Турист Валентина Марченко (val-mar)
Валентина Марченко
была сегодня 1:15

Вологда — Россия Июль 2023

«В Вологде-где-где-где, в Вологде где
В доме, где резной палисад…» — неслось ото всюду в конце прошлого века. Песня про черноглазую девушку и резной полисад в исполнении Песняров была хитом в те времена.

Вполне возможно, что название этого города я впервые и услышала в этой песне, а может и нет… давно это было. Но как далека тогда была эта Вологда для юной девушки с Дальнего востока (меня, то есть), и интереса к ней не было ни какого.
Совсем другое дело сейчас. Вологда стала популярным направлением у туристов.

Вологда. Прогулки по Заречью

Начитавшись рассказов и насмотревшись привлекательных фото, заинтересовалась Вологдой и я. И вот, в июле я побывала в этом северном городе.
Север почувствовала на себе: только в первый день моего пребывания было тепло и солнечно, а во все остальные дни — не больше 12 тепла и ветер. На небе — тяжёлые свинцовые тучи, казалось, вот-вот на город обрушится ливень, но обошлось непродолжительным, мелким дождичком.

Поскольку гостиница «Саквояж», в которой я проживала, находится на левом берегу реки Вологда, то свой рассказ о городе и начну с этого района, который называется Заречье.

Вид на Заречье с колокольни.
Вологда. Прогулки по Заречью

Вероятно, этот район не самый популярный у туристов, так как здесь нет особо знаковых достопримечательностей. Кремль, Софийский собор и колокольня, площади, скверы, музеи и театры, красивые каменные дома — всё это на другой стороне реки, в историческом центре города.

Но если вы в Вологде не один день, а поселились в центре (Городе), то не поленитесь, перейдите Октябрьский или Красный мост, прогуляйтесь по набережной VI армии. С неё открываются красивые, открыточные виды противоположного, правого берега: Софийский собор и колокольня

водонапорная башня.

Вологда. Прогулки по Заречью

А любоваться отражением в реке красивых домов, стоящих на противоположной Пречистенской набережной, можно бесконечно.

Официальной датой основания Вологды принято считать 1147 год. Заречье же сложилось гораздо позднее остальных частей города, в веке XVII. Это был бедняцкий район и застроен лишь отдельными деревянными строениями. В дальнейшем в Заречье возводились многочисленные каменные и деревянные дома, приусадебные и хозяйственные постройки, храмы и общественные сооружения.

Вологда. Прогулки по Заречью

Наиболее парадный облик приобрела набережная, где сосредоточились главные здания Заречья, составлявшие «лицо» города. Когда-то она называлась Дмитриевской, сейчас это набережная VI армии.

Набережная VI армии.
Вологда. Прогулки по Заречью

Длина набережной — 6 километров и это самая длинная улица в Вологде. На ней располагаются деревянные и каменные дома, бывшие когда-то купеческими особняками. Какие-то из них хорошо отреставрированы, а есть и в плачевном состоянии.

Набережная VI армии.

В отреставрированном здании постройки 1786 года, которое является сейчас объектом культурного наследия федерального значения располагается сейчас отель «Саквояж» (мой отзыв о нём здесь).

Бутик-отель Саквояж

Соседнее с отелем здание в стиле классицизма — Дом Масленикова. Дом построен в 1780-х годах голландской конторой. Затем им владели вологодские купцы. Какое-то время дом звался Домом почтмейстера, здесь располагались почтовая контора и квартира почтмейстера. Дольше всего здание занимала известная в городе семья купцов Масленниковых.

Сейчас в нём располагается детский морской центр «Меридиан».

Вологда. Прогулки по Заречью

В центре города противоположные берега реки Вологда соединяют два моста: Октябрьский и Красный. Мост имени 800-летия Вологды находится дальше.

Красный мост — пешеходный. Когда-то на его месте был деревянный мост постройки 1918–1921 годов. В 1970 году его разобрали и построили вот это некрасивое (на мой взгляд), совершенно простое, без затей железобетонное сооружение.

Вологда. Прогулки по Заречью

Возле моста в Заречье находится галерея современного искусства «Красный Мост».
Собрание галереи знакомит с произведениями художников разных поколений рубежа ХХ и ХХI веков.

Вологда. Прогулки по Заречью

Обязательно перейдите по мосту на другую сторону, чтобы увидеть вот этот арт объект.

Нет-нет, это памятник не писающей собачке, а первому в Вологде фонарному столбу. Сам фонарь висит высоко на столбе. Покажу этот памятник целиком в следующем рассказе о Вологде.

