Турист Игорь (Cult-tourist)
10 лет на Tourister.ru!

Салоники — Греция Октябрь 2016

Начало здесь

Туристом можешь ты не быть, но правду рассказать обязан. Вдруг потом стыдно станет: кто-нибудь из клюнувших на рекламу вернётся интеллигентно-разочарованным, а другой с желанием морду набить. Так быстро, как сегодня, мир не менялся никогда. С чего Салоникам быть исключением? И 7 лет назад ничто не выглядело идеальным, а нынче, думаю, и подавно. Поэтому, товарищи отдыхающие, для тех, кто ещё не понял-дисклеймер: начало было об авторских грёзах, о прошлом, в котором обязательно (при всём уважении к труду историков и археологов) есть элементы допущений. Машина времени для кино, фантастов и формул высоколобых теоретиков. Аристотелей и Александров ряженых (в отличие от Афин) тут на улицах не встретишь. Нынешний массовый путешественник, весьма вероятно, кроме дивной эгейской лазури, никуда углубляться не пожелает. Поэтому авторскую патетику из предыдущей части отбросим, с днём сегодняшним она не монтируется. Вторая часть-для всё повидавших скептиков, для тех, кто планы меняет легко.

Статус рассказчика прав навязывать мнение не даёт, но хоть чем-то привлекательные Салоники — это от залива до старых крепостных стен, остальное-окраинные бетонки, пыльные развалюхи и прочие субпродукты бурной истории. Их имеет смысл оставить за скобками.

Выйду на улицы, гляну на село…

Центр и нерв великолепия- площадь Аристотеля. Нам всем привычнее, что пьяцца-плаза-платц- это нечто квадратурно-круглое. Здесь же устроено иначе: не пляс, но променад, бульварное роскошество, вытянутое французским архитектором Эбраром от залива на сотни метров вверх. На схемах местных турконтор смотрится веслом, большая лопасть которого, как положено, гребёт морскую воду, а малая упирается в Эгнатию, режущую город поперёк. У самой транспортной артерии я, словно тромб, ещё и ухитрился поселиться (про эту хохму чуть позже). Не нравится спортивное сравнение, -вот вам электротехническое. Представьте себе широкий фонарный столб с упором в набережную и толстыми поперечными проводами-улицами. Помимо древней дороги, на нём повисли гламурные Эрму, Цимисхия и Метрополеос. Все городские сабантуи случаются здесь. Действие многих греческих мелодрам тоже (не читал-не смотрел, но и так понятно). Фасады и кафешки задуманы намёком то ли на Барселону с Неаполем, то ли на канны- с-монтекарлами. Капитальные кинодекорации на долгие года.

Панорама из сети для общего представления:

Если вдруг передумаете

Даже в малых городах России сытых и счастливых собакенов нынче столько, что они при встрече почти перестали поворачивать друг к другу мордуленции и сканировать подхвостные штрих-коды. Там, где тепло и зверушкам спокойно даже на людных пятачках, человек тем более расслаблен.

Все тонкости архитектурных стилей мне уже не освоить. Но по беглым наблюдениям, только главная площадь и претендует на ансамбль. Остальные панорамы брызжут разухабистой эклектикой, и путешествующие это злорадно подмечают (забывая, что после великого пожара 1917-го было ещё и землетрясение 1978-го). И пускай. Я винегрет жалую, блюдо разнообразное и полезное. Кто-то обозначил здешний городской облик как «ugly-pretty» («уродливо милый»). Не стоит ожидать, что в бурной и часто несвободной истории каждого древнего города обязан быть свой барон Осман или Оскар Нимейер с чётким планом благоустройства в голове. Это и сегодня чаще везение, а никак не правило с таким-то изобилием концепций и возможностей. Например, в городе 5 км велодорожек вдоль набережной, но до ближайшего пляжа, увы, пилить на машине минут 30.

