Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была 28 апреля 20:35

Ессентуки — Россия Октябрь 2023

Ессентуки — курортный город, о котором слышали многие, а многие и бывали в нем. Я уже рассказывала о нем тут и тут. Но это был главным образом рассказ о Курортном парке — главной достопримечательности города. А в городе кроме парка есть еще много интересного. И сейчас я приглашаю вас прогуляться по уютному курортному городу, и если вы были в Ессентуках, вспомните эти места, а если не были, увидите их и может быть захотите поехать в те края.

Совсем рядом с Курортным парком, можно сказать, прямо в парке находится санаторий «Целебный ключ». Расположение, конечно, шикарное. Вышел за порог санатория, и ты в парке.

Ессентуки — город, в котором хочется жить

«Целебный ключ» — это настоящий памятник архитектуры. Основное здание здравницы, похожее на дворец, было построено в 1875 году. Вначале в нем располагалась гостиница «Компанейская» на 60 номеров. Но через некоторое время ее переоборудовали под пансионат санаторного типа. А с 1898 по 1923 она здесь опять была гостиница, только теперь она уже называлась «Казенная».

Гостиница была шикарная. Такой гостиницы в Ессентуках еще не было. В гостинице был ресторан с верандами, концертный и танцевальный залы, комната для карточной игры. Здесь устраивались роскошные балы, давались модные спектакли. Долгое время она была центром культурной жизни в Ессентуках.

А с 1923 года и до самой войны здесь работал первый профсоюзный санаторий, в котором отдыхали многие известные люди — Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов и другие. Так что санаторий, как и гостиница, был по всей видимости очень даже неплохим.

Ессентуки — город, в котором хочется жить

Во время войны здание санатория было разрушено, но после войны оно было восстановлено, причем практически в том же виде, в каком оно было и до войны.

С 1949 года по 1991 год это был санаторий имени Свердлова. В 1991 году здесь был проведен капитальный ремонт, были достроены еще два корпуса. И санаторий стал называться «Целебный ключ».

Внешне здание выглядит достойно, нарядное, яркое. Правда, если подойти поближе, то можно увидеть, что не все так хорошо, как издали, но надо признать, все равно здание привлекает внимание.

Ессентуки — город, в котором хочется жить

А вот внутри здание представляет собой печальное зрелище. С 1991 года здание практически не ремонтировалось. После 1991 года прошло уже больше 30 лет, внутри все обветшало, да, следы былой роскоши проглядывают — лепнина, колонны, залы, но в целом все убого и запущено. Паркет полностью убитый, стены разбитые, коридоры, как после бомбежки. И если снаружи санаторий все-таки привлекает внимание, то у побывавших внутри, а тем более поживших здесь, впечатления от санатория мягко сказать не очень приятные. В санатории жила моя подруга, и я не раз заходила к ней, так что все это я видела своими глазами. Обидно за санаторий, и удивляет, как может руководство санатория так безответственно относиться к состоянию такого исторического здания. Путевки стоят не копейки, можно было бы выделить средства, чтобы привести внутренние помещения санатория в порядок. Ради справедливости надо сказать, такие санатории, насколько я знаю, встречаются нечасто. В большинстве случаев стараются, чтобы отдыхающим было комфортно.

Перед санаторием довольно большая площадь, одна сторона которой граничит с Курортным парком. В центре площади фонтан.

Ессентуки — город, в котором хочется жить

Окружают площадь колонны, арки, в одной из которых установлена каменная жемчужина. Что она означает, не знаю. Но все это вместе взятое придает площади особое очарование.

По периметру площади много скамеек, где можно отдохнуть, полюбоваться окружающими красотами. К «Целебному Ключу» площадь отношения не имеет, это уже городская территория, так что отдохнуть здесь могут все желающие.

Ессентуки — город, в котором хочется жить

Отсюда с площади прекрасно смотрится санаторий «Источник» — один из самых больших санаториев Ессентуков.

Ессентуки — город, в котором хочется жить

Рядом с площадью еще один санаторий — «Москва». На площадь выходит современное здание санатория.

