Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была сегодня 16:25

Якутск — Россия Август 2023

Первый рассказ был посвящен истории Якутска и республики. Теперь можно посмотреть как живет город сегодня. Мы жили на улице Пояркова. Улица названа в честь Василия Даниловича Пояркова (1597–1668), возглавившего в 1643 году первую труднейшую экспедицию на Амур, которая продолжалась 35 месяцев. Улица Пояркова одна из центральных улиц города. Как раз напротив нашего дома находится самый северный цирк в мире.

Здание цирка в виде бриллианта построено в 2004 году. Здесь есть своя труппа, созданная в 1994 году на базе синтез-театра «Ойуун», которой руководили Марфа и Сергей Расторгуевы, имя которых сейчас носит цирк. Сначала цирковая труппа выступала в переделанных производственных мастерских. Перед цирком скульптура акробатов.

Дальше по улице спортивный комплекс «Модун».

Якутск двадцать первого века

Модун -это мужское якутское имя, которое означает «могучий мужчина». Для того чтобы мужчины были могучими в Якутске созданы все условия. Для взрослых и детей здесь работает более двух десятков спортивных учреждений. Есть спортивные комплексы «Триумф», «Самородок», «Дохсун», «Стерх». Через несколько дней мы проходили мимо спорткомплекса «Триумф» и плавательного бассейна «Чолбан».

Якутск двадцать первого века

На перекрестке улицы Пояркова и Кирова, напротив памятника Дежневу в 2014 году установлен памятник Исидору Никифоровичу Барахову (1898–1938). И. Н. Барахов участник Гражданской войны, один из основателей якутской автономии, был репрессирован в 1938 году.

На стене, символизирующей юрту, написано «Выдающемуся политическому деятелю». Памятников с подобными надписями в Якутске несколько. В районе Старого города три памятника поставлены политическим деятелям Якутии, участвовавшим в создании АЯССР, которые также впоследствии были репрессированы.

Памятник Степану Максимовичу Аржакову ( 1890-1942)

В 1922 году отмечалось 100 лет создания автономии.

На улице Кирова привлекает внимание здание с росписями.

Якутск двадцать первого века

В этом доме расположено общежитие.

А напротив находится здание самой важной фирмы Якутии — АО Алмазы Анабара.

Якутск двадцать первого века

В Республике Саха добывается 90% российских алмазов, при том, что алмазы России занимают 30% мирового рынка. Первое месторождение алмазов нашли в Якутии в 1954 году. Открыла месторождение геолог Лариса Анатольевна Попугаева (1923–1977). Установлено, что в России 22% общемировых запасов алмазов.

Мы посетили уникальную Сокровищницу Республики Саха. Впечатление незабываемое. Фотографировать нельзя совсем… Хороши и алмазы, и удивительные работы якутских ювелиров. Особенно запомнились золотые изделия, выполненные из проволоки. Как сказала экскурсовод, из 1 г золота получается 3 км тончайшей золотой проволоки.

За зданием фирмы Алмазы Анабара расположен большой торговый центр, названный в честь долины, на которой расположен Якутск, Туймаада.

Торговых центров в городе множество.
Якутск двадцать первого века

«Туймаада» называется ансамбль, который работает в Детском музыкальном колледже.

Якутск двадцать первого века

На улице Пояркова еще одно заведение для детей.

Дворец детского творчества

Улица Кирова приводит к центральной площади города — площади Ленина.

Якутск двадцать первого века

На площади расположены центральный универмаг,

Художественный музей,

Якутск двадцать первого века

Дом Правительства. Площадь сейчас на реконструкции, Дом Правительства огорожен забором. Подруга сказала, что на площади перед Домом Правительства был памятник Ленину, на время реконструкции его убрали. По плану здесь будут установлены 12 колонн, в виде священных коновязей сэргэ высотой по 13 метров, и сухой пешеходный фонтан. По размерам площадь Ленина в Якутске больше Красной площади в Москве.

Площадь любимое место отдыха, здесь много цветов, фонтан,

много гуляющих.

Молодежь даже позировала. Мы тоже запечатлелись на память.

Якутск двадцать первого века

За нами виден Дом Правительства, вернее дома, их даже два.

В первый же день мы дошли до другой большой площади города- площади Орджоникидзе.

Здесь тоже фонтан.

На площади установлен большой памятник поэту Ойунскому.

Якутск двадцать первого века

Платон Алексеевич Ойунский (1893–1939) — якутский поэт, писатель, филолог, основатель якутской литературы, общественный деятель. В 1939 году был репрессирован, умер в тюремной больнице.

Справа от памятника расположено здание Саха академического театра им. П. А. Ойунского.

Именем поэта названа улица, его имя носит аэропорт и Литературный музей.

По городу гулять не скучно, очень много оригинальных современных зданий.

Якутск двадцать первого века

Старинных зданий в городе мало.

Якутск двадцать первого века

Очень понравилось, как вписали современное здание в историческую застройку.

Попадаются здания постройки середины XХ века.

Кинотеатр Центральный построен в 1942 году. Объект культурного наследия регионального значения.

Здание бывшего Дома Минфина ЯАССР по улице Кирова, построенов 1952 году, в 2005 признано памятником архитектуры

Таким  является и здание Русского драматического театра имени Пушкина, которое построено в 1954 году.

Якутск двадцать первого века

Русский драматический театр в Якутске основан в 1891 году.

На площади Дружбы находится Государственный театр оперы и балета, образованный в 1971 году.