Если вдруг передумаете

Национальный театр Северной Греции. На фото в туристической брошюрке -«Театр Объединения Македонского Образования» (все буквы заглавные)). В 1961 году зодчим виделось именно так. Сегодня смахивает на областной ДК комбайнёров или славных работников железнодорожного транспорта. Для постановки «Царя Эдипа» (приурочили) больше подошло бы нечто классическое, хотя, мне ли советовать…Так и осталось загадкой, как навороченная телебашня на заднем плане вдруг очутилась почти что в городской низине.

Если вдруг передумаете

Это не окулус римского Пантеона, а потолок местной автостанции, но намёк все поняли правильно)) Здесь «кондуктор нажал на тормоза» и высадил из автобуса, специально дождавшись, когда «мой» уедет с соседней площадки. Хотя билет был той же цены и маршрут практически такой же. Однако, рассуждаю не по-европейски)). Хорошо, что приключилось не в процессе удачной загородной поездки, а по возвращении из неё.

«Двор, в котором я живу». Греческий срез итальянского неореализма.

Проникнуться городом можно, лишь вдохнув свободный воздух улиц, послушав говор аборигенов и разглядев ассортимент витрин. Даже если, суетясь, не запечатлел ничего выдающегося, твой мимолётный взгляд тоже является частью вселенной. Талант в жанре стрит-фото встречается куда реже, чем его безнадёжное отсутствие. Витя Vibas из дюжины снимков выжмет 2–3 шедевра на всесоюзный конкурс. Из моей сотни вылупится едва ли один чахлый «птенец», достойный очутиться в духовке фоторедактора. Но по-прежнему уверен: подмечать сходства и отличия «бытовой» заграницы-едва ли не главное удовольствие путешествующего. На Цимисхия и Эрму фланируют пафосные модницы, даром что в названиях ветхая история (Цимисхий победитель разбойника-Святослава, который у нас древний военный герой, а Эрму- новогреческое произношение имени бога Гермеса. В Афинах такая улица тоже торговая, вытекает из главной площади Синтагма). Вряд ли богини шопинга haute couture или prêt-à-porter найдут здесь что-то более завлекательнее, чем в соседней Турции или пригородных аутлетах. Как и везде, это выставка не ходовых товаров, а, скорее, туристических понтов.

Если вдруг передумаете

Рынок Капани — единственный, на котором я пару раз побывал в поисках сувенирного барахлишка. Он удобно в центре, вниз по Аристотеля и сразу направо. Это конечно далеко не Гранд Базар, но вполне универсален, да и ассортимент на уровне. Местных много, а это хороший знак.

Если вдруг передумаете

Вычитал, что турки здесь иногда вешали воров и смутьянов. Меня вешать не за что, я на рынках не ворую (даже в детстве озорном- ни-ни). Наоборот, две гипсовые фигурки великих греков прикупил, а скинуть цену не вышло, не мой это талант. Торговец посмотрел, как на недоумка, и пришлось выложить за каждую по 16€ (для коллекции позарез, а вокруг ничего похожего). В таких делах доверяйтесь ушлому профи.

Певцы городского колорита обязательно упомянули бы верхний район Ано Поли. В страшном пожаре 1917 года он не пострадал. Там предусмотрительно селилась турецкая элита и дёнме (евреи, принявшие ислам), а с 1923 года- беженцы «по обмену» из Малой Азии. Узкие грязноватые улочки, необожженный кирпич, облезлая штукатурка, муралы с котофеями. На другом конце, у самого порта- квартал таверн Лададика. Место для любителей вечерних рыбных блюд и специфического национального музицирования. По мне этой греко-османской экзотики достаточно в тех же Афинах и Стамбуле. Кому всё-таки интересно, имеется подробный фоторепортаж одного со мною года и даже месяца. Можно сказать, что осень 2016-го была на сайте временем расцвета Салоник(ов)). Хотя это мало кто заметил.

Если вдруг передумаете

Русскоязычных здесь традиционно больше, чем в Афинах. В 70-е годы смогли вернуться те, кто бежал от диктатуры «черных полковников», а с распадом СССР хлынула большая волна этнических греков с Кавказа и Средней Азии. На Эгнатии не так далеко от моего отеля наткнулся на небольшой, но симпатичный магазинчик с «нашими» продавщицами и ностальгическими этикетками. Чем ближе к отлёту домой, тем регулярнее в него захаживал. Мне уже начали улыбаться)). Впрочем, трудно гарантировать, что он сохранился до наших дней.