А на территории санатория находится необычное по архитектуре здание в стиле фахверк.

Раньше здесь была гостиница. Открылась она в начале лета 1903 года. Решено было назвать ее Ново-Казенной. Расположена гостиница была в лучшей части города с выходом в парк, к тому же недалеко от источников. Гостиница получилась роскошной. Комфортабельные номера были обставлены шикарной мебелью, снабжены электричеством и водопроводом. В санатории был ресторан, бильярд, библиотека, почта.

Конечно, позволить себе жить в такой роскошной гостинице могли только состоятельные люди, в том числе артисты и писатели. Станиславский приезжал в Ессентуки много раз, останавливался в разных местах, в том числе и в Ново-Казенной. Жил здесь и Рахманинов, и Шаляпин, и Горький и другие известные на то время люди. Одни из них не только отдыхали на курорте, но и устраивали концерты и вечера, другие же предпочитали жить на курорте тихо и незаметно.

После революции гостиница превратилась в пансионат «Китай», а затем — в курортное общежитие «Терек». В 1933 году Наркомздрав устроил здесь самый большой в городе летний санаторий.

Ессентуки — город, в котором хочется жить

После войны на месте гостиницы появился правительственный санаторий «Москва». От Ново-Казенной сохранился лишь один корпус (а было их шесть), и он стал относиться к санаторию. К началу 2000-х годов здание стало непригодным для проживания, оно стало насколько ветхим, что проживать в нем было опасно. Его хотели просто снести, но это вызвало бурный протест у общественности. И тогда решили провести глобальную реконструкцию. Здание было восстановлено по первоначальному проекту. Удалось сохранить не только внешний вид дореволюционного здания, но и внутри здания все так, как было раньше.

А мы идем дальше. Недалеко от парка находится красивейшее монументальное здание, занимающее практически половину квартала. Это крупнейшая в Европе грязелечебница имени Н. А. Семашко. Она уникальна тем, что одновременно является и достопримечательностью, и действующей здравницей.

Ессентуки — город, в котором хочется жить

Я думаю, многим знакомо это удивительное здание, даже те, кто не был на Кавминводах, видел это необычное здание на фотографиях, ну, а те, кто бывал в Ессентуках, уж точно запомнили его. Когда я увидела Грязелечебницу впервые, честно сказать, была поражена. Античный стиль постройки, совсем необычный для Кавказа, и больше подходящий для Греции — это очень впечатляет.

Ессентуки — город, в котором хочется жить

В начале 20 века город-курорт Ессентуки рос и развивался. Для того, чтобы привлечь еще больше отдыхающих, было приято решение о строительстве грязелечебницы, а чтобы ее построить, нужен был проект, и в 1911 году был объявлен конкурс на лучший прокт на создание грязелечебницы. Из многих проектов комиссией был выбран проект академика Евгения Шреттера, суть проекта которого сводилась к приданию грязелечебнице облика античных терм. Шреттер был уникальным архитектором. И он создал шедевр не только с архитектурной точки зрения, но и с технической. Все здесь было оборудовано с использованием новейших достижений в области гигиены и бальнеологии. Конечно, как человек Шреттер был сложный, иной раз это даже мешало продвижению строительства. И за его склочный характер в конце концов его даже отстранили от работ. На стене лечебницы висит памятная доска с указанием, что здание построено по проекту Шреттера, а конкретным исполнителем, архитектором-инженером указан Шамврицкий И.Г.

Здание построено из камня доломитовых пород, его добывали возле Кисловодска и на лошадиных повозках привозили сюда. И вот такое внушительное и величественное здание с прекрасным внутренним оформлением и со сложной на то время технической начинкой было построено всего за 2 года.

Открытие грязелечебницы состоялось в 1915 году. Ее назвали Алексеевской в честь цесаревича Алексея Романова. Планировали, что Романовы всей семьей будут приезжать сюда, и наследник будет поправлять здесь свое здровье. Но судьба распорядилась по-иному. После революции грязелечебница была переименована и получила имя первого наркома здравоохранения Н. А. Семашко. К счастью, и при советской власти направление деятельности грязелечебницы не изменилось, по-прежнему она оставалась и продолжает оставаться лечебным учреждением.

