Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был вчера 17:51
Ура! У меня новая страна. Вторая в этом году.

Нижний Тагил — Россия Июль 2023

«Вперёд, Тагил! Лети мечте в зенит!
Твой взгляд к вершинам устремлён,
недаром ты три века знаменит —
ещё с демидовских времён!
Чудесный малахит и паровоз,
велосипед и расписной поднос
ты бескорыстно миру подарил,
уральский город, наш Тагил!»

Летний автопробег ч.4 — брутальный Нижний Тагил

В прошлый раз я рассказал вам вкратце про Невьянск и его главную достопримечательность Летний автопробег ч.3 — Дом кузнеца Кириллова и Невьянская башня

После этого замечательного места мы отправились дальше и вскоре приехали в Нижний Тагил. Для большинства людей этот населённый пункт ассоциируется с заводами, танками, тюрьмами и небом цвета радуги от многочисленых труб.

Летний автопробег ч.4 — брутальный Нижний Тагил

В суровом, с первого взгляда, городе, мы провели семь часов. Немного, для того, чтобы заглянуть в душу и понять её, но достаточно, чтобы получить общее представление.

На более жёсткое восприятие города повлияла пасмурная, свинцовая погода. Я уверен, в солнечный день, с голубым небом и белыми облаками, Нижний Тагил выглядит совсем по-другому.

Летний автопробег ч.4 — брутальный Нижний Тагил

Однозначно, задачу с проникновенным знакомством, облегчил местный гид. Он провёл экскурсию по центру Нижнего Тагила, рассказал историю города, ответил на наши вопросы и дал вводные данные.

Город расположен на восточном склоне Уральских гор, в 25 километрах от условной границы Европы и Азии, на высоте 200 метров над уровнем моря в 140 км севернее Екатеринбурга.

Летний автопробег ч.4 — брутальный Нижний Тагил

Население Нижнего Тагила — 334 тысячи человек.

В конце XVI века Ермак Тимофеевич устроил стоянку для своих войск в окрестностях города, у горы Медведь-камень, преодолев тем самым Европейско-Азиатский водораздел.

Летний автопробег ч.4 — брутальный Нижний Тагил

В 1696 году в районе горы Высокой, а в 1702 году по берегам реки Выи сыном боярским Михаилом Бибиковым была найдена медная руда. 1696 год считается началом истории города.

В 1714 году о приисках было доложено тогдашнему владельцу Уральских заводов Акинфию Демидову, вскоре после этого по указу царя Петра I им были основаны Тагильский и Выйский железоделательные заводы, и на Урале началось производство чугуна, железа и меди.

Летний автопробег ч.4 — брутальный Нижний Тагил

8 октября 1722 год считается датой основания Нижнего Тагила, когда на Выйском заводе была получена первая продукция — чугун. Город основан династией Демидовых, которым до революции и принадлежали Тагильские заводы: «Верхне-Выйский» и «Тагильский».

Через 3 года, 25 декабря 1725 года, выдал первый чугун Нижнетагильский железоделательный завод. В это время мировую известность получает продукция тагильских железоделательных и медеплавильных заводов, известная под товарным знаком «Старый соболь».

Есть даже мнение об использовании тагильской меди при создании статуи Свободы, правда оно пока не находит документального подтверждения.

Летний автопробег ч.4 — брутальный Нижний Тагил

Также Нижний Тагил широко известен в России своим народным промыслом тагильской росписи жестяных подносов.

В 1833 году здесь крепостными изобретателями отцом и сыном Черепановыми (Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович) были построены первые в России паровозы.

Летний автопробег ч.4 — брутальный Нижний Тагил

Согласно легенде в 1800 году крепостной слесарь Ефим Артамонов сделал в Нижнем Тагиле первый в мире велосипед с педалями и рулевым управлением.

В годы Великой Отечественной войны на «Уралвагонзаводе», куда было эвакуировано одиннадцать предприятий западной части СССР, была произведена большая часть всех выпущенных танков Т-34.