Октябрьский мост, построенный в 1928–1931, более изящный. Он автомобильно-пешеходный и соединяет улицу Чернышевского в Заречье с улицей Сергея Орлова в Центре.

Октябрьский мост

На набережной, рядом с Октябрьским мостом стоят две церкви Дмитрия Прилуцкого на Наволоке.

Вологда. Прогулки по Заречью

Название закрепилось за комплексом по холодной пятиглавой церкви Димитрия Прилуцкого.

А тёплая — это одноглавая Успенская церковь с колокольней.

Вологда. Прогулки по Заречью

Они стоят вплотную друг к другу на низком берегу реки Вологды («на́волоке»). Церковь возведена в 1651 году и является одной из первых каменных церквей Вологды.
Холодная церковь Димитрия Прилуцкого была расписана в фресковой технике в 1721 году.
Каждый день я проходила мимо этих церквей, они рядом с отелем, в котором я проживала. Церковь Дмитрия Прилуцкого почти всегда закрыта по причине плохого состояния, открыта только во время службы, и не каждый день. Я как-то попала туда во время службы. Роспись стен в ней ошеломительная, но фотографировать во время службы я не решилась.

А в Успенской церкви мне удалось сделать фотографии.

Вологда. Прогулки по Заречью

Далее по набережной, напротив кремля — Церковь Иоанна Златоуста (также называемая Жён Мироносиц) конца XVII века — одно из самых древних каменных построек Вологды. Её построили, по некоторым источникам в 1664 году на бывшем основании деревянной Церкви Жён Мироносец (Жёны Мироносицы первыми пришли почтить память воскресшего Иисуса Христа).

Вологда. Прогулки по Заречью

Церковь находится напротив Софийского собора. На втором этаже частично сохранились фрески и лепнина, характерные зодчеству второй половины XVII века. В начале XX века приход церкви был одним из самых малочисленных в Вологде, что послужило одним из аргументов закрытия церкви в 1930 году.

Закрывшийся храм отдали под нужды военного ведомства, в нём разместился склад. В начале 2000-х годов церковь возвращена верующим. В 2010 году возобновились работы по восстановлению храма.

Вологда. Прогулки по Заречью

Недалеко от неё — Церковь Сретения Господня привлекает внимание своим нарядным, декоративным обликом. Построена в 1731–1735 годах.

Псевдоготические верхние ярусы колокольни вместе с её шпилем и двумя крыльцами появились во время перестройки храма в 1830-х годов. Церковь Сретенья была закрыта 30 января 1930 года. Долгие годы в ней располагалось общежитие. Сейчас она является объектом культурного значения федерального значения, и как видно, находится в состоянии неспешной реставрации.

Вологда. Прогулки по Заречью

Рядом с церковью расположен двухэтажный особняк дворцового типа, построенный в стиле барокко. Этот дом был построен на набережной Вологды в 1777 году, о чём свидетельствует дата на его фасаде — цифры на постаментах четырёх пилястр. В следующем столетии его приобрёл потомственный почётный гражданин, купец Тимофей Колесников. Он подарил здание городу, потребовав, чтобы здесь открыли бесплатный ночлежный дом.

Вологда. Прогулки по Заречью

Заведение для «босяков» начало свою работу 17 октября 1889 года. Второй этаж был разделён на женскую и мужскую части с отдельными туалетными комнатами. Летом в ночлежку пускали с 20:00, зимой — с 18:00, пьяным вход был воспрещён. Наружные двери закрывались до 22:00, а в 6 утра обитатели ночлежного дома вставали по звонку и покидали учреждение. На первом этаже дома была оборудована столовая для бедняков.
С 1917 года в здании ночлежного дома работало управление военторга.

В 1994 году губернатор региона выпустил постановление об открытии учреждения «Вологодский дом ночного пребывания», которое было решено разместить в бывшем здании ночлежки. Сейчас здесь работают женское и мужское отделение на 10 и 30 мест соответственно.

Украшением набережной Заречья является изящный двухэтажный особняк адмирала И. Барша (набережная VI армии, 101). Построен в 1780-х годах, хорошо сохранил свой прежний облик (но несколько обветшал). В настоящее время в нём размещается Вологодский гарнизонный военный суд, и оно, конечно же, не доступно для свободного посещения.

Вологда. Прогулки по Заречью

Ну что же, прогулялись по набережной VI армии, теперь посмотрим, что есть интересного на улице Чернышевского, которая идёт сразу от Октябрьского моста. Первоначально она называлась Большой Архангельской, так как выходила на Архангельский тракт, а в 1918 году была переименована в улицу Чернышевского.

