Турист Asiagate (AsiaGate)
Asiagate — была сегодня 18:05

Тула — Россия Январь 2023

Давайте сегодня прогуляемся по главной туристической улице Тулы — пешеходной улице Металлистов, не так давно отреставрированной и превращённой в туристический центр.

Конечно, в городе есть действительно главные и центральные улицы, но без улицы Металлистов, вокруг которой расположился Музейный квартал, ни одна турпоездка в Тулу не обходится и не считается.

Тула. По следам ушедшей эпохи

Улица Металлистов — одна из старейших в городе, она ведёт прямо к Кремлю, и за всю свою историю не раз меняла название: бывала например и Пятницкой, и Никольской. Свое нынешнее название — Металлистов — улица получила в 1924 году из-за того, что в доме № 5 располагалось Тульское отделение Московского общества по обработке металлов.

Если бы кто-то спросил моё мнение как туристки, то я бы вернула улице одно из старинных названий — в целях благозвучия. Ну и для соответствия наполнению историческими зданиями, коих тут столько, что придётся писать целый путеводитель.

Тула. По следам ушедшей эпохи

Музейный квартал появился здесь всего лишь осенью в 2020 году, работы по его устройству были завершены к знаменательной дате — 500-летию Тульского Кремля.

В отреставрированных купеческих особняках расположились 11 музеев (потому квартал и Музейный), в том числе филиалы «Куликова Поля», «Ясной Поляны», Государственного исторического музея, Историко-краеведческого и Художественного музея, музея и штаба Центрального казачьего войска.

Тула. По следам ушедшей эпохи

Здесь также масса других точек притяжения туристов — гостиница, магазины, галереи, кафе и рестораны. В перерывах между экскурсиями можно перекусить или пообедать, купить тульские пряники или даже старинный самовар.

Тула. По следам ушедшей эпохи

В свое время в роскошных особняках и усадьбах жили именитые тульские купцы и предприниматели. Как правило, на первых этажах домов находились торговые лавки и склады, на верхних — жилые комнаты.

Начнём сначала — от Пятницкой башни Тульского кремля. Первый дом на улице Металлистов под номером 1 — двухэтажный особняк, построенный в 1840 году для Ивана Лебедева, священника Казанской церкви. В нём сейчас располагается научный центр «Археология и реставрация», в котором работают ученые, имеются мастерские реставраторов по керамике и стеклу, бумаге, металлу. А для посетителей проводятся мастер-классы, лекции от реставраторов, археологов и оружиеведов.

Напротив — дом № 2, ещё одно здание XIX века. С 1903 по 1918 год особняк принадлежал торговцам рыбой, купцам И. Ф. Митрохину и В. В. Леонтьеву.

Тула. По следам ушедшей эпохи

В начале улицы мы также можем видеть киоск с местным специалитетом — берёзовым сбитнем, который мы попробовали, когда развиртуализировались с Игорем. Киоск принадлежит семейной компании «Брагин верх», которая варит натуральный продукт по старинным русским рецептам уже 20 лет, а изготавливает и продаёт — около 10 лет.

Тула. По следам ушедшей эпохи

Помимо сбитня, который нам понравился и мы окрестили его берёзовым глинтвейном, в киоске продаётся берёзовый квас. При его изготовлении берёзовый сок не пастеризуется, добавляются настои из сосновых шишек, крапивы, хрена, рябины, имбиря и изюма.

Тула. По следам ушедшей эпохи

Идём по улице дальше и видим дом под № 4 — он принадлежал купцам Поповым (XVIII век), а особняк с номером 5, тоже XVIII века, — купеческой вдове Екатерине Наседкиной, а затем — Прасковье Фитцевой. На первом этаже располагалась чайная, в которой собрались члены Общества по обработке металлов, или Союза металлистов, в честь которого улица и получила своё название.

Здание с номером 6 — архитектурный памятник XIX века, особняк в своё время принадлежал предпринимателю Александру Белолипецкому.

Красивый красный дом под номером 8 был построен в 1909 году купцом Яковом Лихошерстовым в стиле древнерусского зодчества. Здесь располагались магазины и жилые комнаты, а в пристройке — свечная фабрика. Сейчас тут находится филиал музея-заповедника «Куликово поле».

Тула. По следам ушедшей эпохи

Внутри находится интерактивная экспозиция «10 000 лет до Тульского кремля», историческая публичная библиотека, гастрономическое пространство «Вкус к истории» и выставочный зал с постоянно обновляющимися экспозициями.

Тула. По следам ушедшей эпохи

Нельзя не заглянуть в «Музей чаепития», который занимает старинное здание с номером 9. В 1808 году здесь был основан комплекс «Златинские лавки» купца Златина, он объединил дома № № 7, 9 и 11. В 2020 году «Комплекс Златинские лавки» открыли после реставрации и сегодня в него входят одноимённый апарт-отель, «Музей чаепития», где представлены самовары и всё необходимое для чаепития, и «Пряничная», в которой проводят мастер-классы по изготовлению и росписи пряников.

Тула. По следам ушедшей эпохи

Свернув за дом № 9, можно увидеть Покровскую церковь — полное её название церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Храм на этом месте был основан ещё в XVI веке, но не однажды разрушался и перестраивался, пока наконец не был возрождён в 2020 году. Примечательно, что часовня этой церкви стоит чуть в стороне — непосредственно на улице Металлистов.

Тула. По следам ушедшей эпохи

Напротив под номером 10 высится, наверное, самое красивое здание на всей улице. Построенный в XIX веке дом принадлежал Ивану Белолипецкому, двоюродному брату Михаила Белолипецкого, открывшего в конце XIX века в Туле пряничное производство — фабрику «Тульский пряник». На первом этаже находились склад и магазин, а на втором — Тульское купеческое собрание. Сейчас здание принадлежит Государственному историческому музею (ГИМ), на двух выставках которого мы с Наташей побывали и вам всё подробно рассказали и показали.

Тула. По следам ушедшей эпохи

На улице находится интересный памятник — мужичку-тулячку, сидящему на молотке. Его установили в 2019 году и он представляет собой что-то вроде духа мастерства. На молотке имеется надпись: «Мал да удал, молоток оседлал». Оседлать молоток — значит достичь в ремесле высокого профессионализма. Туристы активно трут мужичку все выступающие части тела, вероятно, в качестве оберега от лени и для продвижения по служебной лестнице)

Тула. По следам ушедшей эпохи

Дом № 12, построенный в конце XVIII века, в начале XX века занимало Тульское купеческое собрание. Этот особняк, как и два других на улице — № 14 и № 16 — принадлежал Сушкиным (особняками № 14 и № 16 также владели купцы Мельниковы). В доме № 16 сейчас располагается кондитерская «Старые традиции белёвских мастеров».

Тула. По следам ушедшей эпохи

Здание № 13 примечательно тем, что в нём сегодня находятся два ресторана: Well Well Well, первый винный ресторан в Туле с собственным арт-пространством, и заведение Panasian&Spirits — ресторан паназиатской кухни. Если пройти через старинные ворота между ними, можно оказаться в приятном и по-новогоднему украшенном дворике.

Тула. По следам ушедшей эпохи

В особняке № 15 — симпатичный ресторан «Кулинарный цех».

Тула. По следам ушедшей эпохи

Если свернуть во двор между 12-м и 14-м домом, можно найти ещё один ресторанный дворик.

Тула. По следам ушедшей эпохи

Другие купеческие особняки — по ул. Металлистов, 17, 18, 19 — постройки XVIII — XX веков, были жилыми. В наши дни в доме № 17 помещается итальянский ресторан-пиццерия Bottega Toscana.

Тула. По следам ушедшей эпохи

Особняк № 20 представляет собой одноэтажный дом с флигелем и двухэтажный дом с пристроенной справа лавкой. В нём в своё время проживал Тульский городской глава Петр Постников. В наши дни в лавке продают белёвскую пастилу и пряники. Именно тут мы с Наташей и покупали сладости, которые увезли с собой в качестве сувениров — отличный выбор и неплохие цены.

Тула. По следам ушедшей эпохи

А двухэтажный дом с мезонином, находящийся напротив, по ул. Металлистов, 21, постройки XVIII века известен тем, что в нём жил провизор и располагалась аптека.

Наконец, последний и тоже очень интересный на этой улице дом № 25 построен в конце XVIII века. Первоначально он выглядел совершенно иначе, и свой нынешний облик приобрёл только в начале XX века. С 1900 по 1918 годы владельцем дома был Гилель Цитовский, открывший тут кинотеатр «Русалка». Сейчас здание передано музею-заповеднику «Ясная Поляна».

Тула. По следам ушедшей эпохи

Слева к нему примыкает пивной ресторан «Черновар», а справа, правда, формально это уже улица Советская, — отель Azimut Hotel. Ну просто чтоб вы ориентировались на местности.

Тула. По следам ушедшей эпохи

Несмотря на то, что на этой пешеходной улице можно запросто провести полдня, не забывайте и про другие интересные места Тулы, которых очень много, на любой вкус. Мы с Наташей от всей души рады за всех, кто в этом сезоне увидит зимнюю Тулу впервые.