная галерея «Петербург»

Невский просп., 54 Подробнее об объекте
Санкт-Петербург: полезная информация