Грязелечебнице больше 100 лет, но несмотря на это здание хорошо сохранилось и снаружи, и внутри. Конечно, оно не раз реставрировалось, но его первоначальный вид сохранен. Центральный вход украшает портик с восемью ионическими колоннами.

Ессентуки — город, в котором хочется жить

По обеим сторонам от парадного входа на постаментах возвышаются изваяния древнегреческих покровителей медицины: бога врачевания Эскулапа и его дочери, богини здоровья и чистоты Гигеи.

Ессентуки — город, в котором хочется жить

С двух сторон вход в грязелебницу охраняют грозные львы. Все видели фильм «12 стульев», и все помнят, как Киса Воробьянов просил милостыню: «Мосье, же не манж па сис жур». И, конечно же, это происходило здесь, у этого льва. Но по сюжету фильма действие-то происходит в Пятигорске. Вот и скульптура Кисы Воробьянова стоит в пятигорском «Цветнике», что вполне справедливо, эдесь бы она точно не вписалась в окружающий пейзаж, все-таки здесь античность, а вот в «Цветнике» Киса точно на своем месте, и скульптура даже стала одним из символов Пятигорска.

Барельефы с мифическими темами украшают фасады здания.

С двух сторон от главного входа находятся потрясающие дворики-атриумы. Пройти к ним можно свободно, справа и слева от центрального входа есть лесенки, нужно спуститься по этой лесенке, например, с правой стороны, повернуть и пройти вдоль боковой части здания.

Ессентуки — город, в котором хочется жить

Боковые стены грязелечебницы тоже украшены барельефами.

Дворики расположены симметрично, и что северный, что южный дворик потрясают своей красотой. Грандиозные колонны, великолепные лестницы! Все настолько колоритно, что просто забываешь, что находишься в небольшом курортном городке. Ощущение, что ты где-то в античной Греции…

Ессентуки — город, в котором хочется жить

Раньше после приема процедур здесь гуляли отдыхающие, а теперь пусто, тихо. Мы были здесь 2 раза в разное время, и оба раза мы были одни. С фасада у центрального входа людей очень много, а тут никого нет. Подозреваю, люди просто не знают, что во внутренние дворики можно пройти совершенно свободно и любоваться красотой построек в античном стиле сколько захочешь. Нам об этом сказали на экскурсии, до этого мы тоже не знали про это. Так что если будете в Ессентуках и захотите прогуляться к Грязелечебнице, знайте, что обогнув здание слева или справа, можно беспрепятственно попасть во внутренние дворики и полюбоваться там невероятной архитектурой.

Чтобы узнать больше об истории Грязелечебницы и прогуляться по внутренним залам и техническим этажам, можно взять экскурсию. Экскурсии проводятся по вторникам и четвергам после 14–00, но время проведения экскурсий меняется, поэтому об этом нужно узнавать заранее, тем более расписание экскурсий висит около центрального входа. А вот билет можно купить прямо в день экскурсии. Их продают в кассе внутри. Можно купить билет только на экскурсию по Грязелебнице, а можно и на комлексную — Грязелечебница+Николаевские ванны. Цены очень демократичные.

Ну и коротко про экскурсию.

На входе в грязелечебницу раздевалка, потолок подпирают фигуры атлантов.

Ессентуки — город, в котором хочется жить

Самый главный зал «Атриум» является залом ожидания. Помещение декорировано античным барельефом и скульптурами.

Дополняют интерьер красивые витражи в стиле античной Греции, правда появились они не так давно, в 1978 году во время очередной реставрации.

Нас провели по внутренним залам, но в сами процедурные кабинеты мы не заходили. Там, настолько мы поняли, все еще проходили процедуры.

Ессентуки — город, в котором хочется жить

Потом спустились вниз. Во дворе под землей бассейны для хранения грязи.

В цокольном этаже — помещения для хранения готовой грязи, приспособления для ее подогрева, водопроводное, вентиляционное оборудование.