Летний автопробег ч.4 — брутальный Нижний Тагил

За годы Великой Отечественной войны на Новом и Старом металлургических заводах Нижнего Тагила было выплавлено 4 278 000 т стали, произведено 532 000 т металлопроката.

В годы войны «НТМЗ» выдавал около 30% всей броневой стали в СССР. На «ВЖР» было добыто сырой руды более 13 миллионов тонн; произведено товарной руды около 8 млн тонн.

Летний автопробег ч.4 — брутальный Нижний Тагил

О значимости Нижнего Тагила свидетельствует и тот факт, что он был включён в число 20 городов СССР, подлежащих атомной бомбардировке, согласно первому послевоенному плану войны против СССР (План «Totality»), разработанному в США уже в 1945 году, а также включался и в последующие подобные планы.

Ладно, история это интересно, но долго. Переходим к достопримечательностям. Одной из наиболее известных является Лисья гора — небольшая гора со сторожевой башней на вершине, расположенная возле Тагильского пруда.

Летний автопробег ч.4 — брутальный Нижний Тагил

Башня на Лисьей горе является памятником архитектуры и объектом культурного наследия России. Как раз у подножия Лисьей горы мы и распрощадись с гидом.

Точной информации, почему Лисья гора получила своё название, нет. По одной из версий, ранее здесь в изобилии водились лисы, по другой — гора получила название от напоминающих лисьи хвосты дымов находящегося неподалёку демидовского металлургического завода.

Другое название горы — Лысая — связано с тем, что она некогда была покрыта лесом, ныне совершенно исчезнувшим.

Летний автопробег ч.4 — брутальный Нижний Тагил

Описание Лисьей горы дал географ и картограф И. Я. Кривощёков. В 1910 году в «Словаре Верхотурского уезда» он написал, что Лисья гора имеет высоту 132 сажени (289 м), является вершиной вулкана, потухшего 340–360 млн лет назад и сложена из авгита и диабазо-порфиритов.

Современные исследователи подтверждают, что гора состоит из магматических пород. Склоны горы пологие с редкими скалистыми выходами, также есть несколько небольших пещерных гротов.

Летний автопробег ч.4 — брутальный Нижний Тагил

Стоит отметить, что в Нижнем Тагиле большое количество приличных музеев (более 20-ти). К сожалению, в этот раз времени на них не было. Но, один из них мы посетили. Он находится на Лисьей горе и носит статус самого маленького музея в России.

Музей расположен в Лисьегорской сторожевой башне, постройки начала XIX века в стиле классицизма. Является архитектурной доминантой Центра города и главным символом всего города.

Летний автопробег ч.4 — брутальный Нижний Тагил

Существует версия о том, что крупный промышленник Урала, владелец тагильских заводов Николай Никитич Демидов построил башню в память о своей супруге Елизавете Александровне Строгановой, скончавшейся в 1818 году.

По архитектуре нижнетагильская башня очень похожа на венчающую ротонду французского дворца Во-ле-Виконт, которая стала одним из счастливых воспоминаний их совместной жизни.

Летний автопробег ч.4 — брутальный Нижний Тагил

Внутри башни девушка экскурсовод наверное минут 30–40 рассказывала про экспонаты музея и историю города.

Ну, а затем нас ждала ещё одна значимая достопримечательность Нижнего Тагила. Можно сказать, что это тоже музей, только необычный и под открытым небом.

Летний автопробег ч.4 — брутальный Нижний Тагил

Место очень крутое, особенно для любителей техногенных заброшек. Правда сюда можно попасть только купив билет и в сопровождении гида.

