Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был сегодня 20:51

Афины, Паралия-Катерини — Греция Август 2000

В 1991 г. произошла крупнейшая геополитическая катастроф века — был уничтожен Советский Союз. В первые годы после госпереворота все мы продолжали по инерции жить в парадигме социализма. Народ еще не понимал, что старая жизнь рухнула на веки вечные. Безумная инфляция, пустые полки магазинов, массовое обнищание, бандитизм — это все горькие приметы начала лихих 90гг. Несмотря на все ужасы нового капиталистического бытия, я продолжал работать в своем Министерстве станкостроения СССР, которое реформировали в ГАО.

Моя недавно шикарная ЗП в результате инфляции превратилась в нищенские крохи, которых хватало лишь на оплату квартиры, проездного и покупку мизерного набора продуктов. Хорошо хоть нам подкидывали пакеты просроченной гумпомощи, что с барского плеча присылал Запад. С Германии порой приходила тушенка, датированная 43г с немецкой свастикой, на вкус вполне съедобная. Немцы присылали нам даже хлеб, консервированный в жестянках. Также мы охотно получали вещи секонд-хэнд, что слали заграничные доброхоты.

А вокруг уже появлялись люди, что умели зарабатывать деньги, красиво жить и шикарно путешествовать. Многие из них устремились на Канары — недосягаемую мечту любого советского человека. Все хотели быстро обогатиться, на этом зарабатывали мошенники, например, впаривая таймшер именно на Канары. Я также мечтал о дальних странах и шикарном отдыхе, а пока торговал на рынках Польши, Болгарии, Турции и Одинцова в надежде заработать хоть небольшую копеечку, жаль, безрезультатно.

Фото из И-нета

В 1994 г. решил броситься головой в омут, покинув госслужбу и уйдя на итальянскую фирму, где ЗП была в валюте. Это был уже немного другой уровень жизни и можно было вновь мечтать о приятном. Молодая и любимая красавица жена, восхитительная лапочка дочка — как же хотелось сделать для них что-то сумасшедше-необыкновенное. С давних пор мечтал вывезти свою семью на море, но не простое, а заграничное!

К осени 94 уже подкопил огромную по тем временам сумму 1500 баксов и засунув эти деньжища в потайной карман, вшитый внутри брюк, отправился в турбюро. Что удивительно, уголовная статья за оборот валюты была в действии, но большая часть народа свободно рассчитывалась долларами. Купил путевку на неделю в Грецию, в неизведанную для нас Паралию Катерине: по-русски пляжи Катерины. Я был безмерно горд своим поступком!))) Да, это не вожделенные Канары, но и не Болгария, про которую при социализме презрительно говорили: «Курица — не птица, Болгария — не заграница». Немногие вспомнят, что Болгария даже просилась войти в состав СССР, но ее не приняли по причине отсутствия сухопутной границы с Союзом.

По нынешним временам цепочка а/п — таможня — перелет Внуково-Салоники — греческая граница — трансфер — заграничный отель, абсолютная обыденность, не достойная даже упоминания. Но, в 90гг это было необыкновенное приключение для всей семьи. Из самолета даже салфетки-зубочистки-соль заботливо прихватили с собой.

Первая Греция-94. Ретро-рассказ

Свое название Паралия Катерини получил от старинного храма Св. Екатерины, который был построен аж в 17 веке. Городок расположился на берегах живописного залива Термаикос. Его самые знаменитые и чистейшие пляжные зоны — Корину, Паралиас, Олимпиаки. На вид обычный курортный поселок, а по факту — ворота в обитель греческих Богов — гору Олимп, воспетую древними летописцами. Желающие могут из деревушки Литохоро, что лежит у подножия Олимпа, подняться на вершину горы, и заглянуть прямо в гости к Богам. Жаль, что мы как-то не сподобились.

Городской отельчик Акрополь 3*, хоть и на 2-3й линии, но, на наш неискушенный взгляд, был очень неплох. Первый этаж утопал в цветах и зелени, уютные номера, даже балкончики есть у каждого. А еще и завтраки подавали на открытой веранде первого этажа — весьма скромные, но для нас и они были пиршеством. В номере есть холодильник — ура!, только шнур критически короток — до розетки не достать. Это местная хитрость: плати по баксу в сутки и тебе выдадут удлинитель. Что удивительно, отель работает и сейчас по прошествии 29 лет, его реновировали, но название сохранили.

