Турист Марна Мах (user416918)
Марна Мах — сейчас на сайте
Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно.

Снежное Боголюбово и храм Покрова Богородицы на Нерли

Боголюбово — Россия Февраль 2021

Периодически отправляемся смотреть города Золотого кольца России. Например, Суздаль уже посетили 3 раза и поедем в этом году еще раз на новогодние праздники (в 2023 году Суздаль — новогодняя столица).

А написать собралась о Боголюбове и его окрестностях: здесь находилась резиденция мудрейшего и храбрейшего князя Андрея Боголюбского, который был сыном основателя Москвы Юрия Долгорукового и половецкой княжны. Как политик известен тем, что пытался создать единое Русское государство. А еще его дедом был Владимир Мономах. Вот к такой известной личности мы собрались в гости вместе с внучкой Стешей, которая иногда составляет мне компанию в путешествиях.

Основан был монастырь в 12 веке и считается одним из древнийших на Руси.

Снежное  Боголюбово и храм Покрова Богородицы на Нерли

Хотелось бы голубизны неба, но, увы, пока не сложилось.

Немного биографии: князь родился в Ростово-Суздальской земле. Еще в юности его стали звать Боголюбским за прилежание к церковынм службам.

Помогал отцу строить города: Москву, Переяславль-Залесский, Дмитров и другие.

Князь Андрей был ценителем живописи, музыки, архитектуры, был ценителем слова — писал летописные тексты.

Его детство прошло в Кидекше (здесь мы тоже побывали). В молодости был в Иерусалиме и Константинополе. Согласно утверждению историка Василия Татищева князь состоял в дружбе с Фридрихом Барбароссой, но есть сомнения в этом утверждении. Хотя подарок Андрею от Барбароссы был — это наплечники, которые были проданы в первые годы Совесткой власти, стране нужны были деньги (один сейчас хранится в Нюрнберге в музее, другой — в Лувре).

В 1154–55 года князь с семьей поехал в Ростово-Суздальскую землю, взяв с собой икону Пресвятой Богородицы, привезенную из Византии.

На пути из Киева недалеко от Владимира ему явилась Божия Матерь, лик которой он повелен написать. А потом на месте явления был основан храм в честь Рождества Богородицы и основан город-крепость Боголюбово, ставший его основной резиденцией и местом смерти.

Строительство продолжалось с 1157 по 1165 годы.

Снежное  Боголюбово и храм Покрова Богородицы на Нерли

Колокольня, построенная при князе не сохранилась. В 1842 году была другая: в три яруса- на первом Святые ворота, на втором — храм в честь Успения Богородицы и на третьем звонница.

В 1855 году исполнилось 700 лет в честь явления князю Божией Матери и в честь этого события произошла торжественная закладка храма иконы Божией Матери Боголюбской. Строительство продолжалось 11 лет и закончилось в 1866 году.

Белоснежный Боголюбский собор с голубыми куполами сейчас является главным храмом обители.

А освящал храм Феофан Затворник — епископ Православной церкви, у которого много известных изречений. «Угрюмая жизнь не есть Божия жизнь», «Не говорите — «Не могу». Это слово не христианское. Говорите: «Вся могу» — это некоторые.

На территории монастыря есть еще Рождественский собор, тоже белоснежный и необычной архитектуры.

Экскурсию в монастыре провели как-то быстро и скомкано, свободного времени дали мало. Конечно, сюда надо приезжать не с групповой экскурсией, но периодически бываю в таких поездках и не всегда все нравится.

Закончу об Андрее Боголюбском.

Снежное  Боголюбово и храм Покрова Богородицы на Нерли

Он принял смерть от рук изменников в Боголюбском дворце. Место кончины в Лестничной башне сохранилось до наших дней. Во главе заговора стояли бояре Кучковичи и другие (всего 20 человек). На месте, где лежало тело князя, возвели часовню, восстановленную в 2008 году.

