Турист Ольга Канунникова (Olga-Valeriia2017)
Ольга Канунникова — была вчера 2:45
70-й рассказ, красивая цифра!

Барнаул — Россия Ноябрь 2023
Демидовская площадь. Здание бывшего Горного училища.

Очередная поездка в Барнаул оказалась очень спонтанной, на сайте Алтайского художественного музея я увидела, что заканчивается время выставки Русского музея «Женщины в русском искусстве». Очень захотелось побывать. Уехать утром в Барнаул, и вечером вернуться домой было реально, на следующий день не надо спешить на работу. Испортило мою поездку то, что железные дороги изменили расписание пригородной электрички, в связи с чем уменьшилось время моей прогулки по городу. Это меня расстроило, так как изначальная задумка не получится.

Барнаул. Встреча с прекрасным и короткая прогулка

Сойдя с поезда, первым делом я отправилась в Художественный музей. В ноябрьские дни, в моем южном сибирском городе была еще слякоть, а столица края встретила холодом, снегом, настоящей зимой. Снег выпал в Барнауле очень резко, не дав деревьям полностью сбросить осеннюю листву. Золотые деревья на снежном фоне смотрелись весьма оригинально.

Выставка «Женщины в русском искусстве», как и ожидалось, оставила приятное впечатление. Обрадовало, что посетителей было немного, можно спокойно посмотреть и сфотографировать. Радостно было видеть семьи с детьми, которые вместе рассматривали картины, и родители пытались рассказать и объяснить детям увиденное. Эту выставку я показала в отдельном альбоме здесь .

Я обратила внимание, что в Художественном музее появились уникальные тактильные копии живописных произведений отечественного искусства XIX — XX ВВ. из фондов музея, изготовленные в рамках грантового конкурса программы «Особый взгляд» Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт».

Барнаул. Встреча с прекрасным и короткая прогулка

Уникальные тактильные копии пяти живописных произведений известных художников XIX — XX вв.: Тропинина В.А. («Дама в зеленом»), Макарова И.К. («Портрет В. Н. Львовой ребенком»), Шишкина И.И. («Лес»), Гуркина Г.И. («Озеро горных духов»), Кончаловского П.П. («Натюрморт») предназначены для незрячих и слабовидящих посетителей.

Барнаул. Встреча с прекрасным и короткая прогулка

Экспозиция дополнена 4 тактильными моделями икон алтайского иконописца В. Ф. Балыкина (1872–1932) конца XIX — начала XX в. Работы выполнены в технике резьбы по дереву из кедра.

Все работы объединены в выставку «Искусство прикосновений». Её организация стала возможной благодаря победе Государственного художественного музея Алтайского края в конкурсе «Создание тактильных копий музейных экспонатов». Такие изменения не могут не радовать.

Барнаул. Встреча с прекрасным и короткая прогулка

После музея я планировала немного прогуляться, недостаток времени не позволял мне поехать туда, куда я хотела, поэтому у меня получилась сокращенная версия прогулки, но не менее интересная.

Недалеко от музея находится очень старый и красивый особняк, один из тех, который чудом сохранился после самого крупного и опустошительного пожара 1917 года. Почему я раньше не вспомнила об этом здании, не знаю.

Особняк С.Я. Яковлева . 1913 г.

Чтобы понять размер бедствия, надо понимать, что это один из крупнейших пожаров страны тех лет, и сопоставим только с московским пожаром 1812 года. Поэтому исторических зданий в Барнауле можно сосчитать по пальцам, но более страшным было то, что почти половина населения города лишилась жилья. Из-за революционных событий 1917 года, гражданской войны и последующей разрухи, ликвидация последствий пожара затянулась на два десятилетия.

Барнаул. Встреча с прекрасным и короткая прогулка

Вернемся к сохранившемуся памятнику архитектуры начала XX века, одному из самых красивых зданий Барнаула. Дом построен в 1913 году по заказу предпринимателя С. Я. Яковлева, после революции его все же реставрировали. Двухэтажное здание в стиле модерн с элементами, стилизованными под барокко, с полуподвалом каменной постройки на ленточном фундаменте и сложной крышей хорошо вписывалось в кварталы купеческих застроек исторической части города. Фасад оформлен на цветном контрасте белого и красного, сохранена старая кладка.