Уроженец Чимкента, несокрушимый и легендарный Евста́фий Алкивиа́дович Пехлевани́ди по прозвищу «Пеха-грек» (мастер спорта, 172 см 84 кг) был бомбардиром алма-атинского «Кайрата» и играл в одно время с Курбаном Бердыевым (который уже тогда учил всех открываться под его пасы). В 90-х успел попылить на родине предков, в том числе на салоникийских полях. Теперь живёт в Афинах, но три года назад получил из рук президента Казахстана орден под названием «Достык» (аж 2-й степени!). Ждут своих орденов сменившие его в Салониках Магомед Оздоев («Зенит»-ПАОК) и Магомед-Шапи Сулейманов («Краснодар»-«Арис»).

Если вдруг передумаете

Повернув случайно голову, попадаешь в чуть размытый временной портал. Чем не южный или даже московский дворик бывшего СССР, где забивают козла, возможно, наши бывшие соотечественники!

Жалею, что не купил. Древнейшая философия на новый лад))

Если вдруг передумаете

Временами казалось, что нахожусь где-то «у нас». В крайнем случае -на черноморском побережье с его милой коммунальной неряшливостью.

До лужковско-собянинских темпов метростроя здесь ой как далеко, но мы-то знаем, насколько это муторный процесс в землях древних цивилизаций. Нынешний город буквально поверх древнего. Почти за каждым неосторожным движением ковша и лопаты таится сюрприз. Артефакты рвутся на музейные витрины буквально сотнями тысяч. Поэтому будьте готовы вот к такой картине даже на центральных, казалось бы, сугубо туристических улицах:

При этом не рекомендуется обольщаться по поводу всеобщей греческой образованности и гордости за свою древнюю и великую историю. Лет пять назад не смог объяснить торговке гипсовыми бюстами на афинской Плаке, кто такой («спаситель Европы от варварских орд») Фемистокл. Античная агора в Салониках до недавнего времени успешно использовалась окрестными жителями в качестве свалки бытового хлама. Но раз очистили, благоустроили в археологическую зону, то, так и быть, начинаем гордиться:

Просится подпись «у Бэнкси перерыв», хотя возрастное несоответствие очевидно:

Если вдруг передумаете

Музыкальный эксцентрик достоин полноценного видеосюжета, но, как всегда, куда-то спешил…

Многорукий виртуоз

О наболевшем.

Больные темы в развлекательном жанре-моветон, но обходить их до сих пор не научился. Картинки с выставки всё в том же фотомузее мне в помощь. От переселений народов, как от осени, не спрятаться, не скрыться. Чаще приходит на ум наводнение или того хуже-пирокластический поток. Границы могучих империй для них подобны детской запруде из веток. Все мои заповедные места на переднем крае, а то и в жерле вулкана. Италия, присоединившись против воли к Балканам с Малой Азией, тоже стала проходным двором всей человеческой движухи. Салоникам опять «свезло» оказаться на маршруте из земель бурлящих и полыхающих в страны, ещё не растрасшие жирок. Почти каждый новостной выпуск-словно бесконечный повтор михалковской сцены налёта на еле ползущий поезд из «Свой среди чужих…». Только за один 2015 год (как раз до моего приезда) через крупнейший лагерь беженцев Идомени прокатилось более 800 тысяч человек! Когда его за три дня разгромили, то оставшихся буянов перевезли в некие временные центры по соседству. Форумы до сих пор категорически не советуют тусоваться в районе ж/д- вокзала и вообще ближе к западной части. Здесь неистребимые гетто, наркота, бордели, частые драки между мигрантами. Местные туда носа не суют. Я никаких нетуристических столпотворений, митингов анархистов с дубинками и дымовухами, прочих нежданчиков в дневные часы не наблюдал. Но уже прилетев домой, увидел докфильму о молодых сирийцах и иракцах, подрабатывающих по ночам продажей своих молодых телес старым-дряблым-развратным европеоидам где-то в районе статуи Венизелоса и турецких бань. Они даже лица свои от камеры не особо скрывали. Людской поток из Азии и Африки в Европу после перерыва на ковид только вырос. Греческие власти не так давно объявили о желании социализировать и трудоустроить до 300 тысяч пришлых. Явно не экскурсоводами с хорошим доходом и соцпакетом… Другие кадры удивили не меньше: на легендарном Лесбосе (который теперь не про любовь и поэзию Сафо, а о грязи и безудержной миграции) позитивные гости уже африканской внешности, получая через забор домашние супы и каши от местных, не в силах сыграть физиономиями в телевизор хоть что-то, кроме раздражения. О словах благодарности и помыслить неуместно. Наверное, каждую ночь им видится в кошмарах, как, зашторив окна, православные старички и старухи, смеясь, хрустят омарами под чёрную икру.

