Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была вчера 20:35

Ессентуки — Россия Октябрь 2023

Октябрь — самый осенний месяц! Разноцветный, насыщенный красками, шуршащий листьями под ногами, очаровывающий своей неповторимой красотой! И вот в такой прекрасный месяц мне посчастливилось побывать на Кавминводах. На этот раз мы жили в Ессентуках, гуляли по прекрасному курортному парку, ездили в горы, побывали в Кисловодске, Железноводске…

Конечно, пили целебную минеральную воду — Ессентуки № 4, Ессентуки-Новая… А вот Ессентуки-23 — название моего рассказа — вообще-то это о времени посещения этого города — 23 год, и в то же время, цифра 23 совпадает с количеством источников на курорте — в Ессентуках 23 источника. И источник № 23 — это источник Гааза-Пономарева, фактически первый обнаруженный источник Ессентуков, хотя вот номер у него почему-то далеко не первый. К нему мы еще вернемся.

Ессентуки — небольшой курортный город, известный прежде всего вкусной и полезной минеральной водой, и в то же время это город с богатым историческим наследием, в котором есть что посмотреть.

Ну и прежде, чем прогуляться по Ессентукам, небольшой экскурс в историю. Зная исторические факты, лучше понимаешь связь между прошлым и настоящим, да и более полно оцениваешь красоту города. У каждого города своя история, в чем-то схожая с другими городами, но в целом — своя, неповторимая. А у Ессентуков она вот такая.

Среди курортных городов Кавминвод Ессентуки — самый молодой город, но тем не менее ему уже около двухсот лет. Официальной датой основания считается 1825 год, хотя еще в конце 18 века на месте нынешнего города находилось небольшое поселение и при нем военное укрепление. Местные жители давно знали о целебных свойствах вод, выходящих из недр земли, кому-то помогала вода при болезнях, у кого-то заживали раны после купания в источниках. Да и казаки, служившие здесь, заметили, что из некоторых источников лошади охотнее всего пили воду. А когда в начале 19 века сюда прибыл доктор Гааз, уже открывший к этому времени железноводские источники, казаки ему рассказали о необычных источниках. Гааз нашел два небольших колодца, на дне которых и пробивались целебные источники.

Именно эти колодцы и стали родоначальниками знаменитых «Ессентуков». Гааз составил подробное описание этих минеральных вод. Однако, долгое время ессентукские источники оставались в забвении и не привлекали особого внимания, а в это время бурно развивались другие города Кавминвод.

И только лишь в 1823 году профессор Нелюбин добрался до ессентукских вод. Именно он провел исследования этих вод, а также открыл новые источники. Он же присвоил им номера, которые сохранились до сегодняшних дней.

Ну, а первые отдыхающие появились здесь в 1835 году, когда были построены купальни с минеральной водой. Но большой популярностью Ессентуки не пользовались, на Кавминводах были другие, более развитые и известные курорты.

И лишь в начале 20 века Ессентуки стали по-настоящему популярны, в городе открылись гостиницы, санатории, водо-, грязелечебницы, а в 20-е годы Ессентуки получил статус города-курорта. И сейчас это один из крупнейших бальнеологических курортов России, в который ежегодно приезжают тысячи отдыхающих.

Ессентуки — 23. Осень, парк, отдых...

Вот такое краткое путешествие во времени. Конечно, в истории Ессентуков было много других событий, и торжественных, и романтических, и даже трагических, но основные вехи его развития — вот они такие.

Я и раньше была в Ессентуках, но приезжала на один день из Пятигорска, просто погулять, и нельзя сказать, что я была в восторге от этого города. Но это были мимолетные встречи с городом, а вот в этом году я приехала в Ессентуки на некоторое время. Это был май. И неожиданно я влюбилась в этот город, в необыкновенный парк, в его атмосферу расслабленности, спокойствия, умиротворения. В октябре месяце я решила приехать сюда еще раз. И во второй раз город не разочаровал меня.

Парк — вот что главное в этом городе! Обычно знакомство с Ессентуками начинают с Курортного парка, что мы с вами и сделаем.

История парка начинается с середины 19 столетия и инициатором его закладки выступил граф Михаил Воронцов, по указу которого пустынное ранее место засадили деревцами и кустаринками со всего мира. И что удивительно, некоторые из высаженных тогда деревьев растут здесь до сих пор.

Ессентуки — 23. Осень, парк, отдых...