Летний автопробег ч.4 — брутальный Нижний Тагил
Сегодня это первый в России музей-завод истории развития черной металлургии, уникальность и историческое значение которого признано международной научной общественностью.
На заводе сохранилась планировка вододействующего предприятия.
Летний автопробег ч.4 — брутальный Нижний Тагил
Здания и оборудования XIX –XX  веков наглядно демонстрируют развитие металлургических технологий, совершенствование энергетической  системы.
Здесь можно проследить все этапы развития типичного уральского завода с использованием разных источников энергии: воды, пара, электричества. Экспозиции «Доменное производство», «Мартеновское производство», «Энергохозяйство» и «Подвижной состав» вызывают большой интерес посетителей.
Летний автопробег ч.4 — брутальный Нижний Тагил

Нижнетагильский железоделательный завод был основан в 1725 году династией Демидовых.

Завод включал в себя полный технологический цикл выплавки металла — подготовку железной руды, древесного угля, выплавку чугуна, железа и меди. Здесь же работали и обслуживавшие завод хозяйственные и ремонтные службы, кирпичная и лесопильная фабрики.

Летний автопробег ч.4 — брутальный Нижний Тагил

В годы Великой Отечественной войны на заводе производился феррохром и ферромарганец, а также нержавеющая лента для авиастроения. В 1957 году завод им. Куйбышева вошёл с состав НТМК.

Завод был одним из крупнейших в Европе и проработал до октября 1987 года, когда он был торжественно остановлен. Символические ключи от старого завода были вручены Нижнетагильскому музею-заповеднику горнозаводского дела Среднего Урала.

Летний автопробег ч.4 — брутальный Нижний Тагил

Музей на основе закрытого завода был открыт в январе 1989 года. В 1992 году музей получил часть территории завода, включая инфраструктуру и окрестную историческую зону. В результате был образован музейный комплекс площадью 30 гектаров.

Завод-музей состоит из ряда экспозиций, которые показывают основные стадии металлургического производства: доменный цех, прокатное производство, мартеновский цех, энергетическое хозяйство, оборудование механической обработки металла и литейного дела.

Летний автопробег ч.4 — брутальный Нижний Тагил

Здесь же находятся выставки заводской техники и подвижного состава образца XIX—XX веков.

Музей частично сохранил облик зданий XVIII—XX веков, в том числе доменную и мартеновскую печи, водяную турбину и мостовой кран 1892 года, водяные лари, доменный корпус начала XIX века.

Летний автопробег ч.4 — брутальный Нижний Тагил

Выставка заводской техники демонстрирует образцы оборудования 1920—1930-х годов, а также брёвна из лиственницы, сохранившиеся с момента возведения плотины и завода, поднятые при реконструкции плотины в 1992 году. Хорошо сохранилась также сама плотина, построенная ещё в 1721 году и неоднократно перестраивавшаяся.

Про завод можно ещё долго рассказывать и показывать. Я сделал тут больше всего кадров.  Резюмирую, объект достойный внимания. Но, закладывайте на него почти 2 часа.

Летний автопробег ч.4 — брутальный Нижний Тагил

Будете в Нижнем Тагиле не пропустите ещё редкий памятник Ленина. Является одним из первых памятников вождю мирового пролетариата в СССР.

24 января 1924 года, в день похорон Ленина, в Нижнем Тагиле прошёл траурный митинг, по итогам которого было принято решение увековечить память о вожде, установив в городе памятник.

Летний автопробег ч.4 — брутальный Нижний Тагил

15 мая 1925 года был объявлен конкурс на лучший его проект. Победившей была признана композиция «Ленин жив в заветах» учителя рисования школы № 1 Нижнего Тагила Алексея Ивановича Фролова.

Скульптура вождя была отлита рабочими ленинградского завода «Красный выборжец» по модели Василия Козлова, а пьедестал возводился на собранные жителями города средства.

Летний автопробег ч.4 — брутальный Нижний Тагил

В завершение материала ещё одна понравившаяся мне городская скульптура. Называется "В стране радости и счастья. Юность. 1946".

На этом, вкратце, всё. Изначально, организатором поездки, ночь планировалось провести здесь, в Нижнем Тагиле, но потом было выбрано более романтичное место. Забегая вперёд скажу, что решение оказалось очень правильным. Про это скоро будет очередной рассказ. Спасибо за внимание!