Снежное  Боголюбово и храм Покрова Богородицы на Нерли

А впереди у нас еще один шедевр — Храм Покрова на Нерли. Очедидно из-за него и так быстро «пробежали» по женскому монастырю.

Как нам сказали, до шедевра от монастыря примерно 2 км.

Идем вдоль стен монастыря. Внучка познакомилась с девочкой из Минеральных Вод, которая тоже была с бабушкой, и дорогой они не скучали.

Снежное  Боголюбово и храм Покрова Богородицы на Нерли

Не спеша дошли до железнодорожного переезда.

На каждом шагу кусочки истории: даже на железнодорожном переходе.

Снежное  Боголюбово и храм Покрова Богородицы на Нерли

Лев — олицетворение силы — появился у русских князей сначала у Юрия Долгорукого, а затем и у его сына Андрея.

Уже приехав из поездки, прочитала, что на спуске от монастыря к реке Клязьма в 2001 году построили часовню «Живоносный источник». Ключи от купели находятся у дежурной сестры. Купели две: одна для монахинь, другая для паломников. Интересная информация для тех, кто когда-нибудь приедет сюда.

Погода в тот день была удивительная: то пасмурно и серо, то вдруг появлялась удивительная голубизна. Где-то там течет Клязьма.

Снежное  Боголюбово и храм Покрова Богородицы на Нерли

По Боголюбовскому лугу проложена тропинка, по ней мы и шли созерцая владимирскую землю, где жил великий князь Андрей Боголюбский.

Только недавно было голубое небо, а на подходе к храму небо заволокло неприглядными облаками и испортило всю картинку.

Снежное  Боголюбово и храм Покрова Богородицы на Нерли

Как говорят, храм Покрова на Нерли олицетворяет период расцвета Владимиро-Суздальской земли при Андрее Боголюбском.

Небольшой храм в глубинке России узнаваем всеми (так мне думается) и является одним из символов России.

Белый и устремленный ввысь он стоит среди Боголюбского луга, где летом такое обилие луговых трав, что красота неописуемая (так говорят). Но мы приехали не в этот благодатный период. Но и среди снегов белоснежный храм при меняющем цвет небе впечатляет.

Участники Суздальской археологической экспедиции утверждают, что храм построен зарубежными мастерами, но точного подтверждения этому нет.

Однозначно то, что храм построен при Андрее Боголюбском в 12 веке.

Снежное  Боголюбово и храм Покрова Богородицы на Нерли

Эта красота, построенная в романском стиле, внесена ЮНЕСКО в Список Всемирного наследия.

А на остальные вопросы: кто построил, почему в этом месте и для чего — точных ответов нет (ученые продолжают спорить). Есть предположение, что в честь погибшего сына князя Андрея (но не совпадают даты постройки и гибели).

Снежное  Боголюбово и храм Покрова Богородицы на Нерли

Фасадный декор, как говорят, сохранен: на нем мы увидели библейского царя Давида, окруженного львами.

Давид — это мудрость и справедливость, а львы (как уже упоминала) — символы местных князей. Их много на фасаде, даже смеющихся.

По обе стороны от Давида — голуби (символы Святого духа и кротости).

Грифоны и лани — фасад украшен их ликами, но не так богато как Дмитриевский собор во Владимире (его мы посмотрели накануне).

Храм называют Покрова на Нерли, но ближе находится Клязьма, которая справа, а Нерль чуть дальше (так мне показалось), но ее название благозвучнее. Может поэтому так и называют. А может просто под снегом Нерль не приметила, где-то поближе течет?

Снежное  Боголюбово и храм Покрова Богородицы на Нерли

Прощаемся с щедевром (хочется здесь побывать летом в период цветения луговых цветов) и идем в обратный путь. Несмотря на пройденные километры все довольны.

Место удивительное: идем и оглядываемся, каждый раз видим разный небосвод.

Снежное  Боголюбово и храм Покрова Богородицы на Нерли

И на прощание появилось голубое небо.