Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был 26 апреля 17:51
Ура! У меня новая страна. Вторая в этом году.

Полоннарува — Шри-Ланка Декабрь 2015

История — это союз между умершими, живыми и ещё не родившимися. Эдмунд Берк

Средневековая столица Шри-Ланки

Находясь в центральной части Шри-Ланки тяжело было принять решение какой из древних городов, занесённых в список объектов ЮНЕСКО, мне хочется посетить больше.

К сожалению, на тот момент (а это был последний день индивидуального экскурсионного тура) временная возможность позволяла выбрать только одно историческое место: Анурадхапуру либо Полоннаруву.

Средневековая столица Шри-Ланки

Несколько минут я листал буклет с фотографиями и практически уже наугад ткнул пальцем в последний вариант. Туда мы сразу и отправились, тем более из города Дамбулла до объекта расстояние было ближе.

Полоннарува является вторым по счёту объектом ЮНЕСКО в стране. Всего в Шри-Ланке их восемь.

Средневековая столица Шри-Ланки

Средневековая столица Шри-Ланки (1070—1293 гг.) сегодня один из важнейших центров культурного наследия страны. На протяжение многих лет Полоннарува была резиденцией правителей Анурадхапуры, где они любили отдыхать, а так же скрывались во времена тамильских нашествий, одно из которых завершилось захватом северной части острова.

В 1070 году ланкийский король Виджаябаху I с успехом освободил Полоннаруву, изгнал захватчиков с острова и восстановил сингальский суверенитет.

Средневековая столица Шри-Ланки

В 1073 году он формально взошёл на престол в Анурадхапуре, но утвердил Полоннаруву административной столицей острова.

При правлении короля Паракрамабаху Великого (1153—1186 гг.) Шри-Ланка стала известна как одна из богатейших стран востока. Его философией было: ни одна капля, упавшая с небес, не должна попасть в море, не принеся пользу человеку.

Средневековая столица Шри-Ланки

Огромные силы и средства король направил на постройку сложной ирригационной системы в засушливом районе Полоннарувы и местность стала благоприятной для жизни людей.

По сей день сохранились искусственное озеро, каналы и бассейны.

Средневековая столица Шри-Ланки

Археологические раскопки, ведущиеся с начала 20 века, помогли увидеть остатки древнего города.

Развалины зданий, дворцов и монастырей производят незабываемое впечатление.

Средневековая столица Шри-Ланки

Но, главной достопримечательностью Полоннарувы является каменный храм Гал Вихара — самый знаменитый храм Шри-Ланки.

Четыре статуи Будды в различных позах высечены в гранитной скале и датируются XII веком. Несмотря на колоссальные размеры, скульптуры очень реалистичны.
Средневековая столица Шри-Ланки
Большой интерес представляет третья статуя, изображающая 7-ми метрового Будду в необычной позе со скрещенными руками на груди. Считают, что целью скульптора древности являлось желание подчеркнуть человечность Будды.
Согласно хроникам город включал в себя несколько тысяч домов с сотнями улиц. Двух и трехэтажные дома купцов, аристократов строились из кирпича, а средний класс и беднота жили в домах из глины и дерева. Строительство зданий из камня считалось привилегией короля и духовенства.
Средневековая столица Шри-Ланки

В центре города находилась терраса Зуба Будды. Главная дорога выводит через ворота города, откуда начинается территория монастыря Алахана Пиривена. Он построен на месте бывшего кладбища и включал в себя около 500 зданий.

Первый монумент монастыря Ранкот Вехера — самая высокая ступа Полоннарувы (55 м). Маленькая тропинка слева от ступы ведет к каменному бассейну Покуна для монахов. Монахи мылись сидя на ступеньках, погрузив ноги в воду. На самой высокой платформе комплекса находится Зал для молитв.
Средневековая столица Шри-Ланки
В дни новолуния и полнолуния монахи рассаживались на полу во главе с настоятелем, восседавшим на троне в центре зала, и повторяли строгие законы Ордена. Не убей, не лги, не укради, не прелюбодействуй, не пей — пять главных заповедей буддизма.
Среди главных зданий комплекса — храм Ланкатиляка.
Средневековая столица Шри-Ланки

Это самое высокое строение Полоннарувы с колоссальной 13-метровой статуей Будды (без головы).

Исторический комплекс мне очень понравился. Представляю какие эмоции он вызывает у людей, которые любят заряжаться энергией камней, космоса и т. п.

Средневековая столица Шри-Ланки

Что касается лично меня, то помимо статуй и изящных деталей, восторг здесь вызвали камни, поросшие мхом и другими различными растениями.

Некоторые объекты выглядят словно инопланетные корабли прилетевшие на Землю.

Средневековая столица Шри-Ланки

Всё это смотрится загадочно и мистически.

Иногда, специально обученные сотрудники освобождают от травы сильно заросшие поверхности.

Средневековая столица Шри-Ланки

Сложная работа и объём колоссальный.

Самым неожиданным для меня в Полоннаруве стала встреча с уже знакомой полигональной кладкой.

Средневековая столица Шри-Ланки

После Перу и Чили, Шри-Ланка стала третьей страной, где я смог лицезреть эту, до конца пока необъяснимую технику строительства объектов. Удивительно, расстояния между странами огромное, а технология в древности одинаковая.

Запомнились и несколько других достопримечательностей средневековой столицы.

Каменная Книга — удивительное сооружение, представляющее собой прямоугольный камень, на поверхности которого выбито более четырех тысяч знаков.

Средневековая столица Шри-Ланки

На камне написаны мантры, религиозные сказания и изречения Будды. Длина этой плиты составляет 8 метров, а ширина — 1.4 метра. Каменная Книга была создана по повелению короля Nissanka Malla, который правил с 1187 по 1196 год. Привезена из Михинтале — места рождения буддизма в Шри-Ланке.

Лунный камень — это полукруглая резная «ступенька», которая находится перед входом в знаменитый Каменный Храм. Он был возведен около XII века, тогда же был высечен из скальной породы и Лунный камень.

Средневековая столица Шри-Ланки
Ступенька имеет смысл порогового указателя, символизирующего переход из мирского пространства в священное и говорящего о том, что при входе в храм нужно оставить все греховные и низменные мысли.
Часовня Thuparama — это здание сохранилось лучше всех других религиозных памятников Старого города благодаря тому, что стены часовни имеют толщину в семь метров. Здесь хранятся старинные принадлежности необходимые для проведения ритуалов и статуя медитирующего Будды.
Средневековая столица Шри-Ланки
Башня Satmahal Prasada — это одна из самых старинных башен Шри-Ланки. Строение символизирует родство ланкийской и кхмерской архитектур. Подобные башни также существуют на севере Таиланда.

Некоторые из монахов проводили в башне много недель без еды, чтобы медитировать. На сегодняшний день башня заброшена и почти полностью поросла мхом. Но это совсем не уменьшило её величия и красоты.

Средневековая столица Шри-Ланки
Полоннарува — уникальное место, которое нельзя пропустить будучи в Шри-Ланке. Если вам не удалось случайно или намерено это осуществить в первой поездке, запланируйте историческую экскурсию во время второго путешествия, оно обязательно случится, если только вы этого захотите.
Спасибо за внимание. А это предыдущие материалы