Якутск двадцать первого века

На здании театра портрет первого президента республики Николаева Михаила Ефимовича (1937–2023), прощание с которым проходило в оперном театре 7 августа 2023 года.

На площади Дружбы установлен памятник одному из первых писателей Якутии А. Е. Кулаковскому (1877–1926)

Якутск двадцать первого века

Памятников в городе очень много. В республике очень ценят и помнят знаменитых уроженцем этих мест, которые много сделали для процветания своей родины.

Памятник академику Владимиру Петровичу Ларионову (1938-2004) Первый академик из народа саха, доктор технических наук. Памятник установлен в сквере на проспекте Ленина

На площади Дружбы находится здание Якутского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук. Здание в стиле сталинского ампира построено в 1955 году.

Якутск двадцать первого века

В городе расположено несколько озер. Озеро Талое находится прямо в центре города, это прекрасное место отдыха.

Якутск двадцать первого века

На набережной озера работает парк аттракционов «Обнаженные сердца».

Из-за того, что город расположен в зоне вечной мерзлоты, а лето жаркое, строительство зданий ведется по особой технологии. Под Якутском толщина мерзлого слоя больше двухсот метров, а летом грунт оттаивает на 1,5–2 метра. Дома устанавливают на сваях, чтобы тепло от дома не нагревало грунт. Между грунтом и низом дома расстояние не менее метра, а сваи имеют глубину от 6 до 12 метров, и закреплены в мерзлом слое. Так строят дома с 1935 года. Сейчас частично сваи декоративно прикрывают.

Еще одна особенность города на вечной мерзлоте — это трубы теплоснабжения и водоснабжения. Все трубы и другие коммуникации идут по верху и, конечно, это не очень красиво, вернее, совсем некрасиво.

Моя подруга Надежда больше трех десятков лет прожила когда-то в Якутске, так она сказала, что совсем не замечает эти трубы. Трубы, провода, столбы и рекламы даже больше, чем у нас в Екатеринбурге. Но, суровая необходимость! А вот озеленить город надо бы! Надежда рассказала, что когда они приехали в Якутск в 1976 году, деревьев на улицах совсем не было. Сейчас деревья появились, но под деревьями разнокалиберная некошеная трава, даже на улице Кирова, рядом с центром. Русские научили якутов выращивать цветы и овощи, раньше они вообще ничего не выращивали. Местные огурцы и помидоры на Крестьянском рынке стоят совсем недорого, от 60 до 100 рублей. А вот морковь почему-то очень дорогая (170–250), видимо моркови не нравиться углубляться в эту мерзлотную почву.

Как я уже рассказывала, Якутск встретил нас дымом от лесных пожаров, в первый день была просто дымовая завеса. Частые дожди помогли утихомирить пожары, стало менее дымно. Такие нужные Якутску дождики часто нас сопровождали, то короткие, то моросящие. В самый сильный дождь мы поехали смотреть 203-й микрорайон. (Большинство районов в Якутске под номерами.) Ну, не пропадать же дню! Тем более, что дочь подруги Наташа, посоветовав посмотреть новый микрорайон, отыскала для нас запасной зонт, под которым мы вдвоем и прятались от дождя. Фотографии в этот день совсем никакие, но все-таки информацию можно получить. Удивительно, что в таких тяжелых для строительства условиях, строят высокие и красивые дома. Мы прошли только по улице Суоруна Омоллона до ее пересечения с улицей Ларионова.

В последний день моего пребывания в Якутске мы поехали в речной порт. Когда город на реке, то надо увидеть порт. Река Лена в районе Якутска имеет протоки и до большого русла реки от города довольно далеко. Речной порт на современном месте работает с 1966 года, он построен на протоке, которая называется Городской. Городская протока отделена от основного русла реки Лены островом Малый Хатыстах. Перед строительством порта построена дамба и фактически протоку превратили в залив. В порту большое количество кранов, летом сюда приходит много грузов, потому что порт — основное место снабжения Якутска. Но снабжение обходится дорого, цены на многие продукты в магазинах почти в два раза выше, чем у нас на Урале. Здание Речного вокзала построено в 1972 году.

Якутск двадцать первого века

К сожалению здание на реконструкции. Для обслуживания пассажиров работают причалы.

На отдельном причале производится посадка на катер до Нижних Берестях. Продается единый билет на речной-авто-ж/д транспорт. От станции Нижний Берестях ходит поезд до Иркутска. Жители Якутска давно мечтают о мосте через Лену, но пока эти мечты далеки от реальности.

Посмотрев на речной порт мы поехали смотреть паромную переправу. Это оказалось очень далеко, а от остановки надо было еще пройти пешком. Доброжелательный водитель автобуса совершенно за просто так привез нас прямо на переправу. Никуда, видимо, не торопился, а в автобусе на конечной остановке мы остались одни.

Интересно было наблюдать как грузятся фуры и автомобили на паром.

Очередь из транспорта на погрузку очень длинная.

Трап паром увозит с собой, сама переправа никак не оборудована.

Якутск двадцать первого века

Все паромы идут отсюда до причала Малый Берестях, откуда есть и железнодорожный транспорт, и автодорога. Снабжение города невозможно осуществить без переправы.

Порт посмотрели, паромную переправу посмотрели, по Лене на катере покаталась, когда ездила на Ленские столбы. Посетили четыре интересных музея. Планировала еще побывать в музее мамонта, но он оказался временно не работающим. Жаль…Но, все-таки с таким далеким Якутском познакомилась, было интересно.