Особняк С.Я. Яковлева . 1913 г.

Здание входит в список памятников архитектуры федерального значения. В настоящее время здесь находится Банковская школа.

Я перехожу на историческую улицу Ползунова , богатую всевозможными музеями, и про которые я уже ранее рассказывала.

Улица Ползунова.  Музей Мир камня
Улица Ползунова. Музей "Мир камня"

По улице Ползунова я прямиком направляюсь к старейшей площади города — Демидовской.

Демидовская площадь является первой парадной площадью города Барнаула, и представляет собой историко-архитектурный ансамбль, сложившийся в 1819–1852 годах, выполненный в традициях русского классицизма.

Здание Горного училища.

Ансамбль площади включает в себя здание Горного госпиталя, Горного училища, Богадельни для инвалидов сереброплавильного завода с церковью Дмитрия Ростовского. В центре площади находится 14-метровый Демидовский столп, окруженный сквером.

Демидовская площадь. Горный госпиталь.

В 1818 году, начальник Колывано-Воскресенских заводов П. К. Фролов внёс на рассмотрение Горного Совета вопрос о создании в Барнауле площади, предназначенной для обелиска в честь 100-летия горного производства на Алтае. Местом строительства была выбрана Конюшенная площадь.

Самой ранней постройкой, составляющей ансамбль Демидовской площади, стало здание Горного госпиталя, построенное по проекту А. Молчанова в 1819–1845 годах, это сооружение сохранило первоначальный облик до наших дней. Здание выглядит монументальным: гармоничные пропорции, гладкие стены, строгий портик с треугольным фронтоном, колонны с дорическими капителями.

Барнаул. Встреча с прекрасным и короткая прогулка

В середине XIX века площадь превратилась в административно-общественный центр Барнаула и после установления в 1844 году обелиска с барельефом Акинфия Демидова стала называться Демидовской.

14 метровый обелиск, установленный в честь 100-летия горного производства на Алтае, заложен в 1825 г. и возведен в 1839 г., является первым в России обелиском, посвященным труду человека.

12 блоков, из которых выложен памятник, высекали и обрабатывали в деревне Ведовской Колыванской волости. Затем их на плотах сплавляли вниз по Чарышу и Оби до Барнаула. Чугунный барельеф с портретом А. Н. Демидова, основателя заводов, давших развитие Барнаулу, ранее был на обелиске, теперь хранится в Алтайском краеведческом музее.

Это один из немногих в России памятников, увековечивших имя Акинфия Демидова, а также становление и развитие горного производства на Алтае, обеспечивавшего в XVIII — XIX веках серебром казну Российской империи.

Здание Горного училища.

После революции 1917 года название площади естественно изменили на пролетарское, но в 1992 году вернули историческое, родное имя.

Барнаул. Встреча с прекрасным и короткая прогулка

Время бежит неумолимо, и я по Красноармейскому проспекту, рядом с которым и находится площадь, направляюсь в сторону вокзала.

Домом  купца Ф.А. Шадрина , проспект Красноармейский, 8.
Домом купца Ф.А. Шадрина , проспект Красноармейский, 8.

Издали любуюсь красивейшим Домом купца Ф. А. Шадрина. Здание построено в 1913 году по заказу купцов братьев Шадриных. В 1920 году, после эмиграции Шадриных в Шанхай, в здании разместился союз пищевиков, союз металлистов и детсад. Дом несколько раз страдал от пожаров, реставрировался.

Ресторан Демидовский на Красноармейском проспекте.
Ресторан "Демидовский" на Красноармейском проспекте.

Неподалеку от площади ресторан, естественно «Демидовский». По техническим причинам не получилось сфотографировать и показать еще несколько интересных домов на Красноармейском.

Барнаул. Встреча с прекрасным и короткая прогулка

Небольшую прогулку по исторической части Барнаула закончу фотографией скульптурной композиции «Одинокому влюбленному» около Аграрного университета. Хочется, чтобы встречи с любимыми людьми и городами все-таки случались. До новой встречи, Барнаул.