Турист Dove (Dove)
Dove — была 20 марта 22:13
Люблю Крым, особенно Восточный. Степи, простор, ветер и солнце.

Абрау-Дюрсо — Россия Сентябрь 2023

Прежде, чем выдвинуться к нашей следующей точке отпускного маршрута — поселок Кабардинка, решили мы сделать петлю на маршруте и заехать с ознакомительной экскурсией в город Абрау-Дюрсо. Сказано — сделано. Поехали. Ехали из Новороссийска. Дорога хорошая, виды из окна прекрасные. Расстояние примерно 30 км. Ехали минут тридцать.

Море — это уже повод для путешествия. Часть вторая

Город Абрау-Дюрсо — так он любит себя называть. Не поселок, а именно город. Город состоит из двух разных поселков, которые относятся к Новороссийску. Они расположены очень близко друг к другу. Разделяет их невысокий перевал. Абрау (в одном переводе — небо, в другом — обрыв) размещается на берегу озера с таким же названием, а Дюрсо названо по названию реки (перевод — четыре воды) и размещается на побережье Черного моря. Местность очень живописная: долины, реки, виноградники.

Мы приехали сюда на экскурсию — на завод шампанских вин. Он функционирует почти полтора века и на сегодня это уже туристический центр. Сто пятьдесят лет. Это много или мало? Для российского виноделия — солидная история. Своим долгожительством Абрау-Дюрсо обязана — гению места. Уникальная экосистема озера и. люди, очень талантливые люди.

Все экскурсии на винодельни очень похожи между собой. План экскурсии однотипный.

В данном случае — это три эпохи. До революции. Советский период и сегодняшний день.

1. Зарождение виноделия и его основоположники.

Император Александр II велел учредить винодельческое хозяйство (1870 г.), Первый Агроном — Федор Иванович Гейдук. В его честь названо село с немного измененным названием на местный манер — Гайдук — тоже округ Новороссийска. Именно он заложил первые виноградники и привез из Европы селекционный материал: белый рислинг и красный португизер, а из Крымы — совиньон и алиготе. Первый урожай был собран в 1877 г. С этого года и началось виноделие.

Море — это уже повод для путешествия. Часть вторая

Через одиннадцать лет, в 1891 году уже Лев Голицын был назначен главным виноделом. Он считал, что в России рациональное виноделие возможно лишь при условии культивирования в каждом хозяйстве строго определенного сорта винограда, если для каждого района будет свой тип вина, а не смесь сортов, которые обезличивают вино.

В 1905 году это место занял Виктор Дравиньи. Он довел до совершенства классический метод производства шампанского.

2. 1917 г.

А затем грянула революция и на смену имперскому прошлому пришла неизвестность (пытаюсь писать корректно).Винодельня была национализирована. Только к 1920 году стало понятно, что вот теперь-то вино для миллионеров должно стать вином для миллионов.

Большая заслуга в этом принадлежит Антону Михайловичу Багрееву. Основатель технологии ускоренного производства игристых вин.

3. 1941 г.

В 1941 году все хозяйство рухнуло. Завод эвакуировался, специалисты разъехались. Все, что не вывезли — немцы взорвали.

В 1945 году был разработан грандиозный план восстановления завода и в 1950 году завод работал в полную силу и был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

4. 1985 г.

Вот беда. В реализации мер по борьбе с пьянством сильно пострадали все винодельческие хозяйства на территории бывшего СССР. Девяностые годы были тяжелыми для всех и, в результате, к началу 2000 года Абрау-Дюрсо утратил около половины всех виноградников и находился на грани исчезновения.

5. Возрождение.

В 2006 году Абрау-Дюрсо приобретает группа SVL (Борис Титов). Начался новый виток развития винодельни. И не только ее. И поселок стал развиваться. Появились музеи, рестораны, отели.

в 2010 году вина уже были представлены на дегустации в Лондоне.

В 2014 году — статус — поставщик Олимпийских игр.

В 2018 году помимо игристых вин, Абрау начинает выпускать тихие вина. Вернее даже наоборот. Тихие вина были всегда. Из низ и делали игристое. А теперь они стали самостоятельной единицей. Премиальные вина -Рислинг и Каберне. Заслуга винодела Алексея Сидоренко.

В 2020 году в честь своего 150-летия Абрау-Дюрсо увеличил десятикратно выпуск своей продукции по сравнению с 1980 годом.

Сейчас Абрау-Дюрсо это не одно предприятие, а группа компаний: французский шампанский дом Château d`Avize, донская «Винодельня Ведерниковъ» и в ближайшем времени — агрофирма «Юбилейная».