Первая Греция-94. Ретро-рассказ

Август месяц, на улице дикая жара, а в номере с кафельным полом вполне комфортно. Эгейское море восхитительно — невозможной теплоты и прозрачности. Золотой мельчайший песочек на пляже от края и до края — прямо-таки золотая пыль. Набери в ладони и струйкой пусти по ветру — песчинки полетят в перегретом воздухе. Через три дня хотельер сделал мне выволочку, что мы на ногах песка натаскали в номер.

Первая Греция-94. Ретро-рассказ

Дочка маленькая, море мелкое и ласковое, в морской воде ребенок плещется с огромной радостью, только хочется ей еще и на матрасе поплавать, как откажешь? Тут же купил надувной матрас в магазине, да не простой, а очень модный — прозрачный. Дочка довольна, а нас распирает от радости, когда слышим ее веселый смех, звенящий колокольчиком.

Поселок маленький, на центральной улочке кафешки, шубные магазины и множество золотых лавок. Золото в те годы за границей было дешевле, чем в Москве. Мужики побогаче себе толстенные цепи на шею вешали и чуть потоньше на запястье — была такая мода. Я же себе тоненькие золотые цепочки купил, на сколько денег хватило. Позже в Москве к цепочке докупил золотой крестик, и носил их цельных 16 лет, пока очень сильно не заболел. Во время болезни цепочка с крестом бесследно исчезла с моей шеи, однако болезнь отступила. Думаю, золото стало искупительной жертвой.

Первая Греция-94. Ретро-рассказ

Обедали-ужинали в тавернах, еда вся качественная и вкусная, по российским меркам не сильно дешевая, но за красивую жизнь приходится платить. Вот бы вспомнить, какие блюда ели, жаль в те годы не было моды на фото еды. До 2000 года, когда было введено евро, оставалось еще долгих шесть лет, поэтому в каждой европейской стране была своя валюта, в Греции — драхмы. С обменом проблем нет, хотя обменников мало.

Кстати, даже в начале 2000 в Европе еще действовали национальные валюты, но цены были уже номинированы в евро. Помню, как мы поехали праздновать Миллениум в Париж на автобусе, в кармане у меня были припасены самые разные банкноты и монеты: польские злотые, немецкие марки, франки и доллары. А на белорусской таможне жестко шмонали туристов на предмет превышения лимита вывоза валюты. Меня тоже прихватили таможенники, потому что все деньги на семью хранились в моем кошельке, и сумма превысила лимит. Таможня не дала «добро», пришлось валюту распихивать по карманам жене и дочери. Такие вот воспоминания «контрабандиста поневоле».

На уличных развалах продаются фрукты потрясающего вкуса — дешево и офигенно вкусно. Персики прямо-таки лопаются от спелости, из них течет настоящий нектар — до сей поры нигде вкуснее персиков не едал. Местная алкогольная фишка — коньяк Метакса: чуть сладковатый, со сложным букетом неведомых ароматов и вкусов. Очень приятный крепкий напиток, каждый, кто посещал Грецию, обязательно брал бутылек в качестве вкусного сувенира.

Первая Греция-94. Ретро-рассказ

Как-то раз вечером решили пройтись по шубным магазинам, да сувениры посмотреть. Молодцы греки — им самим шубы на фиг не нужны, климат не тот, зато быстро просекли интерес новых туристов — россиян, к качественным изделиям из норки. Быстро подсуетились, нарастили закупки меха, прежде всего из России, шили и продавали шубы много-много лет. В середине 90гг даже новое специализированное направление туризма открылось — Шуб-туры в Касторью. Русские шопники тысячами ездили, скупая шубы тюками. Турагентство, где я успел поработать, было в числе первых, кто туристов туда пачками начало отправлять, я даже сам группы туристов туда возил.