И что, по-прежнему делать вид, что ничего особенного не происходит, фланировать мимо с беззаботной лыбой, в колониальной панамке и с фотогирей на сытом животе? Не по себе как-то…

Климат портится, конфликты множатся. И не только за дорогие ресурсы, но и за дешёвую еду. В новостях передали, что с 2017 года в мире 43 миллиона детей покинули родительские дома. А в ближайшие 30 лет беженцами станут уже 90 миллионов. Не всех скопом, а только детишек!

Если вдруг передумаете

Еда (ничего особенного, кроме обещанного).

Этот раздел здесь присутствует, поскольку обещан всё тому же Вите Башкиру (выполнять-то надо!). Боюсь только, что моя кулинарная палитра многим покажется блёклой. Что, впрочем, не имеет ко вкусностям и полезностям греческой (читай-средиземноморской) кухни никакого отношения. Оглашаю неприглядный факт: для меня еда по сей день — просто заправка баков бензином перед очередным туристическим стартом. Вкусно покормили — хорошо, не очень — проглотил и забыл (если без особых последствий)). Поэтому каждый натюрморт с едой у Вити — это Vive (на то он и Vi-bas), а каждый мой похож на morte. Чтобы не рисковать способностью передвигаться в условиях дефицита времени, особо не изощряюсь, предпочитаю туристический ширпотреб (но не фастфуд). А иначе рискуешь нарваться на сюрпризы в неаполитанском стиле . Названия блюд значения не имеют, ввиду очевидности содержимого. Как приговаривала давняя знакомая, накрывая на стол: «я добрая, не нравится-не жри»)).

Не всё коту творОг…

Если вдруг передумаете

В благостной кулинарной картине моего первого заграничного города имеется одна неприятная особенность. Даже гиды-патриоты рассказ о ней сопровождали кривыми ухмылками. Имя ей фраппе. Акцентированно французский прононс, но происхождение местное. В 1957 году в какой-то забегаловке сломался кулер с кипятком…. С тех пор в ёмкость засыпается самая незатейливая растворяшка-нескафешка, заливается холодной водой и взбивается блендером. Лёд, иногда молоко и всё остальное- в меру индивидуальной испорченности. Вуаля. Моложёжь, как университетская, так и лоботрясная, поглощает это через соломинку тоннами и цистернами целые дни напролёт. Меня, истового поклонника напитка богов из свежемолотых зёрен, передёргивает от одного вида подобной дряни, пластиковыми последствиями употребления которой забиты доверху все урны и даже прилегающее к ним пространство.

Вместо плохого отзыва.

Развёрнутая цитата из свежей нетленки: «Место проживания — краеугольный камень любого путешествия. Вы можете обойти все страны, но если живете вы в них в какой-то ж… жизненно-непригодной среде, то лучше было бы вам в них и не ходить: все равно ничего не поймете. Жить в путешествии надо так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные деньги» (Vibas «Дондурма с вами!») .

