Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была вчера 23:43
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Якты-Куль — Россия Июль 2023

Лето на Урале в этом году выдалось жаркое. Захотелось поплескаться в освежающей чистой воде. Только вот в Свердловской области озер немного, да и холодные они. На море летом добираться далеко и дорого, да и нет в России чистого теплого моря, на Черноморском побережье кишечная палочка благоденствует, на Каспийском тоже самое. В отпуск мы собрались с детьми и внуками, хочется чистоты, удобства, красоты и хорошей погоды, в общем, как и всем, и как всегда. В такой большой стране, как наша, вполне возможно найти хорошие места для отдыха, решили мы, и нашли недалеко райский уголок в Башкирии на озере Банном, что расположено за Магнитогорском (Челябинская область), в 500 км от Екатеринбурга, на машине спокойно можно доехать по хорошим дорогам.

Бескрайние поля Башкирии.

Места там живописные, вокруг горы, озера. Мы раньше ездили туда зимой на горных лыжах кататься на восточном склоне хребта Яманкая, на котором расположен ГЛЦ «Металлург-Магнитогорск» с прекрасными трассами и канаткой.

Солнечная Башкирия. Оз. Яктыкуль и Чертов Палец

Теперь же обследуем летние тропы горной Башкирии. Вообще в Башкирии около 2,5 тысяч озер (правда почти в два раза меньше, чем в соседней Челябинской области). А вот озеро Банное самое глубокое — 28 метров, такая глубина объясняется тектоническим происхождением котловины озера, как у Байкала. Площадь этого «маленького Байкала» — 7,7 квадратных километров, вода чистейшая, прозрачность достигает 5 м, а в некоторых местах и 10–12 м в глубину, и вытекает из него только одна речка Янгелька.

У этого водоёма есть три названия: Банное, Яктыкуль и Маузды. Самое старое башкирское название — Мауыз, переводится как бездонное, ненасытное или озеро с ненасытным чудовищем. Расположено оно в кольце невысоких гор: гора Кутукай, хребет Яманкай и хребет Караньялык. Озеро Банное — это практически курортная зона, где расположены санатории, базы отдыха, гостевые дома. К санаторию «Юбилейный» примыкает поселок Зеленая Поляна, в этом поселке мы и сняли апартаменты в современном новом доме. Правда бронировать места надо еще весной, летом там невозможно найти свободного жилья (мы нашли через знакомых). Пляжи при санаториях доступны за небольшую плату (пенсионерам бесплатно), берег там песчаный, есть лежаки, прокат водных развлечений, детские площадки, но чуть дальше от берега много водорослей, которые в прозрачной воде красиво качаются большими островами, но плавать в них не хочется. Поэтому на санаторский пляж мы ходили только один раз. Больше всего нам понравился Коровий пляж. Правда коров мы там не видели, а вот людей там в выходные довольно-таки много, зато пляж очень длинный места всем хватает, берег — мелкая галька, а вода здесь самая чистая без водорослей и всегда прозрачная. Дикие пляжи по всему озеру вполне приличные, у нас был свой сап, надувные матрацы и лодка, а главное была хорошая погода и чистая теплая вода.

Солнечная Башкирия. Оз. Яктыкуль и Чертов Палец

Купаться и загорать мы приходили на озеро после обеда, а с утра у нас каждый день начинался с похода на природные достопримечательности, коих здесь немало. В первое утро мы отправились на скалу Чертов Палец, по-башкирски — Эбей-таши (старая скала), а рядом с Пальцем стоят скала Баба и ряд небольших останцев. Добраться до пешеходной тропы не сложно, на машине едем к детскому лагерю «Горное Ущелье». Прямо от ворот лагеря направо идет тенистая тропа среди деревьев вдоль реки Курузяк.

Солнечная Башкирия. Оз. Яктыкуль и Чертов Палец

Потом переходим речку по стальному мосту, доходим до полянки, от которой налево начинается подъем довольно-таки крутой, но недолгий.

Солнечная Башкирия. Оз. Яктыкуль и Чертов Палец

Впереди видны первые причудливые скальные останцы.

Вот мы и добрались до Чертова Пальца, его высота от основания 41 метр.

скала Баба

Вокруг большие каменные валуны, на которых можно отдохнуть, перекусить, сделать фотосессию на фоне скалы, разглядеть с высоты окрестности, Горное ущелье, и горы до самого горизонта.

Солнечная Башкирия. Оз. Яктыкуль и Чертов Палец

А красота вокруг завораживающая, причем это еще не вершина горы, а где-то середина. Захотелось забраться чуть повыше. Прошли еще немного. Оставив молодежь наслаждаться красотой на следующем валуне, я поднялась на соседнюю скалу.

Солнечная Башкирия. Оз. Яктыкуль и Чертов Палец

Природа — дух захватывает. Горные цветы радуют своей красотой и жизнестойкостью на такой суровой почве, некоторые даже напоминают растения на о. Тенерифе у вулкана Тейде.

Солнечная Башкирия. Оз. Яктыкуль и Чертов Палец

Флора Башкортостана очень богата, среди растений более 40 видов являются эндемиками и около 45 — реликтами прошлых эпох, ими особенно богаты горы Южного Урала.

Сидеть на скале и смотреть на всю эту красоту огромное удовольствие. Высокие облака дают такие тени, что Чертов Палец смотрится уже не как палец, а стал похож на заколдованного каменного духа или сфинкса, разглядывающего что-то вдали.

Солнечная Башкирия. Оз. Яктыкуль и Чертов Палец

Легенд про эти места несколько. По одной, эта высокая скала была великаном, хозяином этих гор, которого смог обхитрить местный находчивый пастух Абдулла. По другой легенде, здесь шла борьба между злым и добрым духами, и главный черт провалился под землю, остался только палец на поверхности.

Каменных останцев здесь много, их причудливые формы будоражат фантазию. Мы снова спустились к Пальцу к самому подножию, оттуда прекрасно смотрится все Горное ущелье и соседние горы.

Солнечная Башкирия. Оз. Яктыкуль и Чертов Палец

Но пора спускаться вниз к речке, ближе к обеду солнце становится все жарче и по тенистой тропе мы возвращаемся к машине. Нас уже манит к себе Банное озеро, зовет искупаться в мягкой чистой воде. Дети сказали, что больше в поход не пойдут, а будут только купаться.

Но следующее солнечное утро нас снова позвало к новым приключениям и впечатлениям, столько интересного вокруг, мы же еще не видели водопады и скалу Слон с петроглифом. Так что продолжение следует.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Пляжный отдых, Самостоятельные путешествия