Грязь в санаторий привозят из Тамбуканского озера и помещают в специальные хранилища. Из грязехранилища грязь под давлением подают по трубам прямо к месту, где проводятся лечебные процедуры, то есть в процедурные кабинеты.

Труба с грязью проходит внутри трубы с горячей водой, и грязь подается пациенту уже теплой. Потом она накладывается на проблемный участок тела. Также проводят процедуру, при которой медсестра распределяет грязь по всему телу, а затем пациента укутывают в простынь и укрывают теплым одеялом.

А после процедур грязь возвращается в хранилище, где в течение 5–6 месяцев проходит самовосстановление ее полезных свойств. И потом грязь можно вновь использовать, и так до 3-х раз. Все, дальше грязь не может сама восстанавливаться, и ее вывозят в Тамбуканское озеро.

Недалеко от Грязелебниц, на углу улицы Анджиевского и Разумовского, находится санаторий «Истокъ». Двухэтажный исторический особняк постройки 1906 года. У санатория богатое прошлое. Поволжские купцы-старообрядцы и хлеботорговцы Бугров и Мальцевы были известны на Кавказе, они не раз приезжали в Ессентуки, жертвовали средства на благоустройство курорта. И вот эти люди решили построить в Ессентуках благотворительную здравницу для малоимущих христиан. По указу Николая II от 1 сентября 1903 года Николаю Бугрову и братьям Мальцевым были бесплатно выделены два участка в новом дачном канале под строительство санатория.

Построившие ее советник Бугров и купцы братья Мальцевы были старообрядческого вероисповедания, поэтому первое название санатория было «Старообрядческий санаторий». Для того, чтобы попасть в санаторий нужно было предоставить свидетельство врача о необходимости лечения на водах и удостоверение о материальном положении. И если человек был малоимущим и ему требовалось лечение, но за незначительную плату он мог тут получать полный пансион и полное лечение.

Ессентуки — город, в котором хочется жить

Позже санаторий переименовали, и он стал санаторием «В память 17 апреля 1905 года». Именно в это день был издан именной указ императора Николая II Правительствующему сенату о введении в Российской империи начал веротерпимости. Этот указ снял все ограничения со старообрядцев, которые два с половиной века подвергались гонениям со стороны государства, и даровал им различные религиозные и гражданские свободы.

В 2012 году санаторий был безвозмездно передан Управлению Кавминвод. А учредители остались попечителями санатория, им оставили в собственности 6 номеров. Плата за лечение и пребывание в санатории изменилась, и по всей видимости, увеличилась.

В годы советской власти здесь был санаторий имени Парижской Коммуны. В 30-х годах он был профсоюзным санаторием, в 70-х годах здесь был главный корпус санатория «Березы». В 90-х годах здание стало настолько ветхим, что уже не эксплуатировалось. В 2000 году аварийное здание приобрела компания «МиГ». И уже через год состоялось открытие первого частного санатория на Кавминводах с красивым старинным названием «Истокъ». И сейчас это здание является украшением Ессентуков. Настоящий дворец!

Ессентуки — город, в котором хочется жить

Ну, а теперь по улице Анджиевского идем к железнодорожному вокзалу.

Железнодорожный вокзал Ессентуков это тоже историческое здание. Первый поезд пришел в Ессентуки в 1893 году, а через год было введено в эксплуатацию здание вокзала. Появление железной дороги сыграло большую роль в развитии курорта, на курорт можно было добраться быстрее и более комфортабельно.

Сейчас вокзал представляет собой одноэтажное здание с двухэтажной пристройкой в старорусском стиле. Возле вокзала — памятник-обелиск, установленный в честь погибших от рук белогвардейцев во время Гражданской войне в Ессентуках.

Главным преимуществом ессентукского вокзала считается расположение. Он находится в центре города, всего в сотне метров от входа в лечебный Курортный парк, очень удобно для тех, кто приехал в Ессентуки на один день, никуда с вокзала не надо ехать, вышел на площадь, перешел улицу и сразу парк.