По его дорожкам гуляли и простые отдыхающие, и многие известные люди, приезжающие в Ессентуки. Конечно, за годы своего существования парк расширился и значительно изменился.

Ессентуки — 23. Осень, парк, отдых...

Сейчас этот живописный парк с теннистыми аллеями — одно из самых популярных и любимых мест отдыха в Ессентуках. При этом парк находится полностью в городской черте, что очень удобно, в него можно зайти с разных точек города. К тому же парк совсем рядом с железнодорожным вокзалом, что удобно для приезжающих отдыхающих с других городов.

Нет, парк не такой большой, как в Кисловодске, площадь его всего около 50 га, но он очень уютный, ухоженный, и в то же время там есть такие уголки, где чувствуешь себя наедине с природой, где никто не мешает тебе подумать и помечтать…

Ессентуки — 23. Осень, парк, отдых...

И особенно красиво в парке осенью. Когда я приехала в Ессентуки, осень еще не вступила в свои права. Сентябрь был очень теплым и солнечным, поэтому практически все деревья все еще оставались в летних нарядах, только лишь кое-где сквозь зелень проглядывали желтые листья, напоминая о том, что октябрь — это все-таки осень.

Ессентуки — 23. Осень, парк, отдых...

Но начало октября в этом году — это все еще теплые деньки и яркие осенние цветы, разукрасившие парк разноцветными красками. Морозов еще не было, поэтому цветы благоухали, радуя глаз гуляющих по парку.

Ессентуки — 23. Осень, парк, отдых...

А в воздухе все равно уже пахло осенью, воздух был чист, свеж и прозрачен. Такой особенный воздух может быть только в октябре! И мы гуляли по аллеям парка с утра и до вечера, наслаждаясь осенним дуновением ветерка и легкой прохладой, окутавшей парк.

Ессентуки — 23. Осень, парк, отдых...

Аллеи, дорожки пересекают парк, расходясь в разные стороны. В парке много удобных симпатичных скамеек. А в вечернее время включаются многочисленные фонари, звучит негромкая приятная музыка.

Ессентуки — 23. Осень, парк, отдых...

Но уже буквально через 2–3 дня похолодало, ночью даже был небольшой морозец, и мы стали свидетелями, как деревья в парке за короткое время сменили свои зеленые летние наряды на богатые красками осенние. Наступила сказочная осенняя пора!

Никогда природа не выглядит так восхитительно и трогательно, как осенью.

Ессентуки — 23. Осень, парк, отдых...

Осень — самое загадочное время года, она подкрадывается тихо и незаметно, вот еще вчера клены, дубы, ракиты, осины, березы стояли зеленые, а сегодня все изменилось, сегодня в парк пришла золотая осень.

Ессентуки — 23. Осень, парк, отдых...

И вот уже листья медленно кружатся в воздухе и ложатся под деревьями разноцветным ковром, радуя глаз. И самое осеннее занятие — гулять по опавшим листьям, слушать их шорох, вдыхать запах листвы…

Ессентуки — 23. Осень, парк, отдых...

А еще в парке живет много птичек и белочек, причем и те, и другие не очень-то боятся людей и с удовольствием берут угощения из их рук, так что собираясь гулять в парке, обязательно прихватите семечек или орехов.

Ессентуки — 23. Осень, парк, отдых...

И, конечно, в парке много котиков, ухоженных, довольных жизнью. Тут им раздолье, никто не обижает, наоборот, все хотят их погладить, к тому же отдыхающие их подкармливают.

Ессентуки — 23. Осень, парк, отдых...

Но не только природной красотой может поразить парк, здесь много и рукотворных достопримечательностей. Повсюду расположены декоративные беседки, гроты, фонтаны, павильоны.

Парк условно разделяется на 3 части: Верхний, Нижний и Пантелеймоновский. Конечно, четких границ между парками нет, все они — части единого целого — Курортного парка.

В парк ведут несколько входов. Один из входов в Верхний парк — со стороны Грязелечебницы. Парадные ворота выполнены в античном стиле, построены они не так давно, в 1955 году. И совсем недавно эти ворота стали широко известны в связи с… фильмом «Чебурашка». Если помните, Гармаш вез Чебурашку в зоопарк, так вот именно на этих парадных воротах была установлена надпись «Зоопарк». Вот так и получилось, что Ессентуки, как и Пятигорск, и Кисловодск, стали местом съемки этого фильма.

Ессентуки — 23. Осень, парк, отдых...