Мы хотим по вечерним магазинам прошвырнуться, а дочке спать пора, договорились с соседями, что присмотрят за крохой. А та не заснула и начала рыдать, что папа с мамой ее бросили и больше не вернутся. Мобильников тогда не было, вызвать срочно нас не удалось, тот детский страх и обиду дочка до сей поры вспоминает(((

Единственная заметная достопримечательность поселка — Церковь святой Параскевы (St. Paraskevi Church) построенная в классическом греческом стиле прямо на берегу. Иначе ее называют Храм Святой Мученицы Фотинии, она совсем свеженькая — 1934 г. Церковь посвящена не абы кому, а Святой Параскеве, покровительнице путешественников и молодежи, т. е. как раз нам — молодым, задорным путешественникам, которые впервые всей семьей выехали за границу тушки погреть, себя показать и хорошенько загореть.

Первая Греция-94. Ретро-рассказ

За заваленный горизонт — миль пардон, когда пытался выровнять в редакторе, изображение сильно обрезается.

Стоит напомнить, что греки исповедуют православие, как и большинство россиян, что придавало Греции в те годы особый домашний уют. Кстати, православных стран в мире относительно немного, среди них Греция, Сербия, Румыния, Кипр.

Вот и все интересности в поселении, самое время заглянуть в Салоники, в чей а/п мы прилетали, до них рукой подать — около 70 км. Конечно, не утерпели и поехали туда, чтобы побродить по Старому городу с застройкой византийской эпохи. Там сохранились остатки турецкой крепости, а еще и Белая башня присутствует, внутри экспозиция истории города.

Но не Салоники главный манок в Греции, а столица страны — Афины. Современной молодежи уже не понять нас — пенсионеров, чье детство пришлось на эпоху социализма. В школе мы изучали историю и географию далеких стран, с интересом рассматривая картинки и понимая, что никогда в жизни попасть в эти страны нам не суждено. Именно из школьного детства я вынес образ величественного афинского храма Парфенон на холме Акрополь. Храм десятилетиями манил меня, и, оказавшись в относительной близости к нему, упустить эту возможность я не мог.

Первая Греция-94. Ретро-рассказ

Уговорить жену и маленькую дочку на эту 400-километровую авантюру не составило труда. Выезжали ночью на автобусе с групповой экскурсией. Слегка волновались — не кинут ли устроители, как мы проведем ночь в автобусе, как потом, не спавши, цельный день по Афинам ходить? Дочь спала в автобусе без задних ног, мы тоже вздремнули, ночь на колесах оказалось не так страшна.

Утром очнулись уже в столице, нам дали немного времени на санитарные процедуры. Гид специально подгадал бесплатный туалет: для русских, начинающих осваивать заграничный мир, платные туалеты оказались неприятным сюрпризом. Заодно и покушали в районе площади Омония. Взяли местный специалитет «пита гирос» — смесь мяса, запеченного на вертикальном вертеле, с овощами, и соусом дзадзики, завернутая в питу. «Пита гиро» можно перевести, как пита вокруг начинки. Очень вкусно, совершенно необычно и крайне сытно. Добродушный грек дал дочке целых две питы вместо одной. Именно эту приятную мелочь дочка только и запомнила из всей программы поездки в Афины.

Афины — древнейший город под покровительством богини Афина. Очень мне нравится легенда о происхождении названия. Царь Кекроп предложил Афине и Посейдону поспорить за покровительство над новым городом и показать свою силу. Как же фамильярно древние цари с Богами общались, устраивая баттл меж ними))) Посейдон ударил трезубцем, из земли забил источник, но вода в нём оказалась солёной. Афина ударила своим копьём и из земли выросло оливковое дерево. Оливки оказалось намного полезнее, чем соленая вода…

Первая Греция-94. Ретро-рассказ

Все знают Олимпийские игры, но, не каждый слышал, что их современная история началась именно в Афинах. На стадионе Панатинаикос в 1896 г. впервые провели современные Олимпийские игры. Стадион из белого мрамора располагается в центре неподалеку от Национального сада и считается самым древним в мире. В далекие времена здесь проводились Панафинейские игры. Проникшись важностью момента, я не удержался, и пробежал 100-метровку по его беговой дорожке. Представил себя мощным атлетом — участником древних игр, которого поддерживает рев толпы плебса на трибунах и за которым благосклонно наблюдают патриции.