Экскурсия нам понравилась. Недолгая, не более часа. Емкая по материалу и приятная по его подаче.

Море — это уже повод для путешествия. Часть вторая

Прикупив на выходе с экскурсии бутылочку игристого премиального, мы пошли осматривать окрестности.

05 августа 2023 г. на площадке Абрау-Дюрсо проходил музыкальный фестиваль Light Weeke — в честь для рождения игристого вина. Некоторые инсталляции так и остались от праздника.

Море — это уже повод для путешествия. Часть вторая

Полюбовались на озеро, на фонтан посреди озера, на домики для уток.

И поспешили к машине. Впереди нас ждал поселок Кабардинка. Тоже пальцем в небо, но не теряем надежды на лучшее. Стихийный отдых продолжается.

Едем через Новороссийск, через его Восточный район. Вся промышленная часть города: морской торговый порт, железнодорожная станция, судоремонтный завод, цементные заводы.

Время в дороге — примерно час. Едем извилистой дорогой, которую называют Новороссийский серпантин. На 12 километре трассы останавливаемся.

Море — это уже повод для путешествия. Часть вторая

Памятник морякам революции. Через дорогу — смотровая площадка. С нее открывается вид на бухту, на город и на поселок Кабардинка.

Но не это меня привлекло на это место. Скульптор Цигаль Владимир Ефимович. Его участие есть и в этом памятнике и в Мемориале Малая Земля. Его творчество это эпоха в художественной культуре. Начал свой путь фронтовым художником действующего Черноморского флота. Он своим искусством соединил столетия. Скульптор-монументалист.

«Нужно место, куда можно принести свою любовь, печаль и память… Память будоражит душу», — говорил он.

Читайте о нем — это интересно и его три книги под общим названием «Не переставая удивляться».

Вот так, при выезде из города я отдала дань памяти этому великому человеку, остановившись у памятника Морякам революции.

Поселок Кабардинка расположен в береговой линии Цемесской бухты. Но цель нашего путешествия — это территория искусства — Старый парк в Кабардинке. Это какое-то рукотворное чудо, созданное талантливым альтруистом во имя и для людей.

Его имя — Александр Иванович Алексеев — писатель, журналист, историк, скульптор. Живет в поселке с 1990 года.

Цель создания парка — соединить на одной, относительно небольшой территории, все то, что противоречит друг другу в историческом и культурном контексте. Это готический фонтан и православный храм. Это японская часовня и египетская пирамида.

Море — это уже повод для путешествия. Часть вторая

Знакомьтесь, вот он, автор красоты под названием Старый парк. Человек с филологическим образованием. Научившись самостоятельно работать с мрамором, создал САМ бюст Вольтера — свое первое творение. В течение десятилетия скульптор-самоучка осваивал навыки новой профессии и открыл в себе талант творить — без эскизов, пользуясь мастерством объемного виденья. Так и родился проект парка, как территории просвещения. Но ведь нужны же были и деньги. Александр Иванович с сыновьями брали заказы: делали фонтаны, скамейки, брались за облицовку зданий. Собрали начальную сумку и начали разрабатывать участок под парк. Парк требует постоянных вложений и поэтому до сих пор команда Алексеева занимается благоустройством курортных зон.

Я «весь рот открыла от удивления», попав на территорию парка и, далее, часа два ходила-бродила под впечатлением. Как такое вообще могло прийти в голову одному человеку. Соединить несоединимое и объять необъятное.

Море — это уже повод для путешествия. Часть вторая

Территория парка чуть более одного гектара (бывшая ферма).Поделена на тематические зоны. Архитектурные формы дополнены удивительными растениями: и кедрами и березами и олеандрами и липами и пальмами.

Древний Египет — это загадочный сфинкс.

Море — это уже повод для путешествия. Часть вторая

Древнегреческая культура — Храм Зевса. Мой любимый архитектурный стиль — классицизм в парке представлен цветочными вазами и фонтанами,

а также красивой беседкой-ротондой.

Море — это уже повод для путешествия. Часть вторая

Архитектура Средневековья — мрачная эпоха — Дозорная башня с арочным мостом. На вершину башни ведет винтовая лестница. Здесь самая темная часть парка. Деревья очень разрослись и тень плотная.

Готика — это фонтан у входа в парк. Японский уголок — часовенка и прудик с золотыми рыбками.

Море — это уже повод для путешествия. Часть вторая

Музеи: Дом Кавказа и Дом Востока.

И Театр Старого парка. От него невозможно отвести глаз. Очень красиво и вычурно. Здание выполнено с применением рельефов.

