Турист Валентина Марченко (val-mar)
Валентина Марченко
была сегодня 15:54

Вологда — Россия Июль 2023

В Вологде я провела целых 6 дней. Времени достаточно, чтобы неспешно погулять по городу, посмотреть почти всё, что есть там интересного, и проникнуться его атмосферой.

Но одним городом я, конечно же, не ограничилась. Съездила в небольшой городок Кириллов и посетила величественный Кирилло-Белозерский монастырь, побывала и в деревне Ферапонтово, где находится знаменитый монастырь с древними фресками Дионисия. С удовольствием погуляла по музею деревянного зодчества под открытым небом в Семёнково.

Удивительный край — Вологодчина! Без всякого сомнения он заслуживает нашего туристического внимания.

А сама Вологда так меня просто удивила. Хоть я и читала рассказы наших путешественников, в которых Вологда показана во всём своём разнообразии, но всё равно, представляла её совсем другой. Я, почему-то, ожидала увидеть провинциальную скромность с многочисленными деревянными домами с «резными палисадами». А увидела много красивых каменных домов разных архитектурных стилей (не говоря уже о кремле), просторные площади и широкие, оживлённые улицы, набережные, обрамляющие реку Вологда.

Первое впечатление о городе я получила в первый же вечер своего пребывания в Вологде, когда вышла из своей гостиницы на берег реки Вологда и увидела набережную противоположного берега с красивыми домами, которые отражались в водной глади реки.

Вологда. Прогулки по Нижнему посаду

На том берегу располагается район Нижний посад (как я потом узнала, готовя рассказ), а набережная называется Пречистенская.

Я заметила, что эта часть города, почему-то, не такая популярная у туристов, как Город и Верхний посад. Во всяком случае, я не наблюдала здесь толп организованных туристов, сопровождаемых экскурсоводами. По всей видимости, их выгуливают в основном в районе кремля и Кремлёвской площади — главной достопримечательности Вологды.

Но, должна я сказать, Нижний посад не менее интересен чем Верхний с его главной достопримечательностью, а может даже и более, в плане разнообразия. Он начал формироваться при Иване Грозном, а спустя два века стал административным центром Вологды. Здесь можно увидеть много интересных и привлекающих своей красотой зданий. Мне кажется, в своё время, это был район купцов и богатеев, которые возводили здесь величественные дома разного назначения.

Вот как этот, например, на углу Советского проспекта и улицы Пушкинская. Когда-то в этом шикарном здании, построенным купцом Филадельфом Ивановичем Брызгаловым в 1868–1875 годах на месте двухэтажного деревянного дома для приезжих, располагалась гостиница «Золотой якорь».

Вологда. Прогулки по Нижнему посаду

В гостинице действовал водопровод, канализация и телефон — все достижения цивилизации, чему способствовало то, что оба сына Филадельфа Ивановича, Николай и Иван, были инженерами. При гостинице были ресторан и сад, в которых играл оркестр. Здесь останавливались все известные люди, которые посещали Вологду.
Фасад здания украшают кариатиды, львиные маски и целые сервизы из ваз на аттиках на крышах. Такие элементы декора не характерны для Вологды, и это, кстати, единственное здание в Вологде с таким украшением.

Вологда. Прогулки по Нижнему посаду

После революции здание национализировали и разместили в нем штаб VI Армии, а затем Дворец Труда. Сейчас в нём офисы, кафе и магазины. Гостиницы, увы, там уже нет.

Или вот ещё одно по проспекту Советов. В 1780-х годах вологодский купец Колесов построил жилой дом с лавками. На первом этаже размещались торговые помещения, а на втором — жилые и административные. А сам дом в те времена выглядел несколько иначе — первый этаж был с крытыми галереями, в которых были входы в лавки.

Вологда. Прогулки по Нижнему посаду

В 1801 году здание было продано городскому обществу и в нём разместилась Вологодская городская дума. А сейчас в нём располагается детская музыкальная школа. Повезло вологодским детям учиться искусству в таком красивом здании.

А вот ещё один из примечательных домов на улице Каменный мост.

Вологда. Прогулки по Нижнему посаду

Когда-то это была гостиница Эрмитаж, сейчас в нём располагается администрация города.

Подобных, привлекающих внимание своей архитектурой домов в этом районе много. К сожалению, не о всех нашла информацию.

Вологда. Прогулки по Нижнему посаду

Несмотря на то, что в советские времена были уничтожены некоторые храмы и дома, перестроены некоторые площади, историческая застройка центра города сохранилась сравнительно хорошо и представляет сочетание памятников каменного и деревянного зодчества.

Улица Каменный мост
Вологда. Прогулки по Нижнему посаду

На улицах и площадях есть немало памятников: от монументальных — Ленину и Маяковскому (их даже не фотографировала), до более камерных.

С памятника Пушкину начинается одноимённая улица. Памятник был установлен здесь в 1985 году, а вот бронзовая «скамейка влюблённых» перед ним — кажется, совсем недавнее модное веяние.

Вологда. Прогулки по Нижнему посаду

А это памятник писателю В. И. Белову. Он находится возле областной библиотеки. Заинтересовалась, кто же это такой, имя мне было совершенно не знакомо. Василий Иванович Белов — русский писатель, поэт и сценарист, один из крупнейших представителей «деревенской прозы».
Родился на Вологодчине, в крестьянской семье. Умер на 81-м году жизни в Вологде.

