Турист Юлия (Juliette17)
Юлия — была сегодня 8:25
""

Вязьма — Россия Июль 2023

Впервые в письменных источниках Вязьма упоминается в 1239 году. За свою историю этот город успел побывать и в составе Великого Княжества Литовского, и Речи Посполитой, а с октября 1654 года по февраль 1655 — даже резиденцией русского государя: возвращаясь из Смоленска с войском, царь Алексей Михайлович из-за разразившейся в Москве эпидемии чумы вынужден был остановиться в Вязьме. Естественно, в нашей летней поездке из Калуги в Смоленск мы не могли проигнорировать город с такой историей и не остановиться здесь хотя бы на часок. Начали знакомство с Вязьмой мы с остатков ее крепости.

В Вязьму, на часок.

Вяземская крепость с двумя линиями обороны была сооружена на месте старой деревянной в 1631–1632 годах. Внутренний «Верхний („Малый“) город» окружал острог с пятью деревянными башенками. Под земляным валом располагался заполненный водой ров. Большой «Нижний город» состоял из шести каменных башен, соединенных деревянными стенами. Крепость сыграла важную роль в Смоленской войне 1632—1634 гг. между Русским царством и Речью Посполитой. До 1654 года Вязьма выполняла роль пограничного города, являясь форпостом Москвы (сосед-Смоленск тогда принадлежал Речи Посполитой). В 1632 году крепость выдержала польскую осаду, что сыграло решающую роль при подписании Поляновского мира — договора между Русским царством и Речью Посполитой.

После возвращения Смоленска Русскому царству в 1667 году Вязьма превратилась в тыловой город. В начале XVIII века она окончательно потеряла стратегическое значение, лишилась финансирования, и ее крепость постепенно была разобрана. Цела осталась толька угловая Спасская башня, которую мы можем видеть сейчас.

В Вязьму, на часок.

Спасскую башню также предлагалось «срыть», но по воле императора Николая I она была отремонтирована и включена в состав располагавшегося здесь Аркадьевского монастыря, благодаря чему и сохранилась. Дважды захватчики (французы и немцы) пытались ее взорвать, но она устояла и в 1812, и в 1943 году.

В Вязьму, на часок.

Отойдя на пару шагов от башни, мы оказались в практически легендарном для русского человека месте — на той самой знакомой всем даже из учебника истории Старой Смоленской дороге, по которой бесславно отступал Наполеон в 1812 году. А вообще, маршрут от Москвы до Смоленска через Вязьму с XIV века был старейшим и самым коротким путем в Европу.

Неслучайно неподалеку, на Советской площади, в память о Старой Смоленской дороге появился памятник русскому лаптю, символизирующий, насколько эта дорога была важна для России, сколько было сбито здесь лаптей и сапог по дороге в Европу и обратно.

В Вязьму, на часок.

А теперь перенесемся на другой отрезок этого старинного пути, в район современной Советской площади. Здесь, на берегу реки Вязьмы в XVII веке по «Государеву указу» ввиду важного торгового значения города (через него шли товары в Европу) была учреждена таможенная застава.

Здание, возведенное на месте таможенной заставы

Здесь же 22 октября (3 ноября) 1812 года произошло сражение, в котором русские войска одержали уверенную победу над армией Наполеона. Дух французских войск был окончательно подорван, и их отступление превратилось в бегство.

Верстовой столб на Старой Смоленской дороге

А еще здесь в конце восемнадцатого века была возведена церковь Рождества Богородицы, в часовне которой в 1912 в честь столетней годовщины Отечественной войны 1812 года был открыт первый в городе музей.

В Вязьму, на часок.

Недалеко от церкви, на высоком гранитном постаменте установлен памятник воинам-гренадерам Перновского полка, отличившимся 22 октября в бою за Вязьму. Они первыми с музыкой, барабанным боем и распущенными знамёнами ворвались в захваченный французами город.

В Вязьму, на часок.

Главная городская площадь, Советская, вокруг которой разместились основные архитектурные памятники города, первоначально называлась Торговой; раньше на ней проходили большие и шумные ярмарки.

В Вязьму, на часок.

Площадь обращена к реке Вязьме, к которой ведет широкий спуск.

В Вязьму, на часок.

Следующая наша остановка — в Ионанно-Предтеченском монастыре, одной из самых больших обителей Смоленской области.

Монастырь основан преподобным Герасимом Болдинским в 1542 году.

В Вязьму, на часок.

В 1566 году Предтечев монастырь посетил царь Иоанн IV Грозный. Проезжая в Смоленск для осмотра строящейся крепости, в 1598 году в обители останавливался царь Борис Федорович Годунов. Он пожаловал пахотные и сенокосные земли в пригороде и в Вязьме, рыбные ловли и лавки в торговой части крепости.

В начале XVII века польско-литовские отряды не раз захватывали обитель, убивали монахов, грабили и сжигали ее храмы и постройки.

В Вязьму, на часок.

В 1654–1655 годах монастырь неоднократно посещал живший в городе царь Алексей Михайлович с семейством. В начале XVIII века по указу императора Петра I обитель давала приют раненным и престарелым воинам.

В Вязьму, на часок.

В Отечественную войну 1812 года монастырь был разграблен и сожжен французами. После ухода неприятеля остались только обгорелые стены. Убытки оценивались в 40 тысяч рублей, огромную по тем временам сумму. С огромным трудом братия восстановила храмы.

В Вязьму, на часок.

Монастырь был закрыт в первые послереволюционные годы, и окончательно разграблен в 1930-е. Постройки обители сильно пострадали в ходе боев за Вязьму в 1941–1943 годах. После освобождения города от немцев здесь был устроен пивной завод. Реставрация монастыря началась в 1976 году, а в 1990-м он открылся вновь.

В Вязьму, на часок.

Одна из главных достопримечательностей не только монастыря, но и, пожалуй, всего города — трёхшатровая Одигитриевская церковь XVII века.

До наших дней дошли лишь единицы шатровых храмов, широко строившихся на Руси в XVII веке, так как после вступления в 1652 году на патриарший престол Никона шатровое строительство было запрещено как не выражающее церковных представлений об архитектуре храмов.

В Вязьму, на часок.

В настоящее время наиболее известны две церкви, подобные вяземской Одигитрии — Успенская (Дивная) церковь в Угличе и церковь Рождества Богородицы в Москве. У нас, в Калужской области, тоже есть подобный храм, но тот двухшатровый.

В Вязьму, на часок.

Хоть Вязьма город и небольшой, но вполне запоминающийся, к тому же, много чего может рассказать про её участие в исторических событиях, так что при случае загляните.