Турист Asiagate (AsiaGate)
Asiagate — была сегодня 16:49

Тула — Россия Январь 2023

Зимние каникулы в этом году мы с Наташей решили провести в Туле. Почему в Туле? Да все это спрашивали. Ну как же, отвечали мы, — пряники, оружие и самовары, а ещё Кремль, десяток старинных храмов, шикарные музеи. И самое главное — вместе.

Тула на Рождество: с пряниками, но без ружья и самовара

Так и получилось, что в один из первых дней января мы с Юлей встретили Наташу в Курске, буквально бегом (и это не фигура речи, некоторые бежали-спотыкались) показали нашей гостье всё самое интересное в городе, а днём позже отправились в Тулу на «Ласточке». Шустрая электричка долетела за три часа, мы и оглянуться не успели, как оказались в городе мастеров.

Тула на Рождество: с пряниками, но без ружья и самовара

Отель нам, спасибо Наташе, в этот раз достался великолепный! Рядом с самыми интересными достопримечательностями: Музеем оружия, Оружейным заводом, пешеходной улицей и Кремлём, до которого пешком было всего-то 10 минут. Называется эта гостиница «Сударь», Наташа рассказала о ней подробно, а я лишь скажу, что стоит она на улице Демидовской, что и определило наш дальнейший маршрут.

Тула на Рождество: с пряниками, но без ружья и самовара

Дело в том, что здесь, на Оружейной стороне, как говорят туляки, находится ряд достопримечательностей, связанных с династией Демидовых. На набережной Дрейера рядом с Музеем оружия, который мы оставляем на потом, на день, когда прогноз погоды обещает -24°С, и прямо напротив нашего отеля высится так называемая Демидовская церковь, или Николо-Зарецкий храм. Он строился в 1729 — 1735 гг. на средства Акинфия Демидова, сына основателя легендарной династии. Уникален интерьер этой церкви: я, например, впервые увидела фарфоровый иконостас!

Тула на Рождество: с пряниками, но без ружья и самовара

Рядом располагается музей Демидовых и их гробницы, а предваряет комплекс памятник Демидову. Жалко нам его было, хоть бы тулупчик какой накинули, небось не лето:

Тула на Рождество: с пряниками, но без ружья и самовара

Следующей достопримечательностью в нашем списке стала пешеходная улица Металлистов, не так давно отреставрированная и превращённая в туристический центр. Это одна из старейших в городе улиц, она ведёт прямо к Кремлю, и за всю свою историю не раз меняла название, бывала и Пятницкой, и Никольской. Если бы кто-то спросил моё мнение как туристки, я бы вернула улице одно из старинных названий — исключительно для благозвучия.

Тула на Рождество: с пряниками, но без ружья и самовара

Здесь чего только нет! Магазинчики с пряниками, самоварами и другими тульскими сувенирами. Кафе и рестораны. Мастерские, в которых для детей и взрослых устраивают мастер-классы и чаепития с пряниками. Шикарные музеи, в некоторых из которых мы ещё побываем.

Тула на Рождество: с пряниками, но без ружья и самовара

Улица Металлистов приводит нас прямо к Тульскому кремлю, прекрасно отреставрированной несколько лет назад каменной крепости XVI века с девятью башнями. На территории Кремля имеется несколько красивых храмов, музейный комплекс, торговые ряды с лавками и закусочными, стилизованный осадный городок. Располагая временем, тут можно провести если не целый день, то уж наверняка его большую часть.

Тула на Рождество: с пряниками, но без ружья и самовара

Одна из проходных башен Кремля имеет выход на Казанскую набережную — тоже новенькую, с иголочки, она была обустроена лишь в 2018 году. Набережная раскинулась на берегу реки Упы прямо напротив Тульского оружейного завода. Здесь тоже много чего есть: спортивные площадки, арт-объекты, фотозоны, исторические уголки. Надо думать, что в хорошую тёплую погоду это место многолюдно и притягивает массу горожан и туристов.