Япония гордится воинами самураями, Китай знаменит монахами Шаолиня. А фишка Греции — президентские гвардейцы-эвзоны (хорошо подпоясанные). Рост каждого воина не менее 1,87 м, очень странная форма — широкая юбка (фустане́лла) аж с 400 складками! На ногах белые чулки, они крепятся на талии эвзона под юбкой кожаной подвязкой ана́спастос. А вместо сапог красные кожаные шлепки тсару́хья — царухи. Каждый штиблет подбит 60 гвоздями, и весит около 3кг, а украшает его помпончик))) Выглядит эта форма очень странно, но прикольно. До Греции я был уверен, что мужчины носят юбки исключительно в Шотландии, а вот и греки туда же, а потом и в Индонезии обнаружил мужиков в юбках-саронгах…

Первая Греция-94. Ретро-рассказ

Полюбоваться этими воинами можно и нужно у Могилы Неизвестного солдата — памятника всем павшим греческим воинам на площади Си́нтагма (Конституции), рядом со зданием парламента Греции. На одной из стен стелы начертаны все страны, с которыми Греция воевала на протяжении 30 веков. Смена караула эвзонов у этой Могилы — очень волнующее и торжественное зрелище.

Древнейший православный храм Капникарея 11века очень необычно смотрится в самом центре оживленной улицы Эрму на фоне современных зданий. Приземистый крестово-купольный храм невольно притягивает взгляд своей древностью и особой кладкой стен стиля «клуазоне», когда камни и кирпичи, перемежаясь, выкладывались в форме креста.

Первая Греция-94. Ретро-рассказ

Наконец, мы достигли места, куда я так стремился со школьной скамьи. На самой вершине Акрополя возвышается величественный античный храм Парфенон — главный символ Эллады, посвящённый покровительнице всей Аттики, богине Афине-Палладе. Он виден из любой точки города, от него открываются прекрасные виды на километры вокруг. Трудно представить, но храм возвели аж 2,5 тысячи лет назад по велению реформатора Перикла. Использовали лучшие материалы — белоснежный мрамор, слоновая кость, золото, кипарисовое дерево. И не прогадали: даже через 25 веков огромные мраморные колонны храма вызывают неизменный восторг. Одновременно возникает риторический вопрос — как рабы без современной техники передвигали и поднимали такие колоссальные колонны?

Первая Греция-94. Ретро-рассказ

В наше время сохранился только остов здания, обрамленный величественными колоннами из мрамора, белизна которого сияет на солнце до сей поры, несмотря на прошедшие тысячелетия. Относительно недавно храм был украшен прекрасными фронтонами со множеством фигур. В самом конце 18в вероломные бритиши через своего посланника украли бесценные произведения искусства, подделав разрешение на вывоз. Теперь раритеты в Британском музее. отдавать их обратно законному владельцу никто не собирается.

Находясь около Парфенона на жарком афинском ветру, я осознал, что еще одна моя детская мечта нежданного-негаданно исполнилась. Восторгу не было предела, жаль дочка не могла оценить важность и грандиозность этого визита. Сейчас, когда я ее спрашиваю о той поездке, она не помнит ничего. Лишь старые слайды сохранили наши воспоминания.

С высоты Акрополя хорошо виден 300-метровый холм Ликавит. Как жаль, что мы не успели туда попасть, ведь с него открывается замечательный вид на Парфенон и Афины.

Первая Греция-94. Ретро-рассказ

Рядом с Парфеноном стены античного храма Эрехтейон (5 в. до н. э.). Его верхнюю часть подпирают кариатиды — шесть мраморных 2х-метровых теток. Увы, нынче это не оригиналы, а копии. Восточная часть храма посвящена Афине, западная — Посейдону. По легенде, именно в этом храме бил соленый источник, который Посейдон высек из скалы своим трезубцем. В самом же храме хранилась деревянная статуя Афины, которая упала с небес. До чего ж я люблю греческие легенды — яркие, невероятные и увлекательные.