Ессентуки — город, в котором хочется жить

От вокзала по улице Интернациональной идем к Театральной площади. Ессентуки — тот город, где можно гулять, не заморачиваясь на такси, общественный транспорт. Нет, конечно, есть места, куда пешком дойти несколько затруднительно, но в целом по Есентукам можно гулять и гулять пешком.

Театральная площадь — центральная площадь города. Большая, просторная, в окружении красивых сооружений, площадь никогда не бывает пустой, здесь всегда много народа, конечно, особенно в вечернее время. На площади часто проводятся различные мероприятия и фестивали.

Главное украшение площади — поющий фонтан. Правда, работает он не всегда, но зато когда работает, он становится местом притяжения всех отдыхающих. Фонтан не имеет чаши, это так называемый «сухой» фонтан. Струи вырываютсяиз-под земли вверх, где их никто и не ожидает! Настоящее водное шоу! Особенно веселятся дети, отличное развлечение! С наступлением темноты фонтан красиво подсвечивается, но, с сожалению, мы так и не попали на такое красочное зрелище.

Помимо основного фонтана на площади у входа в парк находится небольшой симпатичный фонтанчик.

С этого места открывается самый красивый вид на парк.

Ессентуки — город, в котором хочется жить

На площади находится центральный вход в Курортный парк.

Ессентуки — город, в котором хочется жить

На другой стороне площади находится концертный зал имени Шаляпина, построенный в 1980 году. Собственно поэтому и называется площадь Театральной. В зале Шаляпина довольно часто проходят концерты, различные представления, причем часто на гастроли приезжают известные артисты. Например, я здесь смотрела спектакль «Папа» с Маковецким. Да и Кисловодская филармания дает достойные представления. Оперетта «Ханума» в исполнении местных артистов — полный восторг. Такой вот концертный зал — это еще один плюс Ессентуков, причем существенный. Как же в курортном городе без культурной программы!

Вокруг площади — красивые яркие здания. Это различные кафе, рестораны, а также большой отель Plaza, считающийся одним из лучших в городе.

И всегда на площади голуби, не боящиеся людей. Их кормят, с ними играют дети…

И еще одно интересное место в Ессентуках — храмовый комплекс Петра и Павла, находящийся на окраине города. Вот это как раз таки то место, до которого лучше доехать на такси.

Комплекс большой, занимает несколько гектаров, территория ухоженная, много цветов, зелени.

В комплекс входят два храма, четыре часовни и 22-х метровая статуя Христа, самая высокая в России. Кроме этих сооружений на территории комплекса много статуй — ангелы, апостолы, философы, экспозиции на библейские темы, различные фигурки нерелигиозной тематики, также есть беседки, пруд, а еще трапезная, крестильня, церковная лавка, воскресная школа. Построен комплекс на средства местных предпринимателей, а главным спонсором является семья Алексовых с греческими корнями. Именно поэтому ко всему прочему здесь еще есть Мемориал памяти жертв геноцида понтийских греков.

Я не буду подробно рассказывать о комплексе. Может, появится время, и я напишу отзыв об этом интереснейшем месте. А пока вот так, коротко и о самом главном.

А самым главным, безусловно, является статуя Христа, возвышающаяся над окрестностями. Впечатляет и лестница, ведущая к ней, начинается она со скульптур ангелов, а дальше, на всем протяжении по обе стороны — фигуры апостолов.

Ессентуки — город, в котором хочется жить

В целом от посещения комплекса мы получили истинное удовольствие. Здесь тихо, спокойно. Люди были, но из-за размеров комплекса это совершенно не напрягало, а в отдельных местах так мы вообще были одни. Здесь точно можно отдохнуть от суеты, насладиться необыкновенной атмосферой и просто подумать о жизни.

И в конце хочу сказать: если вы еще ни разу не были в Ессентуках, обязательно приезжайте сюда. Надеюсь, вам здесь понравится. Ну, а если вы, как и я, уже были здесь, желаю вам еще раз вернуться сюда, потому что Ессентуки — не только город, в котором хочется жить, но и город, в который хочется вернуться.