Турист Арина Чистякова (ArinaCh)
Арина Чистякова
была 20 апреля 20:19

Болгар — Россия Июль 2022

«Великий Болгар тихо дремлет,
Под сенью прожитых веков.
Как рыцарь спящий он не внемлет
Шум волн от волжских берегов…»

Именно строчками стихотворения «Великий Болгар» Дмитрия Кобзева хотелось бы начать повествовать свой рассказ.

«Великий», действительно он таков, если заглянуть на страницы истории и обнаружить, что на просторах России, на территории современного Татарстана в средние века простиралось государство, по своему развитию перегнавшее своих соседей.

Как только оказываешься на ЕГО земле, то первое, на что «падает взгляд» — отсутствие сторонних звуков, туристы есть, но шума от них нет, будто МЕСТО убавляет звук того, на что не нужно обращать внимание и прибавляет громкость там, где ТЫ должен прочувствовать атмосферу, поэтому ВСЕ ИЗ НАС услышали скачущую в дали повозку, а затем…

Болгар — «жемчужина русского Востока»

Резкая остановка, как после пробуждения: «МУЗЕЙ болгарской цивилизации», уходящий под землю. Экспозиция археологического комплекса настолько большая, что на один этаж не помещалась, а нарушать ареал исторического заповедника современными постройками нельзя, поэтому пришлось построить музей под землёй.

Сами экспозиции посвящены всем вехам истории Волжской империи.

Если сделать «сухой» вывод по темам выставок, то можно резюмировать, так…

Волжская Булгария — первое государство в Европе, которая начала выплавлять чугун, в Х в. булгары начали чеканить монеты, строили мечети, бани, придумали систему водопровода, имели письменность и занимались просвещением своего населения. Еще до крещения Руси, Волжская Булгария занялась вопросом выбора религии, которая идеологически должна была объединять булгар, кстати сами булгары являются тюрко-язычным народом, их язык больше сродни башкирам, нежели чем татарам, на этой почве разгорается периодически интеллектуальный спор между представителями этих двух современных народов. Башкиры утверждают, что именно они, а не современные татары являются прямыми потомками Волжских булгар. Несмотря на то, что выбор булгар пал на ислам, это не помешало им установить дружественные — торговые связи с Русью, Прибалтикой, Византией, Китаем и Индией. Волжская Булгария была настолько миролюбивой страной, что как правило проигрывала набегам со стороны Киевской Руси, она потерпела разрушительный урон от нашествия Золотой Орды. Болгар — стал временной ставкой Хана Батыя. Но даже не смотря на разарения ордынцев, Волжская Булгария стойко держала свою независимость, и окончательно перестала существовать в XV в. из-за постоянных разорений со стороны русских княжеств.

Для меня лично такие музеи — кладезь всего того, что я так люблю: древность, (поэтому большим интересом для меня представлялись исторические документы раскопок экспедиции наших историков XX в.), культура, быт, разнообразие общетвенной жизни: воссоздание по крупицам эпохи… Кто-то может быть и устал, но только не я, для меня отдых не отдых, если я в подобном месте не окажусь…

Болгар — «жемчужина русского Востока»

После 2х часовой экскурсии мы направились к самим историческим объектам.

Мне лично больше всего запомнились самые молодые строения городища, но даже они передают дух, ушедшей эпохи, а именно:

1. Соборная мечеть, поодаль от нее стоящая 2. Успенская церковь. Две духовные сестры возвышаются над нами, символизируя единство конфессий.

Болгар — «жемчужина русского Востока»

3. Музей Корана, захотелось полистать страницы самого большого в мире Корана, а как красиво расписан небосвод…

4. Ханский дворец, т. к. это место раскопок, а я их страсть как люблю…

Еще рядом с Соборной мечетью я не смогла не поднять глаза к небу, чтобы посмотреть как ярко светит солнце, а оно так дивно освещало площать рядом с мечетью и ее самою, будто стоишь под палящим солнцем, и то же ощущение возникло, когда мы подошли к ставке Батыя.

Стоит отметить, что старания историков не прошли даром, Болгар сохранил дух исторической эпохи, неважно какой сейчас на самом деле век, у Болгара своё летоисчисление, такое я замечала, когда ездила в Аркаим, люди снуют туда-сюда, как муравьи, а Место благосклонно туристам молчит, часы остановились и показывают своё время.

Болгар — «жемчужина русского Востока»

И в этом плане очень интересно видеть современную постройку «Белая мечеть» 2012 г., которая так гармонично вписалась со своими предками в «историческую картину», что по праву может считаться наследницей Болгарского царства.

Хотелось бы мне снова побывать в Болгаре? Конечно, может быть лет так через 10… Когда исследователи заповедника еще что-нибудь «нароют» и пополнят коллекции различным антиквариатом. Всех знакомых мусульман агитирую съездить хотя бы один раз в жизни в это место, потому что даже непосвященным становится понятно после увиденного, почему Болгар называют «Северная Мекка».