На территории парка, главным образом недалеко от входов, установлены такие вот стенды, на которых изображена схема парка. На схеме отмечены главные парковые достопримечательности. Тем, кто первый раз в парке, эта схема очень поможет соорентироваться.

Ну, а мы идем гулять по Верхнему парку. Здание Николаевских ванн — одна из самых красивых построек в парке, украшение Верхнего парка. Величественное здание из светло-желтого кирпича, раскидистые вековые деревья вокруг, фонтан, газоны, фигуры мифологических героев — все это смотрится гармонично и радует глаз.

Ессентуки — 23. Осень, парк, отдых...

Построено это здание в конце XIX столетия. И как не трудно догадаться, ванны названы в честь императора Николая II. Вот только сведений о пребывании здесь императора нет, скорей всего Николай II не доехал до Ессентуков, но то, что здесь все делалось по высшему разряду, убранство помещений — высокие потолки, лепнина, ванны из мрамора, все роскошно и изысканно — это точно. И, естественно, посетителями этих ванн в те времена были представители аристократии.

И сейчас Николаевские ванны успешно функционируют, причем процедуры отпускают круглый год. Ессентукская минеральная вода обладает уникальными свойствами, и процедуры с ее использованием ну очень востребованы, ванны без дела не простаивают, тут всегда много желающих оздоровиться.

Приятно удивляет, что такое историческое здание не превратили в музей, а используют по назначению. Здесь можно принять минеральные и сероводородные ванны, собственно получить весь комплекс водных процедур. Также эдесь имеется ингаляционный зал, где отпускаются щелочные и масляные ингаляции.

И все же это памятник архитектуры федерального значения и сюда можно зайти не только для того, чтобы получить процедуры, но и с экскурсией. Экскурсии проводятся 3 раза в неделю — вторник, среда, четверг, после 2-х часов. Точное время нужно уточнять. Начинается экскурсия в грязелечебнице, о которой я вам обязательно расскажу, а заканчивается здесь — в Верхних Николаевских ваннах. Экскурсия ну очень интересная и познавательная, плата — чисто символическая. Мы были на такой экускурсии, и получили настоящее удовольствие. Увлекательный рассказ экскурсовода, возможность увидеть своими глазами то, что скрыто от посещающих грязе- и водолечебницу с лечебными целями, погружение в историю — все это дает экскурсия.

С первого взгляда кажется, что здание не такое уж и большое, но если посмотреть на здание сверху, то размеры здания точно впечатлят — квадрат со сторонами в 64 метра, а в середине здания спрятан павильон в виде кольца, с основным зданием его соединяют четыре перехода.

Ессентуки — 23. Осень, парк, отдых...

В некоторых кабинетах сохранились с царских времен мраморные ванны, между прочим из каррарского мрамора, того самого из которого творил скульптуры Микеланджело, даже трудно представить ценность таких ванн. И вот в таких ваннах можно принять процедуры и сейчас. Края ванны на уровне пола, и спускаться в ванну нужно по ступенькам. В таких ваннах вода дольше сохраняет тепло. Ну и соответственно атмосфера здесь историческая, еще бы, ваннам столько лет! Но не думайте, что со временем качество самих ванн ухудшилось, нет, все в порядке, сохранились ванны отлично, вот что значит делать на совесть.

Раньше здание делилось на две половины — мужскую и женскую, в каждую из которых был отдельный вход. Да и сам процесс отпуска ванн был обустроен по-другому, вначале была комната для переодевания, потом — для приема ванны, ну, а третья — для расслабления после приема ванн. А еще в каждой половине был оборудован красивый зал для отдыха и общения. Да, все дорого-богато, ну строилось-то все для аристократии, даже для царской семьи, так что по-другому быть и не могло.

Сейчас, конечно, все попроще. Интерьеры не такие роскошные, как раньше, но зал для отдыха в бело-голубых тонах выглядит вполне достойно — лепнина, колонны, арки.

Ну и напольная плитка — это из тех далеких времен, лежит уже более 120 лет и выглядит, как новенькая, опять таки, как не восхититься работой мастеров тех времен.

Ессентуки — 23. Осень, парк, отдых...

А кабинки, те, что предназначались для переодевания и для отдыха, переделали в кабинки с ваннами, естественно не мраморными. Так что теперь около 90 оборудованных кабинок для приема ванн, значительно больше, чем было раньше.

И еще одна особенность Николаевских ванн — это четыре просторных внутренних дворика под открытым небом с цветниками и фигурами мифологических героев. В давние времена высокопоставленные особы здесь прогуливались после принятия ванн и отдыха в помещении. Сейчас тоже можно выйти в эти дворики, но вот только не знаю, это можно сделать всегда или только во время экскурсии.