ул. Чернышевского

Так как улица сформировалась в конце XVIII — первой половине XIX века в соответствии с Планом Вологды 1781 года, на ней осталось немало интересных зданий той эпохи в хорошем состоянии и не очень.

Вологда. Прогулки по Заречью

Одноэтажный особняк слева — Дом Зернова, редкий пример деревянной торговой лавки. Здание было построено в 1913 году, позже оно перешло в собственность некого гражданина по фамилии Зернов, чьё имя за ним и закрепилось.
Одноэтажный дом с мезонином привлекает своим необычным деревянным декором в стиле модерн.

Слева - «Дом Дяди Гиляя», рядом с ним - Дом с лилиями.

Сейчас это — «Дом Дяди Гиляя», литературная резиденция вологодских писателей. Был открыт в феврале 2015 года к 160-летию со дня рождения Владимира Гиляровского. На месте дома Зернова когда-то стоял дом, где писатель (родился в 1855 году в Вологде) провёл свое детство.

Рядом — Дом-музей купца Черноглазова «Дом с лилиями». Дом Черноглазова был построен во второй половине XIX века и является памятником деревянного зодчества в стиле модерн. В разное время им владели представители дворянского сословия, купечества, мешанства.

Вологда. Прогулки по Заречью

Деревянные двери дома декорированы изящными лилиями, потому он и называется «Дом с лилиями».

С приходом советской власти здание было национализировано, и долгие годы в нём располагалась аптека. В начале 2000-х годов здание окончательно обветшало и было выставлено на торги. Его приобрёл частный инвестор, владелец сети цветочных магазинов «Лара 24» Г. П. Якимов.

За счёт собственных средств он провёл комплексную реставрацию здания. Честь и хвала этому человеку! Немного таких в современной России, к сожалению.

Реставрация была проведена на таком высоком уровне, что в 2017 году Дом Черноглазова получил диплом всероссийской премии в области деревянного домостроения Архиwood в номинации «Реставрация».

Сейчас основная роль дома — это круглосуточный цветочный магазин и школа флористики, музей же, в котором представлена коллекция различных предметов, найденных в ходе реставрации, работает на нерегулярной основе, по запросу посетителей.

Вологда. Прогулки по Заречью

На улице Гоголя сразу привлекли внимание красные, как мне показалось, свежевыкрашенные домики в тадиционном вологодском стиле. Балкончик, резные украшения и даже посад (правда, железный, не очень аутентичный) присутствуют.

Подумалось — новодел (сейчас таких в Вологде много. Строят крипичное здание и стилизуют его под старину, путём облицовки деревянными досками). Но нет, на доме висит табличка, указывающая на его статус.

Вологда. Прогулки по Заречью

Дальше, по улице ещё один интересный дом с аналогичной табличкой.

Жилой дом (деревянный) XIX век, объект культурного наследия федерального значения.

На улице Гоголя возвышается храм Святителя Николая Чудотворца во Владычной слободе.

Вологда. Прогулки по Заречью

Эта местность издревле принадлежала вологодским архиепископам. Храм возведён «посадскими людьми» в 1669 году и является одним из древнейших, сохранившихся в городе памятников. Несмотря на дальнейшие перестройки храма, он выглядит монументально и величественно, что было характерно для ряда вологодских храмов середины XVII века, во многом подражавших Софийскому Собору.

Украшение во дворике православной воскресной школы, что напротив храма.

Величественные купола церкви Николы хорошо видны и с противоположного берега.

Вологда. Прогулки по Заречью

В левобережной части города, в микрорайоне Прилуки находится Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь — одна из древнейших святынь Вологды. Был основан Дмитрием Прилуцким (учеником Сергия Радонежского) в 1371 году.

Монастырь действующий, в нём надо побывать обязательно как верующим, так и любопытствующим туристам. Тем более, что к нему просто доехать на городсом автобусе.

Вологда. Прогулки по Заречью

Ну, а если вы будете в Вологде в летнее время, то советую совершить часовую прогулку на кораблике по реке. Получите массу удовольствий от неспешного созерцания правого и левого берегов маленькой речушки Вологда.

Причал находится, опять-таки, на левом берегу, в Заречье, недалеко от гостиницы Саквояж. Так что, район Заречье никак нельзя игнорировать.

Вологда. Прогулки по Заречью

На этом заканчиваю прогулку по Заречью. Не скажу, что я исходила этот район вдоль и поперёк. В основном мои прогулки были по набережной, вдоль реки и улицам, прилежащим к моей гостинице. Но и цели — увидеть непременно всё не было, ведь в Вологде и её окрестностях столько всего интересного.