Первая Греция-94. Ретро-рассказ

Дети моего поколения наверняка помнят старый фильм «300 спартанцев». Каждый мальчишка конца 60гг хотел быть похожим на тех героических воинов. А местечко, где состоялась та кровавая битва, находится у Фермопил. По легенде царь Спарты Леонид всего с 300 воинами противостоял тысячам персидских солдат, удерживая узкий проход между горой Этой и южным берегом залива Малиакоса из Фессалии в Локриду.

Победить многотысячную орду завоевателей им не удалось: все они, как один, погибли. Но подвиг небольшого отряда, который уничтожил тысячи врагов, остался в памяти народной на века. По факту, со спартанцами сражались и другие отряды, но число их воинов было несоизмеримо с десятками тысяч персов. На месте предполагаемой гибели в наше время воздвигнут памятник царю Леониду, куда привозят любопытных туристов.

Первая Греция-94. Ретро-рассказ

Неделя на море — это много или мало? Для ленивого пляжника — совсем немного. День проходит быстро и скучно: пробуждение-умывание-завтрак-пляж-сиеста с обедом-дневной сон-пляж-ужин-отбой, и так 7 дней подряд. А для путешественника, у которого шило в нужном месте — это прорва времени и возможностей, чтобы увидеть очень многое. Так и мы, отдохнув денек после Афин, не смогли сидеть на месте и отправились к одному из чудес света — скальному комплексу монастырей, парящих в воздухе. Эту местность в горах Фессалии неподалеку от городков Кастраки и Каламбака, называют «монашеская страна» — Святая Метеора.

Думаю, что каждый уважающий себя путешественник, если не посетил это место, то обязательно видел фото высоченных скал, на вершине которых умостились аккуратные монастыри. Сегодня 6 действующих монастырей, самый древний и большой Преображенский — Мегала Метеора 14в. Он основан Афанасием Метеорским, якобы, именно с его легкой руки место стали называть Метеоры.

Первая Греция-94. Ретро-рассказ

Сколько действующих обителей было в наш приезд, даже и не вспомню. Зато помню свой восторг от высоты огромных скал по 400-600 м каждая, их стены практически вертикально взмывают в небеса. Для меня непостижимо, как в Х веке (тыщу лет назад, Карл!) бедные крестьяне и монахи могли по козьим тропам затаскивать на самую вершину горы тысячи тяжеленных каменюк и строить на верхотуре уютные и аккуратные здания церквей и хозпостроек. Сейчас к каждому монастырю можно подняться по лестницам, а раньше были только подъемники с клетью, в которой поднимали продукты, стройматериалы и монахов. У монастыря Святого Варлаама сохранилась подъемная башня, извечный вопрос любознательных туристов: а как часто меняли веревку? Ответ поразил жизнелюбием и пофигизмом — как веревка обрывалась под очередным монахом, так и меняли. А кости монахов потом собирали в костницы.

Подниматься наверх по лестнице нелегко — жарко и напряжно. Зато на вершине такая благодать и красота: сильный свежий ветер треплет волосы и охлаждает разгоряченное тело. Посмотри вокруг — невероятный восторг: огромные вертикальные скалы с монастырями на вершинах, глубокие долины, далекие деревеньки. Заглянул за невысокий заборчик, а там полнейшая жуть: обрыв на сотни метров вниз. Но такой простор открывается, что кажется: прыгни вниз, раскинь руки и полетишь аки птица. Если вестибулярка не в порядке, легко можно кувырнуться вниз через невысокую загородку, единственный раз жизни исполнив полет кондора над пропастью.

Первая Греция-94. Ретро-рассказ

По давности лет сохранились лишь смутные воспоминания о количестве посещенных монастырей и их внутреннем убранстве. Однако, запомнилась намоленность обителей, чистота, и невероятные ощущения от высоченных скал.

Первая Греция-94. Ретро-рассказ

Неделя проскочила быстро, но первая семейная поездка за границу оставила невероятные воспоминания. По возвращении в Москву меня уговорили временно поработать юристом. Но не зря говорят: «нет ничего более постоянного, чем временные вещи». Моя «временная» работа растянулась уже на 29 лет)))

ПыСы. Сращу извиняюсь за качество фото: в рассказе сканы со старых слайдов. Опять же сюжеты почти каждого фото однотипны — «я и пальма», в те годы снимали именно так, увы.