Турист Марна Мах (user416918)
Марна Мах — была вчера 18:05
Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно.

Тбилиси — Грузия Октябрь 2023

Сентябрь в Подмосковье выдался чудесным — расчудесным, а в октябре сильно и внезапно похолодало. Захотелось тепла и солнца. Вот и собрались продлить «бабье лето» женской компанией: Мама (это я) с Дочкой (которой под 50 и мы не скрываем свой возраст) и 12-летняя Внучка, у которой начались каникулы.

Гамарджоба, Грузия! Мы тебя любим! Здесь интересно и познавательно, а в октябре еще и тепло.

Вылет омрачился пренеприятным событием: вместо паспорта дочери моя дочь умудрилась взять паспорт мужа. Регистрация заканчивается в 8–00. Ехать за паспортом туда-обратно 3 часа — не успеваем. Пришлось задействовать Деда, служившего на Новой Земле и привыкшего к высоким скоростям. Он и привез паспорт в 7.59. В этот день Дед был нашим героем. Правда, мы подстраховались и попросили задержать регистрацию (такое возможно на внутренних рейсах за дополнительную плату 3500 руб., но не на международных). Регистрацию не задержали, но обещали подождать документ минут 15–20. Встречаются в нашей жизни внимательные и входящие в положение люди.

Хорошо все, что хорошо кончается. Стресс заедали в «Шоколаднице» аэропорта Внуково: десертом от шеф-повара, блинчиками с шоколадом и творожным десертом.

Осенний привет, Грузия! Летим продлевать «бабье лето»

Полетели… на суперджете Сухой 100, уютном самолетике на 100 мест (но кому-то он не понравился). Быстро долетели за 2.40 и вот она — древняя грузинская земля, кусочек Колхиды. Кстати, обратно летели тем же бортом и с тем же экипажем, командир которого запомнился своими шутками: при подлете к Москве часа в два ночи он пошутил, что погода в Москве хорошая — 25 градусов и все мигом проснулись, потом добавил «5 градусов, но тоже хорошая». Данила Давыдов — командир корабля авиакомпании «Азимут» наш человек, любит шуточки.

Отель «Дарчи» бронировали заранее, находится в районе Чугурети недалеко от станции метро Марджанишвили. Бюджетный отель 3 звезды, но в отеле почти не бывали: уходили утром и приходили поздно вечером (о нем напишу отдельно).

Осенний привет, Грузия! Летим продлевать «бабье лето»

Несмотря на ранний рейс, вроде бы необходимо отдохнуть, но мы избавляемся от чемоданов и идем бродить по Тбилиси.

Нам нравится этот район Чугурети с его старинными домами (в 19 веке здесь жили немцы и поляки) и мы здесь не в первый раз. Улочки уже знакомые, но все равно по ним приятно бродить. Район Чугурети соседствует с районом Авлабари, богатым на достопримечательности — главный кафедральный собор Тбилиси находится здесь, и с районом Дидубе (здесь много рынков и автостанция, с которой можно доехать до Мцхеты на маршрутке).

По таким улочкам мы шли на площадь Марджанишвили. Константин или Котэ Марджанишвили (1872–1933) — режиссер и актер, в 1928 году поставил фильм «Овод». Есть у него и другие фильмы, но этот самый известный. Его именем назван драматический русский театр в Тбилиси. Личность нам уже известная. И фамилию его мы произносим легко и без запинок — Марджанишвили.

Осенний привет, Грузия! Летим продлевать «бабье лето»

В Тбилиси многие улицы названы в честь известных грузинских деятелей науки, литературы и искусства. Увидев незнакомую фамилию «лезу» в Интернет и знакомлюсь.

Площадь Марджанишвили — шумная и многолюдная. На ней можно увидеть музыкантов с самыми разными инструментами.

Осенний привет, Грузия! Летим продлевать «бабье лето»

Улица и Площадь Марджанишвили пересекается с проспектом Агмашенебели (на левобережье города это главный проспект, как проспект Руставели на правобережье).

История этого района уникальна: в 19 веке это был лес Кукия и деревня на окраине Тбилиси. В 1817 году приехали переселенцы из Германии и основали Новый Тбилиси. Так появилась Немецкая колония (чуть не написала слобода).

Как район Тбилиси он официально появился в 1862 году при наместнике русского царя Михаиле Воронцове. Первоначально назывался Михайловским проспектом. После смерти Георгия Плеханова его назвали именем этого русского марксиста — Плехановским.

В 1990 году проспект стал носить имя Давида Агмашенебели — Давида Четвертого Строителя, о котором написан исторический роман «Давид-строитель» Константином Гамсахурдия.

Сейчас проспект — это отреставрированные красивые здания и множество магазинчиков, много разных фонарей и деревьев, где приятно гулять.

Осенний привет, Грузия! Летим продлевать «бабье лето»

Бизнес-центр «Мозаика» привлекает внимание огромной мозаикой. Автор огромного панно Зураб Церетели, с именем которого и связывают развитие этого вида искусства в Тбилиси.

Мозаик и стрит-арта в городе много, не все они однозначно хороши, а некоторые вообще не вызывают никаких эмоций, кроме желания их закрасить. Особенно в подземных переходах.