Вологда. Прогулки по Нижнему посаду

Памятник мне понравился: писатель стоит на фоне деревенской изгороди, а позади — маленькое окошко характерной для Вологодчины избы.

Есть в этой части города и то, с чем Вологда ассоциируется — деревянные домики. Здесь они в большом архитектурном разнообразии и разной степени сохранности. Они попадаются почти на всех улицах: какие-то из них сохранились почти в первозданном виде,

Улица Зосимовская.
Вологда. Прогулки по Нижнему посаду

а есть такие, которые отремонтировали, отреставрировали и восстановили впечатляющий своей изящной красотой резной декор. Прогуляйтесь по улице Благовещенская, где вам встретится Дом Кирхогланина-Красильникова, постройки 1902 года.

Вологда. Прогулки по Нижнему посаду

Рядом с ним — Дом Кирхогланина, построенный в XIX веке. Когда-то в нём торговали кружевом, поэтому он известен также как «дом кружевниц». Сейчас в нём располагается Центр ремёсел.

Вологда. Прогулки по Нижнему посаду

В основном списке деревянного зодчества Вологды значатся 155 деревянных домов — дворянские, купеческие и мещанские особняки, большое количество доходных домов и общественные здания.

Мне кажется, нет смысла пытаться найти и посмотреть их все. Да и зачем? Нужно просто гулять по городу, и вам обязательно попадутся те самые домики.

Вологда. Прогулки по Нижнему посаду

А вот фигурный деревянный заборчик (резной полисад) в нынешней Вологде придется поискать. Дело в том, что большинство палисадов были уничтожены в 60-е — 80-е годы XX века при расширении улиц Вологды.

Дом Иванова (вторая половина XIX век) на улице Мальцева — яркий пример дома с полисадом. Именно возле него стоит незаметный памятник резному полисаду. Он настолько незаметный, что я даже не сочла нужным его сфотографировать)))

Вологда. Прогулки по Нижнему посаду

Считается, что именно этот дом стал прообразом «дома с резным палисадом» в знаменитой песне про Вологду.

А ещё я прочитала, что резной палисад, оказывается, не совсем типичен для Вологды. Вологодские мастера всегда украшали затейливой резьбой наличники, балконы и карнизы дома, а вот полисады, чтобы они не отвлекали внимание от самого дома, делали гораздо скромнее.

Этот дом, хоть и новодел, но он очень хорошо вписывается в облик улицы со старинными домами. И как было бы хорошо, если бы на улицах старинного города стояли и украшали их именно такие дома, в традиционном вологодском стиле.

Вологда. Прогулки по Нижнему посаду

Находясь в Вологде, надо обязательно выйти к реке и прогуляться по набережным.

Изначально город строился вдоль берегов Вологды, поэтому его основные архитектурные достопримечательности обращены к реке, создавая эффектные панорамы набережных.

Пречистенская набережная в Нижнем Посаде — любимое место для прогулок местных жителей и гостей города. Интересно, что после нескольких смен названия в советские времена, набережной всё-таки вернули её историческое имя — Пречистенская.

Вологда. Прогулки по Нижнему посаду

Эта набережная застроена в основном каменными домами, многие из которых имеют историческое значение в судьбе города.

Вологда. Прогулки по Нижнему посаду

Три моста через реку Вологда соединяют её противоположные берега. По пешеходному Красному мосту переходим с набережной VI армии (Заречье) и оказываемся на Пречистенской набережной в Нижнем посаде.

И первое, что мы видим — писающую на столб собачку. Скульптуру, конечно.

Вологда. Прогулки по Нижнему посаду

Но не на собачку должен правильный путешественник обращать своё внимание, а на этот самый столб, так как это — памятник электрическому фонарю. Посвящен он 100-летию электрического освящения Вологды и был установлен в 2004 году, в том месте, где стоял первый фонарный столб.

Но в народе его всё равно называют памятником писающей собачке, так как именно она сначала бросается в глаза, а потом уже обращаешь внимание на какой-то столб.

Вологда. Прогулки по Нижнему посаду

Пройдя от моста чуть дальше, по улице Зосимовская, вы увидите два здания в красном цвете, стоящие друг против друга. Информации об этом красивом доме, я не нашла. На первом этаже располагается кафе, выше — различные учреждения.

А вот напротив него — Вологодский областной театр кукол «Теремок».

Вологда. Прогулки по Нижнему посаду

Вот кто бы мог подумать, глядя сейчас на это здание, что когда-то это была Церковь Зоси́мы и Савва́тия Солове́цких. Православная церковь, построенная в стиле нарышкинского барокко в 1759–1773 годах. В советское время она была закрыта, а позднее сильно перестроена, и сейчас только кое-где просматриваются элементы бывшей церкви.

Эта церковь тоже из раздела «утраченное наследие». Сколько же такого наследия в Вологде! Как, впрочем, и по всей России…

На этом завершаю прогулки по Вологде, которая оставила очень приятные впечатления. Эта фотография без всяких слов выражает моё отношение к городу, да и всей Вологодчине.

Вологда. Прогулки по Нижнему посаду

Признание в любви к городу находится в сквере возле железнодорожного вокзала.

Сам же вокзал тоже можно назвать достопримечательностью Вологды. Построенный ещё в 1907 году, он был свидетелем многих событий. Интересно, что на протяжении своего существования, вокзал регулярно менял свои цвета. Первоначально, до революции это было тёмно-коричневое здание с зелёными крышами. А сейчас он встречает гостей города в красно-белом цвете — нарядный и привлекательный.