Убеждён, что самые ушлые и прозорливые в ходе разнообразных вояжей хоть раз, да налетали на казусы с поселением, которые надо забыть, как страшный сон за чашкой кофе. Шалаши и бунгало в джунглях, уютные юрты и тёплый кумыс за скобками, коли сам выбирал. А если всё банально, пакетно, турфирмой оформлено, но по итогу «совсем не баден-баден»? Не очень приятно, очень мягко выражаясь. Особенно сравнивая с умелым выбором жилья Лены , Марианны, Марины, Оксаны. , да и большинства из здесь присутствующих (поимённо перечислил тех, чьи отельные отзывы неизменно излучают позитив). Кажется, Аня Кудрявцева (Anna08), резонно сформулировала нецелесообразность гостиничных отзывов через 2–3 года после заезда (а в сегодняшних условиях актуальность сведений и подавно сомнительна). Однако, ябеду из советского детства, как хазановского попугая, молчать не заставишь…

Итак, расстройств ничто не предвещало. Отель с заметным ретродушком. Название пиарить не буду, сетевой бренд всё ещё громкий, а улица -не раз помянутая Эгнатия, главнее которой в Салониках и во всей Македонии не сыскать. Публика в холле вполне приличная, не селебрити, твёрдый средний класс. Для одного пристанище вполне себе. Окна на авеню, но стеклопакет плотный, да ещё и балкончик. Захожу в санузел и зажигаю свет…

В этот момент что-то мягко щекочет мне шею, а потом и чуть выше за правым ухом. Наличие «греческих смоковниц» в качестве гостиничного комплемента представлялось маловероятным. Поправил волосы, но шевеление не исчезло, а проявилось уже на тыльной стороне ладони, тряхнув которой в сторону раковины, подобно Мимино, я наконец обнаружил, что в двухместном номере всё-таки не один. Нет, не то чтобы я ни разу в жизни не контачил с отрядом новокрылых и прочими вековыми спутниками человека, скорее наоборот. Но одно дело знаменитый Тульский экзотариум, где мадагаскарские таракашки с дамский кулачок, под толстым стеклом- сытые, согретые, неподвижные мило и забавно усами шевелят. И совсем иное, когда в четырехзвёздном отеле самой обжитой туристами части света чудище из детского стишка Корнея Чуковского с указательный палец (не считая усов) перебирает всеми шестью лапками, пытаясь взобраться по влажной поверхности раковины. Изловчился не просто смахнуть его в сливное отверстие, но и придавить «вещдок» пробкой, а потом запечатлеть для сведения нерадивой администрации. А вдруг попался в лапы контрразведки лишь «резидент», а у него тут уже разветвлённая сеть «радисток кэт» и прочих «иноагентов», желающих для сбора важных сведений ночью в ухо заползти?

Если вдруг передумаете

Раздумья о смысле начинать культурный отдых со скандала плескались на волнах моей памяти. Начиная с дошкольных времён, когда одна из пяти любимых бабушек (колхозная ударница, единственная оставшаяся жить в тульской деревне) очень обижалась на каприз единственного в тот момент внучка, не желавшего больше приезжать с ночёвкой пить из трёхлитровой банки парное молоко коровы по кличке Берёзка. Неловко было объяснять, что шорох тараканьих полчищ под отслоившимися обоями напоминал гул Павелецкого вокзала и не давал «кровиночке» глаз сомкнуть. А утром, желая позвать ту же бабулю с огромного соседского огорода, сонное неразумное дитя взобралось на невысокий ящик у забора. Ребёнка не предупредили, что это домик с пчёлками. Спасая от злых хозяек домика, бабуля в ужасе укутала городского недомерка пыльным одеялом из верблюжьей шерсти, унесла в избу и в дальнейшем просила о визитах уже не так настойчиво… Припомнились и жестяные крышки с борной кислотой из брежневских хоромов, собиравшие поутру под раковиной обильный «урожай», дикий хохот соседей по студенческой общаге, когда, отхлебнув из банки с томатным соусом, выплюнул и размял пальцами некую усатую субстанцию с лапками (жаль, я не видел своей физиономии в эту минуту, а то бы ржал громче других). Припомнилась и комната раздумий ночной смены харьковского хлебокомбината, где в позе орла на вершине Кавказа вдруг ощутил, как крыса, величиной с молодую кошечку, сиганув откуда-то с потолка, изящно, по- балетному, оттолкнулась от моего плеча и нырнула в дыру под ржавой батареей. Видимо, для неё это был давно отработанный кульбит. Уже живя в Туле (в общаге заводской), почти подружился с хитрой сколопендрой, которая шевеля усиками вылезала из половой щели, но убедившись, что в сыром подвале по-прежнему теплее, пряталась обратно. А утром, приходя на работу, я бодро, заученными движениями вынимал из-под стула картонку с клеем, на которой, словно свежие батоны в булочной, рядком располагались упитанные мышки, заглянувшие на огонёк из соседней продуктовой оптушки.

Беда в том, что калейдоскоп советских и постсоветских воспоминаний диссонировал с настроем на высококультурный отдых в центре средиземноморского уюта. Не повышая голоса, проблему обозначил. Отвыкнув от подобных казусов за время туризма, вместо cockroach почему-то произнёс crocktail. На том конце провода после паузы стали объяснять, что в меню их ресторана вечерних коктейлей нет, а корма для кошки и подавно. Тем не менее, спустя четверть часа, поблёскивая модными окулярами, на пороге возник тщедушный портье. К демонстрации моего «трофея» отнёсся так, словно его позвали заменить потухшую лампочку (т. е. без свойственных грекам эмоций): «would you like another room?» На прощание вместо извинений меня неполиткорректно «успокоили», что это не местный экземпляр усатиков, а оставшийся от дорогих гостей из Шри-Ланки или Пакистана. Насчёт живших до меня в «another room» (по коридору напротив) я спросить забыл, т. к. перебрался со всей возможной резвостью. Но если вы решили, что на этом мелкие странности проживания закончились, вынужден разочаровать…

Новый дом-как новая жизнь, хотя привкус ретро тут сильнее. Пространства меньше (сингл или «семейник»), уютно и окнами не на дым с клаксонами, а на убогенький, но тихий двор. Недолго музыка играла…. Косяк первый: в стенном шкафу всего одна вешалка типа «плечики». Дёргать рецепцию второй раз за час постеснялся, попросил утром-проигнорировали, на следующий день- аналогично. Решил купить бедному отелю подарок, но, выполняя программу, закрутился и забыл. Когда наконец выцепил на какой-то барахолке пару проволочных плетушек, то понял, что до отлёта всего 2 или 3 ночи. Пусть «щедрость» моя останется кому-то немым укором)). Косяк второй (очень деликатный): выяснилось, что сантехника работает рум-сервису под стать, т. е. практически на двойку с плюсом. Убедившись в полной неэффективности вербального контакта, оставил записку. Реакции- ноль. На составление повторной петиции потратил полчаса и все свои лингвистические таланты. Хотел сфотографировать текст на память и представить на ваш суд, но подумал, что интима и экстрима уже нагородил достаточно (если кратко, там всё было построено на актуальном сравнении качества их работы и различных не тонущих в воде субстанций)). Надо ли уточнять, что и здесь всё оказалось впустую. Ловкость персонала проявлялась лишь в имитации уборки номера и в такой заправке постели, после которой расправлять её приходилось, словно отрывая доски от забора.

Если вдруг передумаете

Это единственный снимок внутригостинничной ресторации. Обстановка, как говорится, не способствовала. Нет, с едой было всё норм (без изысков и эксцессов). Но первые три утра за завтраками старшая официантка, и без того похожая на школьного завуча перед ненавистной пенсией, каждую мою попытку подобраться к кофемашине встречала взглядом медузы-горгоны и громогласным вопросом про «рум-намбер». Сразу было понятно, что меня запомнили, но, возможно, ловили кайф от самого процесса фейс-контроля. Одет был подозрительно или ещё чего…К слову, обычно чавкающий поблизости пузатый бюргер в мятых полукальсонах и с лицом ударника сорока последних октоберфестов почему-то никаких сомнений и нареканий у неё не вызывал. Безобразному абьюзу пришёл конец, когда я додумался класть ключ в карман жилетки номерным брелоком наружу, на манер шерифской звезды крутого Уокера.

И всё-таки приятное послевкусие.

Могло сложиться превратное мнение, что оргтуризм я разлюбил, а гидов особенно. Это не совсем так. Или даже совсем не так. Памятным цветастым сентябрём я вдруг услышал такие слова, которые и всё более снисходительная здешняя модерация вряд ли не пропустит. Но учительница Первая моя теперь всё равно со мной на всю оставшуюся жизнь. Тем, кто «были первыми», мы обязаны очень многим, просто до конца этого не осознаём. Родись я сыном дипломата-другой разговор. Месткомы, слава богу, канули в лету, и про «шпиёнок с крепким телом» впервые рассказывал «пан ведущий» из числа соотечественников, но уже бывших. Профессия отнюдь не «сахарная». Пару раз меня спрашивали, не хотел бы я стать гидом (болтать, типа, не мешки таскать), — в ужасе открещивался. Сколько раз приходилось наблюдать и слышать, как мозоль от постоянного бездушного долдонства заученного текста сделала его язык похожим на деревянную колотушку. Иные врут- как дышат: вдох-правда, выдох-ложь. Это жутко отупляет. Как и ответы на вопросы, заданные не для знания, а исключительно ради выпендрёжа. Ответы получаются в том же духе… А ведь надо иметь наготове ту самую «изюминку» (лучше не одну), чувствовать аудиторию, подстраиваться под степень её заинтересованности, дабы разбудить и заинтересовать досыпающих на ходу («жена поехать заставила»). Всё это похоже на диалог с телевизором, который ещё и забыли включить. Тот, что из «Эдессы» — никакой не экскурсовод, а мытарь от туриндустрии. На каждом поприще есть такие, у кого наглость -талант не второй, а главный. Греческим гидам в целом (и салоникийским особо, они в моей жизни те самые первооткрыватели) большой респект, поскольку конкуренция в туризме там высокая, выживают (в отличие от того же Египта) лишь настоящие спецы и энтузиасты своего дела. Знаю, что многие преподают и пишут книги.

Если вдруг передумаете

Панаётис в моих рекомендациях особо не нуждается (на Tourister.ru представлен, научная степень, автор книг итд). Контактов (и «контрактов», если что)) у меня с ним никаких, только морально устаревшие дивидюшки на память остались. Артистических фортелей, характерных для иных «солистов» салоникийской школы, от него ждать не стоит, в его лекции надо вслушиваться, не перебивать, а вопросы оставлять на потом, он ответит обязательно, причём терпеливо и вежливо.

Ангелина Вовк -лишь одна из тех, фотографией с которой он может похвалиться. Иных своих экскурсантов старается не упоминать (не говоря уже про селфи). Охрана деликатно не рекомендовала))…

На этом пока всё. Получились, как у Ширвиндта: отрывки из обрывков. Долго мысли в кучу собирались. Допускаю, что не всё из здесь изложенного вас впечатлило и обнадёжило, но не стреляйте в тракториста, — он быстрее не поедет. С лёгким пощипыванием слёзных желёз он готов ещё повспоминать, пошерстить из позднего и раннего. Было время золотое в середине нулевых, брели мы, как цыгане, шумную толпою вниз по Аристотеля, орали под расстроенную гитару и одобрительные смешки благодушных аборигенов насчёт бригантины, что поднимает где-то паруса… Сгнивает бригантина у причала. Аборигены состарились и поиздержались, некоторые готовы всё подряд, от труселей до тачек и ноутбуков, на границе отбирать. А властители дум продолжают причитать, что замена заграничного туризма на внутренний-это клизма слону, когда у него болят гланды. Мой Древний город (как цветок из камня) и его история по-прежнему ждут толкового ценителя и описателя. Но вокруг такие потопы льют и пожары полыхают (буквальные и фигуральные), что риск очень многое не застать на своих местах только возрастает. Если бог даст, загляну сюда в третий раз. Можно и в хорошей компании. Я бы придумал, чем тут заняться. Если у вас шансы появятся (а шансов, увы, всё меньше), не спешите отказываться, начитавшись моих глупостей. Вдруг получится самому всё увидеть и свои написать)). Если получится. Всё время это если…