Осенний привет, Грузия! Летим продлевать «бабье лето»

Грузинские балкончики — как же они цепляют взгляд, даже простенькие, как и голые огромные стволы платанов. Вроде бы ничего особенного…но от ничего неделания и праздношатания очень даже приятно.

Осенний привет, Грузия! Летим продлевать «бабье лето»

В последние два десятка лет на проспекте грузинского царя Давида Строителя появился турецкий квартал. Октябрьской порой он не так оживлен как в сентябре, когда были здесь в прошлом году, но это даже хорошо: никто тебя не зазывает и можно ходить не спеша и спокойно, не отмахиваясь от зазывал. Кофе в этом квартале настоящий турецкий и подают его с бокалом холодной воды.

Осенний привет, Грузия! Летим продлевать «бабье лето»

Встреча в ресторане «Тифлис» прошла с кувшином домашнего вина из винограда сорта «Ркацители» и грузинской кухней, о которой нужно писать отдельно (продолжаю изучать ее и знакомиться с новыми блюдами и названиями).

Осенний привет, Грузия! Летим продлевать «бабье лето»

Встречи в «Тифлисе» уже становятся для нас традицией. Расположен он на Саарбрюкенском мосту, 7. Пройдя через него оказываешься в Блошином царстве (чего здесь только нет, но Блошиный рынок на Сухом мосту — это другая история).

Продолжение нашего пути по улице Елены Ахвледиани (1901–1975) — известной грузинской художницы, которая была знакома с Модильяни и Пикассо, ей показывал свои живописные работы музыкант Рихтер, она любила писать грузинские балкончики и была неординарной личностью. А еще она была театральным художником и на работу ее пригласил К.Маржданишвили, увидев в ее ярких работах талант. Жаль только, что сейчас ее Мемориальный дом-музей, открытый в 70-х года прошлого века, где много картин и мемориальных экспонатов, не работает.

Осенний привет, Грузия! Летим продлевать «бабье лето»

Это уже район Авлабари. По пути встретилась пара кошечек.

Осенний привет, Грузия! Летим продлевать «бабье лето»

На правом берегу Куры — Дом юстиции, крыша которого мне напоминает грибные шляпки. Образец современной архитектуры по проекту итальянского архитектора Массимилиано Фуксаси. В задумках был цветок с лепестками.

Осенний привет, Грузия! Летим продлевать «бабье лето»

Все-таки старинные домики, увитые плющом и виноградом, больше радуют глаз.

Осенний привет, Грузия! Летим продлевать «бабье лето»

Это район Авлабари и мы идем смотреть памятник «Мимино» — автор опять (вы угадали) Зураб Церетели. Интересно, знает ли молодое поколение режиссера Георгия Данелию и его фильм «Мимино»? Моя внучка не знала.

Недалеко от памятника находится Цминда Самеба — главный кафедральный храм Тбилиси.

К нему идем по старинным улочкам и входим не через главный вход.

Осенний привет, Грузия! Летим продлевать «бабье лето»

Цминда Самеба — это храм Пресвятой Троицы, построенной в 2004 году.

Особенно красив вечером, когда на большой территории зажигаются фонари. В прошлом году были вечером и наблюдали эту красоту святого места.

Осенний привет, Грузия! Летим продлевать «бабье лето»

Цминду Самебу считают визитной карточкой Тбилиси, выглядит величественно и красиво, и место выбрано удивительное на холме среди старинных улочек. Но есть одно, но…. раньше здесь было старинное армянское кладбище, на котором с 17 века хоронили выдающихся деятелей искусства и культуры.

В прошлом году на территории храмового комплекса было кафе «Воды Лагидзе» (побывали в нем: хачапури по-мегрельски и лимонад помнятся до сих пор), хотели в него заглянуть, но в этом году здание пустует (ремонт). Кстати, побывали мы в нем по совету одного из туристов (перед поездкой прочитали).

Осенний привет, Грузия! Летим продлевать «бабье лето»

Выходили уже через главный вход.

Возвращались по древним улочкам-закоулочкам мимо памятника Максиму Горькому.

Осенний привет, Грузия! Летим продлевать «бабье лето»

Грузия помнит о писателе Алексее Максимовиче Пешкове (псевдоним Максим Горький) и на доме, где он жил в 1892 году сохранена мемориальная табличка на русском и грузинском языках.

Осенний привет, Грузия! Летим продлевать «бабье лето»

В Грузии в журнале «Кавказ» в 1892 году был опубликован первый рассказ писателя «Макар Чудра», который помню изучали когда-то давно в школе.

Памятник поставлен в 1971 году (автор Арчил Топуридзе) и находится он в том районе, где жил будущий писатель и работал в железнодорожной мастерской. И это район Чугурети, в котором мы остановились.

Идем по хорошо освещенной улице Марджанишвили.

Осенний привет, Грузия! Летим продлевать «бабье лето»

В нашем отельном дворике никого нет.

17000 шагов в первый день нашего грузинского путешествия — это неплохое начало.

Впереди у нас зоопарк, парк Ваке, Черепашье озеро, день города в Мцхете, поездка в Бакуриани и Боржоми.