Море — это уже повод для путешествия. Часть вторая

Это не банальная достопримечательность Кабардинки, это дивный архитектурный уголок, ландшафтный центр. Чтобы осмотреть все красоты и целого дня не жалко. На улице была жара в 32 градуса, а в парке было прохладно, деревья создавали приятную тень. Тихонько журчали фонтаны. Посетители не торопились покидать парк. Маленький оазис. Это место, где гармонично скомбинировались мировые культуры, цивилизации и эпохи.

Мне понравился старый вяз, который в силу возраста стал клонится к забору, к земле, но его не спилили, а в заборе сделали большое отверстие и он теперь растет на двух территориях. Основание в парке, а крона на территории санатория Жемчужина, который поделился с парком своей бесхозной землей размером в 0,5 га.

Море — это уже повод для путешествия. Часть вторая

Как объект туристического назначения, парк стал работать с 2008 года. Финансирование из муниципального бюджета не осуществляется. У владельца еще много творческих задумок. Через несколько лет приедем в гости в Кабардинку и может быть окажемся в разных пространствах. Удачи желаем Старому парку в своем дальнейшем развитии. Пусть парк радует каждого, кто увидит это место.

Насыщенный по впечатлениям у нас получился день: и Абрау-Дюрсо и Парк в Кабардинке. Начинаем двигаться к месту дислокации на следующие три дня.

Село Береговое надежно спряталось от северных ветров за горами, за лесами. Место для спокойного отдыха. Мы его выбрали по рекомендации наших знакомых, отдыхающих здесь в летний период. Расстояние до моря примерно 4 км. Исходя из этого, аренда жилья тоже в разы меньше, чем в Кринице, которую мы выбрали в качестве места для купания. В селе огромное количество фруктовых садов и пасек. Очень живописно. В крайний день, перед отъездом, меду мы прикупили.

Через село протекает река Пшада. Мы ходили на нее смотреть — как раз за нашим арендованным домом. Не широкая, но красивая и чистая. Мы ее рассматривали, как вариант сплава на сап-бордах до моря, до Криницы, но не срослось. На пути следования шло строительство новых строений и проход был закрыт.

Море — это уже повод для путешествия. Часть вторая

Дорога на машине от Береговое до Криницы — не более 5 минут. Дорога в хорошем состоянии, указатели есть, поэтому заблудиться невозможно. Машину можно оставить на бесплатной стоянке до входа-въезда в спортивно-оздоровительный лагерь «Криница» или же оплатив охране 200 рублей, заехать внутрь и оставить машину в тенечке на целый день. Мы пользовались обоими вариантами, в зависимости от планов на день: просто искупаться или еще и поваляться на солнце и сделать заплыв на сапе.

Пляжи в Кринице, конечно, шикарные. Муниципальный и так называемый «детский» или «центральный». Мы заходили на пляж через лагерь и попадали на муниципальный. К пляжу идти немного с горы и обратно немного в гору. Не утомительно, минут пять неспешным шагом.

Море — это уже повод для путешествия. Часть вторая

Если проголодаетесь, то можно вкусно перекусить в буфете лагеря. Главное административное здание. Столовая у них для проживающих, но можно за 200р. купить пропуск на несколько дней и питаться в столовой. А можно и в буфете. Это уже для остальных отдыхающихся и купающихся или просто мимо проезжающих. Мы попробовали все варианты. Очень рекомендую.

Если сравнивать все знакомые мне пляжи, то пляж в Каче и море в Каче остается на первом месте. Второе место занимает пляж и море в Орджоникидзе. И почетное третье место я отдаю пляжам и морю в Кринице. Купались до одурения и выходить не хотелось. Уходили на сап-досках за буйки и возращаться не спешили. Ныряли вместе с дельфинами (они подходили очень близко к берегу). Уставшие и счастливые уже ближе к вечеру возращались в Береговое. Через магазин.

Херес сухой Ореанда массандровский был нам другом и товарищем по вечерам. И чурчхела. Вот оно, как счастье-то выглядит, оказывается.

Море — это уже повод для путешествия. Часть вторая

Вот и закончилась неделя нашего летнего отдыха. Труба зовет домой, в Москву. В крайний день мысли уже начинают крутиться совсем не отпукные. Значт все, отпуск закончился. Долгими зимними вечерами будем прорабатывать новые маршруты отдыха: сначала лыжного зимнего, а потом морского летнего.

Едем домой. Пора. Спасибо Черному морю и Азовскому морю за эту неделю прекрасного отдыха. Пусть и немного ленивого. Приятные воспоминия и впечатления увозим с собой. Монетку в море бросили, значит. вернемся.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия