Турист Asiagate (AsiaGate)
Asiagate — была вчера 19:22

Тула — Россия Январь 2023

В нашу зимнюю поездку в Тулу мы с Наташей побывали в нескольких интересных местах, которые называются городскими общественными пространствами.

Раньше это были промышленные или общественные зоны, а теперь — целые комплексы, в которых можно провести весь день, с магазинами, кафе, ресторанами, салонами красоты и т. д. Там находятся офисы различных компаний, проводятся фестивали, концерты и выставки, спектакли и мастер-классы.

Тула: лайф-формат и лофт-стиль

Такой формат общественных пространств — life-style — появился в США в 1980-х годах взамен наскучивших покупателям обычных торговых центров. Идея заключалась в том, что в новых центрах люди могли бы не только делать покупки, но и приятно проводить время. Архитектурно огромные коробки и стеклянно-бетонные высотки заменили мини-городками, с собственными улочками, маленькими бутиками, кофейнями, местами для отдыха, причём досуговые зоны могли занимать до половины территории таких центров.

Вскоре формат стал популярным в других странах. Например, одним из самых удачных life-style проектов считается Regent Quarter в Лондоне, расположенный рядом с вокзалом Кингс-Кросс и состоящий из отремонтированных исторических зданий разных эпох. Они заняты офисами крупных и мелких компаний, бутиками, ресторанами. В России самыми известными проектами в таком духе можно назвать московские арт-кластер «Винзавод» и дизайн-завод «Флакон».

«Ликёрка Лофт»

В Туле удачным примером превращения заводского пространства в городское и творческое является «Ликёрка Лофт».

Эта зона расположилась на территории бывшей ликероводочной фабрики, обанкротившейся в 1990-е, на проспекте Ленина. Напротив высится памятник Льву Толстому, и в местном фольклоре обе эти локации отражены в шутке: «Граф спешит за водкой».

Тула: лайф-формат и лофт-стиль

В 1895 году в России решили, что производить высокоградусный алкоголь и торговать им могли только казённые предприятия. Государство, в свою очередь, брало на себя обязательство продавать чистый напиток, без примесей. В результате при участии Дмитрия Менделеева были созданы технологии производства водки, которые практически без изменений дошли до наших дней. Полученный напиток стал называться «казённым вином». Храниться оно должно было только на государственных складах, которые со временем сами стали производить алкоголь. Проект таких складов был типовым, и по нему в 1903 году в Туле были построены здания Ликёрки.

Тула: лайф-формат и лофт-стиль

Питейная монополия государства просуществовала до августа 1914 года, когда продажи спиртного были приостановлены на период войны. Само же производство на складах прекратилось в 1917 году. В советское время здесь существовало предприятие «Туласпирт», весьма успешное в первой половине 1990-х годов, которое однако же к началу XXI века обанкротилось.

Имущество богатейшего предприятия распродали, а здания превратили в культурно-торгово-развлекательный центр Likerka Loft («Ликерка Лофт»), который открылся в начале 2012 года.

Тула: лайф-формат и лофт-стиль

Проект центра разработала компания Blank Architects, он предусматривал сохранение фасадов ликёроводочного завода и полную реконструкцию территории в стиле лофт. Лофт — течение в дизайне, пришедшее к нам из нью-йоркского Манхэттена. Оно характеризуется гармоничным сочетанием современных строительных материалов, например, стекла и стали, с историческими или имеющимся в наличии (голые кирпичные стены, отреставрированный дощатый пол и т. д.). Яркий пример помещений в стиле лофт — «Серебряная фабрика», арт-студия Энди Уорхола, в 1962 — 1968 годах находившаяся на Манхэттене. А в наши дни лофтом уже никого не удивишь.

Сегодня «Ликерка Лофт» — одно из самых модных мест Тулы. В старых краснокирпичных зданиях завода разместились рестораны высокой кухни, кофейни, салоны, магазины и шоу-румы.

Тула: лайф-формат и лофт-стиль

Тут можно найти интересные граффити, например портрет Льва Толстого на полосатой фабричной трубе и Вячеслава Невинного на стене одного из корпусов. Ликёрка — очень фотогеничное место.

Тула: лайф-формат и лофт-стиль

Круглый год здесь проводят спектакли, фестивали, концерты и с размахом отмечают городские праздники.

Тула: лайф-формат и лофт-стиль

Здесь же находится знаменитая за пределами Тулы скульптура, изображающая Левшу, который побеждает вставшую на дыбы Киберблоху (автор идеи Игорь Золотов, скульптор Юрий Шурупов).

«Искра»

Ещё одно такое пространство в Туле — «Искра». Оно представляет собой комплекс отреставрированных зданий, ранее принадлежавших воинской части.

Это целый квартал в историческом центре Тулы, расположенный на пересечении улиц Благовещенской и Посольской (сейчас Советской), неподалёку от Красноармейского проспекта и улицы Мосина. Рядом находится самое популярное у туристов место — пешеходная улица Металлистов, бывшая Пятницкая, которая ведёт прямо к Кремлю. Наш отель оказался буквально в 10 минутах ходьбы отсюда, поэтому в «Искру» мы попали в первый же день нашей поездки.

Тула: лайф-формат и лофт-стиль

По вечерам в «Искре», независимо от времени года, зажигают гирлянды и огни, люди собираются, чтобы отдохнуть в кафе, ресторанах с верандами.

Тула: лайф-формат и лофт-стиль

Здесь есть магазины, салоны красоты, частные музеи, пекарни, киоски со стрит-фудом, рестораны национальной и авторской кухни, морепродуктов, кофейни. Для жителей и туристов проводят мастер-классы. На стенах граффити и инсталляции.

Тула: лайф-формат и лофт-стиль

Пространство украшено скульптурами и композициями, обновляющимися в зависимости от сезона: летом — это цветы, осенью — тыквы, зимой — ёлки и рождественские гирлянды.

Тула: лайф-формат и лофт-стиль

Есть в Туле ещё одно похожее место, которое мы правда не успели посетить — просто не задавались целью. Но если кто-то туда всё-таки доберётся, почитаем и посмотрим фотографии с удовольствием. Это творческий кластер «Октава», занимающий помещения бывшего завода, производившего микрофоны: в один из них Гагарин сказал своё знаменитое «Поехали!». В 2018 году там открылось модное городское пространство с библиотекой, кофе, студией звукозаписи, концертными площадками и мультимедийным Музеем станка.