Тула на Рождество: с пряниками, но без ружья и самовара

А вот здесь у нас настал момент развиртуализации — к нам приехал Игорь Cult-tоurist. Мы выпили берёзового сбитня (!) за встречу и отправились гулять по таким местам, где туристы обычно не ходят.

Тула на Рождество: с пряниками, но без ружья и самовара

Например, увидели Ломовские ворота (1760-е гг.), авторство которых приписывают самому Растрелли. Там я, не изменяя своим традициям, нашла котика:

Тула на Рождество: с пряниками, но без ружья и самовара

Конечно, в туристические места мы тоже заглянули. На каждый случай, каждую улицу и каждый дом у Игоря есть история, так что, дорогие друзья, если будете в Туле, зовите Игоря в компанию)

Тула на Рождество: с пряниками, но без ружья и самовара

Зашли ещё в одно интересное место — так называемое городское пространство «Искра», реконструированный дворик бывшего военного объекта. Масса кафе, фотозон, новогоднее убранство и небольшой рождественский базар.

Тула на Рождество: с пряниками, но без ружья и самовара

А вот памятник тульскому прянику и краснокаменный Успенский собор:

К сожалению, прогноз погоды подтвердился — за бортом было -19°С, и очередной наш день в Туле мы с Наташей провели, перебегая из музея в музей. Первым делом мы поехали в Тульский музей изобразительных искусств, коллекция которого безусловно порадовала. Там есть неплохие фламандцы, итальянцы и немцы, целая плеяда прекрасных русских живописцев, собрания фарфора и исторических предметов интерьера, представляющие художественный интерес.

Тула на Рождество: с пряниками, но без ружья и самовара

Недалеко от музея находится ещё одно городское пространство «Ликёрка Лофт», как ясно из названия, появившееся на месте бывшей ликёро-водочной фабрики. Тут также много кафе, различных студий, есть театр, несколько граффити и конечно же ставшая знаменитой скульптура в стиле стимпанк «Укрощение блохи».

Тула на Рождество: с пряниками, но без ружья и самовара

Тема с блохой на этом не завершилась, на обратном пути мы вышли из автобуса аккурат у старой аптеки, в которой теперь работает музей с аналогичным названием. А в музее этом под микроскопом можно увидеть … самую настоящую подкованную блоху! Подковал её современный «тульский левша» Николай Алдунин, токарь одного из местных заводов. Не скажу, что зрелище приятное, но уж наверняка интересное.

Тула на Рождество: с пряниками, но без ружья и самовара

Отсюда мы пошли (да ладно, побежали) в другой музей — филиал ГИМ, где попали на две отличные выставки: «Купеческий портрет» и «Античные вазы». Каждая по-своему хороша, и мы с Наташей их вам ещё покажем.

Тула на Рождество: с пряниками, но без ружья и самовара

А закончилась наша совместная музейная программа походом в Музей оружия. Потрясающее здание, впечатляющая коллекция, суперсовременное интерактивное устройство (хотя всяческого интерактива мы в Туле на тот момент уже насмотрелись). В общем, быть в Туле и не посетить этот музей — невозможно. В здании в виде шлема русского витязя пять этажей, один другого интереснее, закладывайте на посещение от трёх часов.

Тула на Рождество: с пряниками, но без ружья и самовара

Я говорю «совместная программа», потому что здесь мне пришла пора прощаться с Наташей и ехать на вокзал, Наташин же поезд отправлялся вечером, и она успела посетить ещё несколько интересных мест в Туле. О чём вам обязательно расскажет. Предваряя вопросы, сразу скажу, что в загородные усадьбы мы не попали: Ясная Поляна в зимние каникулы не принимала самостоятельных туристов, только группы, а в Поленово ехать при -20°С как-то не очень вдохновляло. В общем, решили отложить их на следующий раз.

В целом, Тула нам очень понравилась: красивый старинный город, гостеприимные жители, масса интересных мест на любой вкус. И пусть мы не выбрали самовар и ружьё, зато купили много вкусных пряников!