Ессентуки — 23. Осень, парк, отдых...

Само здание Верхних ванн, симпатичный скверик перед ним — как будто мы перенеслись куда-нибудь под Петербуг, где жили и отдыхали российские императоры.

Гармонично смотрятся фигуры, установленные на цветниках: Геракл, как символ здоровья и силы, Аполлон, как символ красоты. Привлекает внимание фонтан, работающий даже в октябре, и не только днем, но и вечером. Здесь очень приятно посидеть, отдохнуть, подышать чистым воздухом, ну и, конечно, полюбоваться окружающей красотой.

Ессентуки — 23. Осень, парк, отдых...

Здание Верхних Николаевских ванн выстроено на уступе Щелочной горы, с нее можно спуститься в Нижний пар по лестнице, но мы еще погуляем по Верхнему парку, а потом уже спустимся вниз.

Недалеко от Верхних ванн — изящная беседка в мавританском стиле. И название у нее романтическое — беседка «Случайные встречи». Раньше эта беседка называлась «Приди ко мне», но название не очень нравилось отдыхающим, не очень благозвучное и уж в очень приказном порядке оно звучало, поэтому такое название просуществовало недолго и было заменено на более нейтральное.

В этой беседке любили собираться представители «водяного общества» — так называли себя отдыхающие в 19 и в начале 20 века. Здесь отдыхали, общались, знакомились. Да и сейчас эту беседку не обходят стороной, на ее фоне фотографируются, фотографии получаются роскошные.

Ессентуки — 23. Осень, парк, отдых...

А на склоне холма, прямо под этой беседкой — цветочный календарь, показывающий только текущий год. Так что сфотографировавшись здесь, не забудешь, когда был в Ессентуках.

Еще одна романтичная беседка в Верхнем парке — ротонда «Коренная струя». История этой ротонды связана с открытием минеральных источников. В 1912 году при бурении скважины здесь неожиданно забил мощный фонтан соляно-щелочной воды, получивший название «Коренная струя».

Ессентуки — 23. Осень, парк, отдых...

Над выходом источника возвели чугунную колонну с фигурой голубя наверху и оганизовали питьевой бювет.

Немного позже построили белоснежную ротонду с 12-ю колоннами. Но в конце 30-х годов прошлого века источник опустел, так тоже случается, и бювет закрыли. Ну, а беседка осталась. И она до сих пор украшает парк.

Ессентуки — 23. Осень, парк, отдых...

Причем эта беседка так фотогенична, что с какого ракурса ее не сфотографируй, фотографии получаются потрясающие.

Ессентуки — 23. Осень, парк, отдых...

И совсем недалеко музыкальная беседка, украсившая парк в 1879 году и получившая красивое название «Рококо». В дореволюционное время здесь играл оркестр для отдыхающих. Беседка создана в технике художественной ковки из чугуна. Вся она ажурная, украшенная чудесным резным орнаментом, по центру ограды расположена эмблема арфы. И говорят, всю эту красоту изготовили у нас в Ростове на литейном заводе.

Очень красивая беседка, к тому же музыкальной она называется не просто так — акустика в ней потрясающая. Говорят, что сейчас вроде бы традиция проводить здесь музыкальные вечера возобновлена, но я не разу ни видела в ней музыкантов, хотя прогуливалась возле нее не раз.

Ессентуки — 23. Осень, парк, отдых...

Вокруг беседки — цветники, и на одном из них камень с изображением арфы — дополнение к музыкальной беседке.

Как и более века назад, здесь по-прежнему сохраняется атмосфера размеренности и покоя. Волшебное царство цветников и очаровательных аллей, элегантные сооружения, гармонирующие с природой, витающий в воздухе дух истории, — все это делает прогулку по парку незабываемой.

Ессентуки — 23. Осень, парк, отдых...

Вот мы и прогулялись по Верхнему парку. Не могу сказать, что мы заглянули во все его уголки, но бОльшую часть увидели. И я надеюсь, парк вам понравился также, как и мне. Но, как вы уже, наверное, поняли, это не весь Курортный парк, это только верхняя его часть, есть еще более молодой Пантелеймоновский парк, ну и, конечно, Нижний парк, откуда собственно и началась история Курортного парка.

И чтобы не утомлять вас, о Пантелеймоновском и Нижнем парках я расскажу позже. Вообщем продолжение будет…